Влияние гидромолота на базовую машину
Виброзащитная подвеска гидромолота
Диметиловый эфир (ч.3)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
 1
Российские тракторы для села
Мониторинг технического уровня
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 2)
 1
Тюнинг ковша
Защита ковша от износа
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Из истории создания гидравлических молотов
В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта

Естественный отбор

Э. Стрельцов

Ранее мы уже рассказывали о возникновении и становлении лесной отрасли машиностроения в России (см. «ОС» № 9 и 12, 2004 г.). В этой статье больше внимания уделено особенностям проектирования, производства и эксплуатации лесозаготовительной техники за рубежом. Различия здесь можно выявить значительные. Прежде всего это большой перечень оборудования, поставляемого по заказу, использование агрегатов и узлов высокого технического уровня и качества, а также широкая международная кооперация в производстве машин. Зарубежные специализированные фирмы заботятся лишь о компоновке машины, чтобы она наиболее полно отвечала условиям работы. Они также изготавливают раму машины и технологическое оборудование. А вот машины, на которые навешивается это оборудование, выпускают крупные автотракторные и дорожно-строительные фирмы.

Харвестер ERGO HS16 (Ponsse Oyj, Финляндия)

В период 1970–1990 гг. зарубежные фирмы и заводы Советского Союза создали и модернизировали 700 моделей тракторов и машин: 382 трелевочных трактора (скиддера); 180 валочно-пакетирующих, валочно-трелевочных, сучкорезных, валочно-сучкорезно-раскряжевочных машин (харвестеров) и 138 погрузочно-транспортных машин (форвардеров). Доля тракторов и машин на гусеничном шасси составила 14,4% общего количества. На заводах СССР было создано и модернизировано 34 модели, или 4,86% общего количества, из них скиддеров – 21 модель (5,5%), харвестеров (только валочно-пакетирующие, валочно-трелевочные и сучкорезные машины) – 12 (6,7%) и форвардеров – 1 модель (0,7%). Следует отметить, что тракторы и машины на гусеничном шасси составили 70,6% общего количества.

Диапазон лесозаготовительной техники, предлагаемой потребителям, по параметру эксплуатационная масса составлял от 4,6 до 50,2 т, и условно технику делили на девять основных групп. Качественные параметры распределения тракторов и машин характеризовались таким образом:

• тракторов и машин легкого класса (масса от 5 до 10 т) предлагалось 282 модели, из них 208 скиддеров, 21 харвестер и 53 форвардера;

Харвестер Valmet 901.2

• тракторов и машин среднего класса (масса от 10 до 15 т) было предложено 250 моделей, из них 129 скиддеров, 52 харвестера и 69 форвардеров;

• тракторов и машин тяжелого класса (масса от 15 до 25 т, в том числе свыше 35 т) предлагали 168 моделей, из них 45 скиддеров, 96 харвестеров и 27 форвардеров.

Анализ номенклатуры моделей тракторов и машин всех типов на гусеничном и колесном шасси показывает, что наиболее была распространена зарубежная техника классов 8 и 10, в основном на колесном шасси (94%).

Процесс качественного отбора моделей лесозаготовительной техники необходимого технического уровня в мировой практике осуществлялся в течение 20 лет, причем количество предложений постепенно снижалось. Так, если за период 1970–1980 гг. потребителю было предложено 413 моделей лесозаготовительных тракторов и машин, то за 1981–1990 гг. – только 287 моделей. При этом выявилась определенная тенденция: по мере расширения фирм они пересмотрели свои производственные программы по выпуску техники как для хлыстового метода заготовки древесины, так и для сортиментного, учитывая все пожелания потребителя.

Форвардер LKT 100 F (Martimex Alfa, Словакия)

Более того, чтобы реализовать качественные и количественные показатели, некоторые производители пошли по пути слияния нескольких фирм в одну. Примером этому может служить история Rauma-Repola, которая сформировалась в результате объединения многих скандинавских фирм и приобретения акций компании Timberjeck (Канада).

Зарубежные фирмы концентрировали внимание на создании машин для механизации самой энергоемкой операции технологического процесса – повала и обработки деревьев на лесосеке. Машины харвестерного типа создавались как на базе экскаваторов и погрузчиков, что сокращало время на их изготовление и обеспечивало увеличение поставок в различные регионы мира, так и на специальных колесных шасси. В ходе эксплуатации такой техники в тяжелых природно-производственных условиях лесосеки выявился ряд недостатков, а именно: низкий дорожный просвет, недостаточная продольная проходимость при переезде через препятствия, недостаточная маневренность, ограниченная возможность работы на пересеченной местности и у кромки леса из-за частей поворотной платформы, выступающих за габариты ходовой системы.

Экскаватор-харвестер Kobelco

Этап укрупнения зарубежных фирм, производящих лесозаготовительную технику, в основном завершился к концу 1990-х годов. Прояснилась и ситуация с распределением сегментов рынка по продаже таких машин в разных регионах мира. Зарубежные фирмы за десятилетие создали и модернизировали 153 модели машин, из них 58 скиддеров, 54 харвестера и 41 форвардер. Валочно-пакетирующие и сучкорезные машины за период 1991–1996 гг. составили 35,7% общего числа, в основном за счет фирмы Caterpillar, производившей их нa базе экскаваторов и погрузчиков, однако к 2000 г. их число сократилось до 10%. Доля тракторов и машин на гусеничном шасси составила 23,6%.

За период 1991–2000 гг. распределение российской и зарубежной лесозаготовительной техники по классам типоразмерного ряда охватывало 8 групп эксплуатационной массой от 4,5 до 35 т. Наметилась также устойчивая тенденция увеличения числа моделей тракторов и машин тяжелого класса (15...25 т). Наибольшее распространение получили машины на гусеничном/ колесном шасси: скиддеры массой 15/ 12...15 т, харвестеры массой 18...25/ 15 т и форвардеры массой 18/ 10...15 т.

В годы перестройки российское лесное машиностроение в основном расширяло производство по выпуску лесозаготовительной техники за счет предприятий строительно-дорожной отрасли и военно-промышленного комплекса. Было создано и модернизировано 47 моделей, из них 23 скиддера, 11 харвестеров (только валочно-пакетирующие и сучкорезные машины) и 13 форвадеров. Тракторы и машины на гусеничном шасси составили 60%.

Многооперационная харвестерная головка Tirnberjeck 755Б

Пересмотр технической политики компании Timberjeck, проводимой в последние годы, оказал заметное влияние на качественные характеристики выпускаемой продукции. Высокий спрос на лесозаготовительную технику на рынках Юго-Восточной Азии и Южной Америки, где фирма значительно расширила зоны своего влияния по продажам, повлиял на пересмотр номенклатуры моделей машин по массо-мощностным параметрам. Это объясняется природно-производственными условиями местных лесозаготовок: крупномерностью лесонасаждений, грунтовыми условиями. Однако предложения не подходят для маломерных лесов в регионах России, Северной Америке и Европе. Фирма предлагала 10 моделей машин валочно-пакетирующего типа, созданных на базе экскаваторов, из них 5 моделей (608, 618, 628, 850 и 950) созданы на стандартной базе гусеничного экскаватора и 5 моделей (2515, 2518, 2520, 2618 и 2628) – на специальном гусеничном шасси экскаваторного типа.

Основное отличие специального шасси машин Timberjeck заключается в новом компоновочном построении: двигатель размещается в рамном пространстве шасси, а кабина со стрелой и захватно-срезающим устройством смонтирована на поворотной платформе. Для удобства работы на уклонах платформа оснащена гидравлическим стабилизатором, обеспечивающим горизонтальное положение кабины.

Харвестер Gremo 950 HPV (Gremo AB, Швеция)

При этом достигается устойчивая работа машины на продольных уклонах до 27° и поперечных – до 19°. Управление базовой машиной и технологическим оборудованием осуществляется с помощью трех рычагов. Машины массой от 21 до 35 т, обеспечивающие повал деревьев диаметром до 61 см, выпускают с гидрообъемной трансмиссией и двигателями мощностью 124...171 кВт.

Развитие номенклатурного ряда машин фирмы Timberjeck произошло на фоне жесткой конкуренции с фирмами Valmet, Caterpillar, Martimex-Alfa и др., причем выпуск и внедрение новых моделей лесозаготовительной техники зависел от удачного проведения реорганизационных реформ в последние годы. В период 1991–2000 гг. потребителям было предложено 48 новых и 27 модернизированных моделей лесозаготовительных тракторов и машин всех видов на гусеничном и колесном шасси, что составило 42% общего объема тракторов и машин всех зарубежных фирм.

Фирма Caterpillar предложила 15 моделей массой от 12,5 до 19,3 т с двигателем мощностью от 89 до 165 кВт, из них четыре скиддера на базе бульдозера. Фирма Valmet представила 10 моделей для сортиментной технологии массой от 10,7 до 18,5 т с двигателем мощностью от 81 до 155 кВт. Фирма Martimex-Alfa – 11 моделей массой от 4,6 до 14 т с двигателем мощностью 46...114 кВт. Таким образом, наметился рост выпуска специализированной и универсальной лесозаготовительной техники для хлыстовой и сортиментной технологии.

ТЕХНИКА (обзоры) РЫНОК (статистика, анализ) ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Э. Стрельцов Основные Средства 02'2005 28 апреля 2005

Комментарии (0)