1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Секреты воздушного фильтра
Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
 4
Ямочный ремонт дороги
Традиционные и новые методы
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
 9
Соло для полного привода
Сравнительный тест «ГАЗель-Бизнес 4х4» и «Соболь-Бизнес 4х4»
ОчУМЕЛЫЕ ручки
Навесное оборудование для мини-погрузчиков
Ивановский КС-3576 г/п 10 т выпускали для армии в 1987–1991 гг.

Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости

Техника высокой проходимости, в том числе грузоподъемная, нужна не только Вооруженным Силам страны, но и нефтяникам, энергетикам, строителям – везде, где работать приходится в чистом поле, без дорог, т. е. она необходима на большей территории Российской Федерации.

В советское время основным армейским шасси высокой проходимости для тяжелых надстроек – понтонных парков, парков БАРМ (Большой Автомобильный Разборный Мост), кранов, экскаваторов был КрАЗ. Мощное, самой высокой проходимости, простое и неприхотливое шасси использовали не только по прямому назначению, но и как тягач-эвакуатор для извлечения увязших в болоте «Уралов» и КамАЗов. При этом кран на украинском вездеходе не отличался грузоподъемностью и длиной стрелы и выходил за разрешенные ПДД габариты. Кременчугский автозавод, в одночасье оказавшись за границей, изчез из перечня поставщиков российской армии. Крановые заводы переключили свой интерес на Камский и Уральский автозаводы.

25-тонный «Ивановец» КС-45717-1 на шасси «Урал-4320»

И здесь оказалось, что не все шасси одинаково полезны. Существовавшие на начало 1990-х армейские шасси никак не предназначались для таких тяжелых надстроек, как крановые установки. Краностроителям требовались базовые машины с более длинной и усиленной рамой, усиленными мостами, коробкой отбора мощности и т. д. Автозаводы пошли навстречу пожеланиям и впряглись в совместную работу, в результате которой появились крановые модификации серийных «Урал-4320», «Урал-5557» и КамАЗ-4310 с необходимыми характеристиками. Не обошлось и без стимулирующего воздействия Минобороны России, которому потребовалась замена иностранному шасси, в том числе для кранов и экскаваторов. Поставки для армии экскаваторов возобновил «Тверской экскаватор» поначалу на шасси «Урал», а в 2009 г. на шасси КамАЗ.

Сегодня под монтаж крановых установок используют несколько модификаций шасси «Урал-4320» и «Урал-5557», а также КамАЗ-43118 в базовой комплектации и в модификациях. Причем у каждого кранового завода свои модификации шасси. В линейке Галичского завода есть также модели грузоподъемностью (г/п) 32 и 50 т на 4-осных армейских шасси КамАЗ-63501 «Мустанг» и КамАЗ-6560, но выпуск этих кранов пока единичен.

50-тонный «Ивановец» КС-6973БМ-У1

Ивановский «Автокран» видит будущее за специальными шасси автомобильного типа и в сотрудничестве с Брянским автомобильным заводом форсирует это направление. Можно сказать, что начало положил армейский кран КС-6973БМ-У1 г/п 50 т на спецшасси БАЗ-69098, созданный совместно заводами «Газпром-Кран» и БАЗ. Крановая установка оснащена четырехсекционной стрелой гексагонального профиля длиной 30 м и 15-метровым двухсекционным удлинителем. Рабочая зона крана – 360°. Кран способен поднимать грузы на высоту до 45,4 м и обеспечивать их перемещение на вылете до 26 м. Для улучшения грузовых характеристик предусмотрен набор противовесов общей массой 10 т, монтаж которых кран может выполнять самостоятельно. Шасси БАЗ-69098-011 (8х8) разработано заводом на основе шасси семейства «Вощина». В достоинства шасси входят полный привод, независимая торсионная подвеска, высокий дорожный просвет, блокировка дифференциалов, широкопрофильные шины с регулируемым давлением. БАЗ-69098 укомплектован двигателем ЯМЗ-7511.10-11 мощностью 294 кВт (400 л.с.). Ограничение шасси по габаритной ширине – 2750 мм, превышающей разрешенную для движения по дорогам общего пользования. КС-6973БМ-У1 создавали в первую очередь для армии, но он вполне может найти применение в нефтегазовой отрасли и строительстве в труднодоступных районах.

