Мониторинг российских производителей тракторов для села в 2010 г.

А. Нефёдов

Российский рынок сельскохозяйственных тракторов в 2010 г. характеризуется большой пестротой, связанной с различным состоянием производства и статуса на заводах по производству тракторной техники: одни уже стали банкротами, другие еще держатся на плаву, существенно сократив выпуск продукции, третьи решили собирать и продавать в основном белорусские и украинские тракторы по лицензиям РУП «МТЗ» и ОАО «ХТЗ», спрос на которые сохраняется и сегодня. А кто-то, тоже купив лицензии, специализируется на выпуске хорошо зарекомендовавших себя с.-х. тракторов зарубежных фирм. В этих непростых условиях читателям трудно разобраться, кто есть кто на отечественном рынке тракторов для села, поэтому им будет интересна информация о мониторинге основных производителей.

В настоящее время в качестве основных производителей гаммы стандартных c.-х. тракторов (далее – тракторов) разных тяговых классов (0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 5; 6; 8) и мощностей, от 25 до 400 л.с. и выше, всех известных компоновочных схем в России выступают традиционно российские и новые производители отечественных тракторов и производители, осуществляющие сборку преимущественно тракторов РУП «МТЗ» и ОАО «ХТЗ» на территории России, а также предприятия, выпускающие тракторы иностранных марок, тоже расположенные в России.

Эти предприятия и сегодня выпускают номенклатуру тракторов всех известных компоновочных схем, в том числе:

  • колесной классической только с задними ведущими колесами большего, чем передние, размера (4К2);
  • колесной классической полноприводной с передними и задними ведущими колесами (4К4а);
  • колесной интегральной c передними и задними ведущими колесами одинакового размера и расположенной посредине кабиной (4К4б);
  • колесной с шарнирно-сочлененной рамой и передними и задними ведущими колесами одинакового размера (4К4б’);
  • базовые модели и модификации гусеничных тракторов тяговых классов 3 и 4 мощностью от 80 до 200 л.с.

Традиционными производителями отечественных тракторов остаются известные предприятия ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ОАО «ВМТЗ», Концерн «Тракторные заводы»), ОАО «Липецкий трактор», ЗАО «Агротехмаш», ОАО «ТК «Волгоградский тракторный завод», ОАО «Уралвагонзавод», ЗАО «Петербургский тракторный завод» и ООО «Алтайский трактор», продукция которых характеризуется следующими данными.

Владимирский моторо-тракторный завод и сегодня не потерял своих позиций на рынке колесных тракторов, особенно тяговых классов 0,6…0,9, и представляет серьезную конкуренцию аналогичной продукции других производителей. Основная номенклатура и показатели выпускаемых на заводе универсально-пропашных колесных тракторов тяговых классов 0,6…1,4, в том числе пользующихся повышенным спросом сельхозтоваропроизводителей, представлены в табл. 1.

Таблица 1. Основные модели тракторов ОАО «ВМТЗ»
Марка Мощность, л.с. Эксплуатационная масса, кг Тяговый класс Ходовая система
ВТЗ-2027 (новый дизайн) 25 2020 0,6 4К2
ВТЗ-2032 (ВТЗ-2032-10) (новый дизайн) 30 2020 (2390) 0,6 4К2
ВТЗ-2032А* (новый дизайн) 30 2500 0,6-0,9 4К4а
ВТЗ-30-69 (ВТЗ-30-70) (старый дизайн) 30 2020 (2390) 0,6 4К2
Т-30А-80 (Т-45) (старый дизайн) 30 (45) 2490 (2600) 0,6…0,9 4К4а
ВТЗ-2048А* (новый дизайн) 45 2640 0,9…1,4 4К4а
Т-50 (новый дизайн) 45 2600 0,9 4К4а
Т-85 (новый дизайн) 85 3800 1,4 4К4а
ВТЗ-30СШ (самоходное шасси) 30 2440 0,6 4К2

*Полноприводные тракторы с новым дизайном, пользующиеся повышенным спросом потребителей.

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. (444 ед.) Владимирский завод увеличил производство тракторов, выпустив 637 ед. на общую сумму $3 046 705.

ОАО «Липецкий трактор» не смогло преодолеть трудностей, связанных с разработкой и производством универсально-пропашных колесных тракторов тяговых классов 0,9…2,0, в период после 2000 г. стало банкротом и сейчас практически остановлено, хотя в лучшие годы было основным поставщиком на российский рынок таких весьма популярных моделей, как ЛТЗ-60АБ (4К4а; 57,5 л.с.) и ЛТЗ-155 (4К4б; 150 л.с.).

