Цепные бензопилы

В. Пименов

В российской лесной промышленности используется много специализированной сложной и тяжелой техники. Однако до сих пор широко применяется ручная валка, раскряжевка и обрезка сучьев с помощью всем известных цепных бензомоторных пил, история которых насчитывает без малого сто лет. Республика Марий Эл – один из регионов европейской части России, где лесное хозяйство и лесная промышленность получили значительное развитие. Именно в Марий Эл мы и постарались проследить основные тенденции развития рынка бензомоторных пил, особенности их эксплуатации и ремонта.

Бензопила – универсальный инструмент, который применяют в различных областях: лесозаготовке, строительстве, коммунальном хозяйстве. Существуют пилы для спасательных работ, предназначенные для быстрой резки любых материалов, включая металл и бетон. Все чаще бензопилы приобретают дачники и владельцы частных домов с приусадебными участками, ведь в сельской местности заготовка дров на зиму – жизненная необходимость, здесь без пилы не обойтись.

Бензопилы подразделяются на бытовые, полупрофессиональные и профессиональные. Бытовые пилы применяют от случая к случаю, когда объемы работ невелики. У них незначительная мощность, небольшой ресурс, они не приспособлены для длительных непрерывных нагрузок. Мощные профессиональные пилы предназначены для промышленной валки леса, выдерживают значительные нагрузки, приспособлены для ежедневной работы по 8...10 часов и больше. Полупрофессиональные пилы занимают промежуточное положение между бытовыми и профессиональными. Чаще их используют для обрезки сучьев на лесоповале.

В СССР первые опытные образцы цепных пил появились в 1931 г., массовое производство началось значительно позднее. В 1955-м на Пермском машиностроительном заводе началось производство бензопилы «Дружба». Позже здесь же освоили выпуск пил «Урал» и «Тайга». Бензопила «Урал» отличается от «Дружбы» большей мощностью, долговечностью и надежностью, она быстро завоевала популярность среди профессиональных лесорубов. Пила «Тайга» более легкая и предназначена для валки небольших деревьев и обрезки крупных сучьев. Ее можно отнести к универсальным пилам.

Конструкция этих бензомоторных пил оказалась столь совершенной, что их в различных модификациях выпускают и сегодня, т. е. несколько десятилетий подряд. И каждая модель находит своего покупателя, хотя на рынке появились более современные пилы зарубежных производителей. «Дружба» и «Урал», пожалуй, самые дешевые профессиональные пилы в мире. Они предназначены для валки деревьев метрового диаметра в любое время года. При работе вальщику не надо даже нагибаться – пилы имеют высокую раму. Раскряжевка толстых хлыстов также не составляет труда.

Отечественные пилы просты и неприхотливы, они нетребовательны к качеству топлива и масел, что для России немаловажно. Для ремонта этих пил не нужен специнструмент и оборудование – ремонт проводится буквально в лесу. Запчасти для них дешевые и доступные.

Одним из существенных недостатков отечественных бензопил является их большая масса: не меньше чем в полтора раза больше массы зарубежных пил того же класса. Кроме того, наши пилы неэкономичны. Расход топлива при работе, например, пилы «Урал-2Т» более чем в два раза выше расхода топлива у пил иностранных марок. Существенным недостатком является и то, что ресурс пил отечественного производства ниже, чем импортных. По этим причинам многие отказываются от бензопил российского производства и все чаще используют продукцию иностранных компаний.

Пилы зарубежных производителей появились на российском рынке относительно недавно. Еще 10 лет назад не менее 90% всех используемых бензопил были отечественными. Пожалуй, первая зарубежная компания, которая стала поставлять цепные пилы на наш рынок, это шведская Husqvarna, лидер на мировом рынке техники для леса и сада.

Вслед за продукцией Husqvarna в продажу поступили бензопилы марки Partner, затем продукция немецкой компании Stihl, итальянской Oleo-Mac, Makita, Champion, AL-KO, Craftsman, Dolmar, MaxCut и др. Это далеко не полный перечень. Сейчас на российском рынке предлагаются пилы нескольких десятков торговых марок. Некоторые производители, например компания Oregon, специализируются на производстве запчастей и расходных материалов для цепных пил: шин, цепей, фильтров и проч.

Ассортимент большой, и выбрать нужный инструмент непросто. В. Грызлов, начальник мастерской ООО ПТСЦ «Хускварна», считает, что некачественного инструмента на современном рынке попросту нет. Производители некачественной продукции не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. Поэтому говорить о преимуществах или недостатках продукции каких-либо компаний не имеет смысла. При выборе бензопилы надо помнить, что каждая марка предназначена для совершенно определенных целей, поэтому следует хорошо представлять себе, для чего пила будет использоваться, а также оценить свои финансовые возможности.

Например, компании Husqvarna и Stihl предлагают на нашем рынке преимущественно дорогостоящий профессиональный инструмент. Он надежен, долговечен, удобен в эксплуатации, имеет значительную мощность и прекрасный дизайн. Изготовитель гарантирует исправную работу инструмента в течение двух лет при профессиональном использовании, т. е. при ежедневной работе в течение 6 ч и более. А гарантированный ресурс работы двигателей этих пил до ремонта – 2500 ч. Однако и цена таких пил – от 15 до 24 тыс. руб., а некоторых моделей и выше.

После длительной эксплуатации профессиональные пилы выходят из строя, как правило, из-за естественного износа деталей двигателя. В этом случае обычно проводят капитальный ремонт в специализированных мастерских с заменой изношенных деталей. Такой ремонт стоит около половины цены новой пилы, но после ремонта пила прослужит почти столько же, сколько новая.

Изделия марок Partner и Oleo-Mac в основном бытовые или полупрофессиональные. Бытовые пилы, как правило, предназначены для работы не более 1 ч в день и не более 20 ч в месяц. Ресурс бытовых пил Partner составляет около 300 ч. Зато и цена их в два-три раза ниже, чем профессиональных.

Если бытовая пила выработала установленный ресурс и вышла из строя, ремонтировать ее не имеет смысла. Ремонт бытовой пилы с заменой изношенных деталей двигателя может обойтись в 80...90% стоимости нового изделия, а иногда и больше. Вообще инструмент нижней ценовой группы все производители считают «одноразовым»: сломался – его надо выбросить и купить новый.

Полупрофессиональные пилы ориентированы на работу средней интенсивности. По характеристикам они ближе к профессиональным, но имеют меньший ресурс. Так, ресурс полупрофессиональных пил Oleo-Mac – около 800 ч. Цена их средняя между ценами на бытовой и профессиональный инструмент.

Приобретать бензопилы мы порекомендуем не на рынке, а в специализированных магазинах, где более квалифицированно помогут покупателю с выбором товара, проконсультируют по различным вопросам, касающимся покупки, продемонстрируют исправность, объяснят правила эксплуатации и хранения, ознакомят с техникой безопасности. В магазине имеются и все необходимые для работы расходные материалы, запчасти и инструмент. И, наверное, самое главное – в специализированных магазинах почти всегда есть ремонтные мастерские, которые занимаются обслуживанием, гарантийным и послегарантийным ремонтом проданного инструмента. Поэтому при возникновении неисправностей покупатель всегда знает, куда следует обратиться за помощью.

Неисправности в работе бензопил в течение гарантийного срока бывают, но чаще всего виноваты в этом их владельцы. Так, нередки случаи, когда вальщики леса, погнавшись за дешевизной инструмента, профессионально используют бытовые пилы. Естественно, такая пила через месяц-другой выходит из строя. А неопытные пользователи довольно часто неправильно готовят топливо, т. е. смешивают бензин и масло не в тех пропорциях, которые рекомендованы инструкцией. К сожалению, люди у нас не любят читать инструкций, и это иногда приводит к печальным последствиям. Ведь как недостаток, так и избыток масла в бензине могут стать причиной поломки инструмента.

Двигатели бензопил зарубежных марок довольно чувствительны к качеству бензина и масла: некачественные эксплуатационные материалы нередко являются причиной выхода их из строя. Поэтому рекомендуется использовать только те материалы, которые предписаны заводом-изготовителем и указаны в инструкции по эксплуатации. Плохо лишь, что качество бензина на наших заправках далеко не всегда лучшее, что «на глаз» оценить невозможно. Вот и приходится пользователям импортного бензоинструмента наводить справки у автомобилистов о том, где найти хороший бензин. Другого способа в народе пока не придумано.

Опытный специалист в мастерской легко определит истинную причину поломки инструмента. Если пила в течение гарантийного срока эксплуатировалась неправильно и вышла из строя по вине владельца, в мастерской это выяснится сразу. Конечно, владельцу откажут в гарантийном ремонте. Однако заводские дефекты, хотя и встречаются нечасто, устраняются в мастерских специализированных магазинов бесплатно и немедленно.

Современная цепная бензомоторная пила – техника сложная, поэтому ее обслуживание и ремонт могут проводить только подготовленные специалисты с применением специального оборудования и инструмента. Так, после обкатки двигателя пила нуждается в обслуживании и регулировке, и это практически невозможно без применения специального оборудования. Кроме того, перед началом зимнего или летнего периода необходимо проводить сезонную регулировку, чего сам пользователь также не сумеет сделать. Это еще один аргумент в пользу того, что бензоинструмент надо покупать в специализированных магазинах.

Мнение продавцов бензопил и тех, кто их использует, во многом совпадает. А. Загайнов, заместитель директора по учебной работе Марийского лесохозяйственного техникума, рассказал, что в настоящее время в лесных хозяйствах республики Марий Эл до 70% всех бензопил – продукция компании Husqvarna, около 20% – Stihl и порядка 5% – Oleo-Mac. Инструмент Oleo-Mac используется, как правило, для обрезки сучьев. Использование пил перечисленных производителей объясняется работой в республике официальных дилеров именно этих фирм, которые распространяют свой товар на нашем рынке. Профессионалы чаще всего работают пилами моделей Husqvarna 257 и Husqvarna 262 с 18-дюймовыми шинами. Есть в республике хозяйство, военный лесхоз, в котором пользуются только отечественными бензопилами. По мнению работников этого хозяйства, заготавливать лес российским инструментом не очень удобно, но вполне можно. Каждая модель как отечественных, так и зарубежных производителей имеет свои достоинства и недостатки. Обсуждать их можно долго.

Профессиональные вальщики знают, что для удобной и производительной работы важно правильно подобрать режущую гарнитуру для пил – цепи, шины и звездочки, а также правильно заточить цепи. Бытует мнение, что наиболее качественные пильные цепи и шины выпускают компании Stihl и Oregon, причем режущая гарнитура этих производителей подходит ко всем моделям пил, в том числе отечественным. От правильной заточки и натяжения цепи в значительной степени зависит ее ресурс. Так, звенья плохо натянутых пильных цепей при интенсивной работе нередко разрываются. Для смазки шины и пильной цепи у нас применяют, как правило, самое дешевое моторное масло. Однако выпускается специальное масло для смазки цепей, которое рекомендуют использовать производители. Оно дорогое, но продллевает срок службы цепи и шины.

Долговечность и исправность бензопил во многом зависят от отношения пользователя к инструменту. Пила «Урал» требует только заправки да заточки цепи и в большем внимании почти не нуждается. А импортному инструменту необходимы бережное обращение, регулярное обслуживание и качественные эксплуатационные материалы. Многие этого до сих пор не понимают. Если выполнять все требования инструкции по эксплуатации пилы, она прослужит долго и безотказно.

Значительная часть материала любезно предоставлена ООО ПТСЦ «Хускварна», Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Гончарова, 9. Коммерческий директор СЕЛЬДЮКОВ Андрей Станиславович