Самая популярная землеройная машина
Обзор экскаваторов-погрузчиков
Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
 4
Ямочный ремонт дороги
Традиционные и новые методы
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.2)
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
«Воздушное колесо»
Современные конструкции шин
 6
Hardox. Разберемся спокойно
 1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
Гидравлический молот может работать под водой

Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения

Э. Стрельцов

Значительно возросший за последние годы во всем мире парк лесозаготовительных машин сегодня отличается большим разнообразием типов и моделей. Различие технологий лесозаготовки и изменение требований к технике заставляют разработчиков и изготовителей постоянно совершенствовать лесотехнологическое оборудование и лесозаготовительные машины. Основной упор делается на контроль управления с учетом изменений условий работы при выполнении технологических операций.

Есть много мнений относительно того, какой будет лесозаготовительная техника завтрашнего дня. Лесозаготовители, компании – производители этой техники и разработчики, пытающиеся внедрить новые подходы в систему лесозаготовок, придерживаются полярных точек зрения. Большинство специалистов отрасли уверены в том, что техника в том виде, в каком она существует сегодня, вряд ли претерпит существенные изменения в ближайшем будущем.

Конструкция техники для хлыстовой и сортиментной заготовки древесины остается неизменной уже 30...40 лет. Изменения касаются в основном дизайна машин, мощности двигателя и массы, гидравлических систем, органов управления и других узлов. При этом отмечается, что за последнее десятилетие массо-мощностные параметры прогрессировали наиболее заметно.

Производители техники после обновления модельного ряда в период 2001–2005 гг. сосредоточились на унификации своей продукции и расширении производства. Год 2007-й может стать переломным в сознании потребителей, поскольку сейчас имеется широкий выбор лесозаготовительных машин и предложений по совершенствованию как технической базы, так и по оснащению электронными приборами с использованием бортовых компьютеров, исходя из предполагаемых условий эксплуатации.

Анализ номенклатуры лесозаготовительных тракторов и машин показывает, что в настоящее время зарубежные фирмы и заводы стран СНГ предлагают потребителю 211 моделей, из них 48 скиддеров, 97 машин харвестерного типа и 66 форвардеров. Доля тракторов и машин для хлыстовой технологии заготовки древесины составила 35% общего количества. Заводы стран СНГ предлагают 51 модель, или 24% общего количества, из них скиддеров 26, машин харвестерного типа (в основном валочно-пакетирующие, валочно-трелевочные и сучкорезные машины) 16 и форвардеров 9 моделей. Тракторы и машины на гусеничном шасси составили 53%.

Базовая гусеничная машина John Deere 2554 с харвестерной головкой

Распределение лесозаготовительных тракторов и машин по классам типоразмерного ряда выглядит следующим образом:

  • тракторов и машин легкого класса (масса от 5 до 10 т) было предложено 12 моделей, из них 3 скиддера, 6 харвестеров и 3 форвардера;
  • тракторов и машин среднего класса (масса от 10 до 15 т) было предложено 79 моделей, из них 26 скиддеров, 19 харвестеров и 34 форвардера;
  • тракторов и машин тяжелого класса (масса выше 15 т) было предложено 120 моделей, из них 19 скиддеров, 72 харвестера и 29 форвардеров.

Современной тенденцией развития лесозаготовительной техники следует считать неуклонное возрастание массо-мощностных параметров. Как следует из анализа, тракторы и машины на колесном шасси (преимущественно зарубежных фирм) преобладают в сравнении с гусеничными – 146 и 65 моделей соответственно.

Отмечается изменение производственных программ ведущих зарубежных фирм по номенклатуре и формированию модельных рядов лесозаготовительных тракторов и машин и появление в Европе новых компаний – производителей техники. По сравнению с 2005 г. продолжилось сокращение модельного ряда тракторов и машин легкого класса на 25% и увеличение в среднем (15%) и тяжелом (23%) классах.

Компания John Deer после закрытия завода Timberjack в г. Вудсток (шт. Онтарио) основное производство лесозаготовительных тракторов и машин для хлыстовой технологии сосредоточила в г. Дюбюк (шт. Айова) и г. Дэвен-порт (шт. Иллинойс) – это колесные скиддеры, валочно-пакетирующие и сучкорезные машины на экскаваторной базе. Филиал компании в г. Йоэнсуу (Финляндия) производит технику для сортиментной заготовки древесины: колесные харвестеры и форвардеры. Сегодня компания предлагает покупателям 26 моделей тракторов и машин массой от 10,8 до 39,9 т с двигателями мощностью от 82 до 219 кВт. Из этого числа 11 моделей для хлыстовой технологии и 15 моделей для сортиментной технологии заготовки древесины.

Валочно-пакетирующая машина John Deere 953J

Компания Caterpillar после продажи лицензии на производство колесной лесозаготовительной техники для сортиментной технологии шведской фирме Eco Log, входящей в концерн Log Max, оставила у себя модельный ряд тракторов и машин в основном для хлыстовой технологии заготовки леса. В настоящее время на рынке предлагается 12 моделей специальной и универсальной лесозаготовительной техники массой от 18,3 до 33,9 т с двигателями мощностью от 96 до 149 кВт. Из них 9 моделей скиддеров, в том числе 4 модели на базе бульдозеров, и 3 модели машин харвестерного типа на экскаваторной базе (валочно-пакетирующие, сучкорезные и валочно-сучкорезно-раскряжевочные машины).

Другие финские гранды лесозаготовительной техники Valmet и Ponsse традиционно предлагают большую номенклатуру колесных машин, включающую 29 моделей массой от 10,5 до 23,5 т с двигателями мощностью от 99 до 204 кВт. Фирма Ponsse выпускает 15 моделей харвестеров и форвардеров только для сортиментной технологии заготовки древесины. Фирма Valmet в последние годы вышла в лидеры на европейском рынке по производству лесозаготовительной техники для разных технологий заготовки древесины и намерена расширить свое присутствие на рынках России, Юго-Восточной Азии и Южной Америки.

Сегодня фирма предлагает 26 моделей машин, из них на колесном шасси 14 и на гусеничном шасси 12 моделей, в основном на экскаваторной базе. Важный этап деятельности фирмы наступил, когда к ассортименту колесных машин для сортиментной технологии добавились экскаваторы Komatsu массой от 22,3 до 35,4 т с захватно-срезающими и харвестерными головками и двигателями мощностью от 160 до 243 кВт, а также колесный скиддер (модель 765) массой 16 т с двигателем мощностью 153 кВт.

Форвардер Valmet 840.2

Ведущие зарубежные фирмы работают в сотрудничестве с крупными лесозаготовительными компаниями по формированию конкретных заказов на производство и поставку машин, и только 5...10% продается дилерами на других рынках. Благодаря такой форме работы заказчикам обеспечивается эффективное техобслуживание техники и снабжение запчастями.

Изменение структуры модельных рядов лесозаготовительных тракторов и машин объясняется тем, что в России, США и Канаде в отличие от скандинавских и европейских стран, где две трети объема лесозаготовок обеспечивается за счет сортиментной технологии, до сих пор широко распространены хлыстовые методы заготовки древесины. Условия эксплуатации в США и Канаде близки к российским: сплошная рубка, температурные режимы от +45 до –45 °С, большие уклоны, снежный покров до 1,5 м, каменистый грунт или заболоченные участки. С учетом этих особенностей американская компания Timber Pro предлагает передовые решения в области проектирования колесной лесозаготовительной техники. Модельный ряд машин на шасси 6К6 и 8К8 формируется из 8 моделей: 2 скиддера, 5 машин харвестерного типа, в том числе в комбинации со скиддером или форвардером, и 1 модель форвардера. Базовые машины массой 22...24 т с двигателями мощностью 185 или 222 кВт и грузоподъемностью 16...22 т оснащены комфортабельной кабиной на поворотной платформе с возможностью вращения вокруг своей оси на углы до 360° и выравнивания до 22°.

Кабина базовой гусенечной машины John Deere 2554

В последние годы на российском рынке активизировались мелкие европейские фирмы – производители колесной техники для хлыстовой и сортиментной технологий заготовки древесины. Шведские фирмы Rottne, Logman, Gremo и Eco Log предлагают модельный ряд харвестеров и форвардеров из 27 моделей массой 8,5...21,0 т с двигателями мощностью 97...225 кВт, а финские компании Sampo Rosenlev, Harvy Foresteri и Agrosilva – 15 моделей харвестеров и форвардеров массой 8,5...20 т с двигателями мощностью 73,5...220,0 кВт. Фирма HSM (Германия) предлагает 2 модели харвестеров и по одной модели скиддера или форвардера массой 10,3...19,5 т с двигателями мощностью 136...202 кВт. Австрийская фирма МХТ скорректировала модельный ряд харвестеров на экскаваторной базе, исключив по одной модели из легкого (модель 8002HV) и среднего классов (модель 11002HVT), и предлагает 5 моделей массой 11,0...24,7 т с двигателями мощностью 74...168 кВт. Особо следует отметить появление на российском рынке фирмы Metsis (Эстония), специализирующейся на выпуске 4 моделей колесных форвардеров массой 12,0...17,5 т с двигателями мощностью 108...170 кВт.

Харвестер Eco Log 590С
Харвестер Valmet 350
Харвестер Ponsse ERGO HN200

Эти компании предлагают новые подходы деятельности на рынке за счет индивидуальной работы с каждым клиентом, тогда как ведущие производители лесозаготовительной техники много внимания уделяют оснащению машин электронными приборами и бортовыми компьютерами, осуществляющими контроль работы узлов и агрегатов машины в процессе эксплуатации и комплексную оценку заготовки и транспортировки древесины. Это повышает стоимость техники и приводит к необходимости привлекать для ее эксплуатации высокопрофессиональных специалистов.

Кабина харвестера Ponsse ERGO HN200

Мелкие фирмы решают важные задачи по совершенствованию прежде всего механической части машин и только в последнюю очередь по оснащению электроникой. Их машины просты в эксплуатации и более надежны, что важно для большинства российских потребителей. При создании машин для конкретного потребителя учитывается и их оснащение лесотехнологическим оборудованием в зависимости от технологии заготовки, крупномерности древесины и природно-производственных условий эксплуатации. Разработка машин ведется самостоятельно с использованием узлов, агрегатов и комплектующих ведущих зарубежных фирм.

Согласно исследованиям фирмы Sampo Rosenlev, при заготовке леса в лесонасаждениях с мелкотоварной древесиной затраты на эксплуатацию харвестера легкого класса значительно ниже, чем тяжелой лесной техники. При этом эффективность работы харвестера намного выше, чем техники более высокого класса.

Харвестер Gremo 950 HPV
Классификация лесозаготовительной техники зарубежных фирм
Параметр Легкий класс
(масса 5...10 т)
Средний класс
(масса 10...15 т)
Тяжелый класс
(масса свыше 15 т)
Скиддеры
Число моделей 2 7 13
Мощность двигателя, кВт 52,0...93,0 87,0...176,0 89,5...222,0
Масса, т 4,6...7,3 10,3...13,65 15,6...27,5
Объем пачки деревьев, м3 4...6 4,5...7 4,5...18,5
Харвестеры
Число моделей 4 17 60
Мощность двигателя, кВт 73,5...104,0 74,0...164,0 96,0...243,0
Масса, т 8,5...9,1 10,8...15 15,1...39,9
Диаметр среза дерева, см 37...46 45...68 46...110
Форвардеры
Число моделей 1 30 26
Мощность двигателя, кВт 77,0 86,0...176,0 126,5...222,0
Масса, т 9,5 10,5...15 15,1...24,8
Грузоподъемность, т 7,5 9...14 12,0...22,5
РЫНОК (статистика, анализ) ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Э. Стрельцов Основные Средства 03'2007 16 июня 2016

Комментарии (0)