Практика применения оборудования для бестраншейных технологий
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes
Мини-погрузчики (ч. 1)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)
 1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
 3
Господа, читайте инструкцию!
Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов
Из истории создания гидравлических молотов
Аккумуляторные батареи – что нового?
Преимущества и недостатки AGM аккумуляторов
Ивановский КС-3576 г/п 10 т выпускали для армии в 1987–1991 гг.

Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости

Техника высокой проходимости, в том числе грузоподъемная, нужна не только Вооруженным Силам страны, но и нефтяникам, энергетикам, строителям – везде, где работать приходится в чистом поле, без дорог, т. е. она необходима на большей территории Российской Федерации.

В советское время основным армейским шасси высокой проходимости для тяжелых надстроек – понтонных парков, парков БАРМ (Большой Автомобильный Разборный Мост), кранов, экскаваторов был КрАЗ. Мощное, самой высокой проходимости, простое и неприхотливое шасси использовали не только по прямому назначению, но и как тягач-эвакуатор для извлечения увязших в болоте «Уралов» и КамАЗов. При этом кран на украинском вездеходе не отличался грузоподъемностью и длиной стрелы и выходил за разрешенные ПДД габариты. Кременчугский автозавод, в одночасье оказавшись за границей, изчез из перечня поставщиков российской армии. Крановые заводы переключили свой интерес на Камский и Уральский автозаводы.

25-тонный «Ивановец» КС-45717-1 на шасси «Урал-4320»

И здесь оказалось, что не все шасси одинаково полезны. Существовавшие на начало 1990-х армейские шасси никак не предназначались для таких тяжелых надстроек, как крановые установки. Краностроителям требовались базовые машины с более длинной и усиленной рамой, усиленными мостами, коробкой отбора мощности и т. д. Автозаводы пошли навстречу пожеланиям и впряглись в совместную работу, в результате которой появились крановые модификации серийных «Урал-4320», «Урал-5557» и КамАЗ-4310 с необходимыми характеристиками. Не обошлось и без стимулирующего воздействия Минобороны России, которому потребовалась замена иностранному шасси, в том числе для кранов и экскаваторов. Поставки для армии экскаваторов возобновил «Тверской экскаватор» поначалу на шасси «Урал», а в 2009 г. на шасси КамАЗ.

Сегодня под монтаж крановых установок используют несколько модификаций шасси «Урал-4320» и «Урал-5557», а также КамАЗ-43118 в базовой комплектации и в модификациях. Причем у каждого кранового завода свои модификации шасси. В линейке Галичского завода есть также модели грузоподъемностью (г/п) 32 и 50 т на 4-осных армейских шасси КамАЗ-63501 «Мустанг» и КамАЗ-6560, но выпуск этих кранов пока единичен.

50-тонный «Ивановец» КС-6973БМ-У1

Ивановский «Автокран» видит будущее за специальными шасси автомобильного типа и в сотрудничестве с Брянским автомобильным заводом форсирует это направление. Можно сказать, что начало положил армейский кран КС-6973БМ-У1 г/п 50 т на спецшасси БАЗ-69098, созданный совместно заводами «Газпром-Кран» и БАЗ. Крановая установка оснащена четырехсекционной стрелой гексагонального профиля длиной 30 м и 15-метровым двухсекционным удлинителем. Рабочая зона крана – 360°. Кран способен поднимать грузы на высоту до 45,4 м и обеспечивать их перемещение на вылете до 26 м. Для улучшения грузовых характеристик предусмотрен набор противовесов общей массой 10 т, монтаж которых кран может выполнять самостоятельно. Шасси БАЗ-69098-011 (8х8) разработано заводом на основе шасси семейства «Вощина». В достоинства шасси входят полный привод, независимая торсионная подвеска, высокий дорожный просвет, блокировка дифференциалов, широкопрофильные шины с регулируемым давлением. БАЗ-69098 укомплектован двигателем ЯМЗ-7511.10-11 мощностью 294 кВт (400 л.с.). Ограничение шасси по габаритной ширине – 2750 мм, превышающей разрешенную для движения по дорогам общего пользования. КС-6973БМ-У1 создавали в первую очередь для армии, но он вполне может найти применение в нефтегазовой отрасли и строительстве в труднодоступных районах.

КС-35714К-2 «Ивановец» г/п 16 т на шасси КамАЗ-43118

С вездеходными шасси «Автокран» работает много лет. С 1976-го по 1985 г. завод выпускал для армии кран КС-3572 с двухсекционной стрелой г/п  10 т на шасси КрАЗ-255, известный в просторечии как «лаптежник». Его сменил также 10-тонный кран КС-3576 г/п 10 т на шасси КрАЗ-260, его выпускали с 1987-го по 1991 г. На шасси «Урал-375» с 1962-го по 1982 г. производили кран 8Е-210 с электроприводом и решетчатой телескопической стрелой изогнутой формы г/п 6,3 т. На смену этой модели пришел гидравлический кран КС-2572А-1 г/п 6,3 т, который выпускали с 1980-го по 1985 г., а на шасси «Урал-5557» с 1993-го по 2000 г. – кран КС-3574М г/п 14 т с двухсекционной стрелой. Созданный по заказу Минобороны кран КС-3574М-1 с двухсекционной стрелой г/п 16 т на шасси «Урал-5557-31» и запущенный в серию в 2000 г. после неоднократных модернизаций дожил до наших дней. Кран КС-3574М-2 монтировали на шасси КамАЗ-53501 (6х6).

Завод «Автокран» монтирует на шасси «Урал» и КамАЗ серийные крановые установки без каких-либо доработок и переделок по соображениям экономичности производства. На шасси «Урал-4320», а точнее на специальной модификации «Урал-4320-1934-40-И» завод выпускает кран КС-45717-1 г/п 25 т со сварной трехсекционной стрелой коробчатого сечения длиной 9...21 м. Высота подъема крюка на основной стреле – 21,3 м, длина с 7-метровым гуськом – 28,2 м. Шасси «Урал-4320-1934-40-И» получило усиленную и удлиненную на метр раму и усиленные мосты. Если допустимая нагрузка на переднюю ось базового шасси «Урал-4320», которое выпускали с 1977-го по 1986 г., составляла 5300 кг, а на заднюю тележку – 12 000 кг, то крановое шасси выдерживает 6500 и 16 000 кг соответственно.

Мотовилихинский 25-тонник КС-5579.3

«Автокран» на модификации сельскохозяйственного шасси «Урал-5557» производит краны КС-35714 и КС-35714-2 г/п 16 и 17 т. У 16-тонного крана трехсекционная сварная стрела длиной 8...18 м плюс 7-метровый гусек. Высота подъема крюка – 18,4 м, с гуськом – 25 м, вылет – 1,9...17 м. Кран г/п 17 т оснащен двухсекционной сварной стрелой длиной 8...14 м и 7-метровым гуськом. Высота подъ­ема крюка этой машины – до 14 м на основной стреле и до 21,6 м с гуськом, вылет – 1,9...16 м. Как видим, у 17-тонника не самая большая высота подъема крюка, но зато большой запас прочности и используется усиленная модификация шасси с допустимым конструкцией распределением нагрузки 5300 кг на переднюю ось и 16 000 кг на заднюю тележку.

В Иваново выпускают кранов на вездеходных шасси больше, чем все конкуренты вместе взятые, и преимущественно на шасси «Урал». Также «Автокран» начал ставить на шасси «Урал» крановые установки с камышинскими 8-гранными стрелами, изготовленными из стали DOMEX. Эти машины продают по той же цене, что и с обычными коробчатыми стрелами и с теми же грузовысотными характеристиками, но возможности их существенно выше. Краны унифицировали, чтобы не усложнять производственный процесс.

32-тонный КС-55733 «Челябинец» с  восьмигранной стрелой КС-45721 «Челябинец» г/п 25 т со стрелой, сваренной из гнутых полукоробов

«Автокран» использует и вездеходные шасси КамАЗ, а именно КамАЗ-43118, причем не модификацию, а базовую модель. На этом шасси выпускают только 16-тонный КС-35714К-2 с трехсекционной стрелой и такой же грузовысотной характеристикой, что и 16-тонника на шасси «Урал». Допустимая нагрузка на переднюю ось серийного шасси КамАЗ-43118 – 5600 кг, на заднюю тележку – 15 300 кг. По этим показателям и по длине рамы шасси близко к уральскому. И тут мы подходим к следующему ограничению шасси высокой проходимости – ограничению по высоте. Габаритная высота крана на «Урале» – 3420 мм, крана на шасси КамАЗ – 3950 мм, т. е. едва не достигает указанного ПДД предела 4 м. Серийное шасси КамАЗ-43118 ни по допустимой нагрузке на ось, ни по высоте не подойдет крану г/п 25 т. «Уралы» ниже и устойчивее, да и покрепче.

КС-55713-5В «Галичанин» г/п 25 т на шасси КамАЗ-43118

Армия, строители и нефтяники нуждаются в кранах с большими грузоподъемностью и вылетом, но при сохранении проходимости вездеходного шасси. Сварная стрела коробчатого сечения исчерпала свой потенциал на уровне грузоподъемности 25 т. Выполненная из толстых листов стали 10ХСНД с дополнительными ребрами жесткости стрела тяжела, трудоемка и энергозатратна в производстве. Замена 10ХСНД на импортную мелкозернистую сталь даст выигрыш в характеристиках стрелы, но с ощутимым удорожанием. Однако по механическим свойствам легированная сталь 10ХСНД не подходит для изготовления гнутых профилей, а делать термообработанные мелкозернистые стали наши металлурги не умеют. Очевидно, будущее крановой отрасли за овоидным профилем, мелкозернистыми сталями и современными технологиями. С запуском всех мощностей по производству стрел овоидного профиля на «Автокране» можно ожидать радикального обновления модельного ряда «Ивановцев». И не обязательно, что себестоимость производства таких стрел будет выше, чем сварной коробчатой стрелы, ведь для этого используется современное оборудование с большим ресурсом и экономией на энерго- и трудозатратах. Также вполне вероятно, что на Брянском автозаводе создадут собственное вездеходное шасси с интегрированной опорно-ходовой рамой для кранов г/п 25 т и выше.

КС-3574М-3 «Ивановец» г/п 16 т на шасси «Урал-4320»

Совершить технологический прорыв в этом направлении стремится и Челябинский механический завод. Его новая модель КС-55733 г/п 32 т оснащена стрелой восьмигранного профиля на модификации шасси «Урал-4320» с характеристикой, аналогичной шасси, поставляемым в Иваново. Длина трехсекционной стрелы – 10,7...26,7 м, что близко к показателям четырехсекционных стрел. Секции стрелы сварены из двух гнутых полукоробов, выполненных из стали S700. Конструкторы смогли добиться увеличения грузоподъемности на 30% и подстрелового пространства именно благодаря облегченной стреле сложного профиля из мелкозернистой стали и еще ряду конструктивных решений, в частности облегченной обвязочной раме переменного сечения, при этом уложившись в допустимые параметры полной массы машины и распределения нагрузки по осям. К особенностям крана относятся и поворотно-выдвижные опоры, складывающиеся к задним колесам. За счет этого полностью сохранена геометрическая проходимость машины. Гусек комплектацией не предусмотрен.

КС-55713-5К «Клинцы» г/п 25 т на шасси КамАЗ-43118

Рабочая лошадка 25-тонный кран КС-45721 «Челябинец» на модифицированном шасси «Урал-4320» за последние два года серьезно модернизировали. Так, его оснастили трехсекционной стрелой коробчатого сечения, секции которой сварены из двух гнутых полукоробов, за счет чего снижена масса стрелы. Длина стрелы – 9,7...21,7 м, высота подъема крюка – 21,9 м на основной стреле и 28,25 м с 7-метровым гуськом.

У Галичского и Клинцовского заводов сегодня широкие модельные ряды, включающие новые модели с 28-метровыми стрелами и краны предыдущего поколения. Галичский автокрановый завод освоил производство 25-тонных кранов, в том числе на шасси «Урал-4320-1914-30» в 1998 г. Сегодня завод предлагает краны г/п 25 т – КС-55713-3 на шасси «Урал-4320» и КС-55713-5 на шасси КамАЗ-43118. Это краны с трехсекционной сварной стрелой длиной 9,7...21,7 м с высотой подъема крюка 21,9 м. В систему телескопирования стрелы входят два гидроцилиндра выдвижения. В базовую комплектацию не включен гусек. Судя по массогабаритным параметрам кранов, завод использует не серийные шасси «Урал» и КамАЗ, а их усиленные модификации.

50-тонный КС-65713-5 «Галичанин» на шасси КамАЗ-6560

В этом году Галичский завод представил новую серию 25-тонных кранов с индексом «В», в достоинства которой входят удачно подобранный силовой треугольник, большой опорный контур и легкая 28-метровая стрела, что обеспечивает круговую рабочую зону. Серия «В» включает краны КС-55713-3В на шасси «Урал-5557» и КС-55713-5В на шасси КамАЗ-43118. Секции четырехсекционной стрелы восьмигранного профиля сварены из двух гнутых полукоробов, выполненных из мелкозернистой стали. В сочетании с принципиально новой системой телескопирования это позволило снизить массу стрелы, одновременно улучшив ее прочностные и грузовысотные показатели. Длина стрелы – 9,5...28 м, высота подъема крюка – 28,3 м с основной стрелой и 37,3 м с 9-метровым решетчатым гуськом, который перевозят отдельно.

В категории грузоподъемности 32 т у Галичского завода есть КС-55729-5В на шасси КамАЗ-63501 (8х8) «Мустанг». У этого крана также четырехсекционная стрела длиной 9,6...30,2 м, сваренная из гнутых профилей. Высота подъема крюка – 31,1 м. Дополнительный съемный и перевозимый отдельно противовес массой 2,9 т позволяет улучшить грузовые характеристики крана на средних и дальних вылетах, а также обеспечить рабочий вылет до 27 м.

25-тонный КС-55713-3К «Клинцы» на шасси «Урал-5557»

В этом году моделью КС-65713-5 на шасси КамАЗ-6560 8х8 завод расширил линейку кранов г/п 50 т. Опорный контур 7х7 м обеспечивает крану круговую рабочую зону. Длина четырехсекционной стрелы овоидного профиля составляет 11,5...34,1 м, рабочую зону можно увеличить телескопическим 15-метровым гуськом. Для этого крана предусмотрен дополнительный противовес массой 10 т.

Аналогичная ситуация с модельным рядом у Клинцовского завода. Новое поколение 25-тонных кранов включает модели КС-55713-3К-3 на шасси «Урал-5557» и КС-55713-5К-3 на шасси КамАЗ-43118. У них такая же четырехсекционная восьмигранная стрела, а грузовысотные параметры кранов аналогичны моделям серии «В» Галичского завода.

Предыдущее поколение с трехсекционной сварной коробчатой стрелой на шасси «Урал-5557» и КамАЗ-43118 включает модели г/п 16 т КС-35719-3-02 и КС-35719-7-02, г/п 20 т – КС-45719-3А и КС-45719-7А, г/п 25 т – КС-55713-3К и КС-55713-5К. Длина стрелы 16-тонных кранов – 8...18 м, высота подъема крюка – 18,4 м с основной стрелой и 26 м с гуськом длиной 7,5 м, вылет – до 17 м. У 20-тонного крана длина стрелы 9...21 м, высота подъема крюка – 21,6 м с основной стрелой и 29,3 м с гуськом длиной 7,5 м, вылет – до 19 м. У 25-тонного крана длина стрелы 9...21 м, высота подъема крюка – 21,6 м с основной стрелой и 29,3 м с гуськом длиной 7,5 м, вылет – до 19,5 м.

20-тонный КС-45719-7А «Клинцы» на шасси КамАЗ-43118

Модельный ряд автокранов Ульяновского механического завода № 2 включает 25-тонный кран МКТ-25.5 на шасси «Урал-4320-1958-40». Стрела крана трехсекционная коробчатого сечения длиной 9,7…21,7 м. Высота подъема крюка – 21,8 м с основной стрелой и 27,4 м с гуськом, вылет – до 19 м. Предусмотрены два варианта гуська – длиной 6 и 9 м.

Ульяновский завод показывал на выставках 50-тонный кран МКТ-50 на шасси КамАЗ-6520 (8х8) с односкатной ошиновкой и полной массой 40 т. Крановая стрела четырехсекционная коробчатого профиля сварена из листов стали DOMEX 700. Длина стрелы – 11...35 м, длина гуська – 8,14 м, максимальный вылет – 24 м, рабочая зона крана – 270°. Опорный контур 9х8 м образуют задние выдвижные и передние поворотно-выдвижные опоры. Максимальная полная масса автомобиля на этом шасси 41 000 кг допускается при движении по дорогам с осевой нагрузкой 13 т.

«Мотовилихинские заводы» выпускают 25-тонный кран на модификации шасси «Урал-4320». Длина трехсекционной сварной стрелы коробчатого сечения – 9...22,8 м, высота подъема крюка – 23 м с основной стрелой, вылет – 21 м. Гусек в базовую комплектацию не включен. Особенность крана – крестообразный опорный контур 5216х5770 мм, образуемый поворотно-выдвижными опорами. Стрела в транспортном положении укладывается на стойку, а крюковая обойма – в нишу за кабиной без помощи стропальщика и не мешает обзору водителя при движении.

50-тонный МКТ-50 «Ульяновец» на четырехосном шасси КамАЗ
 

Потребность в автокранах на вездеходных шасси будет всегда, и требования потребителей к грузовысотным характеристикам будут только возрастать. Крановые заводы еще на волне строительного бума начали техническое перевооружение и, в принципе, готовы дать потребителю то, что он хочет. Тому есть примеры – новое поколение кранов с восьмигранными и овоидными стрелами Галичского, Клинцовского и Челябинского заводов.

И все же сегодня потребитель хочет, но не может взять. Однако как только экономика воспрянет и потребление в стране начнет расти, что когда-нибудь должно случиться, так и дела у крановых заводов пойдут лучше, и они порадуют нас техникой с улучшенными потребительскими свойствами.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО Автокран
Леонид Малютин Основные Средства 12'2009 3 февраля 2016

Комментарии (0)