Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
 5
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
Как снизить расходы при проведении земляных работ?
Мини-экскаваторы Kubota
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня
Метаморфозы траншеекопателя
Землеройно-фрезерные машины Vermeer Terrain Leveler
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов

Лесозаготовительная техника в России

Э. Стрельцов
Проблемы заготовки древесины становятся в нашей стране все более актуальными. Бесспорно также, что лесозаготовительная техника – основополагающий сектор лесного бизнеса и от того, насколько она будет современна, качественна, надежна и доступна отечественному рынку, зависит будущее всего лесопромышленного комплекса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Повышение интереса государственных структур к лесопромышленному комплексу, разработки стратегии развития отрасли до 2020 г. исключительно положительные факторы, свидетельствующие о стремлении государства не только оптимизировать процессы заготовки и переработки древесины, но и создать условия для развития отечественной промышленности для обеспечения растущего спроса на машины и оборудование.

Масштабы и условия лесосырьевых территорий нашей страны предъявляют особые требования к технике и наряду с состоянием региональных профильных предприятий определяют ситуацию на рынке. На рынке идет жесткая конкуренция отечественных производителей и импортеров специализированной и универсальной лесозаготовительной техники. За последнее время в мире заметно увеличился парк лесозаготовительных тракторов и машин, в нем большое разнообразие типов и моделей.

В России продолжается практика применения ограниченной номенклатуры и типоразмеров специализированных гусеничных тракторов и машин для хлыстовой технологии заготовки древесины. Основное преимущество отечественной техники – относительно низкая цена. Спрос на технику зарубежного производства определяется широкой номенклатурой специальных колесных и универсальных гусеничных тракторов и машин с различными потребительскими и функциональными возможностями для работы по хлыстовой и сортиментной технологиям заготовки древесины, а также высокой производительностью, надежностью и ресурсом. Отдельные российские производители используют зарубежные технологии, отдельные агрегаты и комплектующие. Качество такой техники и оборудования становится сравнимо с качеством зарубежной, а цена на 20…30% ниже цены импортных аналогов.

К 2010 г. зарубежные фирмы и заводы стран СНГ (Россия, Белоруссия, Украина) предложили 318 моделей лесозаготовительных тракторов и машин, из них 67 скиддеров, 43 валочно-пакетирующие машины, по 3 модели валочно-трелевочных и сучкорезных машин, 5 моделей сучкорезно-раскряжевочных машин (процессоров), 114 харвестеров и 83 модели форвардеров. Из общего числа моделей 115 предназначены для хлыстовой и 203 для сортиментной технологии заготовки древесины. Заводы стран СНГ предлагают 54 модели (Россия – 33 модели), из них скиддеров 24 (Россия – 16 ед.), валочно-пакетирующих машин 2 модели (Россия – 2 ед.), валочно-трелевочных машин 3 модели, (Россия – 3 ед.), процессоров 2 модели (Россия – 2 ед.), харвестеров 9 моделей (Россия – 3 ед.) и форвардеров 12 моделей (Россия – 4 ед., табл. 1).

Представленные данные свидетельствуют о том, что предназначенных для сортиментной технологии заготовки древесины моделей больше – 202, причем на гусеничном шасси они составляют 30% и на колесном шасси – 70%. Для хлыстовой технологии (116 моделей) это соотношение составляет 47% и 53% соответственно.

Наиболее массовыми моделями тракторов и машин являются скиддеры для хлыстовой технологии и харвестеры для сортиментной технологии, причем 75% скиддеров и 53% харвестеров предлагаются на колесных шасси. Зарубежные фирмы предлагают 30 моделей валочно-пакетирующих машин на гусеничной и экскаваторной базе и 2 модели на тракторной базе – предприятия России (ООО «Лестехком» и ОАО «Абаканский опытно-механический завод»). ООО «Ковровский экскаваторный завод» прекратил выпуск лесозаготовительных машин.

Погрузочно-транспортные машины (форвардеры) для транспортировки сортиментов к погрузочной площадке представлены 83 моделями, из них на шасси 4х4 – 5 моделей, на шасси 6х6 – 38 моделей и на шасси 8х8 – 40 моделей. Основная номенклатура форвардеров предлагается зарубежными фирмами (85,5%). Доля российских предприятий незначительна и составляет 4,8%.

