Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
Преимущества горизонтально направленного бурения
 1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Как снизить расходы при проведении земляных работ?
Мини-экскаваторы Kubota
 3
Господа, читайте инструкцию!
Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.1)
Диметиловый эфир (ч.3)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня
Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes

Сельскохозяйственные тракторы за рубежом

А. Нефедов
Современные тракторы – это органичное соединение достижений машиностроения и электронной промышленности, развитие и совершенствование которых являются важнейшими составляющими технического прогресса в тракторостроении. Увеличение доли электронно-гидравлических компонентов в общем объеме тракторных агрегатов и систем, применение новых высокоточных технологий и прогрессивных материалов существенно расширили функциональные возможности тракторов. При этом повысились их мощностные характеристики, универсальность, топливная экономичность, производительность МТА, эффективность использования мощности двигателей, оптимизирована работа основных агрегатов и систем, обеспечены легкое управление тракторами, комфорт и безопасность для трактористов.
 
John Deere cерии 7500
Claas Xerion 3800 Trac VC интегральной компоновочной схемы 4К4б
Deutz-Fahr TTV
Обновленная модель гусеничного трактора Challenger  MT 875 С с резиноармированными гусеницами
 
 
JCB Fastrac
Massey Ferguson 8690 классической компоновочной схемы 4К4а
McCormick MTX 120 4WD
Valtra S 352 компоновочной схемы 4К4а
Fendt серии 900 Vario
Case IH Steiger 535 с шарнирно-сочлененной рамой компоновочной схемы 4К4б
 

Наибольшее  внимание фирмы продолжают уделять развитию полноприводных колесных тракторов классической компоновочной схемы 4К4а. Тракторы другой классической компоновки 4К2, но только с задним ведущим мостом как не пользующиеся спросом фирмы практически не предлагают, за исключением некоторых моделей тракторов Zetor и Belarus. Поставки на рынок колесных тракторов нетрадиционных компоновочных схем интегральной 4К4б и с шарнирно-сочлененной рамой 4К4б' в общем объеме выпускаемых моделей, как и в прошлые годы, остаются низкими, тем не менее спрос на них постоянно растет, и в количественном выражении доля их продаж ежегодно также несколько возрастает.

Гусеничные тракторы, оснащенные резиноармированными гусеницами – РАГ, тоже представлены на рынке, хотя их номенклатура весьма ограниченная.

Фирмы дальнего зарубежья наибольшее количество новых моделей тракторов выпустили в сегменте средних мощностей (от 60 до 280 л.с.) – 134 модели схемы 4К4а и 1 модель схемы 4К4б. В сегменте малых мощностей (до 60 л.с.), а также высоких (свыше 280 л.с.) новые модели представлены весьма скромно. В 2009 г. доля новых типоразмеров тракторов в общем объеме всех выпускаемых моделей составляет 31,5%. Ежегодно снимают с производства устаревшие модели тракторов, а также модели, не пользующиеся достаточным спросом. Это позволяет максимально удовлетворять постоянно растущие требования и спрос потребителей и свидетельствует о высокой гибкости тракторной промышленности за рубежом.

Напрямую с ростом единичных мощностей тракторов связано появление на рынке новых, более мощных максимальных типоразмеров тракторов, в частности серии 8600 фирмы Massey Ferguson максимальной мощностью 340 л.с. схемы 4К4а, серии Steiger фирмы Case IH максимальной мощностью 543 л.с. схемы 4К4б', разработанного фирмой Valtra нового трактора схемы 4К4а серии S максимальной мощностью 354 л.с., представленного в 2009 г. на парижском салоне SIMA.

Разные фирмы подходят к выбору того или иного типа комплектующего узла для конкретного типоразмера трактора индивидуально, исходя из конкретных запросов заказчика по качеству этого трактора и инновационных возможностей фирмы. Так, в зарубежном двигателестроении находят применение и двигатели собственного производства, в том числе фирм Case IH, Deutz, John Deere, New Holland, устанавливаемые на тракторах тех же фирм, и двигатели, поставляемые для комплектации тракторов производства других фирм. Например, двигателями Deutz комплектуют тракторы Fendt, двигателями Perkins – тракторы McCormick, Landini, Lindner, двигателями Sisu – тракторы Massey Ferguson, Valtra, двигателями Сummins – тракторы JCB и т. п.

Обычно применяемые за рубежом рядные 3-, 4-, 6-цилиндровые дизели оснащают в зависимости от их мощности различными системами подачи воздуха, и наибольшее распространение получила система турбонаддува с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Ее устанавливают на подавляющем большинстве 4- и 6-цилиндровых двигателей тракторов средней и высокой мощности.

Тракторные  двигатели  в основном высокооборотные с номинальной частотой вращения свыше 2000 мин–1, с жидкостным охлаждением (на более чем 98% двигателей, за исключением двигателей Deutz воздушного охлаждения тракторов Fendt и Valtra небольшой мощности), высоким запасом крутящего момента (у  двигателей мощностью свыше 100 л.с. он составляет 37…42%, увеличиваясь с ростом мощности) и малотоксичные.

    Механический впрыск топлива за рубежом теперь применяют ограниченно, чаще на двигателях мощностью до 80 л.с. и двигателях устаревших конструкций. На двигателях новых моделей тракторов фирмы повсеместно перешли на более совершенный впрыск топлива Common Rail под высоким давлением, четырехклапанное газораспределение и электронное автоматическое управление, а также измененную топливную аппаратуру, при внедрении которых обеспечиваются:
  • более строгие экологические нормы Tier III (двигатели Сummins, Case IH, Deutz, John Deere, IVECO, Perkins, New Holland, Sisu);
  • работа на двух и более уровнях мощности, дифференцированных для разных режимов тракторов – на тяговых операциях или при работе с повышенной мощностью с ВОМ и на транспорте (двигатели Cummins, Сase IH, John Deere, New Holland, Sisu);
  • работа на малотоксичных альтернативных видах топлива (биодизельном, рапсовом масле, биосмесях) при следовании предписаниям фирм (двигатели Case IH, Dеutz, New Holland, Sisu);
  • увеличенный срок замены масла между техобслуживаниями;
  • экологичная внешняя рециркуляция отработавших газов (двигатели Case IH, Deutz, Sisu и др.).

Ряд новых моделей тракторов, в частности Massey Ferguson серии 8600 и Valtra серии S, оснащают двигателями Sisu с более эффективной инновационной системой SCR для очистки отработавших газов, при реализации которой повышается на 3…5% топливная экономичность и оптимизируются рабочие характеристики двигателя.

Все шире применяют на двигателях  эффективные  с электронным  управлением вентиляторы с изменяемой скоростью для поддержания оптимальной температуры (тракторы Case IH cерии Puma, John Deere серий 9030/ 9030T, Fendt серии Vario, Massey Ferguson серии 8600 и др.), реверсивные вентиляторы для улучшения охлаждения и очистки радиатора (тракторы Claas серии Xerion и др.), турбокомпрессоры с изменяемой геометрией лопаток для повышения крутящего момента двигателя при низкой частоте вращения (тракторы Claas cерии Axion, John Deere серии 8030 и др.).

Большинство фирм предусматривает установку на тракторах средней и высокой мощности «мокрых» многодисковых муфт сцепления повышенной износостойкости.

Отличающиеся меньшей износостойкостью, но достаточной для менее мощных тракторов «сухие» одно- и двухдисковые муфты сцепления находят применение на тракторах небольшой и частично средней мощности (до 130…160 л.с.), при этом расширяется применение кнопочного переключения этих муфт, смонтированного на рычагах управления и сблокированного с их сервоприводами. На некоторых тракторах (Fendt, JCB, Мassey Ferguson), оснащенных бесступенчатой коробкой передач, а также на тракторах Deutz-Fahr и др. в комплектации «Stop-Go» муфты сцепления вообще не применяют, причем доля этих моделей в общем количестве выпускаемых тракторов постоянно увеличивается, приблизившись к 9%.

Особенностью  тракторов Valtra серии N является дополнительное оснащение их (по заказу) турбосцеплением типа HiTrol с электронным кнопочным управлением, работающим по принципу гидромуфты, эффективным при выполнении работ, связанных с постоянным изменением режимов работы (начало движения, разгон, изменение направления движения).

Как и в прошлые годы, в комплектации тракторов преобладают механические ступенчатые трансмиссии (80% общего количества выпускаемых тракторов, диаграмма 1), а полностью синхронизированные коробки передач составляют наибольшую долю (41%) среди всех типов механических трансмиссий, причем они могут работать в режиме автоматического переключения передач и диапазонов в зависимости от частоты вращения вала двигателя и его нагрузки, и мощность тракторов с такими КП теперь доведена до 215 л.с. (Massey Ferguson 6499).

Все чаще тракторы теперь комплектуют и ступенчатыми синхронизированными коробками передач с частичным переключением передач и реверса, в том числе «быстрого», под нагрузкой (10,5% от общего количества выпускаемых тракторов), а также ступенчатыми коробками передач с полным автоматизированным переключением под нагрузкой (28,5%). Диапазоны мощности, при которых применяются эти коробки передач, возросли соответственно от 112 до 263 и от 68 до 577 л.с., причем КП с переключением под нагрузкой преимущественно оснащают тракторы высокой мощности, а число переключаемых под нагрузкой передач в синхронизированных КП возросло до 8 (Landini cерии Powermaster и др.) и 9 (Lamborghini серии R7, Deutz-Fahr серии Agrotron и др.). Характерно, что тракторист может в любой момент вмешаться в работу этих КП, включив в них любую из переключаемых под нагрузкой передач.

Распространение  находят как нереверсивные КП с числом передач от 16/2 до 54/ 18, так и реверсивные с числом передач от 12/12 до 45/45, причем количество реверсивных в последние годы постоянно возрастает. По заказу могут устанавливать несколько вариантов КП: синхронизированные, с полным переключением под нагрузкой, с ходоуменьшителем и без него, с разным числом передач.

Все заметнее тенденция более широкого применения на тракторах средней и высокой мощности бесступенчатых двухпоточных трансмиссий (до 20% в общем количестве выпускаемых тракторов), содержащих гидрообъемную и механическую ветви, преимущественно со штатно установленным ходоуменьшителем, с электронным автоматизированным программируемым совместным управлением двигателем и КП, а также кнопочного переключения диапазонов, весьма положительно зарекомендовавших себя в эксплуатации. В частности, такими КП помимо тракторов Fendt Vario, Deutz-Fahr TTV, Steyr CVT, теперь оснащают и тракторы Massey Ferguson cерий 7400 и 8600, Claas cерий Xerion и Axion, John Deere cерий 7500 и 8300 и др. Широко используемое автоматическое управление бесступенчатыми трансмиссиями различными фирмами осуществляется обычно через терминал, темпомат или специальный электронный блок.

Максимальная транспортная скорость тракторов средней и высокой мощности 40 км/ч у 72,5% общего числа выпускаемых тракторов (диаграмма 2), доля тракторов с повышенными до 50 км/ч максимальными скоростями не превышает 20%.

На мощных тракторах Fendt серии 900 Vario, на машинах JCB серий 3000 и 7000 максимальная скорость увеличена соответственно до 60 км/ч (2% от общего количества выпускаемых тракторов) и 70…80 км/ч (1,5%). Максимальная скорость тракторов небольшой мощности не превышает 30…31,5 км/ч, их доля тоже мала – 4%.

Наибольшее распространение на тракторах в основном средней мощности получили (штатно) двухскоростные, чаще с экономичной частотой вращения (540/ 540Е или 540Е/ 1000) задние ВОМ (48% общего количества выпускаемых тракторов, диаграмма 3), причем максимальную насыщенность такими ВОМ имеют тракторы мощностью от 180 до 225 л.с.

Доля трехскоростных (540/ 540Е/ 1000 мин–1) и четырехскоростных задних ВОМ (540/ 540Е/ 1000/ 1000Е мин–1), как правило, экономичных, составляет 26 и 21% соответственно. В связи с дальнейшим ростом универсальности тракторов все более заметна тенденция расширения применения ВОМ именно последнего типа на тракторах, особенно средней мощности, в диапазоне от 115 до 165 л.с.

Односкоростными (1000 мин–1) задними ВОМ, способными  передавать  бо’льшую мощность,  чаще  комплектуют тракторы высокой мощности (более 290 л.с.), но их доля в общем количестве выпускаемых тракторов не превышает 5%. Особо мощные тракторы (свыше 390 л.с.), выполняющие преимущественно энергоемкие почвообрабатывающие работы общего назначения пассивными органами, такими ВОМ комплектуют только по заказу. Передними, по большей части односкоростными ВОМ (1000 мин–1) большинство тракторов оснащают по заказу. Впрочем, JCB продолжает штатно комплектовать свои тракторы Fastrac передними двухскоростными ВОМ (540/ 1000 мин–1).

Для повышения надежности при передаче особо высоких мощностей (свыше 500 л.с.) на тракторах схемы 4К4б' (фирмы John Deere) внутренний планетарный механизм задней ведущей оси выполнен с двухступенчатым и двусторонним приводом.

(Окончание следует)

ТЕХНИКА (обзоры) СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Трактор
А. Нефедов Основные Средства 08'2009 19 августа 2010

Комментарии (0)