Современный пневмотранспорт в аграрном секторе
По материалам выставки «Золотая осень-2007»

М. Израйлевич, научный обозреватель журнала «Подъемно-транспортное дело»

Характерной особенностью рынка подъемно-транспортного оборудования (ПТО) в последние десятилетия является появление большего количества пневмотранспортных устройств, в основном используемых для перегрузки и разгрузки судов, барж, железнодорожных вагонов, автомашин и зернохранилищ, а также для забора зерна непосредственно из буртов.

На базе этих установок (пневмоперегружателей) можно создавать различные быстромонтируемые гибкие трассы транспортировки зерна и других насыпных грузов аналогичного гранулометрического состава.

Принцип работы пневмоперегружателя заключается в создании разрежения в пневмосистеме: засасываемый снаружи воздух захватывает продукт и транспортирует его в циклон-осадитель. Далее в циклоне в результате уменьшения скорости потока продуктово-воздушной смеси и центробежных сил, возникающих при изменении направления потока, продукт отделяется от воздуха. Таким образом, пневмотранспорт имеет следующие преимущества:

  • возможность забирать зерно и другие сыпучие грузы прямо из насыпи, кучи, штабеля или отвала;
  • возможность перемещать зерно на значительные расстояния;
  • возможность транспортировки зерна в труднодоступные места;
  • возможность одновременной транспортировки в вертикальном и горизонтальном направлениях;
  • частичная очистка зерна от мелких примесей и снижение влажности;
  • простота и надежность конструкции;
  • непрерывность процесса;
  • простота сборки временных и постоянных схем пневмотранспортеров;
  • низкая металлоемкость и простота эксплуатации;
  • высокий уровень автоматизации процесса транспортировки;
  • герметичность при транспортировке.
Сравнение энергнозатрат для различных видов ПТО

Интересные данные получили канадские ученые, изучавшие влияние пневмотранспортировки зерна на выживаемость вредителей и качество зерна. Оказалось, что при двукратной транспортировке погибает до 85% вредителей без потери всхожести зерна.

Однако у пневмотранспорта есть и серьезные недостатки: высокий расход энергии на 1 т перегружаемого зерна и снижение производительности при повышении влажности продукта. На графике приводятся данные фирмы Simon Garves (Великобритания) по энергозатратам для различных видов транспорта – у пневмоперегружателей затраты самые высокие.

Мобильный пневмоперегружатель зерна ТА-64А

Пневмотранспорт, несмотря на эти недостатки, которые можно в значительной мере преодолеть, совершенствуя конструкцию, и благодаря многочисленным преимуществам все больше внедряется как в мировой, так и в отечественной практике. Прошедшая в октябре 2007 г. в Москве агропромышленная выставка «Золотая осень» в очередной раз подтвердила эту тенденцию. Так, волгоградская компания «ЖАСКО» представила ряд перегружателей МI-ПП-5, МI-ПП-15 и МI-ПП-15ТН производительностью до 5, 15 и 15 т/ч соответственно.

Последняя модель приводится от вала отбора мощности (ВОМ) трактора. Также «ЖАСКО» предлагает еще две серии пневмоперегружателей производительностью 25...40 т/ч. Кроме пневмоперегружателей компания представила пневмошнековый погрузчик GV-120 производительностью до 120 т/ч с приводом от ВОМ трактора. По команде оператора из кабины шнек автоматически раскладывается и складывается с помощью гидропривода. Погрузчик работает следующим образом: всасываемый через гибкий рукав воздух захватывает зерно (или другие сыпучие продукты) и подает в зерновую камеру. Там скорость потока замедляется, и зерно опускается на дно камеры. Затем зерно захватывается и транспортируется шнеком. Воздух, пыль и шелуха выводятся через выпускную трубу.

Перемещение сыпучих продуктов пневмоперегружателем (а) из автомобиля на склад, из силоса в вагон (б), из вагона типа хоппер в автомобиль (в) и из автомобиля на судно (г)
Перемещение сыпучих продуктов пневмоперегружателем (а) из автомобиля на склад, из силоса в вагон (б), из вагона типа хоппер в автомобиль (в) и из автомобиля на судно (г)
Перемещение сыпучих продуктов пневмоперегружателем (а) из автомобиля на склад, из силоса в вагон (б), из вагона типа хоппер в автомобиль (в) и из автомобиля на судно (г)
Перемещение сыпучих продуктов пневмоперегружателем (а) из автомобиля на склад, из силоса в вагон (б), из вагона типа хоппер в автомобиль (в) и из автомобиля на судно (г)

Широко известны пневмоперегружатели завода «Ивантеевский элеватормельмаш» (Московская обл.). Это мобильный перегружатель зерна на колесном ходу ТА-46А для выгрузки зерна из речных судов и железнодорожных вагонов производительностью 150 т/ч, установленной мощностью 187 кВт, а также ТА-46-II производительностью 60 т/ч и установленной мощностью 78 кВт. Модуль пневмотранспортный МП-30 предназначен для выгрузки сыпучих материалов (зерно, минеральные удобрения и т. п.) из железнодорожных вагонов-хопперов. Производительность – 7...30 т/ч, установленная мощность – 12,5 кВт. Последний представленный заводом в 2007 г. перегружатель на колесном ходу ТА-46А-4 имеет производительность 20 т/ч и установленную мощность 11 кВт.

Пневмоперегружатель М3-ПП-30ТН Супер

Близкие по назначению и производительности пневмоперегрузчики представили другие российские заводы сельскохозяйственных машин. Из отечественных производителей, специализирующихся в основном на пневмотранспорте цемента и других пылевидных грузов, следует отметить ЗАО «Бецема» (Московская обл.).

Канадская фирма Brandt (в России ее представляет группа «ЛБР-групп»), чтобы исключить потери зерна при погрузке с земли на ленточный либо иной транспортер, предлагает вакуумные (пневматические) перегрузчики модели GrainVac, своего рода «пылесосы для зерна», позволяющие собрать с земли с помощью шланга и специальной насадки всё до зернышка. Машина приводится от ВОМ трактора с частотой вращения 1000 мин-1, производительность по зерну – до 145 т/ч.

Вакуумный перегрузчик GrainVac

Для перегрузки пылевидных, порошкообразных и гранулированных грузов (зерна) используются не только перегрузчики малой и средней производительности, но и пневмоперегружатели производительностью в сотни и даже тысячи тонн в час. Так, немецкая фирма NEUERO Industrietechnik предлагает широкую номенклатуру таких систем. Это относительно небольшие пневмоколесные машины с дизельным или электрическим двигателем производительностью от 30 до 180 т/ч и различные мощные портальные перегружатели на рельсовом и пневмоколесном ходу производительностью 300...2000 т/ч.

Мобильный пневмоперегружатель Portanova

Швейцарская компания Bhler в 1999 г. разработала для греческого порта Пирей, учитывая его недостаточно развитую инфраструктуру, мобильный портовый пневмоперегружатель Portanova. Машина модульной конструкции и собирается на месте из отдельных узлов. В базовом исполнении перегружатель снабжен двумя конвейерами для загрузки в грузовые автомобили. Большой топливный бак вместимостью 4800 л позволяет работать непрерывно в течение трех суток. Компоненты конструкции рассчитаны на большой срок службы в условиях эксплуатации в морском порту. Дизельный двигатель напрямую приводит вентилятор, генератор и вспомогательные механизмы (ходовую часть, механизмы поворота, подъема-опускания стрелы), гидравлическая система которых оборудована пропорциональными распределителями. Управлять перегружателем Portanova можно с борта судна по радио.

Портальный пневмоперегружатель фирмы NEUERO Industrietechnik

Фирма Kovako Materials Handling (Нидерланды) предлагает ряд мощных пневморазгрузчиков судов производительностью от 180 до 600 т/ч на колесном и рельсовом ходу. Машины производительностью до 280 т/ч предназначены для разгрузки судов дедвейтом 500...9000 т и могут монтироваться на мощных автотягачах с прицепом.

Привод вакуумного насоса компрессора и дополнительного оборудования осуществляется от одного дизельного двигателя, благодаря чему погрузчик является полностью автономным и не зависит от портовых источников энергии. Дистанционное управление позволяет оператору занять наиболее удобное место для управления многозвенной стрелой.

Пневморазгрузчик судов фирмы Kovako

Пневмосистема погрузчика автоматически настраивается на получение оптимальной смеси. Секция стрелы, засасывающая груз, поворачивается на 360°, что очень удобно для подачи груза из труднодоступных мест. Учитывая преимущества и недостатки пневмотранспорта, можно рекомендовать использовать эти машины, если необходимо перемещать груз по сложной трассе, с частым перебазированием оборудования. В стационарных условиях на простых трассах целесообразней использовать ленточные и скребковые конвейеры или ковшовые элеваторы.

Пневморазгрузчик, установленный на судне
ТЕХНИКА (обзоры) ВЫСТАВКИ, КОНФЕРЕНЦИИ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Золотая осень
М. Израйлевич, научный обозреватель журнала «Подъемно-транспортное дело» Основные Средства 02'2008 30 августа 2016

Комментарии (0)