Тракторы и машины легкого класса (массой 5…10 т) представлены 23 моделями, из них 8 скиддеров, 7 машин харвестерного типа и 8 форвардеров.

Тракторы и машины среднего класса (массой 10…15 т) представлены 98 моделями, из них 37 скиддеров, 24 машины харвестерного типа и 37 форвардеров.

Тракторы и машины тяжелого класса (массой свыше 15 т) представлены 197 моделями, из них 22 скиддера, 137 машин харвестерного типа и 38 форвардеров.

    В общее число моделей лесозаготовительных тракторов и машин включены:
  • тракторы (скиддеры) с тросочокерным оборудованием, пачковым захватом, гидроманипулятором и коником, гидроманипулятором и тросочокерным оборудованием;
  • машины харвестерного типа включают валочно-пакетирующие, валочно-трелевочные, сучкорезные, сучкорезно-раскряжевочные и валочно-сучкорезно-раскряжевочные (харвестеры);
  • лесозаготовительные машины (форвардеры) прогрузочно-транспортного типа представлены на колесном, колесно-гусеничном и гусеничном шасси.

Наибольшее число моделей представлено в среднем и тяжелом классах (98 и 197 моделей соответственно, а российские заводы предлагают 33 модели (12 и 21 модель соответственно).

Модельный ряд машин зарубежных фирм включает 43 скиддера (39 колесных и 4 гусеничных), 148 машин харвестерного типа (65 колесных и 83 гусеничных) и 71 форвардер только на колесном шасси массой от 4,1 до 43,6 т и с двигателями мощностью 18…260 кВт. Из этого числа 84 модели предназначены для хлыстовой и 183 для сортиментной технологии заготовки древесины. За последние годы отмечается увеличение числа моделей машин на гусеничной экскаваторной базе.

Ведущие позиции на рынке лесозаготовительных тракторов и машин удерживают три ведущие фирмы, определяющие технический уровень и политику в этой области машиностроения: John Deere, Caterpillar и Tigercat.

Сегодня лучшие показатели по производству такого вида техники у американской компании John Deere, которая предлагает покупателям 46 моделей тракторов и машин массой от 10,35 до 43,6 т, с двигателями мощностью от 82 до 224 кВт. Из них 16 моделей – валочно-пакетирующие и валочно-сучкорезно-раскряжевочные машины на экскаваторной базе. Отмечается широкое применение в конструкциях машин на колесном и гусеничном шасси системы горизонтального выравнивания верхней вращающейся платформы с кабиной, что позволяет работать на уклоне до 27°, расширяет функциональные возможности машин и улучшает условия труда оператора при работе на пересеченной местности. Модельный ряд колесных харвестеров и форвардеров формируется из серий D и Е, что наилучшим образом отвечает требованиям потребителя для эффективной работы в различных условиях лесозаготовки. Харвестеры и форвардеры серии Е обладают лучшими в своем классе техническими решениями, наиболее значимое из которых – использование одинаковой по конструктивному исполнению поворотной и саморегулирующейся комфортабельной кабины, обеспечивающей 360-градусный обзор рабочей зоны. Это достигается за счет оснащения кабины с одинаковой системой управления функциями вращения и наклона в стороны до 17°, вперед и назад – до 10°. Механизм выравнивания кабины быстро и плавно реагирует на изменение рельефа местности, что позволяет увеличить скорость движения и производительность машины. Это позволило совершить революцию в создании комплекса колесных лесозаготовительных машин нового поколения для сортиментной технологии заготовки древесины.

Компания Caterpillar предлагает 31 модель массой от 16,3 до 36 т с двигателями мощностью 89,5…210 кВт. Из них 5 моделей скиддеров на гусеничном и колесном шасси, 20 моделей валочно-пакетирующих машин и харвестеров на экскаваторной базе и шасси 4х4, а также 6 моделей форвардеров на шасси 4х4, 6х6 и 8х8.

