Производство и рынок тракторов для аграрного сектора России в 2012 г.
В 2012 г. изменения на рынке России по сравнению с 2011-м были не столь существенными. Вместе с тем и сейчас сложившееся положение по производству сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов) и отгрузке готовой продукции остается крайне неоднозначным: одни отечественные заводы, традиционно выпускавшие тракторы, остановлены или производят минимум продукции, тогда как другие, в том числе и расположенные на территории России заводы так называемой отверточной сборки тракторов МТЗ, а также изготовители, осуществляющие лицензионную сборку тракторов ряда ведущих зарубежных фирм, увеличили объемы производства.
Беларус 1822.3 (ТД МТЗ-ЕлАЗ)
Агромаш-90ТГ (ВгТЗ)
Структура рынка производителей колесных тракторов в РФ в 2012 г., %
Структура производства колесных тракторов заводами России по лицензии ПО «МТЗ» и лицензиям зарубежных фирм в 2012 г., %
АТМ 7360
Беларус 320.4 (ТД МТЗ-ЕлАЗ)
К-744Р4
Структура экспорта тракторов по странам назначения в 2012 г., %
Агромаш 85ТК (ВМТЗ)
Структура экспорта тракторов по производителям в 2012 г., %
АТМ 4200
В результате все еще продолжающегося в тракторном машиностроении кризиса, сопровождающегося колебаниями цен не только на комплектующие, но и на продукцию самих заводов – изготовителей тракторов, существенно снизились не только общие объемы производства и отгрузки колесной и гусеничной тракторной техники для поставок на отечественный рынок по сравнению с докризисным периодом 2007–2008 гг., но и во многом сократилась номенклатура выпускаемых тракторов различных групп мощности, в основном до их базовых модификаций, а также заметно ухудшились их важнейшие потребительские качества, при этом фактически прекратилось освоение новых, разработанных в последние годы конкурентоспособных, высокопроизводительных моделей. Тем не менее в России для поставок преимущественно на внутренний рынок в 2012 г. было произведено 14 582 трактора, в том числе соответственно 14 226 колесных (вместе с тракторами по лицензии МТЗ и ведущих зарубежных фирм) и 356 гусеничных тракторов (без учета промышленных и лесопромышленных тракторов (см. табл. 1). Вместе с тем в 2012 г. производство тракторной техники по сравнению с 2011 г. снизилось на 13,4% и составило 14 582 ед. против 16 841 ед. в 2011 г., т. е. уменьшилось на 2259 ед.
Наибольшие доли в общем объеме выпуска тракторов составляла продукция ТД МТЗ-ЕлАЗ, затем идут ОАО «Смолспецтех», ООО «Джон Дир Рус», ОАО «ПО Елабужский автомобильный завод», ОАО «Бузулукский механический завод» и ОАО «САРЭКС». Иначе говоря, больше других предприятий России в 2012 г. произвели тракторной продукции заводы, изготавливающие тракторы «Беларусь» по лицензии ПО «МТЗ», которые в наибольшей степени приспособлены к российским условиям эксплуатации, а также предприятия, изготавливающие тракторы по лицензиям зарубежных фирм, тогда как заводы, традиционно изготавливающие в России колесные тракторы, выпустили их минимальное количество, то есть все предприятия, изготавливающие на территории России по лицензии тракторы МТЗ, произвели в количественном выражении продукции почти в 10 раз больше, чем все вместе взятые заводы России, и более чем в 4 раза больше продукции, произведенной по лицензиям зарубежных фирм. При этом заметно улучшили свою работу по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. ЗАО «ПТЗ» и ЗАО «Агротехмаш» (темпы роста выпускаемых тракторов составили соответственно 142 и 158,7%), а также предприятия, выпускающие по лицензиям зарубежные тракторы: ОАО «Ростсельмаш» (темп роста 214%), ООО «Джон Дир Рус» (темп роста 578%) и ООО «СиЭнЭйч-КАМАЗ» (темп роста 151%). Одновременно ухудшили свою работу ООО «ВМТЗ», которое в 2012 г. изготовило почти в 4 раза меньше тракторов, чем в 2011 г. (темп роста всего 25,9%), и все предприятия так называемой отверточной сборки на территории России (по лицензии ПО «МТЗ»), кроме одного – ОАО «Бузулукский механический завод» (темп роста 104,4%), а также ОАО «ТК ВгТЗ», изготовившее в 1,6 раза меньше гусеничных тракторов, чем в 2011 г. (темп роста всего 62,1%). Фактически единственным монополистом, выпускающим гусеничные тракторы для АПК, в России в 2012 г. был один завод – ОАО «ТК «ВгТЗ», продукция которого при отсутствии поставок с остановленного ОАО «Алтайский трактор» охватывает в настоящее время 100% отечественного рынка. В целом можно отметить, что, несмотря на существенный рост объемов производства колесных тракторов ЗАО «ПТЗ» и ЗАО «Агротехмаш», а также по лицензиям зарубежных фирм, ожидаемого дальнейшего оживления производства тракторов в 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. в России не произошло, поскольку одновременно основные производители колесных тракторов по лицензии ПО «МТЗ» заметно снизили объемы выпускаемой продукции (кроме Бузулукского механического завода). Если говорить о рейтинге предприятий России по количеству выпущенных в 2012 г. колесных тракторов, места с I по V распределились следующим образом: ТД МТЗ-ЕлАЗ, ОАО «Смолспецтех», ООО «Джон Дир Рус», ОАО «ПО Елабужский автомобильный завод» и ОАО «Бузулукский механический завод», т. е. в числе лидеров оказались предприятия, занимающиеся сборкой по лицензии тракторов ПО МТЗ, и ни одного тракторного завода России, традиционно изготавливающего тракторы (отечественный завод ПТЗ занял лишь VII место, см. табл. 2). Из таблицы видно, что наибольшее отставание по отгрузке было характерно на конец декабря для ЗАО «ПТЗ», далее идут ОАО «ПО Елабужский автомобильный завод», ОАО «Бузулукский механический завод», у дилеров в ТД МТЗ-ЕлАЗ, ОАО «Ростсельмаш», ООО «Джон Дир Рус» и ООО «СиЭнЭйч-КАМАЗ».
Причинами увеличения объемов нереализованной продукции и затоваривания складов готовой продукцией являются все еще сохраняющийся низкий уровень спроса потребителей и переходящие объемы, необходимые для ритмичного исполнения договорных обязательств. В то же время наиболее высокими показателями по отгрузке тракторов отличались ООО «ВМТЗ», ЗАО «Агротехмаш», ОАО «САРЭКС» и ОАО «Череповецкий литейно-механический завод», тракторы которых в 2012 г. остались самыми востребованными у отечественных сельхозпроизводителей. По итогам 2012 г. общее количество неотгруженной тракторной техники составило 3301 ед. колесных и гусеничных тракторов. Помимо этого для эффективного функционирования сельского хозяйства России продолжались также закупки импортной тракторной техники, количество которой в 2012 г. (50,7%) уже стало превышать суммарное количество тракторов, изготовленных как традиционными отечественными тракторными заводами, так и изготовленных на территории России по лицензиям ПО «МТЗ» и зарубежных фирм (49,3%). При этом количество зарубежных тракторов из дальнего зарубежья (14 975 ед.) почти в 10 раз превышает количество тракторов (1558 ед.), изготовленных в России на традиционных тракторных заводах. Учитывая сложившиеся к 2012 г. весьма благоприятные условия для производства тракторной техники в России, несмотря на трудности посткризисного периода, отечественные производители изыскали производственные резервы для осуществления поставок своей тракторной техники не только на внутренний рынок, но и на внешние рынки. Так, в 2012 г. на экспорт, в том числе в 21 страну ближнего и дальнего зарубежья, было поставлено произведенных в России тракторов на общую сумму $17 545 377. Среди всех стран, экспортирующих тракторы из России, на Кубу, в Киргизию, Черногорию и на Украину, объемы поставок были наибольшими, тогда как в Монголию, Армению, Германию и Литву этих поставок было меньше. К самым экспортопоставляющим предприятиям России по итогам 2012 г. можно отнести не только продукцию ПО «МТЗ» (завода, изготавливающего белорусские тракторы в России по лицензии) и «Агротехмаш», но и такие предприятия, как ВгТЗ, ПТЗ, Агромаш и ВМТЗ. Спросом при экспортных поставках пользовались не только колесные, но и гусеничные тракторы, изготавливаемые в России (см. табл. 3).
Наибольший спрос имели колесные тракторы Беларус 82.1 соответственно МТЗ и Бузулукского механического завода, а также колесные тракторы Беларус 1221.2 (МТЗ). Гусеничные тракторы пользовались ограниченным спросом. Если говорить об уровне мощности экспортных тракторов, их типе и новизне, то при поставках на экспорт наиболее востребованы были новые производительные модели колесных тракторов, только что сошедшие с конвейера, мощностью от 80 до 102 л.с. и мощностью более 122 л.с., тогда как популярность колесных тракторов, бывших ранее в эксплуатации, а также новых гусеничных была намного меньше (см. табл. 4).
|