КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле
 1
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
Гидравлика и электрооборудование бульдозера
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
«Паук» – насекомое строительное
Строительные краны-пауки
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ
 1
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 2)
Крановые стрелы
В поисках компромисса
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования

«Фермер» лучше «крестьянина»?

Аграрные тракторы дальнего зарубежья

А. Нефедов















В последние годы все чаще на российских полях стала появляться импортная сельхозтехника. Особенно заметно увеличились поставки в аграрный сектор сельскохозяйственных тракторов ведущих зарубежных фирм, несмотря на их более высокую, в 3…5 раз цену по сравнению с ценой тракторов из ближнего зарубежья, в том числе производства МТЗ, ХТЗ и ЮМЗ (Днепропетровск) – традиционными поставщиками этой техники российскому АПК, а также с ценами тракторов собственного российского производства (ВМТЗ, ЛТЗ, ВгТЗ, АТЗ, ПетТЗ).

Импортное лучше?
Нежелание многих российских потребителей покупать, как в прежние годы, только технику собственного изготовления и других стран СНГ объясняется прежде всего ее недостаточным техническим уровнем, качеством изготовления, комфортностью, надежностью, большой трудоемкостью технического обслуживания и появившимися в последние годы новыми льготными возможностями приобретения техники зарубежного производства: дешевые кредиты, государственные субсидии, финансовая аренда (лизинг), поддержка экспорта, заниженная таможенная стоимость импортной техники, различные компенсации и др., а также лучшими условиями ее производства в Европе и США, где темпы обновления техники в 5…6 раз выше, чем у отечественных производителей.
В настоящее время производители из дальнего зарубежья контролируют более четверти российского рынка, и отечественные производители постепенно уступают позиции западным. Так, в 2006 г. закуплено импортной техники, в том числе с.-х тракторов, на 2,5 млрд. USD, т. е. на сумму, почти вдвое выше, чем затраты на приобретение техники российского производства. В 2007 г. для разных отраслей, главным образом для сельских товаропроизводителей, АПК России дополнительно к ранее приобретенной тракторной технике было закуплено почти 130 типоразмеров с.-х. тракторов ведущих зарубежных фирм с двигателем мощностью от 37 до 393 кВт, в частности классической компоновки с передними ведущими управляющими колесами, меньшего, чем задние, размера (компоновочная схема 4К4а) – 97 моделей, нетрадиционных компоновок – интегральных с передними и задними одинаковыми ведущими колесами (4К4б) две модели, с шарнирно-сочлененной рамой и всеми ведущими колесами одинакового размера (4К4б') 29 моделей, а также гусеничных с резиноармированной гусеницей (РАГ) две модели.

Что покупаем?
Распределение всех закупленных в 2007 г. зарубежных тракторов – по компоновочной схеме 4К4а – 2646 ед. (77,8%), 4К4б' – 739 ед. (21,8%), 4К4б и гусеничные – по 8 ед. (по 0,2%) видно, что преимущественно приобретались полноприводные колесные тракторы классической компоновки.
Число закупленных машин по моделям варьировало от одной–трех до 716.
В таблице в качестве примера приведены данные по продажам наиболее востребованных у потребителей моделей с.-х. тракторов зарубежных фирм в количестве 10 ед. и более. Видно, что наиболее покупаемыми моделями в группе тракторов 4К4а были модели с двигателями от средних до высоких мощностей, т. е. от 119 до 227 кВт, а в группе тракторов 4К4б' – модели с двигателями только высоких мощностей – от 280 до 393 кВт. Меньшим спросом потребителей пользовались тракторы 4К4б с двигателем мощностью 224 кВт, а также гусеничные тракторы моделей МТ 865В и 55, оснащенные резиноармированными гусеницами (РАГ) и имевшие мощность двигателя соответственно 375 кВт и 199 кВт, каждой компоновки которых было закуплено только по 8 ед.
Характерно, что самыми покупаемыми были высокопроизводительные модели 4К4а и 4К4б' мощностью 110...390 кВт, производство которых в России в настоящее время практически отсутствует.

Особенности зарубежных машин
Тракторам компоновочной схемы 4К4а свойственны повышенная нагрузка на передний ведущий мост за счет установки более крупных шин и некоторого перераспределения общей массы вперед. Тракторы этой группы находят универсальное применение на пропашных и на пахотных работах, отличаются хорошей приспособляемостью к эшелонированному агрегатированию (сзади и спереди) для совмещения операций. Тракторы схемы 4К4б' и гусеничные, производимые в основном в США для североамериканского рынка, широко применяются на энергоемких работах общего назначения – пахоте, сплошной культивации, дисковании, причем преимуществом гусеничных моделей является меньшее уплотняющее воздействие на почву. Основные преимущества интегральных (или системных) тракторов 4К4б – их приспособленность к комплексному агрегатированию со шлейфом машин-орудий, навешиваемых сзади и спереди на неподвижной раме или вне ее, в том числе уборочных, для внесения удобрений (как альтернатива тракторам классической компоновки 4К4а) и большая производительность при транспортировке грузов большегрузными прицепами.
Требования российского рынка к техническому уровню тракторной техники для с.-х. производства сейчас существенно возросли, поэтому большинство закупленных тракторов – это современные конструкции с реализованными в них последними достижениями науки и техники, инновационными технологиями и прогрессивными материалами, отличительная черта которых – расширенные функциональные возможности при соблюдении экологических требований, улучшенные условия и безопасность труда, высокая топливная экономичность за счет широкого применения электроники и микропроцессорной техники. Именно благодаря этим качествам и обеспечена высокая конкурентоспособность тракторов зарубежных фирм и обусловлен большой интерес к ним со стороны потребителей российского аграрного сектора.
Отмеченное выше влияние технического прогресса на зарубежное тракторостроение отразилось прежде всего на совершенствовании составных компонентов тракторов. Подавляющее большинство закупленных зарубежных тракторов оснащены современными 6-цилиндровыми узкими рядными дизелями фирм Case IH, Cummins, Deutz, John Deere, Sisu и др. жидкостного охлаждения с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в широком диапазоне мощностей – от 81 до 393 кВт, причем более половины двигателей разработаны в последние годы, имеют по 4 клапана на цилиндр и оборудованы весьма эффективной электронной системой впрыска топлива Common Rail, улучшающей их рабочие характеристики. Многие зарубежные двигатели выполнены высокооборотными с номинальной частотой вращения более 2000 мин–1, имеют увеличенный до 40% и более запас крутящего момента, отвечают действующим жестким экологическим нормам Tier Ш (нормы США, соответствующие европейским нормам Stage III) по выбросу вредных веществ с отработавшими газами. Их минимальный удельный расход топлива снижен в среднем до 195…215 г/кВт·ч, а расход масла на угар – до 0,2% от расхода топлива.
Большая часть трансмиссий зарубежных тракторов оснащена многодисковыми самоподжимными муфтами сцепления «мокрого» типа, работающими в масляной ванне, обладающими высокой износостойкостью, имеющими гидроуправление и благодаря этому отличающимися высокой эффективностью. По типам применяемых коробок передач (КП) современных конструкций закупленные зарубежные тракторы распределились следующим образом: с полным автоматическим переключением всех передач под нагрузкой (в основном на колесных тракторах высокой мощности 4К4а, 4К4б' и гусеничных) – 61%; синхронизированные (на колесных тракторах 4К4б' фирмы Buhler Versatile, 4К4а средней мощности Massey Ferguson 6495 и 6499, виноградниковых тракторах Fendt и Landini) – 16%; синхронизированные диапазонные (т. е. имеющие две отдельные группы передач и более с автоматическим переключением) с частичным переключением передач под нагрузкой (на колесных тракторах средней мощности европейских фирм) – 12%; бесступенчатые двухпоточные с гидрообъемной и механической ветвями (на колесных тракторах 4К4а Challenger МТ 665В; John Deere 8530; Massey Ferguson 8480; Fendt серии Vario) – 11%.
Максимальные транспортные скорости зарубежных тракторов увеличены до 28...40 км/ч (тракторы 4К4б' и гусеничные с РАГ) и до 40...50 км/ч (тракторы 4К4а и 4К4б). Наиболее массовое число передач переднего хода – 12...24, заднего – 2...6, кроме числа передач у реверсивных КП, укомплектованных штатно или по заказу ходоуменьшителями для выполнения тяговых работ с низкими технологическими скоростями, у которых число передач переднего и заднего хода доходит до 40...72.
Тормоза подавляющего большинства тракторов, как и муфты сцепления, «мокрые» дисковые с гидроуправлением, не требующие техобслуживания, при этом в связи с повышением у зарубежных тракторов, начиная со средней мощности, транспортных скоростей до 40...50 км/ч, тормозами, как правило, оборудованы все 4 колеса на обеих осях. Торможение передних колес – как за счет блокировки вала привода переднего моста, так и установки дополнительных тормозов в переднем мосту, в том числе непосредственно в механизме передних колес.
Задние ВОМ большинства зарубежных тракторов – независимого типа, двухскоростные с частотой вращения в основном 540/ 1000 мин–1 и электрогидравлическим управлением. При этом на колесных тракторах 4К4а средней мощности европейских фирм (Deutz-Fahr, Lamboghini, Renault, Same) частота вращения 540 мин–1 заменена на экономичную 540Е с уменьшенным числом оборотов для снижения расхода топлива. Более мощные тракторы этой компоновки, а также мощные колесные тракторы 4К4б, 4К4б' и гусеничные оснащены штатно или по заказу односкоростными задними ВОМ с частотой вращения 1000 мин–1, кроме мощных тракторов Buhler Versatile, используемых в основном на тяговых работах, у которых ВОМ не предусмотрен.
Помимо задних на зарубежных колесных тракторах 4К4а средней мощности для эшелонированного агрегатирования устанавливают по заказу также и передние ВОМ с частотой вращения 1000 мин–1, совместно с которыми тракторы, как правило, оборудуют (тоже по заказу) передними навесными устройствами.
Блокировка дифференциалов передних ведущих мостов, а также включение-выключение их привода на тракторах зарубежных фирм выполнены, как правило, электрогидравлическими или автоматическими за счет электронного отслеживания скорости трактора и буксования задних колес в качестве задающего параметра.
Отличительная особенность передних ведущих мостов большинства зарубежных колесных тракторов 4К4а средней мощности – это наличие активной подвески разной конструкции, преимущественно гидропневматической (на тракторах американских фирм и Deutz Fahr), гидравлической (на тракторах Fendt и Lamborghini) или пневматической (на тракторах Valtra).
Для эффективного подрессоривания совершенствуется подвеска поперечной балки ходовой системы гусеничных тракторов с РАГ.
Все колесные, а также гусеничные тракторы с РАГ оборудованы соответственно гидрообъемным рулевым управлением с гидроцилиндром в рулевой трапеции и дифференциальным гидрообъемным механизмом поворота для согласованного бесступенчатого движения забегающей и отстающей гусениц при поворотах.
Максимальная грузоподъемность задних навесных систем зарубежных тракторов увеличена для агрегатирования с более тяжелыми машинами-орудиями и сейчас близка к собственной массе трактора, причем управление навесными системами выведено и на пульты на задних крыльях тракторов, в непосредственной близости от зоны их соединения с навесными машинами или орудиями . На тракторах Massey Ferguson аналогичным образом продублировано управление задними ВОМ.
Кабины зарубежных тракторов сейчас, по существу, представляют собой автоматизированный центр управления с современным интерьером, обилием красиво оформленных многофункциональных кнопок, клавиш и джойстиков для электрогидравлического программируемого управления с помощью компьютера режимами работы двигателя, элементами трансмиссии, подвески переднего ведущего моста, задней навесной системы и т. д. В кабинах операторам обеспечен высокий уровень комфорта, травмобезопасность при опрокидывании трактора и панорамный обзор фронта работ. Большинство кабин подрессорено, оснащено тонированными стеклами, эффективными отопительно-вентиляционными установками или кондиционерами, имеют низкий уровень шума, не превышающий в основном 72…75 дБ (А).
В последние годы массовым явлением в зарубежном тракторостроении стало применение электронных средств автоматизации для управления, контроля и регулирования режимами работы узлов и агрегатов тракторов, которыми в той или иной степени штатно или по заказу оснащены практически все закупленные тракторы зарубежных фирм. В частности, подавляющее большинство закупленных тракторов штатно (Buhler Versatile – по заказу) оснащено электрогидравлическим регулированием задней навесной системы, системами автоматического контроля технического состояния и режимов работы трактора с электронными щитками приборов, зачастую объединенными с различными вариантами информационно-ученой системы (на тракторах Massey Ferguson, Valtra и др.), имеющими радарные датчики действительной скорости для оценки работы трактора и производительности машинотракторного агрегата.
Тракторы Case IH, Fendt, New Holland и др. оборудованы системами автоматического управления на разворотной полосе, позволяющими автоматизировать последовательность операций (до 30) при развороте, что снижает затраты времени и облегчает труд оператора.
Автоматическими системами диагностики, а также точного вождения относительно рядков, грядок, борозд и т. д. по сигналам спутниковой навигационной системы оборудованы тракторы Buhler Versatile. Case IH, New Holland, Сlaas, Renault и Fendt, Massey Ferguson, John Deere.
Системами круиз-контроля, обеспечивающими автоматическое поддержание постоянной скорости движения трактора независимо от нагрузки, необходимое при работе на севе и внесении удобрений, оборудованы тракторы 4К4б' фирмы Case IH и 4К4а фирм John Deere, Landini, Valtra.
Закупленные тракторы обеспечены четко действующей на территории России сетью фирменных систем заказов и поставки необходимых запчастей и материалов через дилеров, позволяющей в короткие сроки проводить их высококачественный ремонт и техобслуживание.

Продажи сельскохозяйственных колесных тракторов зарубежных фирм в России в 2007 г.

Фирма-изготовитель (страна) Продажи   Мощность двигателя, кВт Объем продаж, ед.
  всего моделей в том числе в количестве 10 ед. и более    
Buhler Versatile (Канада) 1 Genesis 2210 204 12
Case IH (США) 17 Puma 180 132 30
    Puma 195 143 14
    MX 285 206 11
    MX 305 224 43
    MX 310 228 105
    MXM 190 143 28
Deutz-Fahr (Германия) 5 Agrotron 165.7 119 22
    Agrotron 265 184 10
Fendt (Германия) 7 718 Vario 121 18
    930 Vario 199 29
    930 221 14
John Deere (США) 25 6920 110 81
    7730 136 57
    7830 147 277
    7930 158 15
    8330 199 40
    8430 217 716
Massey Ferguson (США) 3 6499 158 21
Mc Cormick (Англия) 3 XTX 215 142 215
New Holland (США) 6 TM 190 143 10
    T7050 145 10
    T8040 223 444
    TG 305 224 10
Renault (Франция) 5 Ares 836 RZ 136 39
    Atles 946 RZ 202 81
Valtra (Финляндия) 10 T 170 136 11
    T 190 140 39
    T 161 128 12

Тракторы с шарнирно-сочлененной рамой, передними и задними одинаковыми ведущими колесами (4К4б')

Buhler Versatile (Канада) 5 435 320 41
    535 393 10
    2375 276 159
Case IH (США) 6 STX 380 279 24
    STX 530 390 37
John Deere (США) 8 9320 276 26
    9420 313 151
    9520 331 31
New Holland (США) 10 TJ 380 279 18
    TJ 430 316 48
    TJ 530 390 21
    T 9030 283 26
    T 9040 320 83
ТЕХНИКА (обзоры) РЫНОК (статистика, анализ) СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Трактор
А. Нефедов Основные Средства 07'2008 12 марта 2009

Комментарии (0)