В последнее время на рынке лесозаготовительной техники проявляет активность канадская компания Tigercat, предлагая широкую номенклатуру специальных и универсальных машин для лесозаготовок, фокусируясь на создании многофункциональных машин. В ее модельном ряду 30 моделей массой от 11,2 до 37,9 т с двигателями мощностью 125…223 кВт. Из этого числа 19 моделей машин предназначено для хлыстовой и 11 моделей для сортиментной технологии заготовки древесины. В продуктовой линейке преобладают машины для хлыстовой технологии, из них 47% машин на экскаваторной базе и 53% на колесном шасси. Все несущие элементы машин – рама, ходовая часть, кабина и технологическое оборудование, а также особенно нагруженные соединения узлов изготовлены из высокопрочных сталей и имеют увеличенные сечения. Фирма считает, что дополнительные затраты на усиление конструкции машин окупятся за счет повышения надежности в эксплуатации.

Фирма Valmet расширила модельный ряд до 27 моделей за счет обновления программы продукции концерна Komatsu Forest в части ассортимента валочно-пакетирующих машин и харвестеров на гусеничной экскаваторной базе. В ее программе 8 моделей на колесном и 15 моделей на гусеничном шасси массой от 14,5 до 39,7 т и с двигателями мощностью от 107 до 223 кВт, из которых 6 моделей валочно-пакетирующих машин используют для хлыстовой и 21 модель для сортиментной технологии. Представление на рынок такого ассортимента продукции стало возможным за счет увеличения ресурсов, направленных на исследования по усовершенствованию продукции, и использования японских методов повышения качества.

Фирма Ponsse в последние годы несколько снизила активность по расширению модельного ряда машин на колесном шасси для сортиментной технологии и сегодня предлагает 12 моделей, из них 6 харвестеров и 6 форвардеров массой от 13,4 до 23,5 т, с двигателями мощностью от 29 до 240 кВт.

Германская фирма HSМ за счет увеличения номенклатуры лесозаготовительных тракторов и машин до 24 моделей также претендует на расширение сегмента рынка. У HSМ 9 моделей скиддеров, 6 харвестеров и 9 форвардеров массой от 10,3 до 23 т с двигателями мощностью от 136 до 260 кВт.

Таблица 1. Состав лесозаготовительной техники по видам выполнения технологических операций
Технология лесозаготовок Тип техники Диапазон мощности, кВт Число моделей гусеничных/ колесных
ед. %
Хлыстовая Валочно-пакетирующие
97…224
33/ 10
77/ 23
Валочно-трелевочные
96…223
2/ 1
67/ 33
Сучкорезные
88…96
3/ –
100/ –
Скиддеры
37…220
17/ 50
25/ 75
Сортиментная Сучкорезно-раскряжевочные
96…147
5/ –
100/ –
Харвестеры
44,5…260
54/ 60
47/ 53
Форвардеры
18…223
2/ 81
3/ 97

В последние годы на российском рынке активизировались мелкие европейские фирмы – производители колесной техники для хлыстовой и сортиментной технологий заготовки древесины. Шведские фирмы Rottne, Eco Log, Gremo и Vimek предлагают модельный ряд харвестеров и форвардеров из 23 моделей массой от 2,96 до 21 т с двигателями мощностью от 18 до 187 кВт, а финские фирмы Logset, Logman, Sampo Rosenlew, Harvy, Foresteri – 16 моделей харвестеров и форвардеров массой от 8,5 до 22 т с двигателями мощностью от 73,5 до 220 кВт. Австрийская фирма MHT предлагает 5 моделей харвестеров на экскаваторной базе массой от 11 до 24,7 т с двигателями мощностью от 74 до 168 кВт. Фирма ZTC (Словакия) сохранила номенклатуру тракторов и машин из 6 моделей машин, из них 4 скиддера и по одной модели харвестера и форвардера, массой от 7,2 до 15,1 т, с двигателями мощностью от 75 до 112 кВт. Фирма Новотный (Чехия) впервые вышла на европейский рынок с 3 моделями колесных машин легкого класса для сортиментной технологии, массой от 4,5 до 9 т, с двигателями мощностью 52…69 кВт. Фирма Metsis (Эстония) сохранила на рынке модельный ряд из 4 моделей колесных форвардеров массой от 12 до 17,5 т, с двигателями мощностью от 108 до 170 кВт. Все эти фирмы индивидуально работают с каждым клиентом в части совершенствования машин для конкретных условий лесозаготовок.

