Метаморфозы траншеекопателя
Землеройно-фрезерные машины Vermeer Terrain Leveler
 1
Надежный гидропривод зимой
«Зимнее» гидравлическое масло МГ-15В (ВМГЗ)
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 2)
В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта
Конструкции автобусов для линий BRT
Мультилифты
Новинки на рынке
 1
Жертва политических баталий и технического прогресса
Грузовые автомобили марки Krupp
Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
Влияние гидромолота на базовую машину
Виброзащитная подвеска гидромолота
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Bühler Versatile 2425

Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села

На неизменный вопрос о том, какие сельскохозяйственные тракторы – отечественные или зарубежные – более надежны в эксплуатации в российских условиях, читатель получит объективный ответ, прочитав материалы этой актуальной статьи.

Надежность тракторной техники – комплексный показатель, включающий в себя в соответствии с ГОСТ 27.002 безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохранность, наряду с функциональными показателями в значительной степени определяет потребительские качества сельскохозяйственных тракторов (далее тракторов), поскольку от нее зависят и годовая наработка, и продолжительность простоев тракторов в пиковые периоды, и эффективность использования тракторов в с.-х. производстве, и своевременное выполнение комплекса работ в требуемые агросроки.

Fendt 930 Vario

Если сравнивать отечественные тракторы с зарубежными в схожих условиях, то бытует мнение, что уровень надежности большинства моделей российских тракторов, особенно мощных, в том числе новых или разработанных в последние годы, в начальный период эксплуатации значительно – до 3 раз – ниже, чем зарубежной тракторной техники. Поэтому первостепенное значение приобретает достоверность данных по объективной оценке фактической надежности исправной техники, которые могут быть получены на основе испытаний и обследований в сопоставимых условиях реальной эксплуатации в хозяйствах конкретных почвенно-климатических зон, в том числе в результате наблюдений и обследований на машино­испытательных станциях (МИС). Такие испытания гарантируют проверку соответствия заложенных в конструкцию тракторов параметров требованиям стандартов, технических заданий и технических условий, а также являются необходимым этапом при разработке мер по устранению причин повторяющихся и наиболее тяжелых по последствиям отказов для создания совершенной, конкурентоспособной тракторной техники.

После распада Советского Союза система плановых периодических испытаний отечественных тракторов практически не существует, а все заинтересованные стороны по существу лишились возможности получать важную достоверную информацию. Доступная информация фирм – производителей зарубежной тракторной техники по надежности носит отрывочный характер и в периодической печати почти отсутствует. Получение заслуживающей доверия проверенной информации по надежности тракторов, в том числе зарубежных, позволит потенциальным покупателям такой техники в России более взвешенно подходить к выбору модели при покупке.

John Deere 9420

Безотказность, т. е. свойство техники непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение определенной наработки, характеризуют средней наработкой на сложный (значимый) отказ, когда нарушается работоспособность узлов и агрегатов тракторов, или на вероятные отказы II или III группы сложности (по признаку доступности к местам ремонта или замены), при этом отказы III группы сложности являются более каверзными, и все эти отказы возникают между аналогичными отказами, для которых нормативом сейчас является длительность работы не менее 1000 мото-ч. Так, ко II группе сложности относят отказы, проявившиеся в деформации деталей (валов, осей и т. п.), расположенных в легко доступных местах. Их устраняют в полевых условиях или в ремонтных мастерских. Отказы III группы сложности, а это, например, трещины или изломы рамы трактора или основных сборочных единиц (двигателя в сборе со сцеплением, коробки передач и т. п.), устраняют в стационарных условиях ремонтных мастерских. Например, излом по сварочному шву рычага включения переднего моста мощных полноприводных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой – это отказ I группы сложности, трещины трубок масляного радиатора гидросистемы – отказ II группы сложности, износ подшипника вала ходоуменьшителя – отказ III группы сложности.

