Рациональный типаж российских тракторов для аграриев

А. Бирюков
Типаж сельскохозяйственных тракторов как система давно применяется в тракторостроении России, между тем совершенствование тракторной техники, особенно в последние годы, наложило свой отпечаток на его современное состояние.
К-744Р3
ВМТЗ-2032А
ДТ-150ДЕ
ЛТЗ-120 (ЛТЗ-130)
Т-85АС
Перспективный трактор Terrrion АТМ 7360 (7400)
 
Распределение выпускаемых отечественных тракторов по компоновочным схемам
РТМ-160
Terrion 5280
График зависимости тяговых классов от мощности двигателей отечественных тракторов разных компоновочных схем перспективного типажа
Перспективный трактор К-9000
Перспективный трактор А600
Перспективный трактор 6С-315 «Четра»

Как известно, технически и экономически обоснованная совокупность выпускаемых в России типоразмеров сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов), образующих общий типоразмерный ряд, построенный по единому классификационному признаку, представляет собой типаж (или систему) тракторов. Его разработку начали еще в СССР с середины 1940-х годов, когда возрождалась отечественная тракторная промышленность на Волгоградском, Харьковском и Челябинском заводах, на «Красном путиловце» в Ленинграде и развертывалось на них массовое производство колесных и гусеничных тракторов. Разработка типажа тракторов была обусловлена также необходимостью систематизировать работы по созданию разнообразных типов и моделей тракторов для их рационального применения в хозяйстве страны.

В отличие от мировой практики, где размер трактора принято характеризовать мощностью двигателя, в России для этого используется его номинальное тяговое усилие, зависящее от типа ходовой системы и эксплуатационной массы. Номинальное тяговое усилие в настоящее время стандартизовано по тяговым классам в соответствии с ГОСТ 27021–86. Как показала практика, именно этот параметр считается наиболее стабильным и определяет возможности агрегатирования трактора с машинами-орудиями, имеющими разную ширину захвата и, следовательно, тяговые сопротивления, а такой показатель, как мощность, используемый за рубежом, является менее стабильным и во многом зависит не только от типа движителя, но и от скорости машинотракторного агрегата (МТА) и почвенных условий. В основу построения типажа положена возможность частичного перекрытия диапазонов тяговых усилий тракторов в смежных классах при оптимальном минимально обоснованном количественном составе моделей в каждом классе. Иначе говоря, типаж отечественных тракторов это по существу типоразмерный ряд выпускаемых (или разрабатываемых) тракторов, сгруппированных по принятым в России тяговым классам (0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6).

В СССР типаж выполнял главным образом директивные плановые функции, обязательные для заводов-изготовителей, но в условиях рыночной экономики и формирования тракторного рынка России он фактически носит рекомендательный характер.

Диаграммы 1 и 2 на основе упомянутого ГОСТ 27021–86, продолжающего тем не менее действовать и сейчас в России, показывают соответствие номинальных тяговых усилий и эксплуатационной массы тяговым классам от 0,6 до 6, предусмотренным типажом, как для массово применяемых в сельском хозяйстве полноприводных колесных тракторов классической компоновки 4К4а, так и тракторов нетрадиционных компоновок – интегральной 4К4б и с шарнирно-сочлененной рамой 4К4б', причем легко заметить, что эти диаграммы для указанных типов тракторов являются по существу одинаковыми.

Показанные на диаграмме 2 распределение и взаимосвязь параметров справедливы и для характеристики типажа гусеничных тракторов, но с уточнениями тяговых классов 3 и более, в которых, как правило, и создаются тяжелые гусеничные тракторы, для которых значения эксплуатационной массы необходимо уменьшать в среднем на 12…14%.

Для моделей колесных тракторов указанных компоновочных схем, а также гусеничных тракторов на диаграмме 3 показаны наиболее целесообразные ступени изменения мощности их двигателей в зависимости от изменения тяговых классов от 0,6 до 6, а значит, и соответствующей им эксплуатационной массы.

    Обычно изменение диапазонов номинальных тяговых усилий отражается на соответствующем изменении тяговых классов, и, учитывая это, все тракторы можно классифицировать по назначению и области применения. Например, для более распространенных колесных тракторов такая классификация может быть представлена следующим образом:
  • универсально-пропашные (тяговые классы 0,6…2);
  • универсальные, т. е. полноценно используемые на работах общего назначения и на пропашных работах (в основном тяговые классы 2…3);
  • общего назначения (тяговые классы 3 и выше).

Гусеничные тракторы в отличие от колесных преимущественно относятся к тракторам общего назначения, реже – к специализированным, например, виноградниковым или болотоходным.

Диаграммы 1…3 устанавливают взаимосвязь между тяговыми классами и соответствующими им номинальными тяговыми усилиями, эксплуатационной массой и мощностью тракторных двигателей для отечественных тракторов известных компоновочных схем согласно существующему типажу тракторов. Они могут быть использованы также и для анализа параметров перспективного типажа тракторов. В настоящее время отечественное тракторостроение производит для сельского хозяйства России в соответствии с существующим типажом следующие модели колесных и гусеничных тракторов (см. таблицу), а в качестве примера на снимках показаны модели тракторов, внедренные в последние годы.

На диаграмме 4 видно, что в России, как и за рубежом, но в значительно меньших количествах наиболее массовыми являются колесные полноприводные тракторы 4К4а классической компоновки. Заметим, что действующий сейчас в России типаж тракторов, к сожалению, не является конкурентоспособным, прежде всего из-за ограниченной номенклатуры все тех же колесных полноприводных тракторов 4К4а классической компоновки. Эта схема в России в отличие, например, от многообразия тракторов, выпускаемых практически всеми ведущими зарубежными фирмами, представлена пока достаточно скромно, особенно в диапазонах средних и высоких мощностей, что при большой потребности хозяйств именно в указанных тракторах вынуждает российских потребителей покупать дорогую импортную тракторную технику.

    Если говорить о конкретных типоразмерах тракторов, необходимо отметить, что сегодняшний типаж характеризуется отсутствием в его наиболее массовых тяговых классах 1,4…3 целого ряда необходимых сельскому хозяйству тракторов, тогда как в недалеком прошлом еще в СССР типаж тракторов был больше приближен к оптимальному благодаря наличию в нем следующих важных моделей тракторов:
  • колесные тракторы 4К4а классической компоновки из Белоруссии тяговых классов 1,4…2 (ПО «МТЗ», Минск);
  • колесные тракторы схем 4К4а, 4К4б и 4К4б', а также гусеничные с Украины тяговых классов 1,4 (ПО «ЮМЗ», Днепропетровск) и 3 (ПО «ХТЗ», Харьков).

Поэтому, учитывая, что ПО «МТЗ», ПО «ЮМЗ» и ПО «ХТЗ» оказались теперь за пределами России, мы вынуждены по всему ряду тяговых классов сегодня самостоятельно создавать свое тракторостроение, прежде всего на базе существующих в стране тракторных заводов ОАО «ВМТЗ», ОАО «ЛТЗ», ОАО «ВгТЗ», ОАО «Алттрак», ЗАО «ПетТЗ» и др., закрывая имеющиеся в отечественном типаже тракторов «белые пятна».

Кроме того, в существующем типаже тракторов не предусмотрены такие необходимые сельскому хозяйству типоразмеры высокой мощности, как, например, колесные тракторы 4К4а классической компоновки в тяговых классах 5…6 мощностью свыше 280 л.с., колесные тракторы 4К4б' с шарнирно-сочлененной рамой в тяговых классах 6…7 мощностью свыше 400 л.с., гусеничные тракторы в тяговых классах 5…7 мощностью свыше 200…300 л.с., а номенклатура колесных тракторов 4К4а средней мощности в диапазоне 180…280 л.с., выпускаемых ЗАО «АгроТехМаш» малыми партиями, является пока весьма ограниченной и не может удовлетворить потребности рынка в тракторах такого типа.

Ряд тракторных заводов (ВМТЗ, ПетТЗ, «АгроТехМаш») в последние годы стали все шире выпускать тракторы отдельными сериями из нескольких типоразмеров одного типа, мало различающихся между собой по эксплуатационной массе, т. е. принадлежащие одному тяговому классу, но существенно – по мощности двигателя (как это распространено в мировой практике), поэтому в России все активнее стали применять более удобную для потребителей двухпараметрическую классификацию типажа тракторов: по номинальному тяговому усилию (основной параметр) и по мощности двигателя (дополнительный параметр).

Постепенное улучшение положения в отечественном тракторостроении, в основном связанное с образованием мощных корпоративных структур, охватывающих производства новых типоразмеров на большинстве тракторных заводов, привело к тому, что заводы сейчас стали строить свою техническую политику более приближенной к оптимальному или так называемому перспективному типажу тракторов.

Реальная потребность на перспективу в большой номенклатуре колесных и гусеничных тракторов различных типоразмеров и мощностей, существенно превышающей номенклатуру существующего типажа тракторов, выпускаемых отечественными заводами, объясняется огромными масштабами России и ее регионов, многообразием почвенно-климатических зон, значительным разбросом размеров площадей возделываемых культур, разной специализацией сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих тракторы, и др.

На графике представлены эмпирические зависимости тяговых классов от мощности двигателей перспективных отечественных тракторов разных компоновочных схем. Важной особенностью этих зависимостей является то, что они характеризуют пока отсутствующие в России перспективные модели, массово-мощностные параметры которых определены на графиках с учетом опыта, накопленного в мировом тракторостроении по созданию аналогичных типоразмеров тракторов такими транснациональными корпорациями, как John Deere, CNH, AGCO, Same-Deutz-Fahr, благодаря чему в перспективе будет ликвидировано отставание тракторостроения России и существенно повышена его конкурентоспособность не только на внутреннем, но и внешних рынках.

Ожидается, что будущий типаж охватит более широкий диапазон используемых в сельском хозяйстве мощностей – от 30 до 500 л.с., причем в нем наиболее полно будут представлены колесные полноприводные тракторы 4К4а самой массовой классической компоновки (в тяговых классах 0,6…6 мощностью от 30 до 350 л.с.), а колеcные интегральные 4К4б и с шарнирно-сочлененной рамой 4К4б' тракторы – соответственно в тяговых классах 3…4 мощностью от 160 до 200 л.с. и классах 6…7 мощностью от 300 до 500 л.с. Характерно, что гусеничные тракторы будут представлены не только в традиционных для них тяговых классах 3…4, но и в более высоких тяговых классах 5…7, имея при этом уровень мощности от 200 до 500 л.с. В перспективе указанные колесные и гусеничные тракторы в основном будут производиться семействами в виде серий, состоящих из трех-четырех унифицированных между собой моделей разной мощности одного тягового класса.

На снимках также представлены некоторые модели перспективных колесных и гусеничных тракторов рынка России, закрывающих ряд «белых пятен» в типаже: К-9000 мощностью 516 л.с., Тerrion АТМ 7360 мощностью 345 л.с., А600 на 300 л.с., 6С-315 «Четра» на 315 л.с.

Номенклатура тракторов, выпускаемых тракторными заводами России, в соответствии с типажом
Тяговый класс Компоновочная
схема
Мощность
двигателя, л.с.
Масса
эксплуатационная, кг
Модель Завод-изготовитель
0,6
4К2
30
2500
ВТЗ-2032 ОАО «ВМТЗ» (Владимир)
4К4а
30
2500
ВТЗ-2032А
0,9
4К4а
45
2640
ВТЗ-2048А ОАО «ВМТЗ» (Владимир)
45
2600
Т-50
1,4
4К2
62
3750
ЮМЗ-60М ОАО «КБТМ» (Омск)
4К4а
57,5
3330
ЛТЗ-60АБ ОАО «ЛТЗ» (Липецк)
62
3935
ЮМЗ-62М ОАО «КБТМ» (Омск)
85
3800
Т-85АС ОАО «ВМТЗ» (Владимир)
81
4000
МТЗ-82 ОАО «ПОЕлАЗ» (Елабуга)
1,4…2
4К4а
130
н. д.
ЛТЗ-130 ОАО «ЛТЗ» (Липецк)
3
4К4а
180
6880
Теrrion АТМ 3180 ЗАО «АгроТехМаш» (Тамбов)
280
8920
Terrion АТМ 5280 ЗАО «АгроТехМаш» (Тамбов)
4К4б
160
6700
РТ-М-160 ОАО «НПК Уралвагонзавод» (Нижний Тагил)
4К4б' гусеничный
180
8200
ОрТЗ-150К ООО «Интерснаб» (г. Орёл)
175
8150
ОрТЗ-150 ООО «Интерснаб» (г. Орёл)
95
6950
ДТ-75Д и ВТ-90ДЕ ОАО «ВгТЗ» (Волгоград)
4
Гусеничный
155
7820
ВТ-150ДЕ ОАО «ВгТЗ» (Волгоград)
160
8630
Т402А ОАО «Алттрак (г. Рубцовск)
5
4К4б'
280
13 400
К-744Р ЗАО «ПетТЗ» (Санкт-Петербург)
6
4К4б'
300
14 900
К-744Р1 ЗАО «ПетТЗ» (Санкт-Петербург)
350
15 680
К-744Р2
390
15 220
К-744Р3