2
Прицепы и полуприцепы
Найди сходство и различия
Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники
Гидромолоты среднего класса (ч.2)
Развитие гидромолотов в России
О выборе гидромолота
Двигатель «Коджу»
История разработки двигателя для грузовика Я-5 под руководством Н.Р. Брилинга
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
 1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
О приемах против «ломов» (ч.2)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Конструкции автобусов для линий BRT
Практика применения оборудования для бестраншейных технологий
Автоматические системы управления на линиях BRT
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке

Малогабаритные тракторы США

А. Нефедов
Сase IH JX 1075N
New Holland T3010
New Holland T3030
John Deere 5615FA
John Deere 5215VA
Massey Ferguson 3425SA
Некоторые виды работ, выполняемых малогабаритным трактором John Deere серии 3000:
1 – погрузка спереди; 2 – культивация; 3 – покос трав; 4 – фрезерование; 5 – уборка снега скрепером; 6 – погрузка сзади
New Holland TN 75NA

В аграрном производстве за рубежом наряду с крупногабаритными стандартными тракторами, имеющими нормальную колею, широко распространены узкие колесные с короткой базой так называемые малогабаритные тракторы, которые по причине их небольших размеров более эффективны при выполнении работ в стесненных условиях на мелкоконтурных, небольших участках в растениеводстве (виноградарстве, садоводстве), животноводстве, горном земледелии, а также в коммунальном хозяйстве.

К малогабаритным тракторам относятся, как правило, модели с шириной колеи от 790 до 1650 мм и эксплуатационной массой от 383 до 2800 кг, не превышающей по отечественной классификации тяговый класс 0,9…1,4.

Производителями как стандартных, так и малогабаритных тракторов в такой стране с развитым тракторостроением, как США, являются известные ведущие фирмы Case IH, John Deere, Massey Ferguson и New Holland, поставляющие их не только на рынок Северной Америки, но и рынки других стран мира, в том числе развитых стран Западной Европы (Германии, Франции и др.). Удельный вес малогабаритных тракторов, выпущенных в последние годы в Штатах, значительный и составляет до 40% суммарной мощности всей произведенной для сельского хозяйства техники.

Количественный и качественный состав малогабаритных тракторов на наиболее насыщенном западноевропейском рынке (в Германии) по cостоянию на 2008 г. характеризуется данными, представленными в табл. 1.

Как видно из табл. 1, на западноевропейском рынке доминируют колесные малогабаритные тракторы полноприводной классической компоновочной схемы 4К4а из 14 серий (44 моделей), в отличие от которой колесные классические тракторы со схемой 4К2 (с передним неведущим мостом) выпускаются как модификации в виде только двух моделей и лишь единственной фирмой – John Deere, при этом указанные компоновочные схемы 4К4а и 4К2 распределяются между собой в соотношении 96:4%. Именно за счет привода на все колеса в наилучшей степени реализуются хорошая маневренность и проходимость таких тракторов на небольших участках и разном почвенном фоне.

Для выпускаемых серий характерно, что каждая из них включает модели разной мощности с типизированными узлами и агрегатами подобных конструкций, но разных геометрических размеров. На фото показаны наиболее характерные модели малогабаритных тракторов фирм Case IH (JX 1075N), John Dееrе (5215VA и 5215FA), Massey Ferguson (3425SA), New Holland (Т3010, Т3030, TN 75NA).

Основные показатели малогабаритных тракторов фирм США, имеющих в целом довольно высокий технический уровень, представлены в табл. 2, в которой значения показателей для одной модели серии зачастую могут отличаться от аналогичных показателей других моделей этой серии.

Хотя все эти тракторы и являются малогабаритными, их характеристики тем не менее почти те же, что и у крупногабаритных стандартных тракторов. Характерным отличием малогабаритных тракторов является отсутствие подрессоренного переднего ведущего моста, электронных средств автоматизации с различными функциями, других усовершенствований, которые существенно усложнили бы их конструкцию, значительно повысив цену.

Все размерные показатели, имеющие важное значение для таких малогабаритных тракторов для обеспечения их устойчивости и управляемости при агрегатировании и выполнении агротехнологических операций, находятся в относительно малых диапазонах: длина 1850…4000 мм, ширина 1000…1570 мм, высота (по рулевому колесу) 1340…2390 мм. Их база и дорожный просвет небольшие: соответственно 1700…24 320 и 180…400 мм, минимальный радиус поворота не превышает 1,9…3,3 м. Необходимые тяговые свойства обеспечиваются соответствующей развесовкой по осям: доля эксплуатационной массы, приходящейся на передние/ задние ведущие колеса таких тракторов, находится в пределах 0,38…0,42/ 0,58…0,62.

Малогабаритные тракторы, имея в целом компактную конструкцию и относительно небольшую массу, обеспечивают благодаря этому, а также применению довольно мощных двигателей достаточную энергонасыщенность для выполнения энергоемких работ. Они в зависимости от уровня мощности оснащаются двух-, трех- и четырехцилиндровыми рядными 4-тактными дизелями, причем только жидкостного охлаждения, преимущественно с непосредственным впрыском топлива и высокой номинальной частотой вращения 2100…3130 мин–1, оборудованными электрозапуском фирм – производителей двигателей Case IH, Yanmar, John Deere, Mitsubishi, Perkins, New Holland. У них запас крутящего момента, находящийся в пределах 17…37%, достаточен для преодоления возникающих при работе перегрузок без переключения передач. При этом двигатели тракторов Case IH и New Holland, начиная с мощности 72 л.с., а фирм John Deere и Massey Ferguson при мощности соответственно 36 и 39 л.с. оборудуют еще и турбонаддувом, существенно повышающим их топливо-экономические характеристики.

На подавляющем большинстве малогабаритных тракторов применяют однодисковые «сухие» муфты сцепления, однако с повышением мощности число дисков увеличивается до двух и более, а на мощных малогабаритных тракторах Case IH и New Holland уже используются «мокрые» многодисковые муфты сцепления повышенной надежности с электрогидравлическим управлением, при этом практически все малогабаритные тракторы оснащают демпферами для гашения крутильных колебаний.

Малогабаритные тракторы штатно комплектуют в основном ступенчатыми синхронизированными коробками передач (КП), а тракторы фирмы John Deere сравнительно небольшой мощности – бесступенчатыми КП, управляемыми от одной педали. Модели повышенной мощности фирмы Massey Ferguson оборудуют еще и частично синхронизированными КП. По заказу малогабаритные тракторы могут оснащать и более дорогими КП с переключением передач под нагрузкой, а также ходоуменьшителями, требующимися для работы с «ползучими» скоростями движения при выполнении ряда сельхозопераций, особенно на посеве.

Число передач вперед/ назад, обеспечиваемое этими КП, составляет преимущественно 32/ 16, 24/ 12, 12/ 12. В рабочем диапазоне скоростей 40…12 км/ч эти КП имеют от 4 до 14 передач, число которых увеличивается с ростом мощности. Максимальная транспортная скорость малогабаритных тракторов в зависимости от типа КП довольно высокая – 30 или 40 км/ч, что свидетельствует об их широком использовании на транспортных работах для перевозки грузов.

Задние валы отбора мощности (ВОМ) малогабаритных тракторов выполняют независимыми, как правило, одно- или двухскоростными с экономичной частотой вращения (540Е), а тракторов John Deere, Massey Ferguson и New Holland еще и синхронными, скорость вращения которых пропорциональна скорости трактора, требуемой, например, при посеве, внесении удобрений. Для расширения возможностей агрегатирования их могут по заказу дополнительно оснащать и передними, главным образом односкоростными ВОМ, а также передней навесной системой меньшей, чем задняя, грузоподъемности.

Включение привода переднего ведущего моста и его блокировки на подавляющем большинстве малогабаритных тракторов электрогидравлическое, а на тракторах John Deere этот привод автоматический.

В качестве стандартного на малогабаритных тракторах применяется вмонтированное в рулевую трапецию передних управляемых колес гидрообъемное рулевое управление.

На всех малогабаритных тракторах внедрено широко распространенное на стандартных, крупных тракторах одновременное торможение и передних, и задних колес дисковыми «мокрыми» тормозами с гидроуправлением.

Преимущественное применение на малогабаритных тракторах находят эффективные в эксплуатации, отличающиеся большой ходимостью, радиальные шины типа R. Колею как передних, так и задних колес фирмы выполняют, как правило, бесступенчато регулируемой в диапазоне 920…1370 мм.

Подавляющее большинство малогабаритных тракторов оснащают раздельно-агрегатными гидросистемами, чаще с увеличенным до 18…19 МПа максимальным давлением, гидронасосами с подачей 18…66 л/мин и задними трехточечными навесными устройствами, I или II категории и максимальной грузоподъемностью от 392 до 2720 кг, имеющими штатно или по заказу позиционное, плавающее, силовое и смешанное регулирование (фирмой John Deere эти виды регулирования предусматриваются только на моделях для садов и виноградников).

Большинство моделей оснащают достаточно комфортными защитными шумо- и виброизолированными кабинами. Так, New Holland оборудует ими свои тракторы штатно, Case IH и John Deere – штатно или по заказу, Massey Ferguson штатно оборудует тракторы только низкими кабинами, эффективными на работах, например, внутри животноводческих помещений, либо машины поставляют без кабин, оснащая только дугой-каркасом безопасности. Уровень шума в кабинах в основном 77…79 дБ (А), редко, например, на тракторах New Holland – 85…86 дБ (А). Кабины штатно оборудуют эффективными отопительно-вентиляционными установками, по заказу – кондиционерами, а также монтируют на сайлентблоках для гашения вертикальных колебаний.

Органы управления (педали, рычаги и др.), контрольно-измерительная аппаратура и приборы удобно расположены и сгруппированы, что создает оператору дополнительный комфорт. Высоко размещенное сиденье в сочетании с компактным двигателем и большой площадью остекления кабин спереди, сбоку и сзади обеспечивают хорошую круговую обзорность фронта работ. Практически на всех моделях сиденья выполняют подрессоренными на амортизаторах, регулируемыми по росту и массе оператора.

В качестве дополнительного оборудования по заказу широко используются не только шины разных типоразмеров для разных условий работы, передние балластные грузы для увеличения тягово-сцепных свойств, но и КП с переключением всех или нескольких передач под нагрузкой (тракторы Сase IH, John Deere и New Holland), причем тракторы фирмы New Holland оснащают еще и автоматизированной системой диагностики.

Малогабаритные тракторы широко используются не только на пахоте однокорпусными плугами, культивации, бороновании, междурядной обработке посевов и транспортировке грузов прицепами. Их можно также применять для работ по фрезерованию почвы, опрыскиванию, окосу трав, прессованию сена, погрузке с передними и задними навесными орудиями.

В России малогабаритные тракторы используют не столь широко, как за рубежом, поскольку их номенклатура, особенно в диапазоне повышенной мощности, ограниченная.

Таблица 1. Состав малогабаритных тракторов фирм США
Фирма Компоновочная схема Эксплуатационная мощность, л.с. Эксплуатационная масса, кг Число серий Число моделей
Case IH 4К4а 60…92 2580…2720 2 (JXV, JXN) 7
John Deere 4К2 23 383…805 2 (2000, X700) 2
4К4а 26…90 915…2570 6 (2000, 3000, 4000, Х700, 5000VA, 5000FA) 16
Massey Ferguson 4К4а 33…98 1170…2500 2 (2400, 3400) 7
New Holland 4К4а 35…92 1600…2800 4 (Т3000, TNVA, TNTA, TNFA) 14
Таблица 2. Основные показатели малогабаритных тракторов США
Параметр Case IH John Deere Massey Ferguson New Holland
Распределение массы на переднюю/ заднюю ось, % 38/ 62 39/ 61 42/ 58 38/ 62
Охлаждение двигателей Жидкостное
Номинальная частота вращения, мин–1 2300 2100…3130 2200…3000 2300…2800
Число цилиндров 3…4 2…4 3…4 3…4
Мощность, л.с. 72…92 36…90 39…98 82…92
Запас крутящего момента, % 26…37 17…29 14…28 26…32
Наименьший удельный расход топлива, г/(л.с..ч) 154…157 н. д. 187…190 151…156
Коробка передач штатно/ по заказу Синхронизированная/ с переключением под нагрузкой Бесступенчатая cинхронизированная/ с переключением под нагрузкой Синхронизированная, частично синхронизированная/ – Синхронизированная/ с переключением под нагрузкой
Число передач вперед/ назад (при макс. скорости) штатно 32/ 16 (40) 24/ 24 (15…33) 12/ 12, 20/ 10 (30) 12/ 12, 32/ 16 (30; 40)
То же по заказу 44/ 16, 16/ 16, 28/ 16 (40) 24/ 12 (40) 24/ 12, 30/ 15, 45/ 45 (40) 16/ 16, 44/16, 28/ 16 (30; 40)
Ходоуменьшитель По заказу Штатно По заказу Штатно и по заказу
Частота вращения ВОМ, мин–1:        
заднего штатно 540/ 540Е 540, 540/ 540Е, 540/ 540Е/ синх. 540/ синх. ,540/ 540Е 540/ 540Е/ синх., 540/ 540Е, 540/ 540Е/ 1000/ синх.
заднего по заказу 1000 540/ 1000/ синх. 1000
переднего штатно 1000 1000
переднего по заказу 1000/ 2000 2100 1000, 1000/ 2000
Максимальное давление в гидросистеме, МПа 19 7…18 18 15…19
Подача гидронасоса, л/мин 66 18…64,6 30…44 39…64
Грузоподъемность задней навесной системы, кг 2440 392…1392 1200…2600 1200…2720
Регулирование задней навесной системы Механическое (модели небольшой мощности) или электрогидравлическое (модели повышенной мощности)
Тормоза задних/ передних колес «Мокрые» дисковые гидроуправляемые
Комплектация кабиной Штатно Штатно или по заказу Без кабины или по заказу Штатно
Уровень шума в кабине, дБ (А) 78 79…89 77…85 78…86
Кондиционер По заказу На серии 2400 По заказу
Средства автоматизации Система диагностики
Источники: dlz, Traktoren 2008 и Schlepperkatalog, 2008.
ТЕХНИКА (обзоры) СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Трактор
А. Нефедов Основные Средства 03'2010 4 мая 2010

Комментарии (1)

Белоусов в.и. Петрозаводск
Как расчитывался запас крутящего момента двигателя?
10 ноября 2011 – 00:41 Ответить