Важнейшей особенностью колесных полноприводных тракторов ЗАО «Агротехмаш» тяговых классов 3…5 является их создание с применением комплектующих – двигатель, трансмиссия, передний ведущий мост, гидросистема – ведущих мировых производителей, в основном фирм Германии. В 2010 г. выпущено 33 ед. тракторов на общую сумму 264 140 тыс. руб., что оказалось в 5,7 раза меньше, чем в 2009 г. (189 ед.).

Основная номенклатура и показатели тракторов Terrion типа АТМ, выпускаемых ЗАО «Агротехмаш», представлены в табл. 2.

Таблица 2. Тракторы ЗАО «Агротехмаш»
Модель Мощность, л.с. Эксплуатационная масса, кг Тяговый класс Ходовая система
АТМ 3180* 180 6900 3 4К4а
АТМ 4200 200 6800 4 4К4а
АТМ 5280* 280 8900 5 4К4а

*Тракторы, пользующиеся повышенным спросом потребителей.

В свои лучшие годы Волгоградский тракторный завод (ОАО «ТК «ВгТЗ») выпускал широкую гамму гусеничных тракторов тяговых классов 3…4 с многими модификациями и комплектациями – одну из массовых для аграриев России номенклатуру тракторов с гусеничной ходовой системой и был по существу в этом секторе монополистом. В настоящее время завод хотя и остался в этом секторе монополистом, но существенно снизил программу выпуска гусеничных тракторов (табл. 3). В 2010 г. завод произвел 531 ед. тракторов, что оказалось в 1,5 раза меньше, чем в 2009 г. (788 ед.).

Таблица 3. Базовые модели гусеничных тракторов ОАО «ТК «ВгТЗ»
Модель Мощность, л.с. Эксплуатационная масса, кг Тяговый класс
ДТ-75D 95 6620 3
ВТ-100Д* 130 7710 4
ВТ-150Д 155 7820 4

*Тракторы, пользующиеся повышенным спросом потребителей.

ОАО «Уралвагонзавод» ряд последних лет выпускает интегральные колесные тракторы, аналогичные наиболее известным интегральным колесным тракторам типа ЛТЗ-155, стремясь постоянно наращивать их производство. Теперь в отсутствие производства тракторов ЛТЗ аналогичные тракторы, выпускаемые ОАО «Уралвагонзавод» (табл. 4), пользуются у потребителей хорошим спросом. К сожалению, в 2010 г. завод не выпустил ни одного трактора, тогда как в 2009 г. их производство достигало 80 ед. тракторов. Вместе с тем в 2010 г. завод отгрузил потребителям 12 ед. своих тракторов на общую сумму 82 157 тыс. руб.

Таблица 4. Колесные тракторы ОАО «Уралвагонзавод»
Модель Мощность, л.с. Эксплуатационная масса, кг Тяговый класс Ходовая система
РТ-М-160У 160 6655 3 4К4б

ЗАО «Петербургский тракторный завод» («ПетТЗ») и в 2010 г. оставался единственным в России производителем мощных колесных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой (табл. 5). В 2010 г. завод выпустил 383 трактора на общую сумму 1 929 209 тыс. руб. (что на 1,5 % меньше, чем в 2009 г.), отгрузив их на общую сумму 2 115 535 тыс. руб. В 2010 г. из всех российских заводов поставки на экспорт (в дальнее зарубежье) осуществляло только ЗАО «ПТЗ». В период январь–сентябрь 2010 г. экспорт производимых им тракторов с шарнирно-сочлененной рамой (с учетом тягачей) составил $91,4 млн. (3,8 тыс. ед.), в том числе в страны СНГ – $17 млн. (2,4 тыс. ед.).

Таблица 5. Тракторы с шарнирно-сочлененной рамой ЗАО «ПТЗ»
Модель Мощность, л.с. Эксплуатационная масса, кг Тяговый класс Ходовая система
К-744Р-05 300 13400 5 4К4б’
К-744Р1 300 14900 5 4К4б’
К-744Р2* 350 15680 5-6 4К4б’
К-744Р3* 390 17500 8 4К4б’

*Тракторы, пользующиеся повышенным спросом потребителей.

ООО «Алтайский трактор» существенно сократило объемы производства своих тракторов и к настоящему времени фактически остановилось, выпустив в 2010 г. всего 2 трактора против 8 ед. в 2009 г.

