Динамика производства сельскохозяйственных тракторов в России

В. Ковригин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анализ объемов производства сельскохозяйственных тракторов за последнее десятилетие выполнен по двум пятилетним периодам: 2000–2004 и 2005–2009 гг. В приводимых ниже данных указаны объемы производства только тракторов с.-х. назначения, т. е. из общих объемов производства исключены промышленные, трелевочные, лесохозяйственные тракторы и тракторные агрегаты для коммунального городского хозяйства. Поэтому данные таблицы, где обозначено суммарное производство («Всего»), относятся только к с.-х. тракторам и не отражают полного объема производства тракторов на этих предприятиях.

В пятилетний период 2000–2004 гг. основными производителями с.-х. тракторов оставались пять тракторных заводов, имеющих полный законченный производственный цикл. В конце этого пятилетнего периода к ним присоединились шесть заводов, ранее не специализировавшихся на производстве тракторов.

Производство с.-х. тракторов на традиционных тракторных заводах было специализировано на выпуске тракторов основных тяговых классов. ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» выпускает колесные тракторы тягового класса 0,6, ОАО «Липецкий тракторный завод» – колесные тракторы тягового класса 0,9, ОАО «Волгоградский тракторный завод» – гусеничные тракторы класса 3, ОАО «Алтайский тракторный завод» – гусеничные тракторы класса 4, ЗАО «Петербургский тракторный завод» – колесные тракторы класса 5.

Введение новой экономической политики и новых форм хозяйственной деятельности привело к преобразованию тракторных заводов в самостоятельные акционерные общества различного типа. В 2003 г. некоторые предприятия были объединены в организованный концерн «Тракторные заводы». В этот концерн вошли три завода по производству с.-х. тракторов – Владимирский, Липецкий и Волгоградский. Поскольку к этому периоду из числа союзных тракторных заводов вышли Минский, Харьковские, Ташкентский, Кишинёвский, Павлодарский тракторные заводы, образовались «белые пятна» в российском производстве тракторов класса 1,4, колесных тракторов класса 3, гусеничных тракторов класса 2. Поэтому ряд российских предприятий предприняли попытки организовать производство тракторов этих классов. Так, ОАО «Ногинский завод топливной аппаратуры» приступило к сборке тракторов ТТЗ-80, ЗАО «Тихвинский тракторный завод», вышедшее из состава ЗАО «Кировский завод», начало выпуск тракторов К-700, ОАО «Омсктрансмаш» освоило производство тракторов ЗТМ-62, ФГУП «Уралвагонзавод» приступило к выпуску тракторов РТМ-160, а ОАО «Елабужский автозавод» начало сборку тракторов МТЗ-82 и МТЗ-1221. Однако годовые объемы производства этих тракторов не превышали 100…150 ед. Исключение – ОАО «Елабужский автозавод», годовой объем производства которого составил от 350 до 520 машин в год.

Тем не менее в период 2000–2004 гг. российские тракторные заводы работали недостаточно стабильно. Владимирский моторо-тракторный завод снизил годовой объем производства с.-х. тракторов в 2004 г. по сравнению с 2000 г. на четверть, Липецкий тракторный – на 80%, Волгоградский тракторный – на 53%, Алтайский тракторный – на 62%, Петербургский тракторный завод – на 31%. Анализируя данные ОАО «АСМ-Холдинг», можно с достаточной степенью точности установить, что суммарное годовое производство с.-х. тракторов за период 2000–2004 гг. снизилось в два раза. Особенно заметно за этот период снизилось производство колесных тракторов серий Т-25, Т-30 и Т-45А на Владимирском моторо-тракторном заводе (падение на 53%), колесных тракторов класса 0,9 серий ЛТЗ-55 и ЛТЗ-60 (падение в 5 раз) на Липецком тракторном, гусеничных с.-х. тракторов класса 3 серий ДТ-75 и ВТ-100 (падение в 2,8 раза) на Волгоградском тракторном, гусеничных тракторов класса 4 серии Т-4А (падение в 2,6 раза) на Алтайском тракторном заводе. Петербургский тракторный завод, несмотря на снижение общего годового объема производства, увеличил почти в три раза выпуск колесных тракторов новой серии К-744Р. В то же время ОАО «Елабужский автозавод» за период 2002–2004 гг. почти в шесть раз увеличил объем сборки минских колесных тракторов серий МТЗ-82 и МТЗ-1221.

Второй пятилетний период 2005–2009 гг. необходимо разделить на два этапа: первый трехлетний этап 2005–2007 гг. и второй 2008–2009 гг. Если первый этап можно рассматривать как стабилизировавшийся и характеризующийся некоторым ростом объема производства, то второй этап, особенно результаты 2009 г., следует рассматривать как итог глубокого кризиса.

На первом этапе 2005–2007 гг. вырос на 41% объем производства тракторов на Владимирском моторо-тракторном заводе, особенно новых серий ВТЗ-2032 и ВТЗ-2048 (рост на 54%) и самоходных шасси (рост около 40%). На Волгоградском тракторном годовой выпуск тракторов снизился на 24%, но при этом стабилизировался выпуск гусеничного энергонасыщенного трактора ВТ-150 (на уровне 850 ед. в год). За это же время упал более чем втрое объем выпуска тракторов на Алтайском тракторном заводе, который был близок к признанию его банкротом. Липецкий тракторный увеличил производство в 5 раз. Петербургский тракторный стабилизировал годовое производство тракторов на уровне 730 ед. с долей 78% тракторов серии К-744Р и долей 22% колесных тракторов новой серии К-3180АТМ тягового класса 3. На этом же этапе практически прекратил сборку тракторов ТТЗ-80 Ногинский завод топливной аппаратуры, возникло в ограниченном объеме производство гусеничных тракторов ДТ-75М в ОАО «Сибагромаш». Продолжил наращивать объем сборки минских тракторов Елабужский автозавод (рост в 1,5 раза), а ФГУП «Уралвагонзавод» снизило производство колесного трактора класса 2 серии РТМ-160 на 56%. Прекратило выпуск тракторов ЗТМ-62М ОАО «Омсктрансмаш». Орловское ЗАО «Трактормаш» сохранило годовой объем сборки колесных тракторов класса 3 серии Т-150К на уровне 70…90 машин. На этом этапе на Саранском экскаваторном заводе была организована сборка минских колесных тракторов класса 1,4 серий МТЗ-82 и МТЗ-1221, а в Тамбове в ЗАО «Агротехмаш» – сборка из немецких узлов и агрегатов колесных тракторов тяговых классов 3 и 5.

Второй этап 2008–2009 гг. характеризуется резким падением объемов производства тракторов (особенно в 2009 г. по сравнению с 2008 г.). Если в 2008 г. объем производства тракторов на Владимирском тракторном заводе по сравнению с 2007 г. снизился вдвое, то за 2009 г. произошло дальнейшее падение выпуска в 2,3 раза (по сравнению с 2008 г.). На Волгоградском тракторном за этот же период снижение производства составило 10%, а в 2009 г. дальнейшее снижение составило 86% (т. е. почти в 7 раз). Объем производства тракторов на Алтайском тракторном заводе в 2008 г. снизился на 23%, а в 2009-м этот объем упал в 15 раз (по сравнению с 2008 г.). Аналогичное положение сложилось на Липецком тракторном: падение в 2008 г. (по сравнению с 2007 г.) на 11%, а в 2009 г. (по сравнению с 2008 г.) – на 88%, т. е. в 8,5 раза. Петербургский тракторный завод в 2008 г. практически сохранил объем производства на уровне 2007 г., а в 2009 г. падение по сравнению с уровнем 2008 г. составило 2,1 раза. Потрясение не миновало и Елабужский автозавод, когда объем сборки в 2008 г. по сравнению с 2007 г. вырос в 1,6 раза, а 2009 г. ознаменовался падением производства в 5 раз по сравнению с 2008 г. В орловском ЗАО «Трактормаш» объем сборки харьковских тракторов за период 2007–2009 гг. сократился в 18 раз.

Практически к концу 2009 г. прекратился выпуск тракторов на липецком предприятии «Строймаш». Несмотря на рост в 24% в 2008 г. производства (сборки) колесных тракторов классов 3 и 5 в ЗАО «Агротехмаш», в 2009 г. падение выпуска составило 23%. На Камском автозаводе в 2009 г. (по сравнению с 2008 г.) производство сократилось вдвое. Исключением из этого списка предприятий стал Саранский экскаваторный завод, на котором объем сборки белорусских тракторов вырос в 2008 г. (по сравнению с 2007 г.) в 4,2 раза, а в 2009-м (по сравнению с 2008 г.) – на 8%.

В 2008–2009 гг. стали организовывать производство тракторов на следующих предприятиях: ОАО «Ростсельмаш» организовало сборку семи моделей колесных тракторов VERSATILE высокой единичной мощности – от 250 до 535 л.с., на совместном предприятии «СиЭнЭйч-КАМАЗ Индустрия» велась сборка двух моделей колесных тракторов Т-8050 и Т-9040 мощностью 325 и 434 л.с., в ООО «САМЕ ДОЙТЦ-ФАР Рашша Агрикалчурал Машинери» – сборка трех моделей колесных тракторов мощностью 165…480 л.с. На ряде российских производств организована сборка белорусских тракторов Минского тракторного завода класса 1,4, к числу которых относятся ОАО «Смолспецтех» (Смоленск), Бузулукский механический завод, ТД «МТЗ-ЕлАЗ», Череповецкий литейно-механический завод и ООО «Инмаш» (г. Стерлитамак).

Объемы производства с.-х. тракторов за период 2007–2009 гг. приведены в таблице, а доли основных производителей в суммарном объеме выпуска за этот период отражает диаграмма.

Сравнивая объемы производства с.-х. тракторов за два рассмотренных пятилетних периода, можно отметить следующее. За 2005–2009 гг. значительную долю занял ЕлАЗ – 25,6%, вторую позицию с долей 19% каждый заняли Саранский экскаваторный и Владимирский моторо-тракторный заводы, причем последний сохранил ту же долю, что и в период 2000–2004 гг. Волгоградский тракторный снизил свою долю с 32% в период 2000–2004 гг. до 14,2% в 2005–2009 гг. Существенно снизились доли Липецкого тракторного завода (с 26% в 2000–2004 гг. до 6,3% в 2005–2009 гг.), а также Алтайского тракторного (с 11% в 2000–2004 гг. до 1,8% в 2005–2009 гг.). Петербургский тракторный завод сохранил свою долю за эти периоды на уровне 8%.

Приведенные для сравнения данные об объемах производства за 10 месяцев 2010 г. говорят о том, что по сравнению с 2009 г. улучшается положение на Владимирском моторо-тракторном заводе, Елабужском автозаводе, в ОАО «Ростсельмаш», ОАО «Смолспецтех». На других предприятиях положение с увеличением объемов производства остается сложным, особенно это относится к ОАО «Волгоградский тракторный завод», ОАО «Алтайский тракторный завод», ОАО «Липецкий тракторный завод».

В настоящей публикации использовались данные ОАО «АСМ-Холдинг», ЗАО «Трактор», ОАО «Росагромаш», а также некоторых заводов-производителей.

Производство с.-х. тракторов в 2007–2010 гг.
Изготовитель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 10 мес. 2010 г.
ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод», всего
2114
1043
444
520
в том числе: Т-25, Т-30
690
700
51
Т-45А
18
ВТЗ-2032, -2432, -2448, -2227
1239
92
173
111
ВТЗ-2048 с модиф.
99
91
180
ШС-30 и др.
155
136
121
150
Т-50
4
5
2
79
Т-85
8
11
6
ОАО «Волгоградский тракторный завод», всего
1311
1178
162
34
в том числе: ДТ-75Д (Н)
468
555
161
34
ВТ-100
1
ВТ-150
842
623
ВТ-180
ВТ-200
1
ОАО «Алтайский тракторный завод», всего
76
59
4
1
в том числе: Т-4А
71
58
Т-402, Т-404, Т-250
5
1
4
1
ОАО «Липецкий тракторный завод», всего
946
841
98
в том числе: ЛТЗ-60
933
840
46
ЛТЗ-155
13
1
52
(ЛТЗ-130)
ОАО «Ногинский завод топливной аппаратуры», сборка ТТЗ-80, всего
1
2
ЗАО «Петербургский тракторный завод», всего
731
707
332
139
в том числе: К-744Р
570
707
332
139
К-3180АТМ
161
ОАО «Сибагромаш» (ДТ-75М), всего
42
19
ОАО «Елабужский автозавод» сборка тракторов, всего
2518
4115
827
1214
в том числе: МТЗ-1221
-
107 (МТЗ-80)
МТЗ-82
2518
4008
827
1214
ФГУП «Уралвагонзавод» (РТМ-160), всего
55
181
80
ОАО «Омсктрансмаш» (ЗТМ-62М), всего
ЗАО «Трактормаш» (г. Орёл), всего (сборка)
72
44
4
в том числе: ОрТЗ-150К
70
43
4
ОрТЗ-150Г
2
1
ОрТЗ-121К
ОАО «Абаканский опытно-механический завод», всего
34
Н. д.
Н. д.
Н. д.
ОАО «Саранский экскаваторный завод» (сборка тракторов МТЗ), всего
788
3359
3624
1253
в том числе: МТЗ-82
788
41
188
МТЗ-1221
3359
1762
1012
«Беларус-826»
1821
50
ТТЗ-80
3
ОАО «Строймаш» (Липецкая обл.), всего
17
56
1
ЗАО «Агротехмаш» (Тамбов), всего
203
251
194
24
в том числе: АТМ-3000К
172
116
81
АТМ-3180К
1
АТМ-4200
6
10
АТМ-5280
31
135
107
13
ОАО «Камский автозавод», всего
307
157
в том числе: Т-105
1
10
Т-185
142
50
Т-215
164
97
ООО «КЛААС» (Краснодар, Атлес-945), всего
112
н. д.
н. д.
ЗАО «Спецмаш» («Балтиец» К-707), всего
н. д.
16
15
7
ОАО «Ростсельмаш» (VERSATILE, сборка), всего
37
136
в том числе: 2335 SV
н. д.
10
2375 SV
н. д.
82
400 GV
н. д.
1
435 GV
н. д.
23
475, 485
н. д.
5
535 H
н. д.
15
ОАО «Смолспецтех» (Смоленск, сборка тракторов МТЗ), всего
61
893
в том числе: МТЗ-82
58
883
«Беларус-320»
3
10
ОАО «Бузулукский механический завод» (сборка МТЗ-82), всего
50
827
СП «СиЭнЭйч-КАМАЗ Индустрия», всего
100
в том числе: Т-8050
50
Т-9040
50
ТД «МТЗ-Елабужский автозавод», всего
н. д.
558
в том числе: «Беларус-132»
н. д.
42
«Беларус-320», -321
н. д.
34
«Беларус-1220»
н. д.
103
«Беларус-1523»
н. д.
51
«Беларус-3022»
н. д.
78
«Беларус-92П»
н. д.
9
«Беларус-892»
н. д.
241
ОАО «Брянский арсенал» (сборка), всего
1
5
в том числе: ХТЗ-17221
1
3
ХТЗ-Т-150-05
2
ООО «САМЕ ДОЙТЦ Фар Рашша Агрикалчурал Машинери», всего
н. д.
49
в том числе: АТ-165.7
н. д.
26
АТ-265
н. д.
21
ATL 720
н. д.
2
ОАО «Череповецкий литейно-механический завод», всего
23
в том числе: «Беларус-320»
16
«Беларус-92 П»
7
ООО «Инмаш» (г. Стерлитамак, (сборка «Беларус-320»), всего
42
РЫНОК (статистика, анализ) СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Трактор
В. Ковригин Основные Средства 04'2011 7 апреля 2011

Комментарии (11)

Александр
Ельцин умер, но дело его живёт!
В 2013 году Волгоградский завод выпустил всего 10 тракторов сельскохозяйственного назначения, а на его месте собираются строить то ли жилой комплекс, то ли парк (данные из Интернета).
А с чего это, Валера, ты вдруг с промышленных тракторов перекинулся на сельскохозяйственные? Или там ещё хуже?
7 августа 2014 – 23:21 Ответить
оптимист
толи еще будет ....ой..ой ..ой
21 августа 2013 – 22:41 Ответить
Проходил мимо
Судя по цифрам, дерьмократы продолжают успешно добивать нашу промышленность. Хватит, пора возвращаться к социализму. Вон власти Китая, когда анализировали наши реформы - главной ошибкой назвали демонтаж Коммунистической партии.
И оказались правы. За те 20 лет, пока наш капитализм превратил страну из второй мировой державы в сырьевой огрызок - Китай под руководством Коммунистической партии стал из отсталой страны вторым мировым лидером!
7 мая 2013 – 09:39 Ответить
Азиз
А на третьей сверху фотографии трактор John Deere! Интересно он тоже российского производства?
23 апреля 2013 – 04:02 Ответить
макар 29.12.12
где можно купить запчасти т-28 х4
29 декабря 2012 – 14:43 Ответить
Владимир, Волгоград
По производству тракторов Россия отброшена в 20-е годы прошлого века
24 мая 2012 – 02:37 Ответить
Борис
Политика Москвы - крах всему Так и по другим видам сложной техники
27 марта 2012 – 13:15 Ответить
Сергей Красноярский край
Где можно купить запчасти трактора Т-28 х 4 ТАШКЕНТ (первичный вал КПП) ВЕРОЯТНО модификация ТТЗ-60 Заранее благодарен за любую информацию
25 марта 2012 – 17:09 Ответить
Геннадий
В80е годы прошлого столетия одна Ленинградская область получала<br />
от 1500-до 2000сельскохозяйственнх тракторов в год.Конец селу!
19 марта 2012 – 19:14 Ответить
Руслан
Печально все это<br />
<br />
6 января 2012 – 20:17 Ответить
Сергей
Полный крах.
10 ноября 2011 – 12:42 Ответить