КС-35714К-2 «Ивановец» г/п 16 т на шасси КамАЗ-43118

С вездеходными шасси «Автокран» работает много лет. С 1976-го по 1985 г. завод выпускал для армии кран КС-3572 с двухсекционной стрелой г/п  10 т на шасси КрАЗ-255, известный в просторечии как «лаптежник». Его сменил также 10-тонный кран КС-3576 г/п 10 т на шасси КрАЗ-260, его выпускали с 1987-го по 1991 г. На шасси «Урал-375» с 1962-го по 1982 г. производили кран 8Е-210 с электроприводом и решетчатой телескопической стрелой изогнутой формы г/п 6,3 т. На смену этой модели пришел гидравлический кран КС-2572А-1 г/п 6,3 т, который выпускали с 1980-го по 1985 г., а на шасси «Урал-5557» с 1993-го по 2000 г. – кран КС-3574М г/п 14 т с двухсекционной стрелой. Созданный по заказу Минобороны кран КС-3574М-1 с двухсекционной стрелой г/п 16 т на шасси «Урал-5557-31» и запущенный в серию в 2000 г. после неоднократных модернизаций дожил до наших дней. Кран КС-3574М-2 монтировали на шасси КамАЗ-53501 (6х6).

Завод «Автокран» монтирует на шасси «Урал» и КамАЗ серийные крановые установки без каких-либо доработок и переделок по соображениям экономичности производства. На шасси «Урал-4320», а точнее на специальной модификации «Урал-4320-1934-40-И» завод выпускает кран КС-45717-1 г/п 25 т со сварной трехсекционной стрелой коробчатого сечения длиной 9...21 м. Высота подъема крюка на основной стреле – 21,3 м, длина с 7-метровым гуськом – 28,2 м. Шасси «Урал-4320-1934-40-И» получило усиленную и удлиненную на метр раму и усиленные мосты. Если допустимая нагрузка на переднюю ось базового шасси «Урал-4320», которое выпускали с 1977-го по 1986 г., составляла 5300 кг, а на заднюю тележку – 12 000 кг, то крановое шасси выдерживает 6500 и 16 000 кг соответственно.

Мотовилихинский 25-тонник КС-5579.3

«Автокран» на модификации сельскохозяйственного шасси «Урал-5557» производит краны КС-35714 и КС-35714-2 г/п 16 и 17 т. У 16-тонного крана трехсекционная сварная стрела длиной 8...18 м плюс 7-метровый гусек. Высота подъема крюка – 18,4 м, с гуськом – 25 м, вылет – 1,9...17 м. Кран г/п 17 т оснащен двухсекционной сварной стрелой длиной 8...14 м и 7-метровым гуськом. Высота подъ­ема крюка этой машины – до 14 м на основной стреле и до 21,6 м с гуськом, вылет – 1,9...16 м. Как видим, у 17-тонника не самая большая высота подъема крюка, но зато большой запас прочности и используется усиленная модификация шасси с допустимым конструкцией распределением нагрузки 5300 кг на переднюю ось и 16 000 кг на заднюю тележку.

В Иваново выпускают кранов на вездеходных шасси больше, чем все конкуренты вместе взятые, и преимущественно на шасси «Урал». Также «Автокран» начал ставить на шасси «Урал» крановые установки с камышинскими 8-гранными стрелами, изготовленными из стали DOMEX. Эти машины продают по той же цене, что и с обычными коробчатыми стрелами и с теми же грузовысотными характеристиками, но возможности их существенно выше. Краны унифицировали, чтобы не усложнять производственный процесс.

32-тонный КС-55733 «Челябинец» с  восьмигранной стрелой КС-45721 «Челябинец» г/п 25 т со стрелой, сваренной из гнутых полукоробов

«Автокран» использует и вездеходные шасси КамАЗ, а именно КамАЗ-43118, причем не модификацию, а базовую модель. На этом шасси выпускают только 16-тонный КС-35714К-2 с трехсекционной стрелой и такой же грузовысотной характеристикой, что и 16-тонника на шасси «Урал». Допустимая нагрузка на переднюю ось серийного шасси КамАЗ-43118 – 5600 кг, на заднюю тележку – 15 300 кг. По этим показателям и по длине рамы шасси близко к уральскому. И тут мы подходим к следующему ограничению шасси высокой проходимости – ограничению по высоте. Габаритная высота крана на «Урале» – 3420 мм, крана на шасси КамАЗ – 3950 мм, т. е. едва не достигает указанного ПДД предела 4 м. Серийное шасси КамАЗ-43118 ни по допустимой нагрузке на ось, ни по высоте не подойдет крану г/п 25 т. «Уралы» ниже и устойчивее, да и покрепче.

КС-55713-5В «Галичанин» г/п 25 т на шасси КамАЗ-43118

Армия, строители и нефтяники нуждаются в кранах с большими грузоподъемностью и вылетом, но при сохранении проходимости вездеходного шасси. Сварная стрела коробчатого сечения исчерпала свой потенциал на уровне грузоподъемности 25 т. Выполненная из толстых листов стали 10ХСНД с дополнительными ребрами жесткости стрела тяжела, трудоемка и энергозатратна в производстве. Замена 10ХСНД на импортную мелкозернистую сталь даст выигрыш в характеристиках стрелы, но с ощутимым удорожанием. Однако по механическим свойствам легированная сталь 10ХСНД не подходит для изготовления гнутых профилей, а делать термообработанные мелкозернистые стали наши металлурги не умеют. Очевидно, будущее крановой отрасли за овоидным профилем, мелкозернистыми сталями и современными технологиями. С запуском всех мощностей по производству стрел овоидного профиля на «Автокране» можно ожидать радикального обновления модельного ряда «Ивановцев». И не обязательно, что себестоимость производства таких стрел будет выше, чем сварной коробчатой стрелы, ведь для этого используется современное оборудование с большим ресурсом и экономией на энерго- и трудозатратах. Также вполне вероятно, что на Брянском автозаводе создадут собственное вездеходное шасси с интегрированной опорно-ходовой рамой для кранов г/п 25 т и выше.

КС-3574М-3 «Ивановец» г/п 16 т на шасси «Урал-4320»

Совершить технологический прорыв в этом направлении стремится и Челябинский механический завод. Его новая модель КС-55733 г/п 32 т оснащена стрелой восьмигранного профиля на модификации шасси «Урал-4320» с характеристикой, аналогичной шасси, поставляемым в Иваново. Длина трехсекционной стрелы – 10,7...26,7 м, что близко к показателям четырехсекционных стрел. Секции стрелы сварены из двух гнутых полукоробов, выполненных из стали S700. Конструкторы смогли добиться увеличения грузоподъемности на 30% и подстрелового пространства именно благодаря облегченной стреле сложного профиля из мелкозернистой стали и еще ряду конструктивных решений, в частности облегченной обвязочной раме переменного сечения, при этом уложившись в допустимые параметры полной массы машины и распределения нагрузки по осям. К особенностям крана относятся и поворотно-выдвижные опоры, складывающиеся к задним колесам. За счет этого полностью сохранена геометрическая проходимость машины. Гусек комплектацией не предусмотрен.

КС-55713-5К «Клинцы» г/п 25 т на шасси КамАЗ-43118

Рабочая лошадка 25-тонный кран КС-45721 «Челябинец» на модифицированном шасси «Урал-4320» за последние два года серьезно модернизировали. Так, его оснастили трехсекционной стрелой коробчатого сечения, секции которой сварены из двух гнутых полукоробов, за счет чего снижена масса стрелы. Длина стрелы – 9,7...21,7 м, высота подъема крюка – 21,9 м на основной стреле и 28,25 м с 7-метровым гуськом.

У Галичского и Клинцовского заводов сегодня широкие модельные ряды, включающие новые модели с 28-метровыми стрелами и краны предыдущего поколения. Галичский автокрановый завод освоил производство 25-тонных кранов, в том числе на шасси «Урал-4320-1914-30» в 1998 г. Сегодня завод предлагает краны г/п 25 т – КС-55713-3 на шасси «Урал-4320» и КС-55713-5 на шасси КамАЗ-43118. Это краны с трехсекционной сварной стрелой длиной 9,7...21,7 м с высотой подъема крюка 21,9 м. В систему телескопирования стрелы входят два гидроцилиндра выдвижения. В базовую комплектацию не включен гусек. Судя по массогабаритным параметрам кранов, завод использует не серийные шасси «Урал» и КамАЗ, а их усиленные модификации.

50-тонный КС-65713-5 «Галичанин» на шасси КамАЗ-6560

В этом году Галичский завод представил новую серию 25-тонных кранов с индексом «В», в достоинства которой входят удачно подобранный силовой треугольник, большой опорный контур и легкая 28-метровая стрела, что обеспечивает круговую рабочую зону. Серия «В» включает краны КС-55713-3В на шасси «Урал-5557» и КС-55713-5В на шасси КамАЗ-43118. Секции четырехсекционной стрелы восьмигранного профиля сварены из двух гнутых полукоробов, выполненных из мелкозернистой стали. В сочетании с принципиально новой системой телескопирования это позволило снизить массу стрелы, одновременно улучшив ее прочностные и грузовысотные показатели. Длина стрелы – 9,5...28 м, высота подъема крюка – 28,3 м с основной стрелой и 37,3 м с 9-метровым решетчатым гуськом, который перевозят отдельно.

В категории грузоподъемности 32 т у Галичского завода есть КС-55729-5В на шасси КамАЗ-63501 (8х8) «Мустанг». У этого крана также четырехсекционная стрела длиной 9,6...30,2 м, сваренная из гнутых профилей. Высота подъема крюка – 31,1 м. Дополнительный съемный и перевозимый отдельно противовес массой 2,9 т позволяет улучшить грузовые характеристики крана на средних и дальних вылетах, а также обеспечить рабочий вылет до 27 м.

25-тонный КС-55713-3К «Клинцы» на шасси «Урал-5557»

В этом году моделью КС-65713-5 на шасси КамАЗ-6560 8х8 завод расширил линейку кранов г/п 50 т. Опорный контур 7х7 м обеспечивает крану круговую рабочую зону. Длина четырехсекционной стрелы овоидного профиля составляет 11,5...34,1 м, рабочую зону можно увеличить телескопическим 15-метровым гуськом. Для этого крана предусмотрен дополнительный противовес массой 10 т.

Аналогичная ситуация с модельным рядом у Клинцовского завода. Новое поколение 25-тонных кранов включает модели КС-55713-3К-3 на шасси «Урал-5557» и КС-55713-5К-3 на шасси КамАЗ-43118. У них такая же четырехсекционная восьмигранная стрела, а грузовысотные параметры кранов аналогичны моделям серии «В» Галичского завода.

Предыдущее поколение с трехсекционной сварной коробчатой стрелой на шасси «Урал-5557» и КамАЗ-43118 включает модели г/п 16 т КС-35719-3-02 и КС-35719-7-02, г/п 20 т – КС-45719-3А и КС-45719-7А, г/п 25 т – КС-55713-3К и КС-55713-5К. Длина стрелы 16-тонных кранов – 8...18 м, высота подъема крюка – 18,4 м с основной стрелой и 26 м с гуськом длиной 7,5 м, вылет – до 17 м. У 20-тонного крана длина стрелы 9...21 м, высота подъема крюка – 21,6 м с основной стрелой и 29,3 м с гуськом длиной 7,5 м, вылет – до 19 м. У 25-тонного крана длина стрелы 9...21 м, высота подъема крюка – 21,6 м с основной стрелой и 29,3 м с гуськом длиной 7,5 м, вылет – до 19,5 м.

20-тонный КС-45719-7А «Клинцы» на шасси КамАЗ-43118

Модельный ряд автокранов Ульяновского механического завода № 2 включает 25-тонный кран МКТ-25.5 на шасси «Урал-4320-1958-40». Стрела крана трехсекционная коробчатого сечения длиной 9,7…21,7 м. Высота подъема крюка – 21,8 м с основной стрелой и 27,4 м с гуськом, вылет – до 19 м. Предусмотрены два варианта гуська – длиной 6 и 9 м.

Ульяновский завод показывал на выставках 50-тонный кран МКТ-50 на шасси КамАЗ-6520 (8х8) с односкатной ошиновкой и полной массой 40 т. Крановая стрела четырехсекционная коробчатого профиля сварена из листов стали DOMEX 700. Длина стрелы – 11...35 м, длина гуська – 8,14 м, максимальный вылет – 24 м, рабочая зона крана – 270°. Опорный контур 9х8 м образуют задние выдвижные и передние поворотно-выдвижные опоры. Максимальная полная масса автомобиля на этом шасси 41 000 кг допускается при движении по дорогам с осевой нагрузкой 13 т.

«Мотовилихинские заводы» выпускают 25-тонный кран на модификации шасси «Урал-4320». Длина трехсекционной сварной стрелы коробчатого сечения – 9...22,8 м, высота подъема крюка – 23 м с основной стрелой, вылет – 21 м. Гусек в базовую комплектацию не включен. Особенность крана – крестообразный опорный контур 5216х5770 мм, образуемый поворотно-выдвижными опорами. Стрела в транспортном положении укладывается на стойку, а крюковая обойма – в нишу за кабиной без помощи стропальщика и не мешает обзору водителя при движении.

50-тонный МКТ-50 «Ульяновец» на четырехосном шасси КамАЗ
 

Потребность в автокранах на вездеходных шасси будет всегда, и требования потребителей к грузовысотным характеристикам будут только возрастать. Крановые заводы еще на волне строительного бума начали техническое перевооружение и, в принципе, готовы дать потребителю то, что он хочет. Тому есть примеры – новое поколение кранов с восьмигранными и овоидными стрелами Галичского, Клинцовского и Челябинского заводов.

И все же сегодня потребитель хочет, но не может взять. Однако как только экономика воспрянет и потребление в стране начнет расти, что когда-нибудь должно случиться, так и дела у крановых заводов пойдут лучше, и они порадуют нас техникой с улучшенными потребительскими свойствами.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО Автокран
Леонид Малютин Основные Средства 12'2009 3 февраля 2016

Комментарии (0)