Мини-погрузчики (ч. 2)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов
 3
Господа, читайте инструкцию!
Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов
 1
Сколько «ходят» шины?
Снижаем затраты на покрышки и продлеваем их ресурс
 1
«Дорожники-художники»
Машины для нанесения дорожной разметки
 1
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
Вся правда о ямочном ремонте (ч.1)
Дорожный ремонт
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 3)
Китайские внедорожные самосвалы (ч.2)
Дракон готовится к прыжку...
 1
Получение кубовидного щебня на отечественном оборудовании
Обзор дробилок отечественного производства
Стремление к универсальности
Сменные рабочие органы мини-погрузчиков
С новым краном!
40-тонные краны на автомобильных шасси

Производство тракторов для аграрного сектора в России в 2011 г.

А. Нефедов
В 2011 г. изменения на рынке России были более существенными, чем в предыдущем 2010 г. Однако и сейчас сложившееся положение как по производству сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов), так и по отгрузке готовой продукции остается крайне сложным: многие отечественные тракторные заводы, традиционно выпускавшие тракторы, остановлены или производят минимум своей продукции, при этом увеличили объемы производства расположенные на территории России заводы так называемой отверточной сборки тракторов – МТЗ и ХТЗ, а также изготовители, осуществляющие лицензионную сборку тракторов ряда ведущих зарубежных фирм.
 
 
 
Производство тракторов в 2010–2011 гг., ед.
Структура производства тракторов на рынке России в 2011 г., %
 
Структура производства отечественных колесных тракторов на рынке России в 2011 г., %
 
Структура производства отечественных гусеничных тракторов на рынке России в 2011 г., %
Структура производства тракторов МТЗ (сборка) на рынке России в 2011 г., %
 
 
Структура производства тракторов по лицензиям зарубежных фирм на рынке России в 2011 г., %
Структура производства тракторов ХТЗ на рынке России в 2011 г., %
 

В результате все еще продолжающегося в тракторном машиностроении кризиса, сопровождающегося колебаниями цен не только на комплектующие, но и на продукцию заводов – изготовителей тракторов в целом, были существенно снижены не только общие объемы производства и отгрузки колесной и гусеничной тракторной техники для поставок на отечественный рынок по сравнению с докризисным 2007–2008 гг. периодом, но и во многом уменьшена номенклатура выпускаемых тракторов, дифференцированных по различным группам мощности, в основном до их базовых модификаций, а также значительно сужены их важнейшие потребительские качества. При этом фактически остановилось освоение новых, разработанных в последние годы конкурентоспособных высокопро-изводительных моделей.

Тем не менее в России для поставок на внутренний рынок за январь–декабрь 2011 г. произведено 15 843 трактора, в том числе соответственно 13 703 и 567 ед. колесных (вместе с тракторами МТЗ) и гусеничных тракторов, а также 921 ед. колесных и гусеничных тракторов ХТЗ и 652 ед. тракторов по лицензиям зарубежных фирм (приведенные данные не учитывают количество промышленных тракторов). При этом общее количество произведенных в 2011 г. тракторов в 1,7 раза превышает количество тракторов, выпущенных в 2010 г.

Улучшили свою работу в январе–декабре 2011 г. по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. такие предприятия отечественного тракторостроения, как ЗАО «ПТЗ», ЗАО «Агротехмаш», ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец».

Увеличили производство тракторов (сборка тракторов МТЗ) ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ», ГУП РТ «ПО ЕлАЗ», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «Смолспецтех», ОАО «Череповецкий литейно-механический завод». Причем из всех заводов, выпускающих на территории России тракторы МТЗ, только один – ОАО «САРЭКС» в 2011 г. произвел меньше тракторов, чем в 2010 г.

Сборка колесных и гусеничных тракторов увеличилась на ХТЗ ООО «Интерснаб», ООО «ТД ХТЗ-Белгород» и ООО «ТД ПодшипникМаш».

Кроме того, улучшил работу по производству отечественных гусеничных тракторов и ОАО «ТК «Волгоградский тракторный завод».

Увеличили свое производство изготовители тракторов по лицензиям зарубежных фирм, в том числе ОАО «Ростсельмаш», а также ООО «Джон Дир Русь»; ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери» и ООО «Клаас».