Dohn Deere 8430

Для выявления реальных показателей надежности отечественных тракторов и их зарубежных аналогов ниже представлена их номенклатура, в частности, наиболее распространенных колесных тракторов классической полноприводной 4К4а компоновочной схемы и с шарнирно-сочлененной рамой схемы 4К4б'. Эти компоновочные схемы характерны для тракторов высокой мощности в диапазоне от 270 до 435 л.с., разработанных в России и за рубежом в последние годы и получивших распространение в агропромышленном производстве, в основном на работах общего назначения и севе, по которым имеются результаты контрольных испытаний на МИС и в хозяйствах АПК (табл. 1).

Таблица 1. Номенклатура отечественных тракторов 4К4а и 4К4б высокой мощности и их зарубежных аналогов, прошедших испытания на надежность на МИС и в реальной эксплуатации
Трактор Эксплуатационная мощность, л.с. Год выпуска Число испытанных тракторов, ед., на МИС/ в реальной эксплуатации Наработка, мото-ч, на МИС/ в реальной эксплуатации
Отечественный (4К4а)
АТМ-5280 280 2005–2009 1/ 6 940/162-1900
Зарубежные аналоги (4К4а)
Fendt 930 Vario 300 2005 1/ 5 1750/ 3782–5725
John Deere 8430 295 2007 1/ 24 –/ 523–4000
New Holland T8040 303 2006 1/ 11 –/ 21–1192
Case International Magnum 310 314 2008 1/ – 2220/ –
Отечественные (4К4б')
К-744Р2/Р3 340/ 420 2006–2008 5/ 48 1106–874/ 59–3420
Зарубежные аналоги (4К4б')
John Deere 9420 425 2003 1/ 2 1482/ 1860–1920
John Deere 9430 431 2007 1/ 2 –/ 211–3118
New Holland T9040 435 2008 –/ 3 –/ 1000–1350
Bühler Versatile 2425 425 2007 –/ 12 –/ 460–4500
Гусеничный*
Challenger MT855B 412 2006 1/ – 5507/ –
Источники: Протоколы МИС эксплуатационных испытаний отечественных и зарубежных с.-х. тракторов за 2005–2009 гг.; Оценка надежности с.-х. тракторов 2006–2008 г.в. по результатам эксплуатационных испытаний на МИС, периодических наблюдений и разовых обследований в реальных условиях.
*Справочно (аналоги в РФ отсутствуют).

Oтечественные тракторы и их зарубежные аналоги указанной в табл. 1 номенклатуры испытывались в 2005–2009 гг. на МИС, в том числе Поволжской, Северо-Кавказской, Северо-Западной, Центрально-Черноземной, Кубанской, Алтайской, Амурской, Владимирской, а также обследовались в реальных условиях эксплуатации в разных регионах РФ (табл. 2).

Dohn Deere 9430

Анализ представленных в табл. 2 результатов испытаний, а также периодических наблюдений и разовых обследований показал, что наработка на сложный отказ II и III групп сложности отечественного трактора АТМ-5280 (4К4а) составила соответственно 470 и 650 мото-ч (т. е. эти наработки являются довольно близкими), а тракторов К-744Р2/Р3 (4К4б') – соответственно 415 и 265 мото-ч.

Таблица 2. Показатели безотказности отечественных и зарубежных тракторов мощностью 270…435 л.с. по результатам испытаний на МИС и наблюдений в реальной эксплуатации
Трактор Исходные данные Контрольная наработка, мото-ч Число тракторов, ед., общее/ расчетное, проработавших контрольную наработку Среднее число отказов, ед., по группам сложности II/ III Наработка на сложный отказ II и III групп сложности, мото-ч, единичного трактора/ (средняя по партии)
Отечественный (4К4а)
АТМ-5280 Испытания 1000 1/ 0,94 2/ 0 470/ –
Наблюдения 1000 6/ 2,6 2,4/ 0 –/ 650
Зарубежные аналоги (4К4а)
Fendt 930 Vario Испытания 1000 1/ 1 0/ 0 1750/ –
Наблюдения 1000 5/ 5 1/ 2 –/ (835/ 1665)
2000 5/ 5 (2,2/ 1,4)/ (0,2/ 0) –/ (835/ 1430)
3000 5/ 5 (3,6/ 2,2)/ (0,2/ 0) –/ (790/ 1365)
4000 5/ 4,8 (5,1/ 3,2)/ (0,4/ 0,2) –/ (725/ 1175)
John Deere 8430 Наблюдения 1000 24/ 23,5 0,09/ 0 –/ 11 100
2000 24/ 20,6 0,39/ 0 –/ 5130
3000 24/ 13,5 0,61/ 0,07 –/ 4400
4000 24/ 5,5 0,61/ 0,07 –/ 5880
New Holland T8040 Наблюдения 1000 11/ 8,8 1,2/ 0 –/ 835
Case International Magnum 310 Испытания 1000 1/ 1 0/ 0 2220/ –
2000 1/ 1 2/ 0 1000/ –
Отечественные (4К4б')
К-744Р2/Р3 Испытания 1000 5/ 5 2,4/ 0 –/ 415
Наблюдения 1000 48/ 28,4 3,6/ 0,2 –/ 265
Зарубежные аналоги (4К4б')
John Deere 9420 Испытания 1000 1/ 1 0/ 0 1482/ –
Наблюдения 1000 2/ 2 0/ 0 –/ 1880
2000 2/ 1,9 0/ 0 –/ 1880
John Deere 9430 Наблюдения 1000 2/ 2 0,5/ 0 –/ 2000
2000 2/ 2 0,5/ 1 –/ 1333
3000 2/ 1,97 0,5/ 1 –/ 1974
New Holland T9040 Наблюдения 1000 3/ 3 1/ 0 –/ 1000
Bühler Versatile 2425 Наблюдения 1000 12/ 10,7 0,9/ 0,1 –/ 1000
2000 12/ 6,2 1,4/ 0,1 –/ 1335
3000 12/ 5,0 1,8/ 0,3 –/ 1430
Гусеничный*
Challenger МТ855В Испытания 1000 1/ 1 0/ 0 Более 5500
2000 1/ 0 2000*
3000 2/ 0 1500*
4000 2/ 1 1333*
5000 2/ 1 1667/ –
Источники: Протоколы МИС эксплуатационных испытаний отечественных и зарубежных с.-х. тракторов за 2005–2009 гг.; Оценка надежности сельскохозяйственных тракторов 2006–2008 г.в. по результатам эксплуатационных испытаний на МИС, периодических наблюдений и разовых обследований в реальных условиях.
*Справочно (аналоги в РФ отсутствуют).
New Holland T9040

У зарубежных аналогов полноприводного трактора АТМ-5280 классической компоновки указанные наработки на сложный отказ оказались следующими:

  • у единичного трактора Fendt 930 Vario (4К4а) и средняя по партии составляли соответственно больше 1750 мото-ч; при этом в связи с неудовлетворительной подготовкой трактора к эксплуатации в реальных условиях РФ уровень наработок без отказов этого весьма надежного трактора был заметно снижен;
  • у John Deere 8430 (4К4а) и New Holland Т8040 средние наработки на сложный отказ соответственно за контрольные наработки от 10 000 до 40 000 и 10 000мото-ч составили 4000 и 835 мото-ч;
  • у единичного трактора Case International Magnum 310 (4К4а) ориентировочные оценки наработок на сложный отказ за контрольные наработки 1000 и 2000 мото-ч составили соответственно 2220 и 1000 мото-ч.
Наработки на сложный отказ единичных тракторов 4К4а, в том числе средняя по партии за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам испытаний на МИС
Наработка на сложный отказ единичных тракторов 4К4б', в том числе средняя по партии, за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам испытаний на МИС
Наработка на сложный отказ единичных тракторов 4К4б', в том числе средняя по партии, за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам испытаний на МИС

У зарубежных аналогов тракторов К-744Р2/Р3 с шарнирно-сочлененной рамой указанные наработки на сложный отказ были следующими:

