1
Надежный гидропривод зимой
«Зимнее» гидравлическое масло МГ-15В (ВМГЗ)
Седлать тягачи! (ч.1)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Из истории создания гидравлических молотов
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение
Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 1)
Тяжелая дорожная артиллерия
Самоходные фрезы
 

Ямобуры и грунторезы
Необходимая техника для инженерного обустройства дорог

Аварийность, как показатель безопасности движения в виде абсолютного числа погибших и раненых в результате ДТП, зависит от целого комплекса мероприятий, среди которых не последнее значение имеют такие показатели инженерного обустройства дорог, как качественное освещение наиболее сложных участков дорог и продуманное размещение дорожных знаков. И в связи с этим крайне важно, чтобы мачты дорожного освещения и опоры знаков дорожного движения были установлены надежно, и ни при каких условиях не стали дополнительным аварийным обстоятельством в дорожной обстановке.

Крепление опоры – дело серьезное

Инженерное обустройство – это комплекс средств, обеспечивающих организацию и безопасность движения. Освещение проезжей части, играющее в обустройстве дороги важную роль, осуществляется с помощью мощных светильников. Для увеличения площади освещения светильники устанавливаются на высоте 8–10 м и более над поверхностью дороги. Магистральная опора, или мачта, к которой крепится осветительный прибор, очень прочная и надежная, относится к основным элементам всей осветительной конструкции. Наиболее распространено использование бетонных либо металлических мачт.

Алапаевский «Стройдормаш» – одно из передовых предприятий по производству ямобуров.

После утверждения проекта дороги на обозначенной территории с помощью нивелира размечаются места установки мачт или опор. Для выполнения осветительных функций к опорам освещения подводятся питающие электрокабели. По способу подведения питания опоры делятся на те, к которым кабель тянут по воздуху, и те, к которым кабель подводится по земле. Если планируется использовать бронированный кабель, уложенный в грунт, то глубина подготовленной траншеи должна быть не менее 0,8 м. В случае же использования силового кабеля глубина увеличивается в зависимости от окружающей местности до 1,25 м. В траншею укладывается песчаный слой толщиной около 0,15 м и тщательно проливается водой. После этого песок трамбуется до слоя в 0,1 м.

Крепление мачт освещения в грунте происходит в соответствии с проектом на их установку. Например, металлические опоры иногда крепятся с помощью анкерных креплений. Ствол опоры в нижней части имеет фланец ∅250–390 мм в зависимости от высоты опоры для установки и крепления на бетонный фундамент или аналогичные устройства. Фланец представляет собой металлический лист толщиной 8–10 мм.

«Стройдормаш» перешел на выпуск более продвинутых БКМ-317 на базе ГАЗ-33081, в том числе с 5-местной кабиной

Однако в большинстве случаев, и это рекомендуется соответствующими ГОСтами, железобетонные и металлические опоры устанавливают в предварительно подготовленную квадратную яму 1,0х1,0 м, глубиной 1,2 м. В центре ямы бурится отверстие глубиной 1 м и диаметром, равным диаметру опоры, увеличенному на 0,1 м. Железобетонные и стальные опоры освещения после установки в яму обязательно заливаются бетоном. Раствор должен заполнить отверстие и всю яму на высоту не менее 0,2 м, образуя бетонную плиту, удерживающую опору. После укладки кабеля в траншею, при нижнем подводе питания, яма полностью засыпается грунтом.

Описывая способы крепления мачт освещения, можно сказать, что установка дорожных знаков происходит аналогичным образом. В ГОСТ 52289– 2004 указывается, что дорожный знак должен быть установлен таким образом, чтобы его хорошо видели соответствующие участники движения. В населенных пунктах знак должен возвышаться на 2–4 м над уровнем дороги, а за городом – на 1,5–3 м.

Что же касается способа закрепления стоек дорожных знаков, имеющих стандартные типоразмеры, то они погружаются в грунт на глубину не менее 1,2 м. Также предусматриваются бетонирование опор и установка основания из бетона толщиной не менее 150 мм.

Одиночные стойки дорожных знаков стандартных размеров устанавливаются вертикально в пробуренные ручным или механическим способом скважины диаметром не менее 300 мм либо в открытые котлованы с сечением не менее 300х300. Глубина скважины назначается по проекту, а бурение выполняется на глубину, на 30 мм меньшую проектной глубины. В верхней части пробуренной скважины укладывается слой бетонной смеси.

Безусловно, осуществить качественную установку мачт и стоек невозможно без использования современных средств механизации. И отечественный рынок сегодня готов предоставить дорожникам богатый выбор такой дорожной техники. 