После 2000 г., как грибы после дождя, в России появились новые производители отечественных тракторов. К их числу следует отнести следующие наиболее значимые заводы:

  • ООО «Завод Омсктрактор», основная тракторная продукция которого – пользующиеся спросом усовершенствованные тракторы ОМТЗ 700А тягового класса 5, в том числе комплектации «Славич» – аналог колесного трактора общего назначения с шарнирно-сочлененной рамой типа К-700 А, выпускавшегося долгие годы ЗАО «ПТЗ»;
  • «Омсктрансмаш», производящий по лицензии ЮМЗ в небольших объемах универсально-пропашные колесные тракторы тягового класса 1,4 типа ЗТМ-60Л, ЗТМ-62Л, ЗТМ-80, ЗТМ-82 – аналоги моделей тракторов ЮМЗ соответствующей мощности. Между тем из-за производственных трудностей в 2010 г. не произведено и не отгружено в Россию ни одного трактора конструкции ЗТМ;
  • ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец», который производит спецтехнику на базе тракторов типа К-701, а также тракторы К-707Т для трелевки леса.

Существенный вклад в общий объем тракторов, собираемых в России, внесли такие производители, как РУП «МТЗ» и ОАО «ХТЗ», которые в результате отделения Белоруссии и Украины как самостоятельных государств от России на ряде заводов на ее территории организовали по лицензии производство (отверточную сборку) популярных в России моделей тракторов этих производителей. К числу таких заводов можно отнести:

  • ОАО «ЕлАЗ», которое выпускало минские тракторы тяговых классов 1,4 и 2 «Беларус-82» и «Беларус-1221» по лицензионному соглашению с РУП «МТЗ», а также мощные тракторы тягового класса 5 типа «Беларус-3022»;
  • ОАО «САРЭКС», которое производило в основном минские тракторы «Беларус-80/82», -826, -1221, а также в меньших объемах тракторы «Беларус-320», -82.1, -826, -892, -920;
  • ОАО «Бузулукский механический завод», которое выпускало минские тракторы «Беларус», преимущественно модель 1221, постоянно наращивая их производство;
  • ОАО «Смолспецтех», которое выпускало ставшие популярными в России минские тракторы «Беларус-МТЗ-82.1» (в 2010 г. – 1281 ед., тогда как в 2009 г. – только несколько десятков), а также малогабаритный трактор «Беларус-320»; в 2010 г. завод отгрузил продукции на общую сумму 659 018 тыс. руб.;
  • ООО «Интерснаб», которое выпускало колесные и гусеничные тракторы ОАО «ХТЗ» типа Т-150К и Т-150. В 2010 г. «Интерснаб» произвел на 90% меньше тракторов, чем в 2009 г. (8 ед.), при этом не было отгружено ни одного трактора (против 8 ед. в 2009 г.);
  • ООО «ТД «ХТЗ-Белгород», которое занималось реализацией на территории России пользующихся большим спросом тракторов ХТЗ. В 2010 г. ТД «ХТЗ-Белгород» отгрузил продукции на общую сумму 960 596 тыс. руб.

Из года в год набирают мощь и производители тракторов зарубежных марок, расположенные в России. К их числу в первую очередь относятся отечественные заводы, специализирующиеся на выпуске комбайнов, большегрузных автомобилей и другой техники, которые вполне успешно по закупленным лицензиям начали осваивать производство отсутствующих в отечественном тракторостроении, но необходимых сельскохозяйственному производству России некоторых типоразмеров иностранных тракторов ведущих зарубежных фирм, стремящихся так или иначе закрепиться на российском рынке, в том числе:

  • ООО «КЛААС», выпускавшее с января 2008 г. мощный колесный полноприводный универсальный трактор модели Atles 946 мощностью 280 л.с.;
  • ОАО «КАМАЗ», организовавшее сборочное производство по технологии фирмы McCormick (Великобритания) ряда моделей колесных универсальных тракторов, в том числе XTX-215, XTX-185, CMAX-85;
  • ООО «СиЭнЭйч-КАМАЗ-Индустрия», выпускавшее мощный универсальный полноприводный трактор Т-8050, а также мощные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой общего назначения Т-9040 и Т-9060;
  • ОАО «Ростсельмаш», собирающее на своих производственных площадях тракторы с шарнирно-сочлененной рамой общего назначения типа Versatile; в 2010 г. произведено всего 136 ед. против 37 ед. в 2009 г.
  • ООО «CAMЭ ДОЙТЦ-ФАР», выпускавшее колесные универсальные тракторы серии Agrotron моделей 165.7, 265 и L 720; в 2010 г. отгружено продукции на общую сумму 221 805 тыс. руб.