  • у единичного трактора John Deere 9420 (4К4б') ориентировочная наработка на сложный отказ по результатам испытаний за контрольную наработку 1000 мото-ч составила более 1482 мото-ч, тогда как ориентировочная средняя по партии наработка на сложный отказ за ту же контрольную наработку была более 1880 мото-ч;
  • у трактора John Deere 9430 (4К4б') ориентировочная наработка на сложный отказ за контрольные наработки 1000, 2000 и 3000 мото-ч составила соответственно 2000, 1333 и 1974 мото-ч или для этого трактора средняя наработка на сложный отказ по партии была 1769 мото-ч;
  • у New Holland Т9040 (4К4б') ориентировочная средняя наработка на сложный отказ для трех этих тракторов за контрольную наработку 1000 мото-ч составила 1000 мото-ч;
  • у Bühler Versatile 2425 (4К4б') средняя наработка на сложный отказ за контрольные наработки в течение 2000 и 3000 мото-ч за контрольную наработку 1000 мото-ч составили соответственно 1335 и 1430  мото-ч.
Ориентировочные средние наработки на сложный отказ тракторов 4К4а за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам разовых обследований (для трактора Fendt 930 Vario дана средняя наработка по партии с учетом эксплуатационных отказов)
Ориентировочная средняя наработка на сложный отказ тракторов 4К4б' за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам разовых обследований

На диаграммах показаны наработки, в том числе средняя по партии, на сложный отказ единичных тракторов 4К4а и 4К4б' высокой мощности за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам испытаний на МИС, а также их ориентировочные средние наработки на сложный отказ по результатам разовых обследований.

New Holland T8040

Для зарубежного гусеничного Challenger МТ-855B наработка на сложный отказ (испытания на Кубанской МИС с импортными орудиями, преимущественно на основной обработке почвы) в данной статье представлена справочно как дополнительная информация о высокой надежности мощных тракторов с резиноармированными гусеницами этой фирмы. Наблюдаемые по этому трактору отказы II и III групп сложности в основном касались разрушения резинового бандажа опорного катка (на 2000 мото-ч) подшипника сайлентблока правой полуоси с течью масла под резиновую втулку, а также обрыва соединения вала КП с маховиком (на 3520 мото-ч) и замены гусениц (на 5500 мото-ч), выработавших за 2 года эксплуатации нормативный ресурс.

Challenger MT855B

Таким образом, проведенный мониторинг надежности отечественных тракторов и их зарубежных аналогов с большой степенью точности достаточно убедительно свидетельствует о достоверности оценки наработки на сложный отказ за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам испытаний на МИС, которая характерна только для отечественных тракторов К-744Р2/Р3.

По остальным тракторам испытывались единичные образцы, поэтому полученные для них оценки безотказности являются по существу ориентировочными. Тем не менее можно с большой степенью вероятности констатировать, что уровень безотказности зарубежных тракторов (см. табл. 2) в несколько раз выше, чем отечественных. Так, у отечественных тракторов указанные наработки на сложный отказ находятся в диапазоне 415–470 мото-ч, тогда как у зарубежных тракторов аналогичные показатели – в диапазоне 1480–5500 мото-ч.

«Кировец» К-744Р3

Показатели безотказности по результатам наблюдений в реальной эксплуатации свидетельствуют о достоверности данных по тракторам К-744Р2/Р3, John Deere 8420 и 8430, а также Bühler Versatile 2425, поскольку их объем выборок является вполне достаточным.

У остальных зарубежных тракторов, у которых (кроме трактора New Holland T8040) объ­емы выборок являются явно недостаточными, однако существенно выше, чем у отечественных тракторов, при примерно равных мощностях их двигателей (1700–2500 против 1000 мото-ч у отечественных тракторов).

АТМ-5280
ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СЕРВИС СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Трактор
А. Нефедов Основные Средства 07'2012 17 мая 2016

Комментарии (0)