Надежную и простую машину БКМ-205Д на базе трактора «Беларус» можно встретить на любом дорожном строительстве

Наши ямобуры на службе у дорожников

Сегодня практическии любой отечественный производитель спецтехники – участник жесткой конкурентной борьбы, остроту которой придают многочисленные поставщики импортной техники. Но нашим машиностроителям есть что предложить дорожникам для обеспечения качественного оформления дорог.

Одним из лидеров отечественных производителей буровых установок, используемых в том числе и для работ в дорожной сфере, является ОАО «Стройдормаш» (г. Алапаевск). В 2011 г. предприятие отметило 55-летний юбилей своей успешной работы по выпуску ямобуров и самоходных буровых установок. Сегодня «Стройдормаш» предлагает несколько десятков моделей, базирующихся на тракторных, колесных и гусеничных шасси, а также на грузовых шасси ГАЗ-33081.

Надежный и производительный ямобур БМ-205Д, хорошо зарекомендовавший себя у коммунальщиков и строителей, устанавливается на колесное шасси трактора «Беларус-82П». Маневренная машина используется для бурения скважин глубиной до 3 м и ∅0,8 м. Грузоподъемность (г/п) кранового оборудования составляет 1,25 т, поэтому БМ-205Д успешно применяют для установки небольших опор дорожного освещения, при строительстве линий электропередачи и связи, при ремонте и обслуживании ЛЭП. Универсальная модель справляется с планировкой небольших строительных площадок, используется для засыпания траншей и ям, погрузки и транспортировки сыпучих материалов на небольшие расстояния. Ямобур производится в двух вариантах: с бульдозерным отвалом и с ковшом фронтального погрузчика.

Много лет машина БКМ-302 на базе ГАЗ-66 пользуется популярностью у дорожников

Вместо хорошо известной оте­чественным строителям выпускавшейся ранее машины БКМ-302, базировавшейся на шасси ГАЗ-66, сегодня инженеры «Стройдормаша» предлагают современные машины БКМ-317, представленные в четырех модификациях. Машины монтируются на шасси ГАЗ-33081, причем в мод. 317-03 и 318-01 используется более удобная для доставки строителей 2-рядная кабина. Бурильно-крановые машины выполняют бурение на глубину до 3 м, диаметром от 0,36 до 0,8 м, с их помощью также можно устанавливать в пробуренные скважины невысокие мачты и опоры, высота подъема крюка составляет 6,3–6,5 м, а г/п крановой установки – 1,25 и 2 т.

Люлька на бурильно-крановых машинах расширяет функциональные возможности машины

Популярностью у дорожников пользуются машины БКМ-531 и БКМ-534, они базируются на гусеничных шасси тракторов ТЛТ-100 в мод. БКМ-531 и ТТ-4М, Т-147 либо МТЧ-4 в мод. БКМ-534. Эти модели получили большое распространение, они предназначены для широкого спектра буровых работ в самых труднодоступных местах. Лопастной бур погружается на глубину до 5 м, создавая скважины диаметром от 0,36 до 0,8 м. Вылет стрелы 8 м, а также г/п 2 т позволяют монтировать и железобетонные, и металлические опоры, причем очень производительно.

Недавно завод освоил выпуск мобильных буровых машин, управляемых дистанционно, а сейчас конструкторы предприятия разрабатывают новые системы монтажа/ демонтажа навесных установок, которые позволят производить установку навесных агрегатов в считаные минуты непосредственно на рабочих объектах.

Компания «Геомаш» – ведущий производитель буровой техники в России – отсчитывает начало своей истории с 1885 г. Именно тогда был основан Щигровский чугунолитейный и механический завод. Сегодня под маркой «Геомаш» в Щиграх (Курская обл.) выпускают ряд универсальных буровых установок. Для установки мачт освещения и ремонта дорожных прожекторов, а также для монтажа опор линий электропередачи потребителю предлагаются бурильно-крановые машины БКМ-370/371 на шасси тракторов МТЗ-82.1 и МТЗ-92П «Беларус». На колесных шасси ГАЗ-31081 – машины БКМ-350/360, способные за считаные минуты пробурить скважины на глубину до 3 м, диаметром от 0,25 до 0,8 м. Для наиболее трудоемких операций, связанных с установкой опор, «Геомаш» предлагает машину БКМ-550 на базе шасси КамАЗ. Лопастной шнековый бур может легко заглубиться на 5 м, буря скважины ∅0,25–0,8 м.

Для дорожных служб и коммунальщиков компания «Геомаш» разработала производительную и неприхотливую машину БКМ-371

Ряд отечественных предприятий успешно создают бурильные машины, используя иностранные разработки, устанавливая их на отечественные шасси. Барнаульское предприятие «Леспожмаш» монтирует южнокорейскую буровую установку BUERLS2656 (HOTOMI) на гусеничное шасси МСН-10. Эта машина обеспечивает бурение ∅0,3–0,8 м на глубину от 3 до 4,5 м, а при использовании шнекового бура – до 9,5 и даже до 12 м. Вылет стрелы 20 м позволяет производить бурение в радиусе 7,8 м от центра установки, а при необходимости просто использовать BUER в качестве КМУ. Максимальная г/п корейской установки на вылете стрелы в 2,4 м – 7,5 т, да и на 20-метровом вылете тоже немалая – 0,44 т, поэтому BUERLS2656 часто используют для погрузочно-разгрузочных работ.

«Леспожмаш» угадал с выбором корейского партнера: многофункциональные Hotomi пользуются спросом и у строителей, и у энергетиков, и у геологов

Но все же машина прежде всего отлично себя зарекомендовала при ремонте электросетей, при натяжке проводов и строительстве линий электропередачи. Если закрепить монтажную люльку, которая также предлагается специалистами «Леспожмаша», то крановый механизм позволит поднимать работников на высоту до 23,3 м!

В «Леспожмаше» разработаны также варианты монтажа установок BUERLS2656 на автошасси, причем предприятие обеспечивает заказчика сертификатом на переоборудование транспортного средства.

Компания «ТехМодерн» из С.-Петербурга, известная поставками большого ассортимента спецтехники, также предлагает дорожникам бурильную установку BUER LS2656 HOTOMI, причем в качестве базового шасси использует отечественные шасси КамАЗ.

 Лопастной бур наиболее распространен в дорожной буровой практике

Грунторезы: строителям есть из чего выбрать

Для подведения кабелей питания к опорам освещения снизу специальные баровые машины прорывают траншеи. Баровая машина, или грунторез, является специальным техническим устройством, позволяющим механизировать очень трудоемкие процессы разработки грунта при создании траншей. Кроме рытья прямо­угольных траншей под кабельные линии электропередачи, связи, под укладку трубопроводов баровые машины используют для рыхления мерзлых и тяжелых грунтов с целью последующего проведения на этих участках масштабных землеройных работ. Кроме того, баровые установки востребованы при по вскрытии или удалении асфальта, их применяют для вырезания блоков грунта при пересадке деревьев, с их помощью вырезают блоки из известняка и песчаника. Это оборудование пользуется спросом не только в специализированных строительных организациях, но и в коммунальных службах.

Надо отметить, что сего­дняшние объемы производства грунторезов по сравнению с «советскими», существовавшими в 1980-х гг., снизились более чем в 10 раз. Закрылся ряд крупных предприятий, производивших «траншейники», некоторые перепрофилированы.

 Бурильно-крановую машину БКМ-550 «Геомаш» предлагает устанавливать на шасси КамАЗ

Сегодня в основном производятся навесные цепные агрегаты, устанавливаемые на базовые колесные и гусеничные тракторы. Навесные установки имеют ряд серьезных преимуществ перед специализированными машинами. Во-первых, компактные установки прорезают траншеи именно того размера, который необходим для закладки кабеля или трубы и не более. Во-вторых, извлекаемый материал лишен кусковости, поэтому им быстро и качественно можно засыпать траншею после укладки кабеля. И главное – производительность грунторезных «навесок», особенно при выполнении длинных траншей, значительно, в 4–5 раз, превышает производительность рытья траншей классическим экскаваторным способом.

Бурильные машины на колесной базе могут использоваться в качестве грузовика с КМУ

Около десятка отечественных предприятий сегодня занимаются производством навесного оборудования для траншеекопания. Наиболее распространены установки, монтируемые на тракторах МТЗ, они наиболее широко используются для прокладки траншей в твердых и мерзлых грунтах. Баровые машины на базе трактора «Агромаш 90Г» (ДТ-75) отлично справляются с рытьем траншей для электроснабжения и линий телефонной связи, а также для различных трубопроводов, особенно в период осенне-весенней распутицы либо в условиях заболоченной местности. Баровые установки на базе тракторов Т-130(Т-170), Т-10, Б-10 также очень популярны у наших строителей. При использовании зимних цепей с напайками из твердого сплава такие установки уверенно работают даже с грунтами IV категории.

Старейшее предприятие отрасли – ФГУП «Дмитровский экскаваторный завод» отметил в 2013 г. 115-летие. С 1980-х гг. предприятие специализируется на производстве грунторезных цепных экскаваторов как на колесных, так и на гусеничных движителях. По оценкам экспертов, ФГУП ДЭЗ контролирует около 25% российского рынка баровых машин.

Корейские установки BUER монтируют и на различные гусеничные шасси, и на колесные ГАЗ, КамАЗ, «Урал»

Грунторез ЭТЦ-205 на базе гусеничного трактора ДТ-75 широко используется для прокладывания траншей. В качестве базы используются оригинальные гусеничные тележки с независимой подвес­кой гусениц и встроенными тормозами, что позволяет стабилизировать рабочий орган во время рытья траншеи в вертикальном положении, без предварительной планировки трассы. В зависимости от типа используемой цепи возможна прорезка траншеи на глубину до 1,6 м и шириной 0,2– 0,4 м, а при установке баровой цепи ЭТЦ-205 может даже работать на грунтах III и IV категорий, прорывая траншеи шириной 0,14 м на глубину до 1,4 м.

Но одной из наиболее популярных машин, выпускаемых сегодня предприятием, является экскаватор ЭТЦ-201Г на базе трактора МТЗ-1221. В модели использован гидравлический привод рабочих органов, благодаря чему производительность машины увеличилась на 30–50% в зависимости от категории грунта по сравнению с механическим приводом. Повысились надежность и долговечность работы узлов, за счет внедрения гидравлической предохранительной системы отпала необходимость в использовании массивных предохранительных муфт, снизилась нагрузка на ВОМ, на главный привод и редуктор. Мощность машины в 96 кВт обеспечивает прорезку траншеи в талых грунтах шириной 0,2–0,4 м в зависимости от типа цепи на глубину до 2 м. Бесступенчатое регулирование скорости вращения режущей цепи и возможность ее реверсивного движения, что очень удобно при удалении застревающих в цепи посторонних предметов, существенно облегчают работу оператора. В комплектацию экскаватора входит бульдозерный отвал, что, безусловно, увеличивает возможности машины.

Гидравлический механизм поднимает и опускает рабочий орган грунтореза

Более «скромные» параметры имеет экскаватор ЭТЦ-121 на базе малогабаритного владимирского трактора «Агромаш 60 ТК». Колесные грунторезы этой модели работают с грунтами I–III категорий и прорезают траншеи глубиной до 1,2 м на ширину 0,27 м, а имеющийся бульдозерный отвал позволяет быстро и аккуратно засыпать разрытые прежде траншеи.

Интересна конструкция сменной навески АНД-25. Она используется для щадящего прорезания щелей в асфальте, бетоне либо мерзлом грунте, когда это требуется для прокладки инженерных коммуникаций. Две фрезы, расположенные на регулируемом расстоянии 0,455–0,8 м, делают пропилы шириной 0,06 м на максимальную глубину 0,25 м.

В отечественных баровых машинах чаще всего используют колесные шасси МТЗ

Предприятие с многолетней историей ОАО «Орёлстроймаш» производит два типа навесных баровых установок: мод. БГМ-3У на базе трактора МТЗ-82 и мод. БГМ-10, которую монтируют на гусеничную машину ДТ-75Н и модификации.

Обе модели осуществляют разработку траншей прямоугольного сечения глубиной до 1,4 м и шириной 0,14–0,41 м для прокладки электрокабелей, коммуникаций и трубопроводов. Для предварительного планирования площадки для рытья траншея, а в конце «процесса» для засыпания траншеи землей на тракторы монтируют бульдозерные отвалы, причем в БГМ-3У устанавливают поворотный отвал, перемещающийся на ±35°.

Баровая машина БГМ-1 Михневского РМЗ прорезает грунт на ширину от 140 мм

Большой ассортимент грунторезного оборудования предлагается ОАО «Михневский РМЗ». Доля Михневского РМЗ на рынке барового оборудования страны составляет, по мнению специалистов, не менее 25%. Более 60 лет завод производит баровую технику, используя в качестве шасси тракторы Минского, Челябинского и Волгоградского заводов.

На базе шасси колесных тракторов МТЗ-82.1 специалисты завода разработали баровые машины БГМ-1, БГМ-2У, БГМ-2ГП. Как и основной отечественный ряд баровых машин, грунторезы БГМ путем смены цепей прорезают траншеи шириной 0,14–0,41м в грунтах I–IV категорий на глубину до 1,4 м. С фронтальной стороны машины по выбору заказчика устанавливается либо ковш погрузчика, либо поворотный отвал с различными типами ножей.

