Положение на рынке специальной автомобильной техники

В. Салыгин

На российском рынке специальной техники покупатель сегодня может обнаружить большое разнообразие дорожной и строительной техники, автоцистерн, различных коммунальных и пожарных машин. Ситуация в этой сфере складывается под влиянием ряда факторов, которые можно разделить на макроэкономические (состояние реального сектора экономики и отдельных отраслей, финансовое положение, федеральные инвестиционные программы и их реализация и др.), микроэкономические и специфические, характерные для рассматриваемой области. К основным факторам относятся дальнейшее снижение уровня закупок специальной техники основными потребителями (в первую очередь, строительными организациями, предприятиями коммунального хозяйства), обострение конкуренции между производителями, изменение структуры спроса на указанную технику.

Автокран КС-45719 на базе КрАЗ-65101

В течение 1997 года уровень закупок специальной автомобильной техники оставался весьма низким, а в первом квартале текущего года наблюдалось его дальнейшее, хотя и незначительное, снижение. Сокращение объемов продаж обусловлено, в первую очередь, низким платежеспособным спросом и достаточно высокими ценами на автомобильную технику, которые продолжают медленно, но неуклонно расти.

Несмотря на то, что предприятия, использующие специальный автотранспорт, стремятся улучшить свое экономическое положение путем повышения загрузки подвижного состава и применения более гибкого ценообразования, их рентабельность остается в пределах 10–15 %. Попытка заложить в тарифы максимальный уровень рентабельности (действующее ныне государственное регулирование тарифов на транспортные услуги допускает максимальный уровень рентабельности до 35 %) тотчас ведет к снижению обслуживаемой доли рынка и тем самым к уменьшению прибыли. Характерным явлением для многих предприятий стала недогрузка подвижного состава; невостребованной простаивает до 30 % исправной техники. Такое положение ведет к сокращению парка специальных машин и его старению. К настоящему времени степень обновления парка дорожно-строительных машин снизилась до 2–2,5 % в год при норме 8–10 %.

С другой стороны, создавшаяся ситуация способствует росту потенциала отложенного спроса. По оценкам специалистов, в строительстве он составляет 35–40 % парка основных строительных машин. При благоприятных условиях (оживление экономики, существенное улучшение финансового положения строительных, транспортных, коммунальных и других предприятий, использующих специальный автотранспорт) наличие значительного отложенного спроса может послужить причиной ощутимого ценового скачка.

Автокран КС-3577-3 на базе МАЗ-5337

Другим обстоятельством, оказывающим существенное влияние на рынок специальной автотехники, является усиление конкуренции между российскими производителями. Хотя интересы выживания подталкивают российские заводы к неуклонному повышению отпускных цен, а значит и росту рыночных, основной сферой конкуренции становится не столько ценовая, сколько «ассортиментно-качественная». Производители стремятся расширить ассортимент изделий, повысить их качество, сократить эксплуатационные затраты. Следствием этого явилось заметное расширение номенклатуры производимой продукции, а также внедрение на ряде производств современных технологий.

Наиболее остро конкуренция проявляется в таких секторах рынка, как автокраны, развозные автомобили (фургоны), коммунальная техника.

Достаточно широкую гамму автомобильных кранов производит АО «Автокран» (г. Иваново). Основной продукцией завода являются автомобильные краны КС-35715, КС-35715-1, КС35715-2 (грузоподъемность 16, 15 и 17 т соответственно, шасси МАЗ-5337) и краны КС-35714, КС-35714-1, КС-35714-2 и КС-45717 (грузоподъемность 16, 15, 17 и 22 т соответственно, шасси Урал-5557 и Урал-55571). Производство автокранов КС-35714 на шасси КамАЗ существенно сократилось ввиду свертывания поставок шасси с Камского автомобильного завода. Как известно, за первые три месяца текущего года с конвейера АО «КамАЗ» не сошло ни одного автомобиля.

Краны Ивановского завода серийно оснащаются микропроцессорным ограничителем с цифровой индикацией, позволяющим контролировать степень загрузки крана, длину и вылет стрелы, автоматически ограничивать зону действия крана при работе в стесненных условиях.

Манипулятор МКС-4032

После завершения реконструкции Камышинского кранового завода (АО «ГАЗАКС») при финансовой поддержке РАО «Газпром» на предприятии налажено производство современных автомобильных кранов КС-4562 А и КС-4573 (грузоподъемность 20 и 16 т соответственно, шасси КрАЗ-6510). В течение 1997 года велись подготовительные работы к серийному выпуску большегрузных кранов грузоподъемностью 30, 50 и более тонн.

Галичский автокрановый завод, основной продукцией которого были 16-тонные краны КС-4572, освоил производство 20-тонных машин КС-45719-1 (шасси КамАЗ-53213, КамАЗ-53228), КС-45719-2 (шасси КрАЗ-65101) и КС-45719-4 (шасси КамАЗ-53228). Поскольку поставки с Камского автозавода приостановлены, а объемы поступления шасси с Кременчугского автомобильного завода незначительны, следует ожидать перехода на производство других марок автокранов.

В аналогичном положении оказался и ряд других заводов, освоивших производство автокранов на шасси КамАЗ, в том числе АО «Мотовиловский завод» (25-тонный автокран КС-5579), Новосибирский завод им. Коминтерна (20-тонные автокраны КС-45715).

К числу перспективных направлений развития строительной техники специалисты относят разработку и производство кранов-манипуляторов. Достаточно широкий выбор манипуляторов предлагает Балашихинский завод автомобильных кранов (г. Балашиха, Московская обл.). Основная продукция – крановый манипулятор МКС-4032 и его модификации (двух- и трехсекционные, с максимальным грузовым моментом до 8,75 тс•м), которые могут монтироваться на шасси автомобилей ЗИЛ-433360, ЗИЛ-133 Г42, МАЗ-53371, КамАЗ-5320, Урал-4320, КрАЗ-260.

Автогудронатор ДС-39Б

На складывающуюся рыночную ситуацию существенное влияние оказывает не только низкий платежеспособный спрос, но и изменение структуры капиталовложений, вызванное формированием в стране рыночных отношений. В частности, произошла смена инвестора: доля централизованных капитальных вложений (на нее в основном ориентирована производственная база строительства) сократилась с 37 % в 1990 году до 12 % в 1996 году. К 1997 году строительный комплекс насчитывал около
130 тыс. подрядчиков, из которых более 110 тыс. предприятий и организаций относятся к малому бизнесу. «Измельчание» строительных предприятий вызвало структурные изменения их потребностей в технике. Спрос сместился в сторону универсальных, комбинированных, малотоннажных машин. Так возрос спрос на универсальные гидравлические краны-погрузчики грузоподъемностью до 3 т, на манипуляторы, монтируемые на грузовых автомобилях. Повышенным спросом пользуется и быстроокупаемая специальная техника. К ней можно отнести развозные автомобили (фургоны) различного назначения, а также автоподъемники.

Ряд российских заводов стремится максимально использовать характерные особенности нынешнего рынка. Так, АМО ЗИЛ выпускает широкую гамму специальной техники. Перечень машин, предлагаемых московским заводом велик. Это фургоны различного назначения («Тонар 29481», мебельные ЗАО-3724 и ЗАО-57151.10, изотермические ЗАО-3724.44 и ЗАО-5715.40), автоцистерны (АЦ-6,5, АЦ-2,5), бензовозы и топливозаправщики (АТЗ-6,5, АТЗ-10), передвижная автозаправочная станция ПАЗС-11 (шасси ЗИЛ-133 Г42) и другие специальные машины.

Топливозаправщик АТЗ-56132

Используя свой опыт в области бескаркасно-панельной технологии, один из поставщиков оборонного комплекса – Шумерлинский комбинат автомобильных фургонов – перешел на выпуск гражданской продукции. Базовыми шасси для производства самых различных фургонов служат КамАЗ-5320, ЗИЛ-4331, УАЗ-4303, ГАЗ-3302 «Газель». Если раньше в Шумерли изготавливали лишь кузова, то сейчас завод фактически превратился в автомобильный – из его сборочного цеха выходят полнокомплектные изделия. Здесь налажено производство оригинального по конструкции фургона для перевозки «Кока-колы» (открывается с трех сторон, оборудован гидравлическим подъемным задним бортом), не имеющего аналогов в России и других государствах СНГ.

Достаточно устойчивым остается спрос на дорожную технику.

Самым крупным на сегодняшний день производителем бетонотранспортной техники в стране (и других государствах СНГ) является Туймазинский завод автобетоновозов. Предприятие предусмотрительно и в короткое время освоило производство новых бетонотранспортных машин, используя помимо шасси КамАЗ, автомобили ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ. Основной продукцией предприятия сейчас являются автобетоносмесители СБ-227, СБ-159Б1 (соответственно на шасси ЗИЛ-433362, объем смеси 2,5 м3 и ЗИЛ-133 Г42, объем смеси 5 м3), СБ-159Б2 (на шасси Урал-4320, объем смеси 5 м3), СБ-172-3 (на шасси КрАЗ-6510, объем смеси 6 м3), авторастворсмеситель СБ-178 (на шасси КамАЗ-5511, объем смеси 2,6 м3) и другие специальные машины. Существенное улучшение технических показателей производимой техники позволяет заводу выполнять целевые заказы и устанавливать оборудование на различные шасси как новые, так и бывшие в употреблении. Стремясь приспособиться к новым условиям, предприятие расширяет сервисное обслуживание техники: на заводе организована служба, которая осуществляет техническое обслуживание с выездом на объект, капитальный ремонт техники и оказание помощи в эксплуатации, а также обучение обслуживающего персонала.

Машина илососная КО-507А

Крупным предприятием по выпуску различных дорожных машин по-прежнему является АО «Кургандормаш». Завод, в частности, предлагает покупателю достаточно широкий спектр техники, в том числе автобитумовозы ДС-138Б (на шасси КамАЗ-53213, вместимость цистерны 10 м3), ДС-164 (тележка ПП-9385 и тягач КамАЗ-54112, вместимость цистерны 18 м3), АЦБ-12-05 (полуприцеп ЧМЗАП-99858 и тягач КамАЗ-5410, вместимость цистерны 12 м3), автогудронаторы ДС-38Б и ДС-142 Б (соответственно на шасси ЗИЛ-433362, вместимость цистерны 4 м3 и КамАЗ-53213, вместимость цистерны 7,5 м3), автобитумораздатчик ДС-182 (на шасси ЗИЛ-433362, вместимость цистерны 4 м3) и другую специальную технику.

Свою программу спецавтотранспорта предлагает АО «Бецема» (Московская обл.), в том числе цементовозы грузоподъемностью от 8 до 28 т; муковозы, комбикормовозы грузоподъемностью от 8,5 до 16 т; нефтевозы, битумовозы, мазутовозы грузоподъемностью 20 т; бензовозы и топливозаправщики вместимостью 30 м3, а также различное технологическое оборудование для химической, металлургической и цементной промышленности.

На выпуске химического и нефтепромыслового оборудования специализируется АО «Первомайскхиммаш». Завод предлагает автоцистерны (АСН-12С-250), автопоезда (АПЦ-23), агрегаты цементировочные (АЦ-32) и другую специальную технику на шасси автомобилей КамАЗ, «Урал», КрАЗ и ТАТРА.

Ведущие позиции в производстве пожарной техники занимает АО «Пожтехника» (г. Торжок). Кроме того, выпуск пожарной техники налажен на ряде заводов, в том числе на Давыдовском заводе сельхозмашин (Московская обл.), Московском карбюраторном заводе (в составе АМО ЗИЛ). Пожарные машины (автоцистерны) выпускаются на шасси автомобилей ЗИЛ-433420, ЗИЛ-131 (АЦ-40), КамАЗ-53213 (АЦ-40-240.01, цистерна 5,8 м3), КамАЗ-43105 (АВД-20, цистерна 4,5 м3), Урал-557, Урал-43202 (АЦ-40-6/3).

Мусоровоз КО-424

Что касается рыночных цен на специальную автомобильную технику, то их увеличение за истекший 1997 год было незначительным и составило 5 – 15 % (см. таблицу). Несколько быстрее росли цены на дорожно-строительные машины (10 – 15 %), а также пожарную технику (10 – 12 %), медленнее – на коммунальную автотехнику (5 – 7 %).

Разброс цен в подгруппах в значительной мере обусловлен стоимостью базового автомобиля и динамикой его цены. Так, в начале текущего года стали быстрее расти цены на специальную технику, собранную на шасси автомобилей КамАЗ. Это, видимо, было связано с резким падением производства Камского автозавода, сокращением объемов поставок (следовательно, и продаж) и заметным ростом (при сохранившемся определенном спросе) цен на базовый автомобиль.

Практически неизменными оставались цены на многие образцы техники, изготовленной на шасси автомобилей АМО ЗИЛ, значительный объем которой продавался в кредит и по лизингу.

Незначительно выросли цены на специальные машины на базе автомобилей Минского завода. Это создает благоприятные условия для дальнейшего увеличения их доли на российском рынке.