Грузовые автомобили

В. Салыгин

Изменения рынка после 20 августа в настоящее время не поддаются анализу. Они, конечно, получат свою оценку – несколько позже.

Очередной финансовый кризис в стране и связанная с ним девальвация российского рубля тотчас сказались практически на всех товарных рынках. Не стал исключением и рынок большегрузных автомобилей. Спрос здесь несколько оживился, цены незамедлительно колыхнулись вверх. Основной причиной этого, видимо, явился новый всплеск инфляционных ожиданий, – большегрузный автомобиль многими покупателями рассматривается как товар инвестиционный. Значительная часть дилеров, реализующих грузовые машины, попыталась поднять рыночные цены на 10–12% , следуя ориентировочно росту курса доллара. Однако реальный прирост цены продаж, по нашей оценке, в августе текущего года не превысил 3–5%.

Динамика рыночных цен за этот месяц по основным моделям грузовых автомобилей (см. таблицу) характеризуется заметным увеличением цен. Однако темпы их роста значительно отличаются в зависимости от марки автомобиля. Наибольший прирост отмечен по транспортным средствам Кременчугского автозавода (5–7%). При этом существенно увеличился и разброс цен (до 6–8%). Те дилеры, у кого цены в прайс-листах были указаны в твердой валюте, автоматически подняли их, в то же время у некоторых посредников цены остались практически прежними. Неделю спустя после объявления о новых границах «валютного коридора» существенно поднялись цены на грузовые автомобили Минского завода (3–5%). В меньшей степени возросли цены на отечественные грузовые автомобили – КамАЗ и «Урал», соответственно на 1,5–3,5 и 1,5–2 %.

Следует отметить, что в первом полугодии 1998 года в ценовой ситуации на рынке большегрузных автомобилей преобладала тенденция постепенного роста цен (рис. 1,2,3). Так, по автомобилям КамАЗ и МАЗ индекс рыночных цен за этот период составил 1,05–1,08. Уровень цен на «Уралы» практически остался неизменным (индекс цен близок к 1,0). Незначительно снизились лишь цены на автомобили КрАЗ (индекс цен составил 0,95–0,99). Причиной этого стало, видимо, введение льготных условий на ввоз украинской автотранспортной техники.

Если сравнить первое полугодие текущего года с аналогичным периодом 1997 года, то ценовая ситуация 1998 года представляется менее стабильной (в 1997 г. преобладала тенденция плавного снижения цен, индекс по большинству моделей составлял 0,95–0,98). Дестабилизации рынка способствует ряд причин и, в первую очередь, углубление финансово-экономического кризиса в стране, свертывание фактически производства большегрузных автомобилей, ограниченный платежеспособный спрос на автотранспортную технику. О кризисном состоянии практически всех отраслей российской экономики свидетельствует тот факт, что лишь 52% отечественных предприятий получают прибыль от своей деятельности, в то время как остальные 48% стоят у черты банкротства. По итогам работы российского Автопрома в январе-июне текущего года снижение производства составило по предприятиям Татарстана – 48%, Удмуртии – около 30%, Ульяновской области – 3,5%, Самарской – более 2%. Нынешнее кризисное состояние финансовой системы, ужесточение системы налогооблажения еще более усугубляют положение предприятий-производителей.

В этих условиях прогноз Минэкономики: «при благоприятных условиях и сдерживании факторов роста цен первоначально проектируемые объемы производства (в натуральных показателях) на 1998 год могут быть превзойдены и составить по грузовым автомобилям (включая шасси) 140 тыс. машин» представляется несколько оптимистичным.

Что касается рыночных цен на большегрузные автомобили, то их рост в ближайшие 2–3 месяца будет продолжаться, но медленнее, чем в августе-сентябре. Ежемесячный прирост может составлять 1–3%, поскольку оживление спроса (за счет отложенного спроса) скорее всего будет носить временный характер.