4
Жизнь после жизни
Восстановление и утилизация автомобильных шин
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
О влиянии уплотнений на надежность гидропривода
Scania R113 380
Хорош на первый взгляд. Давайте еще раз убедимся
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
 5
«Газгены» – твердотопливные автомобили
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)
Грейдеры John Deere серии G

Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле

В начале 2007 г. Caterpillar представила первую модель грейдера нового поколения 120М, а затем остальные модели этой серии – 12М, 140M, 160М, 14М, 16М и 24М. Изюминка этого поколения – в замене рулевого колеса и заграждения из рычагов всего двумя, но многофункциональными джойстиками. Caterpillar вложила много сил и средств в разработку этой системы, в конструкцию заложено свыше сотни изобретений, от ходовой части, гидропривода и двигателя до системы управления, а оригинальный, динамичный дизайн буквально преобразил брутальный грейдер. Впрочем, по части дизайна ее опередила Volvo CE c серией G900 2006 г. Новинка сразу возбудила сильнейшее любопытство в среде строителей и поставщиков техники. Все ожидали отзывов энтузиастов-первопроходцев и реакции конкурентов маститой корпорации.

Смысл этой дорогой и рискованной затеи – превратить самую сложную среди землеройных машин систему управления в дружественную и интуитивно понятную оператору плюс значительное улучшение обзорности. Функции рулевого колеса и 15 рычагов управления рабочим оборудованием перенесены на два трехосных, т. е. с тремя степенями свободы джойстика, которые могут поворачиваться, наклоняться вперед-назад и вбок и снабжены кнопками и переключателями. Для управления дополнительным оборудованием – передним отвалом, снежным плугом и рыхлителем под правую руку поставили переключатели также оригинального дизайна.

Грейдер Volvo G990

Управление грейдером образно сравнивают с игрой на пианино, и найти опытного грейдериста было всегда непросто. Чтобы взрастить из зеленого юноши грейдериста-профессионала, уходит года три. На то, чтобы переучиться на другую систему управления, тоже уйдет какое-то время, но, конечно, не три года. По замыслу Caterpillar, система управления, напоминающая игровую консоль, вкупе с hi-tech дизайном всего грейдера должна привлечь начинающих операторов, упростить и ускорить их обучение. Таким образом, корпорация смогла бы привлечь новых покупателей возможностью сравнительно быстро решить кадровые проблемы.

Внимание уже опытных операторов Caterpillar акцентировала на том, что, как показали полевые испытания, при управлении джойстиками оператор совершает на 78% меньше движений, чем с традиционной системой. Управлять грейдером стало легче, соответственно оператор допускает меньше ошибок и ему приходится выполнять меньше проходов. Помимо инновационной системы управления Caterpillar внедрила много новых решений, призванных в том числе упростить обслуживание грейдера, а также монтаж системы нивелирования AccuGrade и др.

Грейдер New Holland F156.6A

Корпорация ориентировала грейдеры серии М в первую очередь на домашний североамериканский рынок, не только самый емкий и богатый, но и самый отзывчивый – обратная связь с американскими пользователями наиболее результативна. Важную роль играют и жесткие экологические нормы. Сегодня американским покупателям доступны для заказа только грейдеры серии М, что можно трактовать и как успех новых технологий, и как их продавливание на рынок. На американском рынке Caterpillar просто не могла поступить иначе. По мере насыщения домашнего рынка, а также в связи с кризисным падением спроса Caterpillar начала предлагать серию М и другим рынкам, в том числе российскому.

Грейдер Caterpillar 16M

Корпорация, приступив к серии М, отошла от обычного подхода – разработки унифицированного для всех рынков модельного ряда и разделила по экологическому признаку модельный ряд на две параллельные ветви. Одна – соответствующая нормам US EPA, т. е. серия М и все за ней последующие, предназначенные для богатых рынков со строгими экологическими нормами и вобравшие все последние научно-технические достижения корпорации. Вторая – не соответствующая нормам US EPA, для стран, отстающих в экологической гонке. Грейдеры предыдущей серии Н и не так давно сменившей ее серии К выпускают китайский и бразильский заводы корпорации. В Россию поставляют грейдеры китайского производства. С одной стороны, разработка и производство двух модельных рядов дороже, чем одного глобального, и такой подход встречается не часто. С другой – корпорация расширяет охват мирового рынка.

Рабочее место оператора грейдера Caterpillar серии М Левый джойстик грейдера Caterpillar серии М Правый джойстик грейдера Caterpillar серии М
Приборная панель и органы управления грейдера Caterpillar серии М

Концепция управления, предложенная Caterpillar, настолько нова и необычна, что не удивляет настороженная реакция пользователей и конкурентов. Корпорация сама старается развеять опасения относительно реакции опытных грейдеристов. Вот что сказал представитель корпорации Фил Ньюберри в интервью интернет-изданию Construction Equipment: «Нам говорили, что опытные грейдеристы никогда не примут эту машину. На самом деле они осваивают ее быстрее кого бы то ни было». По мере роста парка грейдеров серии М джойстиковая система управления перестанет восприниматься как экзотическая и будет принята пользователями и конкурентами в той или иной степени, в зависимости от патентной защиты, будет ее копировать, что не так просто. Разработка аналогичной системы требует немалых инвестиций и времени. Вот еще причина, по которой ответ конкурентов на новшество Caterpillar заставляет себя ждать. Но совсем без ответа инновацию Caterpillar конкуренты оставить не могут.

Как и следовало ожидать, первый ответ пришел с американского континента. Спустя два года, в начале 2009-го корпорация John Deere анонсировала серию G6, включающую три базовые модели 670G (мощность 138 кВт), 770G (172 кВт) и 870G (190 кВт) и их полноприводные модификации 672G, 772G и 872G. Концепция системы управления John Deere существенно отличается от системы Caterpillar. John Deere решила взять лучшее у обоих миров, оставив рулевое колесо и перенеся органы управления рабочими операциями на подлокотники, причем джойстиков не два, а восемь и на них дублированы функции механических рычагов. По заявлению корпорации, переучиваться работе на такой системе очень просто. Более того, оператор может выбирать между управлением рулевым колесом и джойстиками, управление выведено на средний джойстик на левой консоли. При заказе грейдера можно выбрать не джойстиковое управление, а традиционное рычажно-механическое. Предусмотрена интеграция электронной системы управления грейдером с системами нивелирования Topcon и Trimple, причем в режиме plug-and-play. В ближайшем будущем к ним обещали добавить системы Leica. Каковы шансы на будущее у всесторонне универсальной системы John Deere, покажет время.

Функции джойстиков грейдеров Caterpillar
Управление левым джойстиком
Из стороны в сторону Поворот
Вращение Управление шарнирным сочленением
Правая желтая кнопка Автоматический возврат в нейтральное положение
Верхние черные кнопки Наклон колес
Рычажный переключатель Реверсирование хода
Верхние желтые кнопки Переключение передач
Вперед/ назад Подъем левой стороны ножа
Фиксатор Плавающее положение левой стороны ножа
Управление правым джойстиком
Вперед/ назад Подъем правой стороны ножа
Фиксатор Плавающее положение правой стороны ножа
Из стороны в сторону Боковое смещение отвала
Вращение Вращение поворотного круга
Верхний выключатель вперед/ назад Наклон отвала
Верхний выключатель влево/ вправо Боковое смещение тяговой рамы

Другие поставщики грейдеров или более консервативны, или держат драматическую паузу. Текущая линейка итальянской корпорации с американскими корнями New Holland включает три модели грейдеров – G140 (мощность 104...119 кВт), G170 (134...153 кВт) и G200 (153 кВт). Конструкция грейдеров и система управления традиционные, эти решения получили распространение у мировых машиностроительных компаний. Сюда относится система управления двигателем (исключая «старшую» модель), регулирующая мощность в зависимости от скорости машины. На высших передачах система дает двигателю работать на полную мощность, на низших снижает ее, чтобы избежать пробуксовки колес и для экономии топлива. Колесная тележка оснащена межосевым дифференциалом повышенного трения, перераспределяющая 60% мощности на более нагруженную ось. Предусмотрены пять стандартных позиций ножа, упрощающих планировку откосов и насыпей. Маневренность обеспечивает поворот сочлененной рамы на 25° и наклон передних колес на 19°.

Volvo CE не обновляла линейки грейдеров с 2006 г., когда она выпустила серию G900, и рынок пребывает в ожидании нового поколения грейдеров Volvo, а равно и Komatsu. В серии G900 семь моделей – G930 (мощность 115...145 кВт), G940 (130...160 кВт), G946 (145...175  кВт),  G960 (145...175  кВт),  G970 (156...186  кВт),  G976 (168...198  кВт),  G990 (168...198 кВт). Volvo первой в отрасли предложила 11-ступенчатую полуавтоматическую коробку передач НТЕ-1160 с функциями Autoshift (автоматический режим) и Travel (транспортный режим). В стандартную комплектацию входит 8-ступенчатая КП НТЕ-840, НТЕ-1160 предлагают как опцию. Традиционная рычажная система управления реализована продуманно и компактно. Рычаги наклоняются вместе с рулевой колонкой, оператор может подобрать удобный угол, чтобы сохранять постоянную удобную позицию и совершать как можно меньше движений руками.

Приборная панель и органы управления грейдера Caterpillar серии Н

Komatsu консервативна. В японской корпорации считают, что потребителя интересует масса, мощность грейдера, полный привод, а такая важная вещь, как рулевое колесо, должна оставаться неизменной. Корпорация ссылается на собственные исследования, подтверждающие, что джойстик – неправильный путь для грейдера и что электрогидравлическое управление вещь спорная и будто бы лишает оператора обратной связи с рабочим органом. Однако, как учит история, еще ни одно исследование не породило нового продукта, а электрогидравлическое управление на экскаваторах распространилось повсеместно и никому не мешает. Тем более странно слышать такое от японцев – признанных лидеров в электронике. Возможно, дело в том, что текущий модельный ряд, основу которого составляют модели GD555-3, GD655-3, GD675-3, GD825A-2, серьезно не обновлялся с 2003 г., а когда японская корпорация наконец выведет на рынок грейдеры нового поколения, то ее позиция изменится.

Грейдер HBM BG240 TA-4

Немецкая компания GP Günter Papenburg AG, выпускающая грейдеры HBM-Nobas, не входит в рейтинг крупнейших машиностроительных компаний мира, однако благодаря высокому техническому уровню своей продукции поставляет ее не только на европейский рынок, но и на Американский континент. Известны они и в России. Сегодня компания поставляет грейдеры четвертого поколения мощностью 97, 119, 133 и 172 кВт как с ведущей задней тележкой, так и в полноприводной версии. В системе управления компания придерживается традиционного направления, но у нее есть свои особенности. Для грейдеристов, предпочитающих работать стоя, она предлагает машины с высокой кабиной, для тех же, кто работает сидя, – с низкой кабиной. Грейдер с низкой кабиной удобнее в транспортировке, так как не надо снимать кабину. Компоновка элементов системы управления различается в зависимости от требований конкретного рынка. Грейдеры подготовлены к монтажу системы нивелирования.

Грейдер HBM BG190 TA-3

Прибитому кризисом российскому машиностроению не до последних достижений микроэлектроники. Когда главным становится цена, эргономика отходит на второй план. Чтобы привлечь покупателей, прибегают к бюджетным, антикризисным решениям. В июле 2009 г. «Брянский Арсенал» начал производство, а точнее сказать, возобновил производство прицепного и полуприцепного грейдеров ГП-13.01 и ДЗ-168. Грейдер ДЗ-168 представляет собой полуприцепной агрегат для трактора Т-150К или аналогичного. В качестве базового тягача для прицепного грейдера ГП-13.01 используется трактор МТЗ-1221. Гидросистему и электрооборудование грейдеров подключают к соответствующим разъемам тягача. Подъем-опускание отвала в процессе работы выполняют из кабины тягача, остальные перемещения рабочего органа и колесного хода (поворот и выдвижение отвала, изменение угла резания отвала, а также поворот и наклон колесного хода) выполняют рукоятями гидрораспределителей, установленных на раме.

Полуприцепной грейдер ДЗ-168 завода «Брянский Арсенал»

Концепция системы управления, предложенная Caterpillar, настолько революционна и настолько радикально меняет устоявшиеся представления и традиции, что ее распространение зай­мет длительное время, причем этот период еще больше растягивается из-за экономического кризиса, о чем свидетельствует затянувшаяся реакция конкурентов. Корпорация John Deere, первой ответившая на вызов Caterpillar, предложила некий переходный вариант. Остальные ведущие поставщики ждут, когда экономика начнет подавать более внятные сигналы об улучшении своего самочувствия, прежде чем согласиться на рискованные эксперименты. Дорогая и сложная машина представляет интерес, когда экономика растет, когда строительство переживает бум. Для обвалившегося рынка более интересны древние, сложные в использовании и потому малопроизводительные, но доступные по цене механизмы.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Caterpillar Volvo
Леонид Малютин Основные Средства 04'2010 11 февраля 2016

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru