Мини-погрузчики (ч. 2)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.2)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
Секреты воздушного фильтра
Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Воров просят не беспокоиться (ч .1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
Как выбрать генератор?
Критерии выбора
Современный пневмотранспорт в аграрном секторе
По материалам выставки «Золотая осень-2007»
 6
Hardox. Разберемся спокойно
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 3)

Зарубежные гусеничные тракторы для села

А. Бирюков
В последние годы в связи ужесточением требований к сохранению плодородного слоя почвы, снижению уплотнения и разрушению ее структуры у нас в стране и за рубежом растет интерес к гусеничным тракторам, которые в этой части выгодно отличаются от колесных.
Гусеничный трактор Case IH Quadtrac 485
Круговое движение вперед четырехгусеничного трактора Case IH cерии Quadtrac
 
Интерьер кабины гусеничных тракторов Challenger
Диаграмма распределения гусеничных тракторов высокой мощности по диапазонам мощностей
Гусеничный трактор Challenger 755C
Гусеничный трактор Агромашхолдинг 315 ТГ

Гусеничные тракторы меньше пробуксовывают, особенно на влажных почвах, у них значительно больше площадь контакта с грунтом. Они обеспечивают возможность более раннего и более позднего (на три–пять дней) проведения соответственно весенних и осенних полевых работ, которые невозможно выполнить колесными тракторами. Элементы ходовых систем гусеничных тракторов, особенно зарубежных, оснащенных более эластичными резиноармированными гусеницами (РАГ), лучше гасят колебания от неровностей почвы, что повышает плавность хода машин. В связи с отсутствием передних колес на гусеничных тракторах лучше обзорность. С внедрением на зарубежных гусеничных тракторах высокой мощности для села РАГ существенно изменились параметры и конструкция их основных узлов и агрегатов.

При дальнейшем повышении мощности обостряется проблема сцепления ходовой системы трактора с почвой для реализации возросших тяговых усилий. Лучше она решается тракторами с гусеничной ходовой системой, поэтому они развивают более высокие тяговую мощность и тяговый к.п.д. Учитывая это, полноприводным колесным тракторам классической компоновки в отличие от гусеничных становится затруднительным передавать всю мощность с помощью пневматических шин колес, а их сдваивание или страивание значительно увеличивает габаритную ширину, делая невозможным перемещение таких тракторов по дорогам с твердым покрытием. Именно поэтому в диапазоне высоких мощностей гусеничные тракторы представляют значительно больший интерес для аграриев, чем колесные.

Всех этих преимуществ гусеничных тракторов не умаляют даже сложности, возникающие в обеспечении их правильной балластировки для предотвращения значительного перераспределения нагрузок на гусеничные обводы при выполнении тяговых работ, а также ограничение скорости на дорогах с твердым покрытием и повреждение почвы при резких поворотах.

По сравнению с аналогичными колесными цена гусеничных тракторов высокой мощности вообще и оснащенных РАГ, в частности, более высокая (примерно до $60 000), что тем не менее, учитывая указанные особенности гусеничных тракторов, может считаться оправданным.

Потребителем гусеничных тракторов небольшой мощности является в основном горное земледелие. Также они могут использоваться для выполнения не энергоемких работ в растениеводстве, в том числе в садах и виноградниках с узкой колеей.

Стандартные гусеничные тракторы высокой мощности преимущественно используются как на энергоемких работах общего назначения по обработке почвы, так и на дорожно-строительных, планировочных и мелиоративных работах по перемещению грунта.

Несмотря на тенденцию более широкого применения гусеничных тракторов в аграрном производстве США, Канады, стран ЕС, их удельный вес в машинном парке для села остается пока ограниченным. Компоновка гусеничных тракторов в течение многих лет традиционная, со смещенными вперед за пределы гусеничного обвода двигателем, выполняющим одновременно роль переднего противовеса, и ближе к центру – кабиной.

Фирмы выпускают гусеничные тракторы, как правило, сериями, объединенными общим стилевым решением и дизайном, состоящими из унифицированных моделей, близких по массе, но существенно различающихся по мощности двигателя, причем по конструкциям узлов, агрегатов и систем разные модели тракторов, входящие в серии, похожи.

    Гусеничные тракторы для села предлагаются на западноевропейском рынке тракторной техники лишь зарубежными фирмами, в том числе:
  • небольшой и средней мощности фирмами Goldoni, Same и Landini (Италия), Deutz-Fahr (Германия), Itma (Югославия), Universal (Румыния), YTO (Китай) и др.;
  • высокой мощности фирмами Challenger, Case IH и John Deere (США).

Принимая во внимание, что в России пока отсутствует производство гусеничных тракторов высокой, более 200 л.с., мощности, не считая гусеничных тракторов АГРОМАШ 315 ТГ, выпускаемых специализированными предприятиями Концерна «Тракторные заводы» и поставляемых ООО «Агромашхолдинг», для отечественного тракторостроения представляют особый интерес именно гусеничные тракторы высокой мощности. А потому рассмотрим особенности этих тракторов от ведущих американских фирм, поставки которых возможны не только на рынки Северной Америки, но и в страны Западной Европы, а также другие страны, где площади сельхозугодий с большими длинами гона и где применение мощных скоростных гусеничных тракторов наиболее эффективно. О структуре поставок на рынки Западной Европы дают представление табл. 1 и диаграмма.

Из табл. 1 следует, что в настоящее время за рубежом представлены 15 моделей гусеничных тракторов высокой мощности трех изготовителей, причем 11 моделей выполнены двухгусеничными (Challenger и John Deere), а 4 модели (Case IH) – четырехгусеничными с шарнирно-сочлененной рамой.

На снимках 1, 4, 5 в качестве примера показаны гусеничные тракторы: соответственно Challenger – 755С, Case IH Quadtrac 485, а также отечественный АГРОМАШ 315 ТГ.

Для сопоставления технического уровня гусеничных тракторов высокой мощности для села, выпускаемых фирмами США, с близким к ним по мощности гусеничным трактором АГРОМАШ 315 ТГ (Россия) их характеристики сведены в табл. 2.

Таблица 1. Структура гусеничных тракторов высокой мощности ведущих зарубежных фирм
Фирма, страна Диапазон эксплуатационной Серия Число моделей
мощности, л.с. массы, кг
Challenger, США
269...320
13 100…13 100
МТ 700С
3 (МТ 745С, МТ 755С, МТ 765С)
430…570
18 600…18 600
МТ 800С
4 (МТ 845С, МТ 855С, МТ 865С, МТ 875С)
Сase IH, CША
391…543
31 812…23 133 (конструкционная)
Quadtrac*
4 (385, 435, 485, 535)
John Deere, США
296
11 500
8400Т
1 (8430Т)
430…525
17 690…17 690
9030Т
3 (9430Т, 9530Т, 9630Т)
*Четырехгусеничные с шарнирно-сочлененной рамой.

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что параметры гусеничных тракторов с двумя гусеницами фирм Challenger и John Deere практически совпадают или являются близкими. Так, их 6-цилиндровые двигатели жидкостного охлаждения оснащены в том числе турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, электронным впрыском топлива, имеют уровень выброса вредных веществ с отработавшими газами, соответствующий нормам Tier III, интервалы замены масла – 250…375 моточасов.

Трансмиссии этих гусеничных тракторов оборудованы автоматическим переключением передач под нагрузкой, режимы работы которых за счет соответствующей системы автоматизации согласованы с режимами работы двигателей, имеют достаточное число передач – 16…18 вперед и 4…6 назад и развивают максимальную скорость до 40 км/ч. Наборы скоростных рядов в их коробках передач обеспечивают агрегатирование тракторов с комплексами различных машин-орудий как для основной обработки почвы, так и для посева, в том числе комбинированных, с максимальной нагрузкой, отличаясь высокой производительностью также на транспорте. При этом тракторы Challenger серии МТ 700С по заказу оснащают еще и ходоуменьшителями для работ, требующих для выполнения особо низких скоростей.

Резиноармированные гусеницы (РАГ) с фрикционным зацеплением, которыми оснащены эти тракторы, выполнены изолированными от остова посредством упругих подвесок, существенно снижающих передаваемые на водителя вертикальные колебания и вибрации, возникающие от неровностей почвы, обеспечивая высокую плавность хода.

Поворот этих тракторов осуществляется с помощью бесступенчатых гидрообъемных механизмов, позволяющих при небольшом воздействии на рулевое колесо плавно совершать даже очень крутые повороты. Для натяжения гусеничных лент применяются специальные механизмы с гидроцилиндрами. Для разных условий работы и особенностей грунта применяется набор гусениц разной ширины, в том числе с разным профилем почвозацепов, а также узких для возделывания пропашных культур.

Предельная грузоподъемность задних навесных систем, оборудованных электрогидравлическим регулированием, при максимальном давлении 20 МПа, в частности, на наиболее мощных тракторах Challenger серии МТ 800С доведена до 14 000 кг, а на других моделях составляет 9030…11 785 кг. При этом тракторы фирм Challenger и John Deere оснащены валами отбора мощности (ВOМ) (штатно – Сhallenger, по заказу – John Deere) с частотой вращения 1000 мин–1, рекомендуемой для выполнения преимущественно энергоемких работ, например фрезерования почвы и др., машинами с активными рабочими органами.

Гусеничные тракторы оснащены шумовиброизолированными практически с круговым обзором комфортными кабинами с невысоким уровнем шума, оборудованными системами климат-контроля или кондиционерами. Сиденья в них выполнены подрессоренными на пневмоподвеске, причем есть и дополнительное сиденье для пассажира. Важнейшие органы управления в этих кабинах сгруппированы и размещены в основном на подлокотнике. На снимке 5 в качестве примера показан интерьер кабины гусеничных тракторов Challenger.

Благодаря оборудованию гусеничных тракторов системами автоматики разворотной полосы и CAN bus обеспечивается автоматическое согласованное управление всеми операциями трактора и орудия при разворотах в конце гона, а также обмен данными между установленными на тракторе электронным блоком и исполнительным блоком на орудии. Кроме того, тракторы John Deere базово оснащены под систему автоматического вождения Auto Trac.

Гусеничный трактор АГРОМАШ 315 ТГ по техническому уровню пока не в полной мере соответствует уровню ближайших зарубежных аналогов – тракторов Challenger и John Deere, в частности, по максимальной скорости, типу гусениц, грузоподъемности навесной системы, номенклатуре средств автоматизации.

Следует отметить, что двигатели тракторов с четырьмя отдельными гусеничными тележками и шарнирно-сочлененной рамой работают в широком диапазоне постоянной мощности, и каждая из их гусеничных тележек может качаться в продольной плоскости на угол до 10°, что улучшает равномерность распределения масс трактора на неровной поверхности и тем самым улучшает сцепление с грунтом, повышая тяговое усилие. Для улучшения контакта с неровным грунтом предусмотрена возможность поперечных качаний задней части рамы относительно передней на угол до 13°. Они обеспечивают увеличение площади опорной поверхности (например, до 5,6 кв.м для модели 485), в связи с чем существенно меньше давят на почву, а также обладают хорошей боковой устойчивостью. Их РАГ имеют высокую степень самоочищения от остатков почвы. Благодаря шарниру рамы минимальный радиус поворота этих тракторов не превышает 7,5 м, что сопоставимо с аналогичным показателем для близких по мощности колесных тракторов, но развернуться на месте эти тракторы не могут, тогда как двухгусеничные Challenger и John Deere такой разворот обеспечивают. Как и у тракторов названных фирм, их органы управления сгруппированы и расположены в кабине на подлокотнике. Гусеничные тракторы Case IH серии Quadtrac по высоким тяговым показателям способны заменить три колесных трактора типа К-700. Четырехгусеничные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой эффективно работают при движении вперед, однако на реверсе их движение становится неэффективным. На снимке 2 показано круговое движение вперед четырехгусеничного трактора Case IH серии Quadtrac.

В реальной эксплуатации на особо тяжелых, энергоемких работах четырехгусеничный трактор, например, модели 485 при скорости 10 км/ч может агрегатироваться с 10-корпусным плугом с шириной захвата 4,8 м, установленным на глубину вспашки 25 см, и уплотнителем почвы шириной захвата 5 м.

Ожидается, что в ближайшей перспективе спрос на высокопроизводительные гусеничные тракторы высокой мощности для села как за рубежом, так и у нас в стране будет расти.

Таблица 2. Основные параметры гусеничных тракторов высокой мощности фирм США и России
Параметр Challeger Case IH John Deere АГРОМАШ 315 ТГ
Мощность, л.с.
269…570
391…543
296…525
315
Впрыск топлива
Электронный
Подача воздуха
Турбонаддув с промежуточным охлаждением
Уровень выбросов
Tier III
Интервал замены масла, моточасы
250
500
250 (375 с маслом и фильтрами John Deere)
н. д.
Трансмиссия, тип
С переключением передач под нагрузкой
Число передач вперед/ назад
16/ 4
16/ 2
18/ 6
16/ 4
Максимальная скорость, км/ч
40
35
40
32,2
Гусеницы
Резиноармированные
Подвеска ходовой системы
Упругая Opti-Ride
н. д.
Упругая AirCushion
н. д.
Грузоподъемность задней навесной системы, кг
11 785…14 000
8949
9030
7000…8000
Частота вращения ВОМ, мин–1
1000
1000 (по заказу)
1000 (по заказу)
1000
Колея, мм
1520…3048 (МТ 700С); 2286…3251 (МТ 800С)
н. д.
н. д.
1880
Дорожный просвет, мм
370
390
н. д.
390
Уровень шума в кабине, дБ (А)
73
75
72
н. д.
Кондиционер или климат-контроль
Климат-контроль
Климат-контроль
Кондиционер
Кондиционер
Сиденье
Подрессоренное
Средства автоматизации
Электрогидравлический регулятор задней навесной системы, системы CAN bus, регулирования «двигатель–трансмиссия», автоматики разворотной полосы
Электрогидравлический регулятор задней навесной системы, системы CAN bus, автоматики разворотной полосы
Электрогидравлический регулятор задней навесной системы, системы CAN bus, регулирования «двигатель–трансмиссия», автоматики разворотной полосы
Системы управления двигателем, диагностики

 

ТЕХНИКА (обзоры) СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Трактор
А. Бирюков Основные Средства 09'2010 12 октября 2010

Комментарии (0)