На международном рынке, в том числе российском, отмечается появление крупногабаритных универсальных машин для хлыстовой и сортиментной технологии, создаваемых на базе гусеничных экскаваторов и колесных шасси, для работы в тяжелых природно-климатических условиях. Номенклатура машин американских фирм Prentice и Timber Pro включает 3 модели скиддеров, 5 валочно-пакетирующих машин, 1 валочно-трелевочную машину, 9 харвестеров и 3 форвардера массой от 2,1 до 35,2 т, с двигателями мощностью от 117 до 223 кВт. Корейская Doosan-AFM предлагает 4 харвестера и 2 процессора на экскаваторной базе массой от 21,5 до 30,7 т, с двигателями мощностью 110…148 кВт.

Российские предприятия предлагают сегодня 32 модели тракторов и машин массой от 11,2 до 24,6 т, с двигателями мощностью 88…125 кВт, в том числе 5 моделей на колесном шасси. Из этого числа 8 моделей – для сортиментной технологии заготовки древесины. Отмечается прекращение выпуска лесозаготовительных машин ООО «Ковровский экскаваторный завод» и появление ЗАО «Транспорт» (Н. Новгород), специализирующегося на выпуске 2 моделей харвестеров на экскаваторной базе и форвардера на шасси 8х8.

Предприятия Белоруссии (РУП «Минский тракторный завод» и ОАО «Амкодор») предлагают лесозаготовительную технику на колесных шасси, в том числе 5 моделей скиддеров, 6 харвестеров и 8 форвардеров массой от 5 до 17,7 т, с двигателями мощностью от 60 до 154 кВт. Ведущие позиции в разработке и производстве колесной техники для сортиментной технологии занимает ОАО «Амкодор», предлагающее 4 модели харвестеров и 5 моделей форвардеров. ЗАТ «Радомышльский машиностроительный завод» (Украина) предлагает 2 модели колесных скиддеров массой 10,4 и 12 т с двигателями мощностью 130 кВт.

Классификация модельного ряда лесозаготовительной техники по видам, мощности и массе, предлагаемой потребителю зарубежными фирмами и заводами стран СНГ, приведена в табл. 2 и 3.

Таблица 2. Классификация лесозаготовительной техники зарубежных фирм
Параметр Диапазон мощности, кВт
до 80 80…120 120…160 свыше 160
Скиддеры
Число моделей
3
13
17
10
Диапазон мощности, кВт
37…75
85…119
128…152
163…220
Масса, т
7,2…8,7
7,6…21,4
9,3…18
16,1…27,5
Объем пачки деревьев, м3
5…10
5…14
5,7…9,5
8,5…18,5
Машины харвестерного типа
Число моделей
4
19
32
94
Диапазон мощности, кВт
44,5…77
82…118
122…160
164…260
Диапазон массы,т
4,1…9,1
8,5…29,9
11,0…33,5
12,3…43,6
Диаметр дерева при срезе (обработке), см
30…37
46…70
50…85
50…85
Форвардеры
Число моделей
6
17
30
18
Диапазон мощности, кВт
18…77
86…118
122…160
166…223
Масса, т
3,5…9,5
10,5…16,5
11,9…20,4
14,2…24,8
Грузоподъемность, т
4,5…7,5
9…12
10…17
11…20

Наибольший прирост остается среди тракторов и машин тяжелого класса, доля которых составляет 62% от общего числа моделей. Отмечено увеличение в 2 раза числа моделей валочно-пакетирующих машин и харвестеров зарубежного производства, созданных на гусеничной экскаваторной базе за последний период. Это объясняется тем, что лесосырьевая база наиболее развитых стран (США, Канада, Южная Америка, Россия) сосредоточена на территориях с тяжелыми природно-производственными условиями – каменистый грунт, заболоченные участки, пересеченная местность с большими уклонами, климатические условия, высота снежного покрова до 1,5 м. Их освоение требует использования тракторов и машин на гусеничном шасси. Наиболее массовыми моделями в этой линейке являются скиддеры на гусеничном и колесном шасси массой свыше 15 т, валочно-пакетирующие машины и харвестеры на гусеничном шасси массой 20…30 т и колесном шасси массой 14…20 т, форвардеры на колесном шасси 6х6/ 8х8 массой 15…20 т и грузоподъемностью 14…18 т. Спрос на тракторы и машины легкого класса удовлетворяется ограниченно: 7% от общего числа моделей, а российские предприятия не предлагают ни одной модели. Результаты исследований работы харвестеров легкого класса (Sumpo Rosenlew 1046) в производственных условиях Карелии показали, что при заготовке мелкотоварной древесины с объемом хлыста до 0,17 м3 их применение дает значительный экономический эффект по сравнению с использованием харвестеров среднего класса (удельные эксплуатационные и производственные затраты ниже на 30…35%).

Следует отметить, что совершенствование лесозаготовительной техники продолжается. Повышаются их эксплуатационные качества за счет оптимизации параметров базовых тракторов, машин и лесотехнологического оборудования, их оснащают двигателями широкого диапазона мощности. Это расширяет зоны их применения при заготовке древесины разной крупномерности для различных условий и технологий.

Таблица 3. Классификация лесозаготовительной техники заводов стран СНГ
Параметр Диапазон мощности, кВт
до 80 80…120 120…160 свыше 160
Скиддеры
Число моделей
3
15
3
3
Диапазон мощности, кВт
60…77
88…109
130…132
173…184
Масса, т
5…12
11,2…16,8
10,4…14,5
10,4…19,0
Объем пачки деревьев, м3
4…5
7…14
6…7
6…7
Машины харвестерного типа
Число моделей
15
4
1
Диапазон мощности, кВт
88…114
125…154
205
Масса, т
11,0…21,7
17,7…24,8
18
Диаметр дерева при срезе (обработке), см
35…100
63…90
63,5
Форвардеры
Число моделей
3
5
3
1
Диапазон мощности, кВт
60…77
88…100
132…154
169
Масса, т
7,8…10,3
14,5…18,4
15,7…17,0
17,5
Грузоподъемность, т
5…9
10…11
14…15
14

Зарубежные фирмы широко используют дизельные двигатели с турбонаддувом и коэффициентом по запасу крутящего момента в пределах 1,2…1,45 с применением электронного оборудования, с обеспечением независимого выполнения системами функций и их диагностики. Зарубежные фирмы предлагают 28 типоразмеров захватно-срезающих устройств и харвестерных головок для срезания и обработки деревьев диаметром от 30 до 85 см, отечественные фирмы – только 7 типоразмеров (63,5…90 см). Зарубежные тракторы бесчокерного типа оснащают захватами (кониками) 24 типоразмера для трелевки пачки деревьев объемом от 3,2 до 18,5 м3, отечественные – 4 типоразмера для трелевки пачки деревьев объемом 7…14 м3. Для тракторов бесчокерного типа и харвестеров зарубежные фирмы предлагают от 2 до 10 типоразмеров захватно-срезающих устройств и харвестерных головок, отечественные – только 1 типоразмер. Это обеспечивает расширение зоны использования зарубежной техники при заготовке древесины разной крупномерности и обеспечивает снижение удельных затрат при эксплуатации тракторов и машин.

    Технологически необходимые системы лесозаготовительной техники должны определяться с решением основных задач:
  • оценка насыщенности лесопромышленного комплекса развитых стран и России мобильной техникой с учетом тенденций ее развития за последние 10 лет;
  • прогноз парка по номенклатуре и объемам закупок техники;
  • выработка рекомендаций по разработке и применению номенклатуры техники и лесотехнологического оборудования по массомощностным и массогеометрическим параметрам с учетом условий лесозаготовительных районов;
  • выработка рекомендаций по размещению производства лесозаготовительной техники и оборудования в регионах с детально продуманной тактикой сервисного обслуживания.

Отечественным производителям лесозаготовительной техники противостоит мощная конкуренция компаний передовых стран, которая вынуждает отечественные предприятия следовать тенденциям мирового технического прогресса.

ТЕХНИКА (обзоры) РЫНОК (статистика, анализ) ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Э. Стрельцов Основные Средства 09'2010 12 октября 2010

Комментарии (0)