Кроме продукции названных заводов в Россию импортировалась и продукция, изготавливаемая предприятиями ближнего зарубежья, из числа бывших союзных республик, а теперь независимых государств. Так, продукция РУП «Минский тракторный завод», и в частности колесные тракторы МТЗ «Беларус», пользуются повышенным спросом не только в России, но и благодаря их относительной дешевизне во многих странах не только ближнего, но и дальнего зарубежья.

В 2010 г. минские тракторы поставлялись в 52 страны, объем их экспорта составил в стоимостном выражении 111,5 % к уровню 2009 г. Отгрузка тракторов «Беларус» по итогам 2010 г. достигла 36, 4 тыс. ед. В частности, в Россию с учетом производства на ее территории тракторов из комплектующих РУП «МТЗ» поставлено 15,7 тыс. тракторов, в другие страны СНГ – 9,8 тыс., в страны дальнего зарубежья – 10,9 тыс. В 2010 г. РУП «МТЗ» удалось не только сохранить основные рынки сбыта своих тракторов, еще больше укрепив на них свои позиции, но и начать освоение новых рынков ряда стран.

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. на рынках стран СНГ наметился рост продаж белорусских тракторов: только за 11 месяцев 2010 г. темп роста продаж тракторов РУП «МТЗ» по отношению к аналогичному периоду 2009 г. составил 131,6%. Самым крупным экспортером тракторов «Беларус» остается Россия. В 2010 г. на ее рынок отгружено почти 45% всей продукции, отправленной за рубеж. Кроме того, в 2010 г. все сборочные предприятия в России выпустили больше тракторов «Беларус», чем все заводы СНГ в целом. РУП «МТЗ» сейчас выпускает широкую гамму моделей универсально-пропашных и универсальных колесных тракторов мощностью от 30 до 200 л.с. и выше серий 300, 500, 800, 900, 1000, 1200, 1500 и 2000, а также гусеничный трактор 2102, причем многие из них не только импортируют в Россию, но и собирают на ее территории.

Количественные поставки в Россию в 2010 г. Торговыми Домами «МТЗ-Сибирь», «МТЗ-Москва», «ЕлАЗ», «МТЗ-Северо-Запад», «МТЗ-Ставрополь» и «МТЗ-Краснодар» наиболее популярных моделей тракторов РУП «МТЗ» представлены в табл. 6.

Таблица 6. Поставки, ед., колесных тракторов РУП «МТЗ» в Россию в январе–декабре 2010 г.
Модель 2009 г. 2010 г. Изменение, %
Экспорт, всего 5207 8148 156,5
В том числе:      
82.1/ 826 4196 5154 122,8
1025 235 389 165,5
80.1 341 563 165,1
922 85 93 109,4
2022/ 2022.3 21 87 В 4,2 раза
3022 ДВ 4 79 В 19,75 раза
1021 62 100 161,2
1221 5
1523 155 228 147
952 104 134 129,8
892 4 1316 В 329 раз

Источник: «Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации», Союзагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, март, 2011 г.

Помимо тракторов «Беларус» спросом в России пользуется сегодня и продукция ОАО «ХТЗ», представленная широким ассортиментом, в основном колесных на базе Т-150К и гусеничных на базе Т-150 тракторов и их усовершенствованных комплектаций общего назначения тяговых классов 3…4 мощностью от 175 до 200 л.с., а также небольших универсально-пропашных колесных тягового класса 0,6. Они продаются не только на Украине, но и в России и других странах ближнего зарубежья, пользуясь заслуженной популярностью.

В Россию тракторы с Украины и из других стран СНГ (кроме Белоруссии) поставляли:

  • ООО «ТД ХТЗ», которое являлось официальным дилером ХТЗ и осуществляло продажу тракторов ХТЗ на территории России и в странах ближнего зарубежья;
  • ОАО «ПО «Южный машиностроительный завод», которое, несмотря на архаичность конструкции своих тракторов тягового класса 1,4, и в настоящее время является поставщиком самых надежных и простых из всех аналогичных по мощности и тяге универсально-пропашных тракторов других производителей в странах СНГ; cейчас завод продолжает совершенствовать свою продукцию, повышая ее мощность до 80…100 л.с. и улучшая дизайн, однако популярность тракторов ЮМЗ в России катастрофически падает (в 2010 г. произведено и отгружено в Россию всего 57 тракторов ОАО «ЮМЗ», в том числе тракторов ЮМЗ-8040.2, ЮМЗ-8044.2, ЮМЗ-6АКМ на общую сумму $768 596);
  • ЗАО «Траком», единственный в Молдавии завод, выпускавший во времена СССР гусеничные пропашные тракторы Т-70С и Т-70В тягового класса 2,0 для механизации работ в свекловодстве и виноградарстве, который и сейчас при содействии РУП «МТЗ» снова возрождается для организации на нем производства этих тракторов для собственных нужд, а также поставок на экспорт; в 2010 г. завод поставил в Россию 12 ед. модернизированных тракторов Т-70СМ на общую сумму $223 715;
  • ОАО «Ташкентский тракторный завод», выпускавший 3 модели универсально-пропашных колесных тракторов тягового класса 1,4, в том числе модель с колесной формулой 3К2 для хлопководства; в 2010 г. завод выпустил продукции на общую сумму 1 762 038 тыс. руб., что на 17% меньше, чем в 2009 г. (2 123 204 тыс. руб.) и отгрузил в 2010 г. готовых тракторов на общую сумму 1 848 210 тыс. руб., что на 8 % меньше аналогичного периода 2009 г. (2 001 262 тыс. руб.); повышенным спросом пользовались выпускаемые ОАО «ТТЗ» колесные тракторы схемы 4К4а ТТЗ-80.10 и ТТЗ-80.11, которых в 2010 г. отгружено соответственно 1125 и 1511 ед. (против 1104 и 1511 ед. в 2009 г.);
  • ОАО «Павлодарский тракторный завод» (Казахстан), который в настоящее время не заинтересован в восстановлении производства тракторов и планирует передать производственные мощности другим отраслям, а пока собирает пользующиеся в Казахстане спросом тракторы РУП «МТЗ»;
  • ТОО «СемАЗ» (г. Семей, Казахстан), который производил по лицензии с РУП «МТЗ» тракторы «Беларус» МТЗ-80/ 82, МТЗ-121.2;
  • Гянджинский автозавод (Азербайджан), собиравший по лицензии тракторы «Беларус» МТЗ-80.1, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, МТЗ-892;
  • Завод самоходных шасси (г. Харьков, Украина), выпускавший самоходное шасси СШ-25.

Если сопоставить выпуск тракторов предприятиями России с их производством в других странах СНГ, то в целом в 2010 г. странами СНГ (без России), а также Азербайджаном произведено более 50 тыс. тракторов (табл. 7), что более чем в 5 раз превышает показатель производства тракторов за тот же период предприятиями России.

Таблица 7. Производство тракторов в странах СНГ, исключая Россию, в 2010 г.
Страна-производитель 2010 г. 2009 г. Изменение, %
Белоруссия 45 795 46426 98,6
Казахстан* 680 380 178,9
Узбекистан 2379 2737 86,9
Украина 2247 726 В 3,1 раза
Азербайджан* 1326 1086 122,1

*Сборка тракторов РУП «МТЗ».
Источник: «Производство и рынок сельскохозяйственной техники», Союзагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, март, 2011 г.

Таким образом, при заметном снижении выпуска продукции на ряде традиционных тракторных заводов России прослеживается четкая тенденция наращивания производства популярных у отечественных сельхозпроизводителей полноприводных колесных тракторов «Беларус», а также тракторов общего назначения типа Т-150/ Т-150К, производством и продажами которых занимались многие вновь организованные на территории России по лицензии с РУП «МТЗ» и ОАО «ХТЗ» открытые акционерные общества и торговые дома.

Наряду с выпуском этих моделей тракторов МТЗ и ХТЗ успешно развивалось производство в России ряда отсутствующих в ее сельскохозяйственном производстве иностранных моделей тракторов ведущих зарубежных фирм, в том числе на заводах КАМАЗ, «Ростсельмаш», а также на предприятиях ООО «КЛААС», «СиЭнЭйч-КАМАЗ-Индустрия» и «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР».

Продолжались также поставки в Россию, но в значительно меньших объемах, с оказавшихся на территориях самостоятельных государств после распада бывшего Союза тракторов Южного машиностроительного завода (г. Днепропетровск), ЗАО «Траком» (Молдавия), Ташкентского тракторного завода, а также Харьковского завода самоходных шасси.

Таким образом, в связи с общим уменьшением объемов производства колесных тракторов на российских тракторных заводах продолжалось наращивание выпуска (лицензионная отверточная сборка) на территории России в 2010 г. типоразмеров колесных тракторов зарубежных фирм и тракторов «Беларус», не производящихся в России и поэтому пользующихся высоким спросом отечественных товаропроизводителей.