Компактный труженик
Погрузчики с бортовым поворотом

Английский термин «skid steer loader» можно перевести буквально как «погрузчик, скользящий при повороте», что отражает проскальзывание (пробуксовку) колес машины во время маневра. Три главных преимущества малогабаритного погрузчика с бортовым поворотом перед другими машинами для погрузочно-разгрузочных работ – это его маневренность, компактный размер и многофункциональность.

Согласно ГОСТ Р 52148-2003 масса такой машины не должна превышать 4500 кг. Полный привод и способность колес правого и левого бортов вращаться одновременно в противоположных направлениях позволяют мини-погрузчику поворачивать на месте. Вместо ковша на погрузчике с бортовым поворотом можно использовать различное навесное оборудование: гидромолот, вилы для поддонов, щетку, бур, косилку, роторный снегоуборщик, отвал, челюстной захват, траншеекопатель, устройство для пересадки деревьев, бетономешалку, гидроножницы, фрезу, дисковую пилу, трамбовщик и т. д. Мини-погрузчик бывает также на гусеничном ходу.

Погрузчик с бортовым поворотом, как и фронтальный погрузчик, был создан первоначально для применения в сельском хозяйстве. В середине 1950-х гг. фермер из Миннесоты (США) построил двухэтажный птичник для растущего поголовья индеек. Сразу встал вопрос, как чистить новое сооружение. Обычный сельскохозяйственный трактор тех времен с навесным ковшом был для такой работы слишком неповоротливым, а второй этаж его бы просто не выдержал. Владелец фермы обратился в местную мастерскую, где ремонтировали технику и изготавливали навесные роторные снегоуборщики. Братья Келлер, хозяева мастерской, сначала на бумаге разработали систему привода нового устройства. Фермер согласился профинансировать изделие, но при условии, что оно окажется работоспособным. В феврале 1957 г. опытный образец был готов к работе. Это был трехколесный агрегат с ременным приводом, фронтальным ковшом и с задним поворотным колесом, который мог разворачиваться на месте. Вскоре братья Келлер решили запустить погрузчик в серийное производство. Осенью 1958 г. они сделали первые шесть единиц. Ременную передачу заменили на цепную.

Поскольку для массового выпуска у братьев не хватало финансов, компания Melroe Manufacturing из Северной Дакоты взяла проблемы дальнейшего развития продукта на себя, получив эксклюзивные права на производство новой техники. Братья Келлер продолжили работу над усовершенствованием погрузчика уже как сотрудники компании. Первая полноприводная модель Melroe М400 с четырьмя колесами и двумя осями была разработана с целью привлечения новых покупателей, так как на рынке мяса птицы начался спад. С увеличением продаж стали видны как достоинства M400, так и его недостатки. Потребовалось усилить ковш, стрелу, установить два гидроцилиндра подъема, а также усовершенствовать цепной привод и муфты сцепления.

В 1962 г. первой моделью с закрытыми цилиндрами подъема стрелы двойного действия стала M440 Melroe Bobcat («Рысь»). Повадки этого сильного, быстрого и ловкого зверя как нельзя лучше соответствовали характеру мини-погрузчика. Вес передней и задней частей машины распределялся в пропорции 70/ 30 для облегчения поворота. Мощность двигателя составляла 12,9 л.с. В дальнейшем мощность выпускаемых моделей постоянно росла. Вместо механической передачи в современных погрузчиках с бортовым поворотом используется гидростатическая передача. Ход машины обеспечивается с помощью гидронасосов и двух гидромоторов. Для улучшения маневренности каждый мотор приводит в действие свою пару колес с каждой стороны погрузчика, что обеспечивает вращение колес разных бортов в противоположных направлениях с одинаковой или различной частотой. В результате машина поворачивает или разворачивается «на пятачке». Для этого мотор соединен со звездочкой, которая, в свою очередь, приводит в действие колеса с помощью цепного привода. Цепи и звездочки находятся внутри рамы в герметичном отсеке со смазкой погружением в масляную ванну.

Другие производители тоже освоили этот популярный вид продукции, но Bobcat сохраняет лидерство среди конкурентов благодаря широкому модельному ряду (12 моделей грузоподъемностью (г/п) 343, 457, 608, 810, 869, 894, 944, 998, 1040, 1282, 1569, 1850 кг) и постоянному совершенствованию выпускаемой техники. Упор делается на комфорт рабочего места, улучшение обзора, безопасность оператора, точность управления рабочим органом, высокую производительность, увеличение межсервисного интервала. Известно, что погрузчики с бортовым поворотом не отличаются высокой скоростью движения, поэтому в новых моделях Bobcat используется двухскоростной режим, а максимальная скорость повышена до 14,8 км/ч. Предлагается на выбор примерно 60 видов навесок (каждый вид имеет размерный ряд). Все навесное оборудование специально разработано под базовую машину для оптимального использования и максимальной эффективности. С дополнительной опцией Power Bob-Tach можно менять гидравлическое навесное оборудование, не выходя из кабины. Подъем и опускание рукояток, активируемых с помощью переключателя на центральной панели, осуществляет гидравлика. Bobcat вошла в состав южнокорейской корпорации Doosan Infracore в 2007 г.

Следует сказать, что при очевидных достоинствах бортовой системы поворота у нее имеется и ряд недостатков, в частности высокая степень износа шин при работе на жестких поверхностях. Именно поэтому ряд разработчиков подобной техники, включая таких лидеров сегмента, как Bobcat, активно внедряют новую технологическую модель All Wheel Steer Loader (погрузчик с поворотом всеми колесами). Данный тип техники вступает в технологическое соперничество со смежным классом – компактными экскаваторами-погрузчиками, которые изначально более функциональны. В качестве примера можно привести экскаватор-погрузчик 1.33 итальянского производителя Venieri. С погрузчиками с бортовым поворотом его роднят сопоставимые габаритные размеры и производительность. В качестве преимуществ можно указать поворот всеми колесами, наличие стационарной экскаваторной навески, кабину с боковым входом и хороший обзор благодаря фронтальному расположению стрелы. Помимо этого Venieri 1.33 гарантирует совместимость с теми же самыми типами навесного оборудования, которые используют погрузчики с бортовым поворотом. Это достигается благодаря использованию в конструкции машины полноценной гидростатической трансмиссии и оптимальному распределению мощности между приводом машины и рабочим оборудованием.

Американская компания Mustang (входит в Manitou Group, Франция) производит мини-погрузчики с 1965 г. и давно освоила рынки не только США и Канады, но и Европы, Азии, Австралии и Новой Зеландии. Отличительные черты погрузчиков Mustang – надежность, долговечность и высокое качество продукции, а также обширный модельный ряд: 13 колесных моделей с радиальным подъемом стрелы г/п от 385 до 1814 кг, 3 модели с вертикальным подъ­емом и 2 гусеничные модели. Погрузчики оснащены в основном экономичными дизельными двигателями Yanmar. Кабина оператора соответствует стандартам безопасности ROPS/ FOPS, доступно несколько вариантов управления: два рычага в сочетании с двумя педалями, два джойстика, Т-образный рычаг и джойстик, Т-образный рычаг с педалями.

В каталоге американской компании Gehl, которая ведет свою историю с 1869 г., а погрузчиками с бортовым поворотом занимается с 1973 г. и также входит в Manitou Group, представлены близкие к Mustang по характеристикам 12 колесных моделей с радиальным подъемом стрелы г/п от 386 до 1814 кг, 3 модели с вертикальным подъемом и 2 гусеничные модели. Надо отметить, что погрузчики Gehl в отличие от Mustang поставляются в Россию в комплектации «премиум». Более чем 60 наименований дополнительного навесного оборудования позволяют использовать мини-погрузчики Gehl в различных сферах производства и хозяйственной деятельности.

 

Погрузчики с бортовым поворотом Locust (в переводе – «саранча») выпускаются в Словакии, на заводе, принадлежащем компании Way Industries, a.s. Кстати, именно там делали знаменитые в СССР мини-погрузчики UNC-060, которые поставлялись с 1981 г. («оставшиеся в живых» экземпляры до сих пор работают в России). Сейчас вниманию потребителей предлагаются четыре модели погрузчиков Locust г/п 450, 750, 900 и 1200 кг. Особенности конструкции Locust: шестерни коробки передач изготовлены из высококачественной стали и не требуют технического обслуживания в течение всего срока эксплуатации. Цепной привод в приводе хода не применяется. Японские двигатели Yanmar в сочетании с немецкой гидравликой Bosch Rexroth обеспечивают хорошие эксплуатационные характеристики. Управление джойстиками в сочетании с мощным двигателем придает погрузчику хорошую динамику. Масса машины распределена таким образом, что погрузчики могут «танцевать» как на задних, так и на передних колесах. Расход топлива погрузчиков Locust 903 и Locust 1203 благодаря установленной системе LUDV составляет всего 3,5 л/ч. Кроме этого можно отметить хороший обзор из кабины, высокую посадку оператора, защиту от падающих предметов (FOPS) и опрокидывания (ROPS). Погрузчики Locust оснащены автоматическим стояночным тормозом, который включается при остановке машины и размыкании контакта под сиденьем оператора.

New Holland Construction производит мини-погрузчики на собственных заводах в Италии и США с 1972 г. В 2007 г. под этой маркой был выпущен 200-тысячный погрузчик с бортовым поворотом. Компания не стоит на месте. Три года назад New Holland вывела на рынок новое поколение колесных и гусеничных мини-погрузчиков. Новая усовершенствованная серия «200» отличается не только элегантным внешним видом, но и множеством модификаций. Это машины качественно нового уровня. Пять моделей колесных мини-погрузчиков с мощностью двигателя от 46 до 82 л.с. теперь охватывают более широкий диапазон полезной рабочей нагрузки – от 590 до 1020 кг и демонстрируют исключительное соотношение грузоподъемности и мощности. На старших моделях применяется вертикальная схема подъема ковша, на двух младших – L213 и L215 – радиальная. Стрела вертикального подъема New Holland Super Boom позволяет оператору загружать материал прямо в центр кузова грузовика. Ковш с уголом разгрузки 55° позволяет быстро сбрасывать материал, что способствует сокращению рабочего цикла и повышению производительности. Увеличенная до 1322 мм колесная база и низкое положение центра тяжести обеспечивают устойчивость машины при работе. Гидравлическая система в трех вариантах исполнения: стандартная, с повышенной скоростью потока или с повышенным давлением, позволяет применять любые, даже самые мощные гидравлические орудия, такие как холодные фрезы, мульчеры, гидромолоты. При необходимости обеспечивается одновременное вращение и поперечное смещение навесного оборудования. Автоматическое выравнивание ковша, стабилизация стрелы во время движения и другие доступные опции, несомненно, порадуют потребителей. Большие боковые окна кабины гарантируют отличный обзор, а усовершенствованная конструкция стрелы Super Boom открывает неограниченный вид назад. Это повышает безопасность и эффективность машины. Любой оператор отметит новую просторную кабину с высоким уровнем комфорта. По традиции New Holland гарантирует простоту и легкость повсе­дневного технического обслуживания благодаря удобному расположению фильтров, заправочных горловин и точек контроля. New Holland предлагает для своих мини-погрузчиков десятки навесных сменных орудий, как механических (ковши, отвалы и т. п.), так и гидравлических (щетки, фрезы, гидромолоты, обратные лопаты и др.). Надо отметить, что спрос на них зачастую носит сезонный характер. Например, снежные отвалы и ковши большой емкости требуются чаще в зимний период. Спрос на орудия строительного назначения (различные ковши и захваты, траншеекопатели, шнековые буры и др.) более стабилен и не зависит от времени года. В последнее время растет интерес к оборудованию для сельского хозяйства (захваты для силоса, пики для тюков, культиваторы, оборудование для пересаживания деревьев и т. д.).

Чтобы гарантировать заказчику надежную, бесперебойную и производительную работу, New Holland предлагает для своей техники сменные орудия североамериканских производителей, которые имеют большой опыт работы в этой сфере.

Компания Case выпустила свой первый погрузчик с бортовым поворотом в 1969 г., а к 2010 г. производство машин достигло 250 тыс. единиц. В начале 2011 г. линейка колесных и гусеничных мини-погрузчиков Case была радикально обновлена. Новый ассортимент включает шесть моделей колесных мини-погрузчиков SR с радиальным подъемом и три модели SV с вертикальным, а также три гусеничные модели. На всех моделях ширина кабины увеличена на 25%, обеспечивая дополнительный комфорт оператору. Новая конструкция стрелы, а также сверхтонкая защитная сетка на бортовых окнах гарантируют хорошую обзорность на любых рабочих площадках.

Новое поколение погрузчиков Case на заново спроектированном шасси Power Stance с увеличенной на 21% колесной базой отличается высокой устойчивостью и подъемно-силовыми характеристиками. Распределение нагрузки на оси в пропорции 30/ 70 позволяет машине загружать и перемещать больше материала. Из особенностей колесных и гусеничных мини-погрузчиков Case можно также отметить высокое вырывное усилие. Гидравлическая система предлагается в стандартном варианте либо с увеличенной скоростью потока или с увеличенным рабочим давлением. Заказчики могут выбрать между стандартным механическим или электрогидравлическим джойстиком управления в качестве опции.

Во всем диапазоне колесных мини-погрузчиков от младшей модели SR130 (вес 2270 кг) до старшей модели SV300 (3765 кг) Case демонстрирует высокое отношение мощности к весу машины. Двигатели колесных машин Case имеют мощность от 46 до 90 л.с. Гусеничные мини-погрузчики весят от 3720 кг (TR270) до 4625 кг (TV380) и оборудованы двигателями мощностью от 74 л.с. до 90 л.с.

Мини-погрузчики Case нового поколения традиционно удобны и легки в обслуживании. Фильтры и точки контроля сосредоточены в одном месте. Наклоняемая кабина предоставляет механику легкий и быстрый доступ к компонентам гидравлической системы и трансмиссии. На гусеничных мини-погрузчиках ходовая часть бульдозерного типа имеет жесткую гусеничную раму с малым числом движущихся частей, что повышает срок службы и снижает расходы на эксплуатацию.

Эффективность использования мини-погрузчиков Case повышается и за счет широкого ассортимента навесных орудий, список которых насчитывает десятки наименований. Case предлагает под своей маркой только апробированные и сертифицированные сменные орудия, производимые специализированными компаниями. Это позволяет гарантировать производительность, надежность, безопасность и, главное, рентабельность применения техники. Есть информация, что скоро Case адаптирует навесное оборудование российского производства, что позволит сделать технику Case еще более привлекательной.

Целая серия мини-погрузчиков входит в перечень техники, выпускаемой корпорацией Terex. Номинальная г/п погрузчиков – от 680 до 1531 кг. Так, серия TSV представлена пятью модификациями с вертикальным подъ­емом стрелы. Эти машины зачастую используются там, где расстояние до объекта минимально. В серии TSR имеется четыре модификации с радиальным подъемом ковша. Главное преимущество этих моделей – увеличенное усилие отрыва. Все машины из широкого ряда погрузчиков с бортовым поворотом Terex имеют высокий дорожный просвет, что создает дополнительную маневренность в условиях пересеченной местности. Высокий крутящий момент на оси позволяет лучше заглубляться в отвалы при наборе материала в ковш. Более высокий момент вращения на оси позволяет толкать материал, копать, выполнять профилирование и передвигаться в тяжелых условиях без остановки. Увеличенный топливный бак сокращает время простоя на дозаправку.

Все навесное оборудование для погрузчиков Terex с бортовым поворотом оснащено необходимыми гидравлическими трубопроводами и штуцерами или электрическими соединителями для его быстрого и простого подключения. Перечень включает шнековый бур и буровые головки, обратную лопату, вращающуюся щетку, универсальный ковш, ковш для легких материалов, многоцелевой ковш, бульдозерный отвал, вилочный захват для поддонов, скребок с транспортером, отвал снегоочистителя, центробежный снегоочиститель, машину для измельчения пней, траншеекопатель, вибрационный каток, скребок-очиститель.

Не так давно американская компания John Deere объявила о пополнении линейки погрузчиков с бортовым поворотом двумя новинками – 318Е и 326Е, которые пришли на смену машинам серии D. Машины обладают усовершенствованным управлением, большей мощностью, производительностью, отличаются повышенной прочностью, а также лучшим доступом к точкам обслуживания. Для большей эксплуатационной надежности погрузчики серии Е оснащены новым двигателем Yanmar™ с электронным управлением впрыском топлива. Доработанный специалистами John Deere агрегат представлен в объеме 3,3 л. Среди других усовершенствований, обеспечивающих повышенную прочность, – уникальная V¬образная система охлаждения с вентиляторами с переменной скоростью вращения и гидравлическим приводом, запатентованная стрела вертикального подъема и быстроразъемная электрическая муфта Quik-Tatch™. Для 326Е стала доступна функция переключения схем управления (ISO-H-педали). Линии дополнительной гидравлики на модели 318E проложены внутри стоек стрелы, что обеспечивает их дополнительную защиту. Для 326E предлагается новая опция повышения производительности, позволяющая оператору по собственному усмотрению настраивать параметры чувствительности электрогидравлических джойстиков с помощью герметичной кнопочной панели. Кроме того, в кабине этого погрузчика с бортовым поворотом реализована новая конструкция пола, обеспечивающая на 33% больше места для ног и повышенное удобство при работе и входе/ выходе из кабины. Всего в линейке John Deere представлено три мини-погрузчика с бортовым поворотом, различных по размеру и мощности, способных решить абсолютно разные задачи: 318Е, 326Е и 313.

Испанская компания Ausa в качестве альтернативы предлагает свою версию компактного погрузчика – это T144H Plus. Полноприводная модель с телескопической стрелой массой 2400 кг обеспечивает подъем груза 1350 кг на 4-метровую высоту. Максимальный вылет стрелы составляет 2,18 м. Из преимуществ также можно отметить более низкий расход топлива (5,8 л/ч) и более высокую скорость движения (17 км/ч) по сравнению с моделями с бортовым поворотом. Создатели машины основательно потрудились над размерами – высота кабины всего 1,9 м, ширина – 1,4 м, таким образом, даже в самых стесненных условиях такая техника сможет выполнять свои функции. Поворот осуществляется за счет задних колес. Погрузчик оборудован гидростатической трансмиссией, системой управления с помощью многофункционального джойстика, малошумным и надежным 4-цилиндровым двигателем Kubota с водяным охлаждением. В качестве стандартного оборудования предлагается система быстрой смены рабочих органов, автоматическая световая и звуковая индикация грузового момента, система автоматической блокировки стрелы при нестабильной работе, защищенная кабина ROPS/ FOPS, антивандальная защита, кабина с решеткой и подогревом. Опции: ковш «4-в-1», система Quick-Tach, гидросистема с высоким потоком. T144H Plus также без проблем будет работать со всеми типами стандартного навесного оборудования.

Нельзя обойти вниманием и китайских производителей. Наиболее заметным игроком у нас выступает компания Forway (Zhejiang Forway Heavy Industry Co., Ltd), продукция которой, «адаптированная для России», продается под названием Polar wolverine. На выкрашенных в белый цвет машинах установлены два отопителя кабины, рукава высокого давления выполнены из морозостойкого материала. Линейка Forway включает пять машин г/п от 750 до 1010 кг. Обе производственные площадки предприятия находятся в провинции Дзянсу. Численность персонала составляет 1000 человек. На выбор предлагается три варианта двигателей – Perkins, Kubota или Xinchai, а также 17 вариантов навесного оборудования.

Один из самых известных отечественных погрузчиков с бортовым поворотом – МКСМ (многоцелевая коммунально-строительная машина) выпускается на предприятии оборонно-промышленного комплекса ОАО «Курганмашзавод». Мини-погрузчики г/п 800 и 1000 кг оборудованы гидроприводом, управляются с помощью джойстиков. По желанию заказчика возможна установка экономичного дизельного двигателя с воздушным или жидкостным охлаждением (Cummins или Hatz). Широкая линейка навесного оборудования (17 наименований) с быстродействующим зажимом для его крепления подойдет для выполнения различных видов работ. Кабина МКСМ-800 дополнительно комплектуется салонным фильтром-пылеотделителем, что обеспечивает комфортные условия работы оператора в условиях сильной запыленности. Необходимая температура в кабине поддерживается мощным отопителем и современной теплоизоляцией. Кроме того, кабина может быть трансформирована в облегченный вариант путем снятия двери кабины и окон с заменой их на защитные решетки. Отличительными особенностями погрузчиков новой серии «А» является сварная рама, включающая цепные редукторы и баки. Гидронасос установлен прямо на корпусе сцепления. Вместо штанги с рычагами применен клапан выравнивания. Для привода хода используются импортные цепные редукторы вместе с двумя гидромоторами. Для обеспечения лучшего запуска мини-погрузчика при низких температурах между двигателем и гидронасосами устанавливается муфта сцепления. Кабина оборудована защитой ROPS/ FOPS.

 

В заключение надо отметить, что далеко не все производители мини-погрузчиков вошли в данный обзор (всего их более 30). Имя лидера в этом сегменте известно всем и давно уже стало нарицательным. Но все же, если стоит задача выбора такой машины, стоит изучить как можно больше предложений, доступных на рынке, прежде чем принимать решение. Даже из этого краткого обзора понятно, что сегодняшний погрузчик с бортовым поворотом – это мощная, высокотехнологичная машина, над совершенствованием которой постоянно работают тысячи конструкторов по всему миру. Очевидно, что достоинства этого компактного труженика с лихвой перевешивают его недостатки, и сторонников у него только прибавляется.