Полезные помощники
Устройства защиты от столкновений с препятствиями для операторов подъемников с рабочими платформами

 А. Старченко, С. Тихомиров, Г. Черненко, эксперты АС «ТЕСТ–СДМ»

Системы управления подъемниками оснащаются рядом устройств, которые в специализированной литературе получили название «устройства безопасности». К устройствам безопасности относятся ограничители предельной грузоподъемности, ограничители опрокидывающего момента, системы контроля положений рабочего оборудования, системы ориентации пола рабочей платформы в горизонтальной плоскости, указатели угла наклона установки подъемника и некоторые другие. 

Самоходные подъемники с рабочими платформами заслуженно получили широкое применение для подъема персонала с материалом и инструментами при проведении работ на высоте. На рынке подъемников представлена широкая гамма машин с высотой подъема до 40 м и более. Нахождение человека на такой высоте связано с существенной опасностью для его жизни и здоровья. Любое даже самое незначительное отступление от требований техники безопасности и руководства по эксплуатации подъемника зачастую приводит к возникновению аварийной ситуации. Результатом может быть гибель или серьезный вред здоровью оператора, другого персонала, задействованного при выполнении работ, разрушение элементов конструкции и невозможность дальнейшей эксплуатации подъемника, материальный ущерб окружающим зданиям, сооружениям и т. д.

Устройства безопасности отслеживают эксплуатационные параметры работы, такие как нагрузки на рабочую платформу, текущий вылет (или произведение нагрузки на вылет, то есть опрокидывающий момент), угол наклона опорной поверхности, на которой установлен подъемник. В случае их превышения над значениями, допустимыми изготовителем для данной конструкции, оператору подаются предупредительные сигналы (с помощью, например, звуковой сирены, контрольных лампочек, проблескового маячка), а система управления подъемником запрещает оператору производить рабочие движения или ограничивает некоторые из них. Другими словами, цель работы устройств безопасности – не допустить перегрузки или выход платформы подъемника за установленную изготовителем рабочую зону.

При должном отношении как оператора, так и инженерно-технического персонала, ответственного за работу подъемников, а также при корректной работе предусмотренных изготовителем устройств безопасности аварийные ситуации, связанные с перегрузкой подъемника, если не исключаются полностью, то сводятся к минимуму. Однако перегрузка является не единственной причиной аварий. Статистика аварий при работе подъемников показывает, что в тройку самых распространенных происшествий, которые приводят к гибели и получению тяжелых травм операторами, входит столкновение или защемление людей между частями подъемника и конструкциями обслуживаемых ими зданий или сооружений.

Рассмотрим типичную ситуацию, в которую может попасть оператор подъемника или другой персонал в рабочей платформе. Подъемник используется для проведения строительно-монтажных, ремонтных или покрасочных работ внутри или снаружи помещения. Стрела подъемника поднята на высоту, и рабочая платформа находится в непосредственной близости от балок перекрытий, бетонных ригелей или подобных конструкций, то есть рабочая платформа находится в непосредственной близости от возможных препятствий. Оператор, стоя в рабочей платформе, управляет рабочими движениями, которыми могут быть: передвижение подъемника, подъем стрелы или гуська, телескопирование стрелы, поворот рабочей платформы. Стремясь установить платформу в наиболее удобное для проведения работ положение, оператор вовремя не замечает опасной близости к препятствию или замечает его слишком поздно, не успевая дать системе управления команду на остановку, или гидравлической системе привода не остается времени откликнуться на уже поданную команду. В результате происходит столкновение. Кроме того, анализ аварий показал, что в некоторых случаях оператор после столкновения «наваливался» своим телом на пульт управления, что приводило к подаче системе управления непреднамеренных команд на продолжение выполнения движения или начало выполнения других рабочих движений и лишь усугубляло положение оператора.

Разумеется, в подобных случаях речь не идет о конструктивных недостатках подъемников. Такие аварии в первую очередь происходят вследствие человеческого фактора: секундная потеря бдительности оператором, пренебрежение элементарными правилами техники безопасности, стремление как можно скорее закончить работу. Следовательно, основным решением, позволяющим избежать подобных аварий, являются соответствующее обучение оператора, правильное планирование сроков выполнения работ, высокая производственная дисциплина и безукоснительное соблюдение правил эксплуатации. Однако изготовители подъемников тоже могут предпринять некоторые конструктивные меры для сведения таких аварий к минимуму. Рассмотрим некоторые из них.

Первое решение – защитить оператора с помощью установки металлических защитных конструкций (дуг безопасности), позволяющих сохранять вокруг людей в рабочей платформе так называемое «пространство безопасности». Эти дуги крепятся к верхнему поручню рабочей платформы, и при условии отсутствия существенного влияния на эксплуатационные параметры подъемника они должны обладать достаточно противоречивыми свойствами – высокой прочностью, низкой массой и стоимостью, а также не должны ограничивать оператору видимость или мешать ему в процессе проведения работ на высоте.

В качестве примера можно привести следующую конструкцию AFI WorkZone, состоящую из двух металлических элементов, которые крепятся по углам рабочей платформы. При возможном столкновении система механически защищает оператора от защемления, однако оператор должен сам вовремя среагировать на столкновение и прекратить выполнять рабочее движение. Вес дополнительной металлоконструкции составляет 22 кг. Места установки и элементы крепления обеспечивают унификацию системы с рядом рабочих платформ ведущих изготовителей. Схожий принцип реализуют системы OPS (Operator Protective Structure) от компании Genie и SG-M от компании Skyjack, в которых металлоконструкции защищают пространство непосредственно рядом с пультом управления. Такое расположение защитных устройств позволяет сохранить удобный доступ к местам проведения работ и обеспечить хорошую обзорность.

Второе, и наиболее распространенное сегодня решение, – установка систем с датчиками, отслеживающими возможное развитие аварийной ситуации. Практически все ведущие изготовители на рынке предлагают такие решения.

Одной из первых систем подобного рода стала система SiOPS (Sustained Involuntary Operation Prevention System), запатентованная компанией Niftylift из Великобритании. Суть системы состоит в установке микровыключателя, который находится под пластиковой крышкой пульта управления. Вместе с выключателем установлена пружина, силу которой необходимо преодолеть, чтобы задействовать систему. Если при столкновении с препятствием оператор оказывается зажатым между препятствием и пультом управления, то активируется работа системы безопасности, и система управления останавливает все рабочие движения. Органы управления подъемником расположены так, что даже если оператор оказывается зажатым, он легко сможет нажать кнопку «пуск», которая позволит произвести опускание платформы, в то время как система управления для исключения непреднамеренных движений будет блокировать педаль акселератора, расположенную на полу рабочей платформы. Для приведения подъемника в рабочее положение оператору достаточно отпустить кнопку «пуск» и один раз нажать на педаль акселератора. Система полностью встроена в оригинальную конструкцию пульта управления и на сегодняшний день является стандартной для линейки самоходных подъемников Height Rider с высотой подъема 15 м и более.

Система безопасности SiOPS

Система ACTIV’Shield производства Haulotte представляет собой металлическую рейку, расположенную над пультом управления. При действии оператора на эту рейку датчик безопасности не позволяет системе управления производить рабочие движения, за исключением опускания или втягивания телескопических секций. Конструкция и ход рейки таковы, что при активации системы безопасности оператору обеспечено достаточное пространство, прежде чем оператор окажется зажатым между пультом управления и препятствием. После срабатывания системы безопасности подъемник легко приводится в рабочее положение из рабочей платформы без необходимости опускания стрелы на уровень опорной поверхности.

Система Snorkel Guard также представляет собой металлическую планку, расположенную над пультом управления. Планка закреплена с помощью пружины, сжатие которой от воздействия оператора на планку будет зафиксировано датчиком. При активации датчика система управления подъемником отключит возможность производить рабочие движения. Для приведения подъемника в нормальное рабочее положение в рабочей платформе предусмотрен переключатель. В случае срабатывания системы управление подъемником возможно с пульта управления на уровне земли. Система может быть установлена на большинство стреловых подъемников Snorkel с высотой подъема более 12 м, а для самоходных стреловых подъемников с высотой подъема 40 футов (примерно 13 м) и более система будет входить в стандартную комплектацию.

SkyGuard производства JLG реализует тот же принцип, но при активации системы все рабочие движения запрещаются, а последнее сделанное оператором рабочее движение автоматически производится в обратном направлении. Окружающим подаются предупредительные сигналы о возможной аварийной ситуации. Отличительной особенностью системы является то, что планка не имеет подвижных элементов, которые могут нуждаться в периодическом осмотре или обслуживании. Конструкция планки такова, что при высоком давлении на нее планка выходит из направляющих, что позволяет обеспечить оператору дополнительное пространство между пультом управления и препятствием. Система может быть установлена на колесные подъемники с дизельным двигателем JLG, выпущенные с 2004 г.

Система безопасности SkyGuard

Система SkySiren от арендной компании Lavendon представляет собой планку, устанавливаемую горизонтально перед пультом управления на уровне пояса оператора. При активации датчика задействуется система аварийной остановки работы подъемника и подаются предупредительные сигналы об опасной ситуации. Предполагается, что в случае опасности персонал, находящийся на уровне земли, должен опустить стрелу с помощью системы аварийного опускания, как предписывает изготовитель подъемника (с помощью аварийного электрического или ручного насоса). Сбоку от планки устанавливается кнопка сброса системы в случае, если оператор случайно задел планку и опасность отсутствует. Система подходит для установки на большинство подъемников. Компания Genie использует систему по лицензии для установки на свои подъемники как часть системы защиты, состоящей из механической защиты оператора Operator Protective Structure (OPS) и системы подачи предупредительного сигнала Operator Protective Alarm (OPA). Особенностью системы SkySiren является возможность переноса оборудования из машины в машину, например, для случая, когда некоторые подъемники в парке владельца будут работать в тех условиях, когда заведомо нет опасности столкновения с препятствиями.

Третьим решением является установка и мониторинг наличия препятствий вокруг подъемника с помощью датчиков. Подобные датчики широко применяются и уже прошли достаточно долгую «обкатку» на автомобилях в качестве систем помощи водителю при парковке.

Среди таких систем можно выделить развитие системы SkySiren – PCS (Pre Crushing Sensor), использующую ультразвуковые датчики. Система включает три блока датчиков, два из которых расположены на ограждении рабочей платформы и один над пультом управления оператора. Ультразвуковые датчики посылают сигнал высокой частоты, обработка которого позволяет предупредить человека об опасной близости окружающих объектов к рабочей платформе. Дистанция обнаружения настраивается и может составлять 500–800 мм. При обнаружении препятствия система подает предупредительные сигналы.

Изготовитель подъемников на гусеничном ходу Palazzani анонсировал новую систему защиты оператора, состоящую из четырех лазерных датчиков (по одному на каждый угол рабочей платформы), которые будут фиксировать подход рабочей платформы к препятствию на расстояние около 3 м. При приближении препятствия станут подаваться предупреждающие сигналы, а при приближении препятствия на небезопасное расстояние будет запрещено дальнейшее движение стрелы в этом направлении. Для продолжения движения оператору нужно будет активировать систему шунтирования, то есть удерживать специальный орган управления. Система будет доступна для всей линейки подъемников с высотой подъема от 17 до 52 м. Одновременно изготовитель представил систему ультразвуковых датчиков, расположенных на фронтальной части рабочей платформы, предотвращающей рабочие движения в метре от возможных препятствий. При срабатывании системы для оператора будут доступны только обратные движения.

 

В целом понятно, что изготовители подъемников уделяют немалое внимание вопросам без-опасности их эксплуатации и работают над совершенствованием систем, которые помогают снизить число аварий. Однако каждый раз, когда проводятся работы с подъемниками, операторы, другой персонал, задействованный при работе подъемника, подготовке рабочей площадки, планировании операций, обслуживании техники, должен отчетливо понимать, насколько фатальной может быть любая небрежность, любое отступление от установленных правил или пренебрежение указаниями изготовителя при проведении работ на высоте. Известно, что никакие самые совершенные системы не смогут обеспечить 100%-ную безопасность при работе подъемников, однако такая безопасность может быть обеспечена при должном отношении участников всех уровней к проводимым работам. И лишь при подобающем отношении к самому процессу проведения работ устанавливаемые изготовителями новые типы датчиков и разнообразных систем будут весьма и весьма полезными помощниками, повышающими безопасность эксплуатации подъемников с рабочими платформами.

Дуги безопасности на рабочей платформе