|
В последние годы все чаще на российских полях стала появляться импортная сельхозтехника. Особенно заметно увеличились поставки в аграрный сектор сельскохозяйственных тракторов ведущих зарубежных фирм, несмотря на их более высокую, в 3…5 раз цену по сравнению с ценой тракторов из ближнего зарубежья, в том числе производства МТЗ, ХТЗ и ЮМЗ (Днепропетровск) – традиционными поставщиками этой техники российскому АПК, а также с ценами тракторов собственного российского производства (ВМТЗ, ЛТЗ, ВгТЗ, АТЗ, ПетТЗ).
Импортное лучше? Нежелание многих российских потребителей покупать, как в прежние годы, только технику собственного изготовления и других стран СНГ объясняется прежде всего ее недостаточным техническим уровнем, качеством изготовления, комфортностью, надежностью, большой трудоемкостью технического обслуживания и появившимися в последние годы новыми льготными возможностями приобретения техники зарубежного производства: дешевые кредиты, государственные субсидии, финансовая аренда (лизинг), поддержка экспорта, заниженная таможенная стоимость импортной техники, различные компенсации и др., а также лучшими условиями ее производства в Европе и США, где темпы обновления техники в 5…6 раз выше, чем у отечественных производителей. В настоящее время производители из дальнего зарубежья контролируют более четверти российского рынка, и отечественные производители постепенно уступают позиции западным. Так, в 2006 г. закуплено импортной техники, в том числе с.-х тракторов, на 2,5 млрд. USD, т. е. на сумму, почти вдвое выше, чем затраты на приобретение техники российского производства. В 2007 г. для разных отраслей, главным образом для сельских товаропроизводителей, АПК России дополнительно к ранее приобретенной тракторной технике было закуплено почти 130 типоразмеров с.-х. тракторов ведущих зарубежных фирм с двигателем мощностью от 37 до 393 кВт, в частности классической компоновки с передними ведущими управляющими колесами, меньшего, чем задние, размера (компоновочная схема 4К4а) – 97 моделей, нетрадиционных компоновок – интегральных с передними и задними одинаковыми ведущими колесами (4К4б) две модели, с шарнирно-сочлененной рамой и всеми ведущими колесами одинакового размера (4К4б') 29 моделей, а также гусеничных с резиноармированной гусеницей (РАГ) две модели.
Что покупаем? Распределение всех закупленных в 2007 г. зарубежных тракторов – по компоновочной схеме 4К4а – 2646 ед. (77,8%), 4К4б' – 739 ед. (21,8%), 4К4б и гусеничные – по 8 ед. (по 0,2%) видно, что преимущественно приобретались полноприводные колесные тракторы классической компоновки. Число закупленных машин по моделям варьировало от одной–трех до 716. В таблице в качестве примера приведены данные по продажам наиболее востребованных у потребителей моделей с.-х. тракторов зарубежных фирм в количестве 10 ед. и более. Видно, что наиболее покупаемыми моделями в группе тракторов 4К4а были модели с двигателями от средних до высоких мощностей, т. е. от 119 до 227 кВт, а в группе тракторов 4К4б' – модели с двигателями только высоких мощностей – от 280 до 393 кВт. Меньшим спросом потребителей пользовались тракторы 4К4б с двигателем мощностью 224 кВт, а также гусеничные тракторы моделей МТ 865В и 55, оснащенные резиноармированными гусеницами (РАГ) и имевшие мощность двигателя соответственно 375 кВт и 199 кВт, каждой компоновки которых было закуплено только по 8 ед. Характерно, что самыми покупаемыми были высокопроизводительные модели 4К4а и 4К4б' мощностью 110...390 кВт, производство которых в России в настоящее время практически отсутствует.
Особенности зарубежных машин Тракторам компоновочной схемы 4К4а свойственны повышенная нагрузка на передний ведущий мост за счет установки более крупных шин и некоторого перераспределения общей массы вперед. Тракторы этой группы находят универсальное применение на пропашных и на пахотных работах, отличаются хорошей приспособляемостью к эшелонированному агрегатированию (сзади и спереди) для совмещения операций. Тракторы схемы 4К4б' и гусеничные, производимые в основном в США для североамериканского рынка, широко применяются на энергоемких работах общего назначения – пахоте, сплошной культивации, дисковании, причем преимуществом гусеничных моделей является меньшее уплотняющее воздействие на почву. Основные преимущества интегральных (или системных) тракторов 4К4б – их приспособленность к комплексному агрегатированию со шлейфом машин-орудий, навешиваемых сзади и спереди на неподвижной раме или вне ее, в том числе уборочных, для внесения удобрений (как альтернатива тракторам классической компоновки 4К4а) и большая производительность при транспортировке грузов большегрузными прицепами. Требования российского рынка к техническому уровню тракторной техники для с.-х. производства сейчас существенно возросли, поэтому большинство закупленных тракторов – это современные конструкции с реализованными в них последними достижениями науки и техники, инновационными технологиями и прогрессивными материалами, отличительная черта которых – расширенные функциональные возможности при соблюдении экологических требований, улучшенные условия и безопасность труда, высокая топливная экономичность за счет широкого применения электроники и микропроцессорной техники. Именно благодаря этим качествам и обеспечена высокая конкурентоспособность тракторов зарубежных фирм и обусловлен большой интерес к ним со стороны потребителей российского аграрного сектора. Отмеченное выше влияние технического прогресса на зарубежное тракторостроение отразилось прежде всего на совершенствовании составных компонентов тракторов. Подавляющее большинство закупленных зарубежных тракторов оснащены современными 6-цилиндровыми узкими рядными дизелями фирм Case IH, Cummins, Deutz, John Deere, Sisu и др. жидкостного охлаждения с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в широком диапазоне мощностей – от 81 до 393 кВт, причем более половины двигателей разработаны в последние годы, имеют по 4 клапана на цилиндр и оборудованы весьма эффективной электронной системой впрыска топлива Common Rail, улучшающей их рабочие характеристики. Многие зарубежные двигатели выполнены высокооборотными с номинальной частотой вращения более 2000 мин–1, имеют увеличенный до 40% и более запас крутящего момента, отвечают действующим жестким экологическим нормам Tier Ш (нормы США, соответствующие европейским нормам Stage III) по выбросу вредных веществ с отработавшими газами. Их минимальный удельный расход топлива снижен в среднем до 195…215 г/кВт·ч, а расход масла на угар – до 0,2% от расхода топлива. Большая часть трансмиссий зарубежных тракторов оснащена многодисковыми самоподжимными муфтами сцепления «мокрого» типа, работающими в масляной ванне, обладающими высокой износостойкостью, имеющими гидроуправление и благодаря этому отличающимися высокой эффективностью. По типам применяемых коробок передач (КП) современных конструкций закупленные зарубежные тракторы распределились следующим образом: с полным автоматическим переключением всех передач под нагрузкой (в основном на колесных тракторах высокой мощности 4К4а, 4К4б' и гусеничных) – 61%; синхронизированные (на колесных тракторах 4К4б' фирмы Buhler Versatile, 4К4а средней мощности Massey Ferguson 6495 и 6499, виноградниковых тракторах Fendt и Landini) – 16%; синхронизированные диапазонные (т. е. имеющие две отдельные группы передач и более с автоматическим переключением) с частичным переключением передач под нагрузкой (на колесных тракторах средней мощности европейских фирм) – 12%; бесступенчатые двухпоточные с гидрообъемной и механической ветвями (на колесных тракторах 4К4а Challenger МТ 665В; John Deere 8530; Massey Ferguson 8480; Fendt серии Vario) – 11%. Максимальные транспортные скорости зарубежных тракторов увеличены до 28...40 км/ч (тракторы 4К4б' и гусеничные с РАГ) и до 40...50 км/ч (тракторы 4К4а и 4К4б). Наиболее массовое число передач переднего хода – 12...24, заднего – 2...6, кроме числа передач у реверсивных КП, укомплектованных штатно или по заказу ходоуменьшителями для выполнения тяговых работ с низкими технологическими скоростями, у которых число передач переднего и заднего хода доходит до 40...72. Тормоза подавляющего большинства тракторов, как и муфты сцепления, «мокрые» дисковые с гидроуправлением, не требующие техобслуживания, при этом в связи с повышением у зарубежных тракторов, начиная со средней мощности, транспортных скоростей до 40...50 км/ч, тормозами, как правило, оборудованы все 4 колеса на обеих осях. Торможение передних колес – как за счет блокировки вала привода переднего моста, так и установки дополнительных тормозов в переднем мосту, в том числе непосредственно в механизме передних колес. Задние ВОМ большинства зарубежных тракторов – независимого типа, двухскоростные с частотой вращения в основном 540/ 1000 мин–1 и электрогидравлическим управлением. При этом на колесных тракторах 4К4а средней мощности европейских фирм (Deutz-Fahr, Lamboghini, Renault, Same) частота вращения 540 мин–1 заменена на экономичную 540Е с уменьшенным числом оборотов для снижения расхода топлива. Более мощные тракторы этой компоновки, а также мощные колесные тракторы 4К4б, 4К4б' и гусеничные оснащены штатно или по заказу односкоростными задними ВОМ с частотой вращения 1000 мин–1, кроме мощных тракторов Buhler Versatile, используемых в основном на тяговых работах, у которых ВОМ не предусмотрен. Помимо задних на зарубежных колесных тракторах 4К4а средней мощности для эшелонированного агрегатирования устанавливают по заказу также и передние ВОМ с частотой вращения 1000 мин–1, совместно с которыми тракторы, как правило, оборудуют (тоже по заказу) передними навесными устройствами. Блокировка дифференциалов передних ведущих мостов, а также включение-выключение их привода на тракторах зарубежных фирм выполнены, как правило, электрогидравлическими или автоматическими за счет электронного отслеживания скорости трактора и буксования задних колес в качестве задающего параметра. Отличительная особенность передних ведущих мостов большинства зарубежных колесных тракторов 4К4а средней мощности – это наличие активной подвески разной конструкции, преимущественно гидропневматической (на тракторах американских фирм и Deutz Fahr), гидравлической (на тракторах Fendt и Lamborghini) или пневматической (на тракторах Valtra). Для эффективного подрессоривания совершенствуется подвеска поперечной балки ходовой системы гусеничных тракторов с РАГ. Все колесные, а также гусеничные тракторы с РАГ оборудованы соответственно гидрообъемным рулевым управлением с гидроцилиндром в рулевой трапеции и дифференциальным гидрообъемным механизмом поворота для согласованного бесступенчатого движения забегающей и отстающей гусениц при поворотах. Максимальная грузоподъемность задних навесных систем зарубежных тракторов увеличена для агрегатирования с более тяжелыми машинами-орудиями и сейчас близка к собственной массе трактора, причем управление навесными системами выведено и на пульты на задних крыльях тракторов, в непосредственной близости от зоны их соединения с навесными машинами или орудиями . На тракторах Massey Ferguson аналогичным образом продублировано управление задними ВОМ. Кабины зарубежных тракторов сейчас, по существу, представляют собой автоматизированный центр управления с современным интерьером, обилием красиво оформленных многофункциональных кнопок, клавиш и джойстиков для электрогидравлического программируемого управления с помощью компьютера режимами работы двигателя, элементами трансмиссии, подвески переднего ведущего моста, задней навесной системы и т. д. В кабинах операторам обеспечен высокий уровень комфорта, травмобезопасность при опрокидывании трактора и панорамный обзор фронта работ. Большинство кабин подрессорено, оснащено тонированными стеклами, эффективными отопительно-вентиляционными установками или кондиционерами, имеют низкий уровень шума, не превышающий в основном 72…75 дБ (А). В последние годы массовым явлением в зарубежном тракторостроении стало применение электронных средств автоматизации для управления, контроля и регулирования режимами работы узлов и агрегатов тракторов, которыми в той или иной степени штатно или по заказу оснащены практически все закупленные тракторы зарубежных фирм. В частности, подавляющее большинство закупленных тракторов штатно (Buhler Versatile – по заказу) оснащено электрогидравлическим регулированием задней навесной системы, системами автоматического контроля технического состояния и режимов работы трактора с электронными щитками приборов, зачастую объединенными с различными вариантами информационно-ученой системы (на тракторах Massey Ferguson, Valtra и др.), имеющими радарные датчики действительной скорости для оценки работы трактора и производительности машинотракторного агрегата. Тракторы Case IH, Fendt, New Holland и др. оборудованы системами автоматического управления на разворотной полосе, позволяющими автоматизировать последовательность операций (до 30) при развороте, что снижает затраты времени и облегчает труд оператора. Автоматическими системами диагностики, а также точного вождения относительно рядков, грядок, борозд и т. д. по сигналам спутниковой навигационной системы оборудованы тракторы Buhler Versatile. Case IH, New Holland, Сlaas, Renault и Fendt, Massey Ferguson, John Deere. Системами круиз-контроля, обеспечивающими автоматическое поддержание постоянной скорости движения трактора независимо от нагрузки, необходимое при работе на севе и внесении удобрений, оборудованы тракторы 4К4б' фирмы Case IH и 4К4а фирм John Deere, Landini, Valtra. Закупленные тракторы обеспечены четко действующей на территории России сетью фирменных систем заказов и поставки необходимых запчастей и материалов через дилеров, позволяющей в короткие сроки проводить их высококачественный ремонт и техобслуживание.
|