Траншеекопатель в работе

Особенность машины БГМ-2ГП – наличие гидравлического привода, а также комплектация итальянской гидравликой, рама усовершенствованной конструкции, на которой размещаются режущий инструмент и привод. В баровой машине БГМ-2ГП независимый, мощный привод баровой установки, не влияющий на механику трактора. Этим модель отличается от машин с механическим приводом, где привод установки осуществляется от ВОМ трактора, а это влечет за собой увеличение нагрузки на механику.

На базе гусеничного трактора «Агромаш 90Г» (ДТ-75) РМЗ выпускает траншеекопатели мод. МЗЦ-75, ЭТЦ-75, ЭТЦ-75У. Характерным отличием этих машин является то, что они могут работать и одним, и двумя режущими органами одновременно. Такой прием выгоден, когда требуется быстро прорыть широкую траншею или вскрыть широкий участок асфальта. В зависимости от категории грунта экскаваторы МЗЦ/ ЭТЦ режут траншеи шириной от 0,14 до 0,41 м с глубиной реза до 1,4 м на тяжелых грунтах и до 2 м на мягких.

Режущий орган грунтореза АТМ прокладывает траншеи глубиной до 2,7 м

Предприятие предлагает также ручной гидрофицированный траншеекопатель ТКМГ-1200. Машина комплектуется импортными узлами, в частности установлен японский бензиновый двигатель Robin Engines мощностью 16,4 кВт. При работе с грунтами I–II категорий в ручном режиме ТКМГ режет траншеи шириной 0,15 м, а при работе с грунтами III–IV категорий на грунторез специалисты рекомендуют устанавливать цепи типа «Арктика», что позволяет прорезать траншеи шириной 0,09 м и глубиной до 1, 2 м. Надежная машина Михневского РМЗ не уступает импортным аналогам в качестве, однако намного их дешевле.

В Челябинской области находится одно из крупнейших предприятий России по производству горной техники с более чем 20-летним опытом производства грунторезов. Это ОАО «Копейский машиностроительный завод». Выпускаемые заводом траншеекопатели работают по 10 и более лет без поломок, поскольку кроме тщательно продуманной конструкции ответственные детали машин изготавливаются методом ковки, широко используется термообработка комплектующих, материалом деталей служат легированные стали, а корпуса редукторов используются только литые.

Для использования в том числе и в дорожных службах КМЗ производит 2 вида колесных грунторезов – 2086.31 и 2086.51, а также новую модификацию для работы с грунтами I–III категорий с возможностью реверсного хода цепи. Популярным продуктом ОАО «КМЗ» также являются навесные агрегаты АТ и АТМ, рассчитанные для монтажа на гусеничные тракторы Т-170 (Т-130) и бульдозеры Б-10.

Специальное устройство отбрасывает выкапываемый грунт в стороны от траншеи

Колесная модель 2086.31 на базе МТЗ-82 с гидроприводом рабочего инструмента создает траншеи глубиной до 2 м с шириной реза 0,14–0,4 м. Базовый трактор для мод. 2086.51– это МТЗ-1221, он несколько мощнее МТЗ-82, поэтому экскаватор используется там, где требуется резать мерзлые и твердые грунты до IV категории. Технические параметры модели предполагают, что она режет щели-траншеи шириной не более 0,28 м на глубину до 1,7 м.

Агрегаты АТ и АТМ на базовых шасси Т-130 (Т-170) рассчитаны для разработки мерзлых и твердых грунтов до IV категории. Режущий орган АТ врезается в грунт при прокладке траншеи на 2 м, а с помощью мод. АТМ можно прокладывать траншеи глубиной до 2,7 м (мод. АТМ-09). Имеющийся гидравлический ходоуменьшитель позволяет бесступенчато регулировать скорость движения машины от 0 до 0,26 км/ч, это повышает удобство работы оператора. Кроме того, агрегаты АТ и АТМ снабжены так называемой зачистной рукоятью, которая подчищает и выравнивает дно траншеи, что бывает необходимо в некоторых технологиях.

Копейский машзавод производит 2 вида колесных грунторезов – 2086.31 и 2086.51, предназначенных для работы с грунтами I–III категории

Итак, для того чтобы осуществить качественное инженерное обустройство наших дорог, отечественные машиностроители предлагают значительный ассортимент ямобуров и грунторезов, вполне устраивающих нашу дорожно-строительную отрасль. Тем не менее нельзя не сказать, что многие модели производятся уже много лет, и, не проводя своевременного обновления модельных рядов, мы рискуем уступить часть рынка зарубежным компаниям.

РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Николай Протасов Основные Средства 08'2014 16 февраля 2016

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru