Техническое обслуживание отечественных экскаваторов
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
Полосы для движения автобусов BRT
Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Антифриз (ч.2)
Техническое обслуживание систем охлаждения тяжелой техники
Преимущества горизонтально направленного бурения
Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды

Гидромолоты среднего класса (Часть 2)
Развитие гидромолотов в России

Ю. Дмитревич, канд. техн. наук

В России гидромолоты среднего класса разработаны в 1960–1970-х годах. Первые серийно освоенные модели ГПМ-120 и СП-71 имеют оригинальную принципиальную схему (рис. 1). При движении бойка вверх последний герметично состыкован с поршнем газового аккумулятора, диаметр которого D больше диаметра бойка d. Разность площадей поперечного сечения этих деталей обеспечивает перемещение бойка вверх на величину h, после чего камера между бойком и поршнем аккумулятора через осевой и радиальные каналы в бойке соединяется с напорной линией. Боек и поршень разъединяются. Теперь на торец бойка действует давление жидкости, равное давлению газа в аккумуляторе. Боек затормаживается и начинает ускоренно двигаться вниз в сторону инструмента. Непосредственно перед ударом через каналы в бойке рабочий цилиндр соединяется с линией слива. После удара давление падает, а поршень аккумулятора герметично стыкуется с бойком.

[b]Рис. 1. Гидромолот ГПМ-120 и его схема:[/b] 1 – сменный инструмент; 2 – боек; 3 – поршень аккумулятора (клапан); Ра – пневмокамера; D – диаметр поршня аккумулятора; d – диаметр бойка; h – ход бойка; Р и Т – напорная и сливная линии

К достоинствам этой схемы можно отнести предельную простоту конструкции, минимум подвижных деталей, отсутствие золотникового распределителя и сетевого гидроаккумулятора, достаточно высокую технологичность и вследствие этого низкую себестоимость изделия. Гидромолот ГПМ-120 до сих пор производится на нескольких предприятиях в России. Конструкторами компании «Традиция-К» эта модель несколько модернизирована. За счет снижения гидравлических сопротивлений в сливной линии удалось повысить частоту ударов примерно на 10%. Букса инструмента теперь приварена к корпусу цилиндра, что придало молоту более обтекаемую форму и повысило его надежность. К недостаткам схемы можно отнести большие перепады давления рабочей жидкости на разных фазах рабочего цикла, недоиспользование мощности насоса базовой машины, наличие в бойке каналов, которые являются концентраторами напряжений.

Рис. 2. МГ-300
Рис. 4. Гидромолот НМ-230

В 1994 г. на Тверском экскаваторном заводе взамен модели СП-71А был освоен в производстве гидромолот МГ-300 (рис. 2), принципиальная схема которого показана на рис. 3. В конструкции этого молота поршень-боек выполнен с контрштоками равного диаметра. Нижняя камера рабочего цилиндра постоянно соединена с напорной линией питания, а верхняя – с линией слива. Золотниковый распределитель во время взвода бойка разделяет нижнюю и верхнюю камеры, а во время рабочего хода соединяет обе камеры между собой. Рабочий ход бойка осуществляется только под действием давления газа в пневмокамере, расположенной над верхним торцом бойка. Тем самым обеспечивается постоянство энергии удара вне зависимости от подачи гидронасоса. Во время рабочего хода масло из нижней камеры переливается в верхнюю через распределитель, а так как площади обеих камер равны и проходные сечения достаточно велики, гидравлические потери на сливе минимальны. Через сливной рукав, идущий от молота в бак, во время всего цикла работы молота идет постоянный расход жидкости. Поэтому условный проход сливного рукава можно было бы выбрать таким же, как и у напорного. Однако изготовители молота почему-то применяют сливной рукав большего сечения. Вероятно, это унаследовано из опыта применения гидромолота СП-71, для которого увеличенное сечение сливного рукава попросту необходимо. Гидромолоты МГ-300 изготавливаются на нескольких предприятиях. По аналогичной принципиальной схеме сконструированы и модели НМ-230, НМ-330 (рис. 4) и НМ-440.

[b]Рис. 3. Гидросхема молота МГ-300:[/b] 1 – боек; 2 – распределитель; d – диаметр контрштоков бойка; Ра – пневмокамера; Кх и Кр – камеры холостого и рабочего хода; S1 и S2 – площадь камер управления распределителем; Р и Т – напорная и сливная линии
Рис. 7. Компоновка гидромолота СП-70

В начале 1970-х годов во ВНИИСтройдормаше разработали экспериментальный гидромолот СО1-82, который первоначально предназначался для забивки в грунт легких свай (рис. 5). Масса молота составляла 840 кг, энергия удара – 3000 Дж, масса бойка – 200 кг. В конструкции молота применили гидроаккумулятор с жидкостной пружиной. В дальнейшем молот приспособили для работ по разрушению прочных материалов. В Уфе, в одном из управлений механизации самостоятельно изготовили около десятка экземпляров этой модели. В 1977 г. этот молот успешно испытывался в Венгрии во время реконструкции автомобильной дороги Будапешт–Балатон (рис. 6). Производительность СО1-82 вдвое превышала производительность эксплуатировавшихся там же в то время гидромолотов НМ-401 фирмы Krupp, B-200 фирмы Roxon и BRH-501C фирмы Montabert. После этих производственных испытаний конструкцию молота переработали с сохранением его энергетических показателей (рис. 7). В 1980 г. молот получил индекс СП-70 (рис. 8), прошел государственные приемочные испытания. Предполагалось организовать совместное производство в кооперации с одним из заводов ВНР. Снова были проведены испытания образца, укомплектованного гидроблоком, изготовленным в Венгрии, узлом, содержащим рабочий цилиндр, распределитель и гидроаккумулятор. Однако стороны так и не смогли договориться и приступить к серийному производству. По той же схеме был разработан более легкий молот СО1-183 (рис. 9, энергия удара 1,8 кДж), который серийно производили на заводе Белремкоммунмаш (Минск) и Карачаровском механическом заводе в Москве. Этот молот, навешенный на экскаватор ЭО-2621 вместо рукояти, пользовался популярностью у городских коммунальных служб благодаря надежности, простоте обслуживания и ремонтопригодности. Еще недавно гидромолот СО1-183 можно было встретить на улицах Москвы.

Из отечественных разработок следует назвать также гидромолоты серии «Импульс», которые в Москве изготавливало ООО «НТ-Парк ГМ». Это модели И200, И300М и И310 (рис. 10), пришедшие ему на смену. Эти модели построены по той же схеме, что и практически все импортные гидромолоты, и имеют такие же технические показатели.

Рис. 5. Гидромолот СО1-82 забивает сваю
Рис. 6. Гидромолот СО1-82 на испытаниях в Венгрии
Рис. 09. Гидромолот СО1-183
Рис. 09. Гидромолот СО1-183
Рис. 09. Гидромолот СО1-183
Рис. 9. СП-70 рыхлит мерзлый грунт

В таблице приведены основные технические характеристики гидромолотов некоторых зарубежных фирм и отечественных производителей. Таблица не исчерпывает все многообразие существующих в настоящее время десятков фирм, предлагающих на рынке свои изделия, и сотен моделей гидромолотов и их модификаций, но дает представление о том, что в наше время можно подобрать практически для любой имеющейся в наличии модели экскаватора наиболее подходящий по параметрам гидромолот.

Рис. 10. Гидромолот И310
Технические характеристики гидромолотов
Изготовитель Модель Масса, кг Расход жидкости, л/мин Рабочее давление, МПа Частота ударов, мин-1 Диаметр инструмента, мм Масса экскаватора, т
Atlas Copco, Швеция SB302 304 50…83 10…15 600…1380 80 4,5…9
  SB452 441 55…105 10…15 540…1260 95 6,5…13
  SB552 520 65…115 10…15 660…1140 100 9…15
  MB750 750 80…120 14…17 370…800 100 10…17
  MB1000 1000 85…130 16…18 350…750 110 12…21
  MB1200 1200 100…140 16…18 340…680 120 15…26
  MB1500 1500 120…155 16…18 330…640 135 17…29
  MB1700 1700 130…170 16…18 320…600 140 19…32
Montabert, Франция BRP130 370 70…110 14,5 1090…1500 75 6…12
  BRH270 640 65…90 10 380…665 95 7...14
  BRH625 1100 80…130 11,5 400…8 60 118 12…22
  V1200 1600 120…170 15,5 540…770 122 18…30
  V1600E 1940 180…230 16,5 405…830 140 22…35
Indeco, Италия HP500W 320 50…80 10,5…12,5 660…1370 65 3…8
  HP700 440 60…90 10,5…13,0 620…1500 80 4…12
  HP1500 850 80…125 11…14 420…1000 110 10…20
  HP2000 1200 110…150 11…14 460…940 120 15…25
  HP3000 1900 145…180 12,5…15,0 360…870 140 19…32
Idromeccanica, Италия IMI26M 240 15…32 9…12 500…1000 70 3,5…8,0
  IMI170M 1800 130…155 15…18 400…800 135 21…30
Socomec, Италия DMS310 310 60…80 12 750…1000 72 5…7
  DMS410 410 70…95 12 660…900 80 6,5…9,5
  DMS510 510 80…110 12 650…900 85 8…11,5
  DMS850 850 100…130 12 690…900 95 9,5…13,5
TABE, Испания AGB-375 340 65…75 13,0…13,5 800…950 65 4,5…7,0
  AGB-475 410 75…80 14…15 850…975 94 6…10
  AGB-750 750 115…135 9,0…9,5 500…550 104 10…16
  AGB-12 1300 90…120 15…17 450…700 120 15…23
  AGB-16 1800 125…150 16…19 450…700 135 21…28
Komatsu, Япония TR-60 400 48…72 12…16 730…950 85 8...12
  TR-100 900 90…115 14…18 600…710 110 12…18
  TR-200 1500 120…160 14…18 465…570 125 17…21
  TR-210 1550 140…180 15…17 450…500 135 18…23
  TR-220 1700 120…155 14…18 310…390 135 20…28
Daemo, Ю. Корея DWB80 345 30…45 9,5…13 480…1000 70 3,4…8,0
  DWB100 520 45…85 13…15 480…850 85 7…12
  DWB130 800 80…110 15…17 450…850 100 9…18
  DWB150 1395 90…120 15…17 400…800 120 14…18
  DWB220 1800 125…150 16…18 400…750 135 18…26
Delta, Ю. Корея F5 295 30…50 01.09.13 450…900 68 5…9
  F6 395 40…80 13…15 450…900 75 6…10
  F7 473 45…90 13…15 450…800 85 7…12
  F10 795 80…110 15…17 450…800 100 9…18
  F15 1400 90…120 15…18 400…900 120 13…20
  F20 1790 130…150 16…18 40…800 135 18…26
All-Kor, Ю. Корея AKB70 295 40…90 10…13 450…1100 75 5…10
  AKB100 500 45…80 13…15 400…750 90 6…12
  AKB130 795 80…110 15…17 450…700 100 10…18
  AKB160 1300 90…120 15…17 450…700 120 13…20
  AKB220 1710 125…150 16…18 450…600 135 18…30
Soosan, Ю. Корея SB40TS-P 295 40…70 11…14 500…900 68 4…7
  SB43TS-P 375 50…90 12…15 400…800 75 6…9
  SB45TS-P 571 60…100 13…16 400…800 85 7…14
  SB50TS-P 861 80…110 15…17 350…700 100 11…16
  SB60TS-P 1297 90…120 15…17 350…650 125 15…18
  SB70TS-P 1500 100…150 16…18 350…600 135 18…21
  SB81TS-P 1766 120…180 16…18 350…500 140 18…26
Poqutec, Ю. Корея PBV80 350 45…85 10…13 450…950 75 4…10
  PBV100 765 80…100 15…17 430…950 100 9…16
  PBV150 1130 90…120 15…17 400…900 120 12…18
  PBV175 1450 100…150 16…18 400…850 130 16…22
  PBV200 1700 125…150 16…18 400…800 135 18…26
Inan Makina, Турция MTB35 360 50…100 12 520…1000 75 3…8
  MTB45 460 50…100 12 500…900 85 4…10
  MTB120 1210 70…130 13,5 400…700 110 14…20
  MTB150 1450 100…180 13,5 360…650 120 18…26
  MTB170 1700 120…180 13,5 350…550 130 22…29
Россия ГПМ-120 300 50…120 14 75…180 80 5…12
  ГПМ-200 380 60…120 12 125…250 80 6…12
  СП-71А 1000 80…165 16 110…210 110 12…20
  МГ-300 950 110…220 16 150…300 110 12…25
  НМ-230 350 50…120 10 225…540 80 6…13
  НМ-330 750 100…160 16 225…360 110 13…18
  НМ-440 1100 160…240 16 180…240 110 18…26
  И200 750 60…120 16 225…450/ 450…950 100 12…20
  И300М, И310 1200 100…180 16 300…540 120 16…30
  СО1-183 450 60…120 12 120…240 100 8…18
  СП-70 850 60…160 14 90…240 135 16…22
РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Гидромолот
Ю. Дмитревич, к.т.н. Основные Средства 08'2010 11 февраля 2016

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru