BRT
Выделенные полосы для общественного транспорта
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Проблемы пуска дизельных двигателей
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Седлать тягачи! (ч.2)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
Гидравлика «в возрасте»
Сложности ремонта

Сельскохозяйственные тракторы за рубежом

Достижения и тенденции развития конструкции

А. Нефедов
Deutz-Fahr Agrotron
New Holland T7000
Lindner Geotrac 124
Valtra N
JCB Fastrac
 
Case IH Puma
Распределение максимальных давлений в гидросистеме, %
 
Same Iron
Доля основных комплексных средств автоматизации в общем количестве тракторов, %
 

(Окончание. Начало см. «ОС» № 7, 2009 г.)

С целью эффективного демпфирования колебаний, возникающих при движении колесных тракторов компоновочной схемы 4К4а и воспринимаемых водителем, способствующего не только плавности хода, но и улучшению сцепления колес с грунтом, многие фирмы в широком диапазоне мощностей – от 70 до 340 л.с. штатно (14% от общего числа выпускаемых тракторов) или по заказу (32%) оснащают свои тракторы различными типами подрессоривания передних ведущих мостов, выбор которых разными фирмами решается индивидуально, причем наиболее массовыми для такого подрессоривания являются мощности начиная от 115 л.с. и выше.

Подрессоренными  передними ведущими мостами вообще не оборудуют 54% колесных тракторов, в том числе особо легких схемы 4К4а небольшой, до 70…110 л.с. мощности и сверхтяжелых схемы 4К4б' высокой мощности вследствие специфики их конструкции и особенностей эксплуатации.

    Широко распространены независимая рычажная подвеска колес переднего моста с автоматическим выравниванием в зависимости от скорости движения и при поворотах (John Deere серии 8030, Fendt серии 900 Vario) и гидропневматическое подрессоривание подвесок передних ведущих мостов, в том числе:
  • блокируемое водителем для сохранения постоянной высоты подвески и обеспечения точного управления орудием, навешенным на переднюю навесную систему (Fendt серий 400 и 700 Vario; Massey Ferguson серий 6400, 8400; Valtra серии N и др.);
  • с регулируемой жесткостью, автоматически изменяемой с ростом рабочей скорости (Deutz-Fahr cерии Agrotron; Case IH серии Puma; John Deere серии 7030 и др.);
  • с системой стабилизации, активируемой при резком торможении и работе с тяжелыми навесными машинами (New Holland cерии Т7000 и др.);

Распространение  получили также гидравлические подвески передних ведущих мостов с автоматическим выравниванием (Lamborghini серий R6, R7 и R8; Same серии Iron), независимые (Case IH cерии Magnum), пневматические (Valtra серии T).

Независимой подвеской не только переднего, но и заднего мостов оснащены тракторы JCB серии Fastrac, причем тракторы серии 7000, относящиеся к схеме 4К4а, оборудованы сенсорным гидропневматическим механизмом для автоматического поддержания заранее установленного клиренса независимо от нагрузки по сигналам электронных датчиков.

    Эффективными подвесками для снижения уровня вибронагруженности оборудуют не только колесные тракторы, но и гусеничные с резиноармированными гусеницами (РАГ), в которых гусеничная ходовая часть изолируется от рамы. В частности, такие подвески предусмотрены на тракторах:
  • John Deere серии 9030T, их оборудуют пневматической подвеской с увеличенными углами качания задней траверсы, при этом между траверсой и остовом установлены пневмоподушки и мощный гидроамортизотор;
  • Challenger серий МТ 700 и МТ 800, их оснащают подвеской с мощными пружинами, установленной на резиновых подушках, при этом левая и правая части шасси смонтированы с возможностью независимого перемещения, а стабилизатор поперечной устойчивости позволяет каждой гусенице легко преодолевать препятствия.

Чтобы обеспечить высокую маневренность тракторов схемы 4К4б (JCB Fastrac в комплектации 4WS и Claas Xerion), все колеса выполнены управляемыми, в том числе поворачиваемыми на разные углы, при этом передние колеса могут согласованно поворачиваться одновременно с задними колесами, устанавливаясь, например, в положение «краб», предотвращающее соскальзывание трактора при работе на склоне.

С  целью  минимизировать уплотнение почвы и повысить тяговые усилия тракторы схемы 4К4а средней и высокой мощности (Case IH серии Magnum, Fendt серии 900 Vario, John Deere серий 8030 и 9030, New Holland серий T7000 и T8000, Valtra серии Т) оборудуют сдвоенными передними и задними колесами.

Механизмы поворота колесных тракторов в подавляющем большинстве являются традиционными с односкоростным приводом, автоматически или принудительно выключаемым при повороте, но заслуживает внимания (в частности, на тракторе фирмы Kubota M 128 X) и привод переднего моста с переключаемой двухступенчатой передачей Bispeed, которая для уменьшения радиуса поворота обеспечивает ускоренное в 1,6 раза вращение передних колес при их повороте более чем на 35°.

Механизмы поворота гусеничных тракторов с РАГ (тракторы John Deere и Challenger) традиционно остаются бесступенчатыми дифференциальными с гидрообъемной передачей, обеспечивающей при повороте ускоренное и замедленное синхронное и одновременно плавное движение забегающей и отстающей гусениц.

Тракторы средней и высокой мощности в связи с увеличением максимальных транспортных скоростей до 40…50 км/ч и более в подавляющем большинстве, начиная с мощности 50 л.с., оснащают тормозами всех четырех колес, преимущественно «мокрыми» с гидравлическим приводом. Некоторые фирмы (в том числе Fendt на тракторах серии 700 Vario и др.) для торможения передних колес одновременно с задними применяют торможение карданного вала посредством дополнительной дисковой муфты. На тракторах JCB, в том числе схемы 4К4а новой серии 7000 (в зависимости от страны-импортера) для эффективного торможения как при скоростях 70…80 км/ч, так и при движении с малой скоростью применяют АБС тормозов всех колес и раздельные контуры тормозов передних и задних колес с пневмогидравлическим приводом.

Часто колесные тракторы штатно или по заказу в качестве дополнительного оборудования оснащают приводом тормозов прицепов, в том числе гидравлическим (Landini, Massey Ferguson и др.), пневматическим (Fendt, Lamboghini, Valtra и др.), пневматическим или гидравлическим (Сlaas серии Xerion).

Для агрегатирования с различными орудиями практически все тракторы оснащают в базовой комплектации задними и передними (в основном по заказу) гидронавесными системами, в основном с электрогидравлическим регулятором хода навески (77% общего числа выпускаемых тракторов).

Поскольку с ростом мощности тракторов увеличивается и грузоподъемность гидронавесных систем, чтобы облегчить управление ими, максимальное давление в гидросистеме подняли до 20…21,5 МПа (диаграмма 1). Гидронавесные системы многих тракторов имеют по заказу функцию оптимального тягового усилия и буксования и, в основном штатно, оборудованы гасителем колебаний навески в транспортном положении.

Стремление поднять условия и безопасность труда на более высокий уровень вынуждает фирмы постоянно совершенствовать кабины, их интерьер, внедрять технические решения, способствующие улучшению эргономических и эстетических показателей, применять встроенные каркасы безопасности, эффективные системы кондиционирования, отопления и вентиляции. За счет внедрения более совершенных систем капотирования и шумоглушения уровень шума в кабинах большинства тракторов доведен до 71…75 дБ (А).

Подавляющее большинство тракторов средней и высокой мощности могут оснащаться помимо эффективных систем вентиляции и отопления еще и кондиционерами (91%), в том числе 43 и 48% всех выпускаемых тракторов соответственно штатно (Deutz-Fahr, Fendt, Massey Ferguson, New Holland и др.) или по заказу (Case IH, John Deere, Valtra и др.). Некоторые тракторы наиболее представительных фирм (Case IH, JCB, Massey Ferguson, Valtra и др.) штатно или по заказу вместо кондиционеров оборудуют еще более совершенными системами климат-контроля с автоматическим поддержанием на заданном уровне температуры и других параметров, однако их количество пока невелико.

Кабины практически половины всей номенклатуры тракторов (51%) могут выполняться подрессоренными на пневмоподвеске (в том числе с автоматическим выравниванием, оптимально расположенными амортизаторами и др.). Впрочем, у значительной части тракторов (49%) подрессоривание кабин вообще отсутствует. Это тракторы схемы 4К4а небольшой и высокой мощности, тракторы схем 4К4б и 4К4б', а также с гусеничной ходовой системой, для которых такое подрессоривание оказалось неэффективным. В результате сочетания подвесок передних ведущих мостов, кабин и сидений у многих тракторов (в том числе Case IH серии Puma, Deutz-Fahr Agrotron 165.7, L 720, New Holland серии Т7000 и др.) обеспечивается согласованное снижение (практически наполовину) всех колебаний, передаваемых на водителя.

Для длительной работы при движении задним ходом часто тракторы оборудуют теперь реверсивными постами управления. Это не только тракторы Valtra серий T и N, но и Fendt серии 900 Vario, которые по заказу оснащают поворотными вместе с сиденьем на 180° органами управления и контрольными приборами, тракторы Claas серии Xerion с поворотной на 180° кабиной. Тракторы, особенно последних моделей, имеют, как правило, узкую переднюю панель, не закрывающую обзор с места водителя, а также размещенные справа и перемещаемые вместе с сиденьями многофункциональные регулируемые подлокотники с вмонтированными в них информативными, эргономичными, логично и удобно расположенными, оптимально скомпонованными органами и элементами управления, в том числе с цветным монитором, всевозможными переключателями и джойстиком, для автоматизированного управления важнейшими агрегатами и системами трактора.

В связи с заметным в последние годы сокращением в кабинах механических приводов и массовым переходом вместо них на электронные системы управления на базе компьютеров с многофункциональными мониторами для визуального контроля и управления узлами, агрегатами и системами, соответствующими определенным повторяющимся действиям водителей, заменяя их, широкое распространение на тракторах получили различные интеллектуальные средства автоматизации, которые не только управляют практически всеми функциями и эксплуатационными параметрами с использованием всевозможных электронных датчиков, а также процессоров, джойстиков и т. д., но и могут регистрировать и сохранять регулируемые параметры в памяти для повторного использования.

    Помимо локальных средств автоматизации для регулирования и управления отдельными узлами и агрегатами широкое распространение практически во всем рабочем диапазоне мощностей в конструкциях тракторов ведущих фирм получили комплексные средства автоматизации основного типа, устанавливаемые штатно или по заказу с целью:
  • управления многофункциональным навесным рабочим оборудованием (разъем-шина CAN bus) за счет стандартизованной связи и согласованного обмена данными между трактором и оборудованием посредством установленных в кабинах сенсорных терминалов с управляющими мониторами, а также отображения, ввода и сохранения информации связи и обмена (Case IH cерии Steiger, Сlaas серий Axion и Xerion, Fendt серии 900 Vario, John Deere серий 7030, 8030 и 9030/ 9030Т, New Holland серии Т7000 и др.);
  • автоматического электронного регулирования «двигатель–трансмиссия»,  обеспечивающего работу с передаточным отношением,  соответствующим   максимальной  экономичности  (Сlaas cерий Axion Cmatic и Xerion, Fendt cерий 700, 800 и 900 Vario и др.);
  • диагностики за счет непрерывного мониторинга работы узлов и агрегатов, информации о нем тракториста и автоматической корректировки настроек с подачей сигнала тревоги для принятия мер при возникновении неисправностей (Case IH серий Puma и Magnum, Сhallenger MT 800 B, Deutz-Fahr cерии Agrotron, Мassey Ferguson серий 7400 и 8400, Valtra серии N и др.);
  • автоматизации работы на разворотной полосе с программированием для запоминания и автоматического воспроизведения традиционно последовательно повторяющихся множества рутинных операций, в том числе снижения скорости движения, снижения частоты вращения двигателя, подъема задних навесных устройств, выключения полного привода, прекращения всех операций на время разворота, включения полного привода и др. (до 35 операций), при этом одновременно регистрируется пройденное расстояние, производятся расчеты продолжительности операций, расходов топлива и др. (Case IH cерий Puma и Steiger, Fendt серии 900 Vario и др.). Распределение указанных основных комплексных средств автоматизации в общем количестве выпускаемых тракторов различно (диаграмма 2).

Наибольшую долю (72%) составляют системы диагностики, в том числе с использованием ноутбуков, а самыми массовыми тракторами, оснащаемыми этими системами, являются тракторы мощностью от 115 до 390 л.с. Второе место по оснащенности (57%) занимает разъем (шина) CAN bus, которым чаще всего оборудуют тракторы того же диапазона мощности. Далее следуют системы автоматического регулирования «двигатель–трансмиссия» (34%) и автоматика разворотной полосы (27%), наибольшее количество которых устанавливают на тракторы мощностью 155…390 л.с.

    В последнее время более широко стали применять пока менее распространенные, устанавливаемые по заказу дополнительные комплексные средства автоматизации, в том числе:
  • для автоматического вождения Auto-Guid по сигналам спутниковых  навигационных систем GPS, обеспечивающие точное движение по заданным траекториям на одинаковых расстояниях без перекрытий независимо от условий видимости и ширины навесного орудия: вдоль параллельных линий, криволинейных линий, концентрических линий (Case IH серий Magnum и Steiger, Сlaas cерий Axion и Xerion, Challenger серии MT 800B, Fendt серий 700, 800, 900 Vario, John Deere серий 8030 и 9030/ 9030Т, Valtra серии Т);
  • для электронного сбора и документирования учетных данных (задействованная мощность, действительное буксование, расход топлива, пройденное расстояние, обработанная площадь, рентабельность, прибыль, карты обрабатываемых угодий, анализ урожайности полей, поиск возможностей и резервов улучшения, оценка результатов работ и др.) с использованием монитора производительности (Case IH серий Puma и Steiger, Claas серий Axion и Xerion, John Deere серий 7030, 8030 и 9030/ 9030Т, Fendt серии 900 Vario, Valtra серии T);
  • для технического обслуживания с дополнительно устанавливаемым монитором, отображающим время, оставшееся до плановой замены моторного масла, масляных, топливных и воздушных фильтров, величину гидравлических потоков, состояние аккумуляторов, охлаждающей жидкости и др.; при этом реализуется функция автоматического отключения двигателя по достижении критических значений температуры, давления в агрегатах с целью защиты их от повреждения, а также могут быть введены коды возникших неисправностей (Claas cерии Axion Сmatic, Challenger серии МТ 800В, John Deere серий 9030/ 9030Т, Lindner Geotrac  124).
ТЕХНИКА (обзоры) СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Трактор
А. Нефедов Основные Средства 10'2009 29 сентября 2010

Комментарии (0)