Производство тракторов в России в 2010–2011 гг., ед.
Предприятие-изготовитель Янв.–дек. 2010 г. Янв.–дек. 2011 г. Изменение, % (раз) 2011 г. к 2010 г.
Всего
8497
15 843
в 1,7 раза
В том числе:
Отечественные колесные, всего
912
1075
117,8
Из них:
ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ВМТЗ)
639
523
81,8
ЗАО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ)
231
432
187
ЗАО «Агротехмаш»
33
104
в 3,2 раза
ОАО «Уралвагонзавод»
ОАО «Липецкий трактор» (ЛТЗ)
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец»
9
16
177,7
Сборка колесных тракторов МТЗ, всего
6409
12 628
197,3
В том числе:
ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ»
1278
4302
336,6
ГУП РТ «ПО ЕлАЗ»
1387
3250
234,3
ОАО «Бузулукский механический завод»
1168
1712
146,6
ОАО «Смолспецтех»
1283
2593
202,1
ОАО «САРЭКС»
1284
771
 
ОАО «Череповецкий литейно-механический завод»
9
49
в 5,4 раза
Сборка колесных и гусеничных тракторов ХТЗ, всего
455
921
202,4
В том числе:
ООО «Интерснаб»
1
9
в 9 раз
ООО «ТД ХТЗ-Белгород»
391
664
169,8
ООО «ТД ПодшипникМаш»
63
248
в 3,9 раза
По лицензиям зарубежных фирм, всего
189
652
322,6
В том числе:
ООО «КамТЗ»
4
ОАО «Ростсельмаш»
136
233
171,3
ООО «Джон Дир Русь»
275
ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери»
49
134
273,5
ООО «Клаас»
10
Отечественные гусеничные, всего
532
567
106,6
В том числе:
ОАО «ТК «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ)
531
567
106,8
ОАО «Алтайский трактор»
1
Прочие
1255
715
57,0
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, выпуск № 3, март 2012 г.

В то же время снизились объемы производства в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на ООО «ВМТЗ». Не выпустили ни одного трактора ОАО «Алтайский трактор», ОАО «Уралвагонзавод» и ОАО «Липецкий трактор».

Наибольшее количество тракторов для рынка России в 2011 г. произвели расположенные на ее территории изготовители тракторов МТЗ (сборка) (3/4 объема рынка). Далее по степени убывания расположились заводы, выпускающие отечественные колесные тракторы, а также занимающиеся сборкой тракторов ХТЗ, прочие предприятия и предприятия, производящие тракторы по лицензиям зарубежных фирм, заводы отечественных гусеничных тракторов.

Предприятия, производящие отечественные колесные тракторы, расположились по убыванию количества выпускаемых тракторов в следующем порядке: ООО «ВМТЗ», ЗАО «ПТЗ», ЗАО «Агротехмаш» и ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец».

Единственным монополистом, выпускавшим гусеничные тракторы для рынка России в 2011 г., является ОАО «ТК «ВгТЗ», продукция которого при отсутствии поставок с ОАО «Алтайский трактор» охватывает в настоящее время 100% рынка.

Из предприятий, поставляющих тракторы МТЗ для рынка России в 2011 г., лидером было ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ». Далее в порядке убывания следовали ГУП РТ «ПО ЕлАЗ», ОАО «Смолспецтех», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «САРЭКС» и ОАО «Череповецкий литейно-механический завод».

Россия по-прежнему остается главным рынком сбыта продукции МТЗ как в части производства, так и отгрузки готовых тракторов, в том числе за счет их отверточной сборки на территории России. Причем одним из весомых аргументов в пользу тракторной техники из Беларуси является ее дешевизна по сравнению с аналогичными тракторами ведущих зарубежных фирм.

Лидером поставок тракторов ХТЗ на рынок России в 2011 г. было ООО «ТД ХТЗ-Белгород». Далее в порядке убывания расположились ООО «ТД ПодшипникМаш» и ООО «Интерснаб».

Если говорить о производстве в России тракторов ведущих зарубежных фирм, то первое место по их производству занимало ООО «Джон Дир Русь», далее следует ООО «Ростсельмаш», затем ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери» и ООО «Клаас».

Объем производства тракторов на основных предприятиях России в 2011 г., тыс. руб.
Производитель 2010 г. 2011 г. Изменение, в %, раз
ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ»
3 627 005
ЗАО «ПТЗ»
2 578 422
3 053 160
118,4
ОАО «Смолспецтех»
628 510
1 460 784
232,4
ООО «ТД ХТЗ-Белгород»
577 336
1 121 609
194,3
ООО «ТД ПодшипникМаш»
339 337
ЗАО «Агротехмаш»
264 140
676 250
256,0
ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери»
137 516
473 570
в 3,4 раза
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец»
97 200
373 400
в 3,8 раза
ООО «ПодшипникМаш»
339 337
ОАО «Уралвагонзавод»
45 804
22 409
28,9
ООО «Интерснаб»
1900
12 990
в 6,8 раз
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, выпуск № 3, март 2012 г.

Самые высокие показатели по производству в России тракторов для аграрного сектора были у таких предприятий, как ООО «ВМТЗ», ЗАО «ПТЗ», ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ», ГУП РТ «ПО ЕлАЗ», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «САРЭКС», ООО «ТД ХТЗ-Белгород», ООО «ТД ПодшипникМаш», ОАО «Ростсельмаш», ООО «Джон Дир Русь» и ОАО «ТК «ВгТЗ, т. е. в числе лидеров, как и в 2010 г., оказались опять не отечественные заводы, традиционно выпускающие тракторы, а предприятия, осуществляющие отверточную сборку тракторов МТЗ.

В результате в январе–декабре 2011 г. на целом ряде положительно зарекомендовавших себя с точки зрения повышения выпускаемой продукции предприятий России по сравнению с 2010 г. существенно выросли в денежном выражении объемы производства колесной и гусеничной тракторной техники.

Отгрузка наиболее популярных моделей тракторов в России в 2010-2011 гг., ед.
Производитель Модель трактора 2010 г. 2011 г. Изменение, в %, раз
ЗАО «ПТЗ»
Всего
223
430
192,8
В том числе
К-744Р05
14
29
207,1
К-744Р1
41
116
282,9
К-744Р2
72
167
231,9
К-744Р3
52
118
226,9
К-9450
ЗАО «Агротехмаш»
Всего
67
131
195,5
В том числе
АТМ 3180
16
52
в 3,3 раза
АТМ 4200
20
36
180,0
АТМ 5280
31
43
138,7
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец»
К-707Т
11
15
177,8
ОАО «Смолспецтех»
Беларус 82.1-СМ
1282
2405
187,6
ОАО «Уралвагонзавод»
Всего
21
14
66,7
В том числе
РТ-М-160
12
5
41,7
РТ-М-160У
9
9
100,0
ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ»
Всего
3942
В том числе
Беларус- 3022ДЦ1
95
Беларус-1220.3
161
Беларус-1523
196
Беларус-892
2335
Беларус-920
1068
ООО «ТД ХТЗ-Белгород»
Всего
 
1170
В том числе
ХТЗ-150К-09
412
ХТЗ-150К-09-01
72
ХТЗ-17221
296
ХТЗ-17221-01
76
Т-150-05-09-12
86
ООО «ТД ПодшипникМаш»
Всего
225
В том числе
ХТЗ-150К-09
70
ХТЗ-17221
132
ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери»
Agrotron AT165.7
45
50
111,1
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, выпуск № 3, март 2012 г.

В связи с ростом объемов производства тракторов на указанных предприятиях особый интерес представляют данные по количественной отгрузке отдельных моделей тракторов на отечественных заводах, а также тракторов МТЗ и ХТЗ, которые, очевидно, продолжают пользоваться наиболее устойчивым спросом у отечественных потребителей.

Данные по отгрузке готовой продукции (в денежном выражении) в 2011 г. для наиболее успешных в этом отношении предприятий приведены в таблице.

Эти данные показывают, что помимо увеличения производства тракторов на многих предприятиях возрос и показатель их отгрузки, что свидетельствует об оживлении на отечественном рынке колесных и гусеничных тракторов в 2011 г. Таким образом, увеличивающаяся реализация и сбыт тракторов, которые теперь застаиваются в меньших количествах на площадках готовой продукции, обеспечивают рост объемов их продаж, а значит, рентабельности предприятий, производящих эти тракторы.

Отгрузка тракторов предприятиями России в 2011 г., тыс. руб.
Предприятие-изготовитель 2010 г. 2011 г. Изменение, %, раз
ЗАО «ПТЗ»
2 558 410
4 196 145
164,0
ЗАО «Агротехмаш»
454 340
811 291
178,6
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец»
70 900
294 300
в 4,2 раза
ОАО «Уралвагонзавод»
82 157
59 454
72,4
ООО «Интерснаб»
10 890
ООО «Ростсельмаш»
10 608 627
17 793 528
167,7
ООО «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР РУССИА Агрикалчерел Машинери»
209 165
374 217
178,9
ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ»
3 499 135
ООО «ТД ХТЗ-Белгород»
933 776
2 096 493
224,5
ОАО «Смолспецтех»
659 018
1 497 037
227,2
ООО «ТД ПодшипникМаш»
337 185
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, выпуск № 3, март 2012 г.

Причем по-прежнему наибольшим спросом у заказчиков продолжает пользоваться продукция МТЗ, его сборочных предприятий на территории России как наиболее приспособленная к российским условиям эксплуатации.

Вместе с тем итоги начала 2012 г. свидетельствуют о продолжающемся накоплении на складах предприятий значительного количества нереализованных тракторов, в том числе как у дилеров ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ» и ОАО «САРЭКС», так и ОАО «ТК ВгТЗ», а также других производителей, в связи с чем по этому направлению еще предстоит напряженная работа на предприятиях, изготавливающих тракторную технику.

Кроме указанных выше моделей колесных тракторов небольшой и средней мощности, 2011 г. характеризовался появлением на отечественном рынке большого количества китайских и южнокорейских тракторов тяговых классов 0,6–1,4, причем ожидается, что в дальнейшем поставки этих тракторов будут только наращиваться и они существенно потеснят аналогичные тракторы из Беларуси.

РЫНОК (статистика, анализ) СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Трактор
А. Нефедов Основные Средства 01'2013 14 января 2013

Комментарии (1)

ТФК ЗИЛ
Спасибо, ваша статья очень помогла
28 октября 2013 – 09:52 Ответить