Российский импорт дорожно-строительной техники в январе–ноябре 2015 г.

Начался 2016 г., и пришло время подводить первые итоги ушедшего 2015 г., который для большинства участников строительной и сопутствующих отраслей стал одним из самых непростых в новейшей истории России. Для того чтобы понять, насколько сложным минувший год оказался для зарубежных компаний и российских дилеров, импортирующих спецтехнику на территорию нашей страны, было проанализировано 26 различных видов строительных машин.

Просматривая соотношение объемов импорта в январе–ноябре 2014 и аналогичном периоде 2015 г. по всем позициям, отметим общее падение поставок иностранной техники в натуральном выражении сразу на 73,38%, что в целом отражает состояние отрасли. За неполный 2015 г. по указанным позициям в Россию была ввезена техника, собранная в 30-ти странах мира, и все они, за исключением Индии, показали отрицательные значения относительно данных 2014 г. Наибольшее падение ввоза (–85,3%) отмечено у машин, собранных в США. Значительное сокращение поставок наблюдается и у Китая, которое составило 77,7%. Общая доля упала с 33,4 до 28,3%. Возвращаясь к Индии, отметим, что основой импорта спецтехники, собранной в этой стране, являются экскаваторы-погрузчики марок JCB и Case. Прирост показателей в сравниваемых периодах 2015 и 2014 гг. составил 238%.

Более подробно остановимся на основных позициях ввоза строительных машин. Наиболее емким по итогам января–ноября 2015 г. стал рынок импортных погрузчиков среднего класса. В рассматриваемых периодах падение поставок составило 72,9%. Заметно изменилась марочная структура ввоза в данном сегменте. Неизменным остается лишь подавляющее преимущество азиатских производителей в данном секторе (Китай, Япония и Южная Корея), совокупная доля которых составила 91,2%. Тем не менее крупнейший на протяжении последних нескольких лет поставщик средних колесных погрузчиков SDLG в январе–ноябре 2015 г. опустился на 2-ю позицию, сократив объ­емы импорта на 86,2%. А в лидеры вышла марка XCMG, и этому даже не смогло помешать 63%-ное падение показателей ввоза. Отметим несколько марок, которые, несмотря на сложную политико-экономическую обстановку, смогли сохранить объемы 2014 г. Среди них SEM (–4,1%), Volvo (–1,7%) и Liebherr (+4,7%).

Рынок гидравлических мини-экскаваторов по объемам импорта в натуральном выражении в январе–ноябре 2015 г. оказался на 2-й позиции. Падение поставок составило 67,7%. Ведущей маркой, как и годом ранее, является Komatsu. По итогам рассматриваемых периодов ввоз техники японского производителя сократился на 66,5%, а доля при этом увеличилась до 19,4%, что говорит о меньших темпах падения импорта марки Komatsu по сравнению с конкурентами. Более чем в 2 раза уменьшился ввоз гидравлических мини-экскаваторов Kubota, что позволило подвинуть со 2-й позиции марку Hitachi, ввоз техники которой упал на 64,5%. В целом японские бренды представлены очень широко в данном сегменте, и их совокупная доля по итогам января–ноября 2015 г. достигла 88,9%. Однако единственной маркой из первой десятки, ввоз которой увеличился на 46,7%, стала Wacker Neuson со штаб-квартирой в Мюнхене (Германия).

Одним из наименее пострадавших, при этом сравнительно емких сегментов является рынок телескопических погрузчиков. По итогам рассматриваемых периодов импорт сократился на 38,3%. Ведущими поставщиками, как и в более ранние периоды, явились JCB и Manitou. Отметим, что в 2015 г. британский производитель спецтехники значительно упрочил свои позиции, сократив поставки только на 16,8%. Это непосредственно отразилось и на доле марки в импорте за январь–ноябрь 2015 г., которая составила 50,7%! А вот основной конкурент JCB в данном сегменте марка Manitou более чем в 2 раза сократила поставки телескопических погрузчиков по итогам сравниваемых периодов 2015 и 2014 гг. Сравнительно неплохие показатели у Dieci и Bobcat, занявших места в пятерке ведущих импортеров. Из остальных участников рынка выделим компанию Massey Ferguson, ввоз техники которой увеличился на 133%.

Ранее импорт экскаваторов-погрузчиков по своим объемам в натуральном выражении занимал позицию сразу за рынком средних колесных погрузчиков. 2015 г. внес значительные коррективы в расстановку сил. Общее падение импорта в данном сегменте составило чуть более 80%. Сегмент экскаваторов-погрузчиков – один из немногих, где все марки показали отрицательную динамику. О сложной ситуации говорит и количество импортируемых марок, которое сократилось до 21-й, то есть ровно в 2 раза. К тому же из этой 21 марки 7 были ввезены в единичном экземпляре. В отличие от сегмента телескопических погрузчиков в направлении экскаваторов-погрузчиков лидирующая марка JCB показала не лучший по сравнению с конкурентами показатель сокращения импортных поступлений, который составил 85%. В 10 раз упал импорт техники Caterpillar в данном сегменте, что отодвинуло марку со 2-й на 4-ю позицию. Volvo и Komatsu заняли 2-е и 3-е места, снизив объемы ввоза на 46,9 и 71,9% соответственно. Практически прекратился в январе–ноябре 2015 г. импорт в Россию экскаваторов-погрузчиков марок MST (–91,4%), Hyundai (–95,3%) и John Deere (–97%).

В завершение хотелось бы отметить технику, импорт которой показал худшие и лучшие показатели. К первым со знаком «минус» отнесем сегмент колесных гидравлических экскаваторов (–85%), грунтовых вибрационных катков (–83,6%) и средних гидравлических экскаваторов (–82,7). Единственным направлением техники среди рассматриваемых сегментов, которое по итогам неполного 2015 г. показало положительную динамику, является рынок трубоукладчиков. Их ввоз увеличился почти на 17%.

 

В целом ситуация в импортном сегменте отечественного рынка спецтехники довольно сложная. С одной стороны, экономические процессы, связанные с ростом курсов иностранных валют по отношению к руб­лю, не дают понизить конечную стоимость товара, что негативным образом сказывается и на спросе. С другой стороны, правительство РФ предпринимает целый ряд мер, направленных на защиту интересов российских производителей и повышение их уровня конкурентоспособности. В этой обстановке для представителей иностранных компаний остается максимально развивать направления аренды и постпродажного обслуживания. Однако и здесь могут возникать сложности: ввиду отсутствия финансирования проекты сворачиваются, а простаивающая техника не нуждается в ремонте. Исходя из прогнозов Министерства финансов РФ, планируемый курс руб­ля на 2016 г. составит до 78 руб­лей за один американский доллар, поэтому покупатели вряд ли могут рассчитывать на снижение цены, надо уже сейчас привыкать к новым реалиям.

РЫНОК (статистика, анализ) ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Андрей Ловков Основные Средства 02'2016 2 февраля 2016

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru