НАМИ-044Т 2
НАМИ-044Т 2

Возвращение к колесу
Из истории развития автомобилей в России

А. Карасёв, к.т.н., фото из архива автора

В 1958 г. для оценки эффективности применения арочных шин на колесном тракторе в НАМИ был создан экспериментальный тягач. Его построили на базе агрегатов автомобиля ЗИЛ-151. Макет автомобильного тягача имел колесную формулу 4х4. На тягаче был установлен двигатель ЗИС-121 мощностью 90 л.с. Тягач служил для исследования колесного движителя с арочными шинами размером 1000х650.

Шины модели И-182 изготавливал НИИШП. Арочные шины были бескамерными, 6-слойными, грузоподъемностью до 2 т каждая при внутреннем давлении 1,4 кг/cм2. Арочные шины размером 1000х650 разработали для трехосного полноприводного автомобиля ЗИЛ-151.

База тягача составляла 2360 мм, колея – 1800 мм. Масса тягача в зависимости от потребности изменялась от 3200 до 8000 кг с помощью балласта. Нагрузки по осям распределялись равномерно. Передняя подвес­ка автомобильного тягача была зависимая на двух продольных 14-листовых полуэллиптических рессорах. Задняя подвеска не предусматривалась, считалось, что высокой эластичности шин будет достаточно. Применение передней подвески обусловливалось необходимостью компенсировать большие перекосы при движении по сильно пересеченной местности.

НАМИ-044 с арочными шинами 1140-700

В 1958 г. на полигоне подмосковной испытательной станции НАТИ проводились тяговые испытания макетного тягача НАМИ и гусеничного трактора ДТ-54 для сравнения. Целью ставилось определение тягово-сцепных качеств тягача с арочными шинами на грунтовой дороге и почве в зависимости от сцепного веса и давления воздуха в шинах, а также выяснение возможности использования колесных тягачей на сельскохозяйственных работах.

Испытания проводились при массе тягача: 3200, 5400 (масса, соответствующая трактору ДТ-54) и 7800 кг – массе, соответствующей расчетной грузоподъемности шин. Тягач и гусеничный трактор сравнивались при работе на залежи и на почве, подготовленной под посев. Максимальное тяговое усилие при массе тягача 5400 кг достигало 5500 кг на залежи и 3500 кг на мягком грунте. При массе тягача 7800 кг не удалось достигнуть максимального тягового усилия по сцеплению из-за недостаточной мощности двигателя. На шоссе максимальная скорость тягача достигала 70 км/ч.

НАМИ-044 с 5-корпусным плугом

Результаты испытаний свидетельствовали, что тягач при массе 5400 кг по развиваемой тяге может оборудоваться теми же сельскохозяйственными орудиями, что и гусеничный трактор ДТ-54. Глубина колеи у тягача во время испытаний на мягком грунте при весе 3200 кг и давлении воздуха в шинах 0,3 кг/cм2 была в 2–3 раза меньше глубины колеи колесного трактора МТЗ-54 аналогичной массой.

Для подтверждения полученных результатов осенью 1958  г. тягач подвергся дополнительным испытаниям на стерне. К концу испытаний пробег тягача составил 6 тыс. км. Износ грунтозацепов не превышал 10%. Оптимальная масса тягача с шинами 1000х650 была близкой к 5400 кг. При такой массе давление воздуха в шинах должно было равняться 0,5 кг/cм2. Однако масса тягача не соответствовала грузоподъемности шин, тяговые характеристики (буксования) можно было улучшить за счет уменьшения слойности шин. Улучшить характеристики буксования колесного трактора, не увеличивая его массу и снижая удельное давление на грунт, можно было и путем увеличения диаметра колес.

НАМИ-044 в НАМИ

Испытания показали, что арочные шины позволяют создать принципиально новый тип универсального тягача высокой проходимости. Результаты полевых испытаний макета колесного тягача были использованы при проектировании и создании колесного тягача НАМИ-044.

НАМИ предложил разработать и изготовить для удовлетворения требований автомобильного, инженерного и аэродромного управлений армии и инженерный колесный тягач типа 4х4 тягового класса 3 т. Для НАМИ-044 предполагалась возможность установки навесных орудий (отвалов) для выполнения землеройных работ – при проектных изысканиях, выполняемых под руководством Н. И. Коротоношко. Область назначения инженерного тягача была расширена до возможности выполнения сельскохозяйственных работ, при которых использовались гусеничные тракторы тягового класса 3 т (ДТ-54).

НАМИ-044 с шинами 16.00-24

Два образца разработанного инженерного тягача были изготовлены Заводом опытных конструкций (ЗОК) при НАМИ. На одном тракторе установили колеса с арочными шинами размером 1140-700, а на другом – с шинами 16.00-24. Сцепное устройство установили от трактора ДТ-54. Масса снаряженного тягача составила 4900 кг, грузоподъемность – 2000 кг, полная масса балластированного тягача при работе по перемещению грунта – 6650 кг.

Тягач НАМИ-044 (и его модификация НАМИ-044Т) представлял собой экспериментальный образец колесного тягача с повышенной силой тяги и высокой проходимостью. Особенности конструкции тягачей – короткая база, колеса с арочными шинами низкого давления, широкий диапазон передаточного отношения, раздельный привод на правую и левую сторону и планетарные механизмы бортового поворота, передние рессоры и жесткое закрепление заднего моста. Пост управления был приспособлен для движения передним и задним ходом.

Трансмиссия состояла из 5-ступенчатой автомобильной коробки передач и 3-ступенчатой раздаточной. Раздаточная коробка, которая распределяла крутящий момент по бортам, была выполнена с планетарно-фрикционным механизмом поворота и тормозными механизмами. Мосты оснащались колесными редукторами. Привод осуществлялся карданными валами. Кабина НАМИ-044 не была цельнометаллической, так как панель крыши изготавливалась из однослойного пластика с заложенной арматурой.

НАМИ-044 4х4

По представлению основного заказчика (военных) решением Совета Министров СССР от 10.04.59 г. № 881Р тягач НАМИ-044 был передан для дальнейшей разработки ХТЗ с целью последующей постановки на серийное производство.

В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 10.01.59 г. № 831 ХТЗ приступил к созданию конструкции мощного колесного трактора общего назначения класса 3, который должен был заменить основной пахотный трактор – гусеничный ДТ-54 массой 5,4 т, мощностью 54 л.с. В тот период ДТ-54 в стране производили три крупнейших завода: в Харькове, Волгограде и Рубцовске. В 1959 г. только ХТЗ произвел свыше 20 тыс. ДТ-54. Создание промышленных образцов тягача указанного класса давало возможность расширить область применения колесных тягачей в сельском хозяйстве и дорожном строительстве, а в ряде случаев отказаться от применения гусеничных тракторов, имеющих большую металлоемкость и низкий срок службы ходовой части.

Тягач НАМИ-044 доставили в Харьков, где он был подвергнут испытаниям в условиях весенней распутицы и на вспашке кукурузного поля пятикорпусным плугом. При выполнении пахотных работ было отмечено, что колея трактора больше ширины захвата плуга. Имел место снос трактора, кроме того, ширина арочной шины не совмещалась с шириной борозды, а ряд рабочих скоростей не отвечал требованиям работы на пахоте.

НАМИ-044Э

Мощность двигателя в 135 л.с. была избыточной для 5-тонного трактора. Двигатель такой мощности нужен трактору массой 7,5–8 т. Двигатель АМ-03 мощностью 130 л.с. получит трактор Т-125, производство которого наладят на ХТЗ в 1962 г. Пока же НАМИ-044 был переделан в НАМИ-044Т – на тягач установили 75-сильный дизель СМД-9.

Способ поворота НАМИ-044 также представлялся малопригодным при выполнении транспортной работы. Чтобы окончательно переубедить в этом Н. И. Коротоношко, возглавляющий проектирование новой машины А. А. Сошников предложил группе конструкторов и испытателей проехаться на тягаче НАМИ-044 рядом с водителем по ростовской дороге в сторону Чугуева. Каждый из участников эксперимента показал, что НАМИ-044 попадал в сложную (аварийную) ситуацию, связанную с опасностью столкновения с участниками движения или попадания в кювет.

На макете 5-тонного нового колесного трактора, получившего обозначение Т-90 «Украина», был установлен двигатель СДМ-17 производства завода «Серп и Молот» мощностью 85–90 л.с. По решению главного инженера ХТЗ И. А. Серикова в 1960 г. были разработаны и изготовлены макеты тракторов Т-91 с поворотом с помощью шарнирной рамы и трактор Т-92 с поворотными передними колесами.

Технические характеристики тягачей НАМИ-044 и НАМИ-044Т
Модель НАМИ-044 НАМИ-044Т
Двигатель ЯМЗ-204В СМД-9
Максимальная мощность, л.с. 135 75
Вес снаряженного тягача, кг 5100 4750
Вес трактора при пахоте, кг 6200
Сила тяги при скорости 5 км/ч и буксовании 12%, кг
3000
число передач: а) переднего хода б) заднего хода 15 3
Максимальная скорость, км/ч 45 37
Минимальная скорость, км/ч 0,5
Минимальный радиус поворота 0,851,71
Размер шин 1140–700
База, мм 1850
Колея, мм 1710
Дорожный просвет, мм 410

Победило предложение А. А. Сошникова применить центральный шарнир рамы. Эту схему подсказал ему увиденный в период войны трофейный итальянский артиллерийский тягач. Схема поворота трактора с помощью центрального шарнира рамы была воплощена на первом макете трактора Т-90 в 1959 г. и сразу решила четыре проблемы: наличие фиксированного радиуса поворота, сохранение минимальной ширины трактора, минимальный радиус поворота и безопасное применение трактора на транспортных работах. Эти преимущества центрального шарнира рамы плюс технологичность позволили закрепиться этому узлу на тракторах ХТЗ и мощных «Кировцах» на многие десятилетия.

Тем временем, пока НАМИ-044 превращался в трактор ХТЗ, его предшественник – макетный экспериментальный тягач на базе ЗИС-151, получил обозначение НАМИ-044Э и стал использоваться для исследования пневмокатков И-245 1000х1000-250 с нагрузкой до 1,5 т, разработанных НИИШП и МВТУ.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ТРАНСПОРТ История НАМИ
Андрей Карасёв Основные Средства 01'2015 28 января 2016

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com