Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Седлать тягачи! (ч.2)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
Полосы для движения автобусов BRT
 4
Ходовая часть гусеничных машин
Рекомендации по техническому обслуживанию
Практика применения оборудования для бестраншейных технологий
BRT
Выделенные полосы для общественного транспорта
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов
Цистерны «чемоданного» сечения позволяют понизить центр тяжести бензовоза и улучшить устойчивость автопоезда в критических режимах движения

Везем горючее
Бензовозы

Перевозка топлива может осуществляться как отдельный вид бизнеса, так и выполняться с целью обеспечения потребностей собственного парка техники. Под каждую из этих задач необходимо правильно выбрать бензовоз.

Перевозка топлива, будь то солярка или бензин, требует применения специализированного подвижного состава – бензовозов. Первый вопрос, на который должен ответить перевозчик или эксплуатирующая организация: какая цель преследуется компанией? Это может быть отдельный вид бизнеса – собственно получение прибыли на доставке топлива заказчикам. Перевозка горючего может рассматриваться и как необходимость обеспечения нужд в солярке и бензине собственной компании. Возможен и третий вариант, когда, закрывая собственные потребности в горючем, «излишки мощности» уходят для выполнения заказов на доставку топлива, например поступающих от соседей. Исходя из этого бензовоз может дополнительно комплектоваться оборудованием для отпуска горючего и его учета.

К грузовику-бензовозу можно присоединить прицеп, фактически удвоив объем перевозимого за рейс топлива

По сути, в данном контексте речь идет о собственной мобильной АЗС. Особенно удобны такие спецмашины на объектах, где работают разные виды спецтехники. Например, таковым может быть карьер, в котором трудятся экскаваторы, бульдозеры и самосвалы, осуществляющие перевозку полезных ископаемых на «коротком плече» до перевалочного пункта. Бензовозы большого объема, например 30 и более кубометров, могут служить заменой стационарной АЗС для небольшого автопарка, транспортные средства которого работают, скажем, на развозе топлива и после рабочей смены всегда возвращаются в парк – то есть заправка техники выполняется только на территории парка.

Прежде чем начать выбор бензовоза, необходимо определиться с объемом бочки, количеством организованных в ней изолированных секций, в которых может перевозиться разное по своим характеристикам топливо (бензин или солярка), и материалом, из которого будет сделана емкость. На последнем пункте стоит остановиться подробнее. Емкости современных бензовозов могут изготавливаться как из стали определенного химического состава с обработкой внутренней части определенными видами покрытий, так и без таковых, либо в качестве конструкционного материала будет использоваться алюминиевый сплав. Отметим, что цистерны из «крылатого металла» занимают весьма приличную часть рынка бензовозов Европы. Популярны они и в России.

Бензовозы малой кубатуры на шасси легких грузовиков – отличный вариант обеспечения топливом спецтехники, работающей в городе

Главное преимущество алюминиевой бочки – в ее небольшой собственной массе по сравнению с аналогичными по литражу стальными конкурентами. А чем меньше масса, тем меньше нагрузка на шасси, ниже расход топлива, необходимого для выполнения транспортной задачи, и возможность увеличения объема перевозимого горючего за счет увеличения литража бочки без превышения предельных нагрузок на ось и шасси. Однако рост парка бензовозов, изготавливаемых из легких сплавов, тормозят первоначальная, довольно высокая стоимость «крылатого металла» и достаточно большие сложности ремонта (в частности, сварки) алюминиевых конструкций. В этом плане стальные бензовозы вне конкуренции.

При выборе бензовоза также важно уделить особое внимание его внутренней конструкции. Так, разбиение бочки на отдельные емкости позволяет одновременно перевозить разные типы топлива, например солярку (летнюю, зимнюю или арктическую) или бензин разного октанового числа. Тем самым за один рейс бензовоз может привезти необходимый запас топлива для автопредприятия, на балансе которого стоят разные типы транспортных средств. Например, если принять к рассмотрению автобусный парк, то в нем могут работать как туристические и городские дизельные автобусы, так и бензиновые маршрутки, созданные на базе «ГАЗели», то есть автобусный парк нуждается как минимум в двух типах топлива – солярке и бензине. Другим характерным примером может служить транспортная компания, ориентированная на развоз разного объема и веса грузов как по городу, так и по междугородным маршрутам. В городе часто работают небольшие развозные автомобили-«каблучки», моторы которых потребляют бензин, а на «длинном плече» грузы возят дизельные грузовики средней и большой грузоподъемности.

Бензовозы на полноприводных вездеходных шасси незаменимы для обслуживания строительных объектов, расположенных далеко от обустроенных дорог

Теперь, когда мы определились с собственно бочками, необходимо решить такой важный вопрос, как выбор шасси бензовоза. По сути, у нас имеется три варианта. Первый – цистерна устанавливается на шасси дорожного грузовика. Второй – бочка монтируется на полноприводное или специального назначения шасси. В этом случае речь идет о технике, обслуживающей объекты, не имеющие подъездных путей. И наконец, третий вариант – это установка емкостей на прицепы и полуприцепы. В первом случае транспортная компания или эксплуатирующая организация имеет возможность увеличить объем перевозимого топлива, создавая автопоезда из тягача (грузовик с цистерной) и собственно прицепа-цистерны. Во втором случае необходимо будет приобрести и/ или использовать из имеющихся в наличии седельный тягач.

Здесь важно иметь в виду, что, делая выбор между двух- и трехосными версиями тягачей, предпочтение следует отдать варианту, который наиболее подходит под климатические и дорожные условия. Если дороги чистят нерегулярно, а их обледенение – нормальное явление, то тягачи с колесной формулой 6х4 будут предпочтительнее, так как они благодаря большему по суммарной площади пятну контакта (8 колес вместо 4) обеспечивают более высокую тягу и увереннее работают по заснеженным и обледенелым дорогам, нежели их более экономичные двухосные конкуренты. Последние широко используются на чистых дорогах, и это норма для благополучной Европы. Если же вы делаете выбор в пользу двухосника, то его ведущий мост должен иметь блокировку дифференциала, которая позволяет улучшить тягу на скользкой дороге. Если таковой не будет, то автопоезд не сможет даже подняться на развязку МКАД. Именно двухосники с одной ведущей осью беспомощно шлифуют лед покрышками и каждую зиму блокируют движение на подъ­емах и развязках. Это мы видим на дорогах лично или констатируем факт, просматривая новости по ТВ.

Пример бензовоза с цистерной овального сечения. Обратите внимание на доступность огнетушителя, емкости с песком, а также на окончание лестницы, опускающей нижнюю ступеньку к земле

А теперь рассмотрим предложение рынка бензовозов и основываться в нашем выборе будем на варианты, предлагаемые крупными мультибрендовыми продавцами коммерческой и специальной техники. Почему именно так? Да потому, что неходовые, маловостребованные модели никто из купцов брать на продажу не станет. Держать на складе товар, который имеет очень ограниченный круг покупателей, все равно что «заморозить» оборотные средства. Начнем обзор с бензовозов-полуприцепов. При этом рассмотрим представителей трех типов форм емкостей: переменного сечения, круглого сечения, «чемоданного» типа. Именно такие преобладают на российском рынке специальной техники.

Одними из самых востребованных и потому многочисленных являются цистерны-полуприцепы объемом 30–32 м3. Такие бензовозы в исполнении «алюминий», например, предлагает отечественный производитель – завод «Сеспель». Так, представленный нам на одной из крупных торговых площадок полуприцеп Сеспель 964841 имеет объем цистерны (до калибровочных планок в отсеках, без учета компенсационного объема), равный 30 м3, который может быть разбит по требованию заказчика на три, четыре или пять отдельных отсеков. Продемонстрированный вариант был с тремя отсеками, объем которых равнялся 8,1/ 10,8 и 11,1 м3 . Cнаряженная масса бензовоза – 4895 кг.

При производстве цистерны используется алюминиевый сплав 5083 (АМГ5М). При этом толщина листа, идущего на изготовление стенок и днищ, составляет не менее 5 мм. Примечательно, что цистерна, выполненная из алюминиевого сплава, имеет самонесущую конструкцию, что положительно сказывается на общей массе полуприцепа. Сечение цистерны переменное. Так, полная масса снаряженного транспортного средства при грузоподъемности 25 800 кг (при плотности топлива 0,86 т/мм3) составляет 30 350 кг.

При подборе тягача, который будет работать с упомянутым бензовозом, важно учесть требование по высоте седла. Высота ССУ должна равняться 1150–1350 мм. При этом нагрузка на седло составляет 8850 кг. Что еще необходимо отметить, так это исполнение пневматической подвески BPW, которая имеет усиленное исполнение Heavy Duty, а также барабанные тормозные механизмы. Такие лучше защищены от грязи, и следовательно, прицеп может работать на дорогах любого качества. Важным преимуществом бензовоза является передняя подъемная ось (опция), благодаря которой при порожнем рейсе экономится топливо и снижается износ покрышек.

Благодаря сниженному собственному весу полуприцепа Kässbohrer предлагает высокую грузоподъемность

Алюминиевые полуприцепы-бензовозы производит и известная компания Kässbohrer. Разработка конструктивных особенностей данной серии полуприцепов под руководством немецких инженеров направлена на повышение безопасности во время транспортировки опасных грузов. В зависимости от условий эксплуатации транспортного средства полуприцеп-цистерна может иметь от одного до семи отсеков. Кроме того, по заказу цистерна может быть оснащена дополнительными измерительной и насосной системами ведущих производителей. Возможна также установка коллектора и счетчика по выбору. Принимая во внимание последние изменения в правилах грузоперевозок в России, Kässbohrer предлагает российским клиентам бензовозы K.STH 32. Бензовоз K.STH 32 отличается малым собственным весом благодаря легкой цистерне из высокопрочного алюминиевого сплава. Таким образом, он перевозит больше топлива за рейс при меньшем потреблении. Высокая эффективность K.STH 32 определяется также его конструкцией, рассчитанной на сложные дорожные и климатические условия, характерные для России. У этой модели полезный объем цистерны 30,8 м3, и она может быть разделена на 3–5 отсеков в зависимости от желаний заказчика. Цистерна, имеющая постоянное круглое сечение, изготовлена из алюминиевого сплава 5182-H111/ 5059-H111. Грузоподъемность полуприцепа составляет 26 420 кг при плотности топлива 0,86 т/м3. При этом полная масса бензовоза равна 31 800 кг, а снаряженная – 5400 кг. Выбирая тягач под данный полуприцеп, необходимо учитывать то, что нагрузка на ССУ составляет 10 000 кг. Так же как и у первого полуприцепа, у бензовоза Kässbohrer пневматическая подвеска BPW Airlight II, но в усиленном исполнении возможна Heavy Duty, тормозные механизмы при этом дисковые. Передняя подъемная ось с автоматическим управлением.

Бензовозы Kässbohrer отвечают самым высоким требованиям безопасности

Еще один интересный вариант алюминиевой цистерны есть у ЗАО «Компания автоприцепов» (ЗАО «КАПРИ»). Полуприцеп-бензовоз ППЦА-35 имеет емкость 35 м3. Сечение цистерны – «чемоданного» типа. Количество отдельных отсеков определяется по согласованию с заказчиком. Полная масса транспортного средства с нефтепродуктом плотностью 0,83 кг/дм3 составляет 34 700 кг. При этом собственная масса равна всего 5600 кг.

При выборе тягача под бензовоз ППЦА-35 необходимо учитывать, что он предназначен для работы с тягачами с колесной формулой 6х2, 6х4, при этом полная масса автопоезда и осевые нагрузки полностью соответствуют требованиям к разрешенным весовым нагрузкам на дорогу. Из рекомендуемых тягачей, которые могут работать с данным бензовозом, назовем КамАЗ-6460-030. Но можно «запрячь» и другой аналогичный тягач зарубежного производства. Примечательно, что в качестве осевых агрегатов можно выбрать продукцию таких известных западных производителей, как BPW и SAF, или же отдать предпочтение отечественному ТОНАРу.

Полуприцеп-бензовоз ППЦА-35

Теперь обратимся к бензовозам формата «мини». Для обеспечения топливом небольших транспортных предприятий или для оперативной доставки малых объемов горючего для специальной техники, работающей в городе, можно успешно применять бензовозы малого тоннажа. Одним из таких является автотопливозаправщик АТЗ 4,9 производства НПП «Автомаш». Спецмашина, созданная на базе популярного у нас японского малотоннажника ISUZU NPR75, несет на своей раме бочку объемом 4,9 м3. Цистерна изготовлена из трехмиллиметрового листа стали повышенной прочности марки 09Г2С, что делает ее достаточно легкой. Примечательно, что внутренняя поверхность цистерны обработана специальным маслобензостойким антистатическим составом. Для защиты цистерны от агрессивного воздействия внешней среды применена эмаль повышенной стойкости Tikkurila PAL-2004. Установка укомплектована насосом ВС-80 (СВН-80А) производительностью 580 л/мин. Дыхательные клапаны двустороннего действия со встроенным фильтром.

Наработка технологического оборудования АТЗ до первого капитального ремонта составляет не менее 3000 ч. Из особенностей машины следует отметить донные клапаны и дуги, которые исключают пролив топлива при опрокидывании бензовоза. Конструктивно предусмотрен как верхний, так и нижний тип наполнения цистерны с применением собственного или стороннего насоса. Донные клапаны и коробка отбора мощности имеют пневмоэлектрический привод.

Ярким примером внедорожной версии автотопливозаправщика может служить спецмашина АТЗ-11-2Б, собранная на шасси грузовика Урал 5557-4112-80М (ООО «УралСпецТранс»). Полноприводная спецмашина с колесной формулой 6х6 с двухсекционной емкостью «чемоданного» типа объемом 11 м3 предназначена для транспортировки, кратковременного хранения, а также заправки спецмашин и грузовиков светлыми нефтепродуктами плотностью не более 0,83 т/м3. По сути, бензовоз может работать с любыми типами бензина и дизельного топлива.

Бензовоз в современном исполнении: двухосный тягач и полуприцеп с цистерной переменного сечения

Благодаря вездеходному шасси бензовоз может обслуживать технику, работающую на труднодостижимых объектах, подъезд к которым затруднен. Цистерна, имеющая «чемоданное» сечение, выполнена из высокопрочной стали марки 09Г2С. Донышки имеют полусферическую форму. По бокам цистерны и в зоне ложементов имеются усиленные накладки или так называемые «бронелисты». Заслуживает внимания крепление цистерны. Надрамник с ложементами закреплен на раме автомобиля стремянками с пружинными компенсаторами. Сама цистерна установлена в ложементах через резиновый демпфер и закреплена стяжными лентами. Установка укомплектована насосом 1СВН-80А, который обеспечивает подачу 32–38 м3.

ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ
Сергей Красовский Основные Средства 01'2016 27 января 2016

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com