Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
 4
Ходовая часть гусеничных машин
Рекомендации по техническому обслуживанию
Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
 6
Гидроборта (ч. 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.2)
Конструкции тягово-сцепных устройств
Колесные экскаваторы
Best of the best
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
Shantui SD22

2015 год. Рынок бульдозеров

2015-й – год мощных движений на российском рынке бульдозеров. Основное движение – вниз, причем с ускорением свободного падения. Ускорение придали девальвация рубля и последующие мероприятия по оздоровлению экономики, в результате которых 20%-ное снижение 2013–2014 гг. ускорилось до 30%-ного. Положительный эффект от девальвации был в значительной степени нивелирован ростом цен на материалы и комплектующие.

Своеобразие рынку бульдозеров придают антидемпинговые меры в отношении китайских бульдозеров, принятые под самый занавес года. На итоги они не повлияли, поскольку продажи китайских марок прекратились намного раньше из-за отсутствия платежеспособного спроса, но закрыли китайским бульдозерам вход на российский рынок на ближайшие 5 лет. По замыслу эти меры должны дать возможность их инициаторам – «ЧТЗ-Уралтрак», орловскому «Дормашу», «ЧЕТРА-Промышленные Машины» и примкнувшему к ним казахскому «Дормаш-ЧТЗ» – расправить крылья и наполнить рынок своей высококачественной и доступной по цене продукцией.

Самый тяжелый отечественный бульдозер ЧЕТРА Т40

Итоговой статистикой пока не располагаем и будем оперировать экспертными оценками. Так, емкость российского рынка бульдозеров 2015 г. предполагаем немного больше 1000 ед. Обычно рынок делят на три ценовых сегмента: премиальный средний и бюджетный. Премиальный – это Caterpillar, Komatsu и Liebherr, John Deere и временами примыкающие к ним New Holland и Case. Доля этого сегмента колеблется около 20%.

К среднему ценовому сегменту относят отечественные бульдозеры улучшенного дизайна с современной гидромеханической и гидростатической трансмиссией. Доля этого сегмента минимальна, около 10%.

Остальные 70% рынка – это бюджетный сегмент. Раньше его составляли отечественные бульдозеры упрощенного, если не сказать устаревшего дизайна с механической трансмиссией и китайские бульдозеры.

Отечественные производители бюджетных бульдозеров, в первую очередь «ЧТЗ-Уралтрак», сильно страдали от наплыва китайской техники, которые помимо цены предлагали лучшие технические характеристики, дизайн, ресурс и качество сборки. Да, качество варьируется от завода к заводу, но в целом китайская техника по соотношению цена-качество интереснее. Покупатели, как «человеки эгоистичные», действовали рационально и выбирали лучшее за те же деньги. А правительство КНР создало для своих экспортеров все условия для поддержания конкурентных, если не сказать демпинговых цен. Но праздник жизни закончился, и не столько из-за антидемпинговых мер, сколько из-за падения спроса.

Shantui SD23Liebherr PR 764 LitronicМодификация ЧТЗ Б10М2Shehwa SD7

Бенефициары антидемпинговых мер – «ЧЕТРА-Промышленные Машины» и «ЧТЗ-Уралтрак» – имеют возможность в течение ближайших пяти лет переформатировать рынок под себя, создать себе подлинные конкурентные преимущества, которые послужат реальным, а не юридическим барьером на пути китайской экспансии.

С 2014 г. подрастает рыночная доля компании «ЧЕТРА-Промышленные машины» на фоне ускоренного снижения продаж конкурентов, а по итогам 2015 г. прогнозируют рост доли на 5%. Отдадим «ЧЕТРЕ» должное: в последнее десятилетие они вкладывали много сил и средств в производство и НИОКР, в дилерскую и сервисную сеть, развивали и совершенствовали модельный ряд. В строительной отрасли востребованы легкие чебоксарские бульдозеры – 17-тонный ЧЕТРА Т9 и 20-тонный ЧЕТРА Т11. Компании, специализирующиеся на добыче полезных ископаемых, выбирают тяжелые модели – 63-тонную ЧЕТРА Т35 и 67-тонную ЧЕТРА Т40, которые можно использовать для вскрышных работ. К слову, последний, самый мощный выпускаемый в России бульдозер спроектирован в соответствии с потребностями горнодобывающей отрасли и сегодня эффективно работает в технологических парках угле- и золотодобывающих компаний России.

Развитие дилерской сети – одно из приоритетных направлений компании «ЧЕТРА-ПМ».

Только в третьем квартале 2015 г. дилерскую сеть «ЧЕТРА-ПМ» пополнили четыре компании: ООО «Землеройные машины» в Уральском федеральном округе, ООО «Тяжмашсервис» в Республике Крым, а также дилеры ООО «РОСТЕХ» и «Амкодор-Оптим» в Северо-Западном федеральном округе. Таким образом, в дилерскую сеть входят 53 компании во всех федеральных округах (21 дилер, поставляющий промышленную технику ЧЕТРА, 15 компаний, занимающихся поставками коммунальных машин ЧЕТРА, и 17 дилеров по запасным частям и комплектующим к технике ЧЕТРА). Сервисная сеть состоит из 26 дилерских сервисных центров и 12 собственных центров ООО «Сервис Промышленных Машин». Действует программа «Ремонт за 14 дней»: при самых сложных отказах техника должна быть восстановлена и запущена в эксплуатацию с учетом доставки запасных частей не более чем за четырнадцать дней. Легкие отказы устраняются в срок до трех дней.

Бульдозер ЧЕТРА Т6 в новом дизайне

«ЧЕТРА-ПМ» также предлагает оборудование в аренду, для чего следует обратиться в специально созданную для этих целей «Арендно-Сервисную компанию». Аренда спецтехники используется в России давно и успешно, но объемы этого рынка сравнительно невелики и нуждаются в дальнейшем развитии и распространении.

Для «ЧТЗ-Уралтрак», входящего в НПК «Уралвагонзавод», 2015-й стал годом испытаний. Огромные долги перед «Альфа-банком», задолженность по зарплате, утечка кадров, отсутствие оборотных средств и угроза ликвидации осложняли работу предприятия. Назначенный в июне 2015 г. гендиректором «ЧТЗ-Уралтрак» Евгений Михель сумел стабилизировать ситуацию, завод погашает долги, но оборотных средств, чтобы обойтись без финансового рычага, пока не хватает, что не позволяет заводу полностью и сразу удовлетворять спрос на бульдозеры. Портфель заказов в основном составляют бульдозеры класса 10 – Б10М с механической или гидромеханической трансмиссией, с полусферическим отвалом, мощностью двигателя от 180 до 190 л.с. Ожидается, что по итогам 2015 г. ЧТЗ достигнет результата продаж на российском рынке около 350 бульдозеров.

Традиционно Челябинский тракторный завод лидирует среди отечественных производителей по продажам бульдозеров. Руководство ЧТЗ уверено, что по итогам 2015 г. доля ЧТЗ в классе 10 существенно вырастет по сравнению с 2014 г. и достигнет доли более 40% в этом бюджетном сегменте. Кроме цены у бульдозеров ЧТЗ класса 10 есть весомые конкурентные преимущества. Их строят на отечественной агрегатной базе, куда входят и такие двигатели, как многотопливный Д-180М собственного производства, который работает на дизельном топливе, авиационном керосине, осветительном керосине, газовом конденсате.

Руководство ЧТЗ строит оптимистичные планы на 2016 г., рассчитывая, что рынок вырастет минимум на треть, до 1500–1600 единиц. Планируют наращивание производства и сбыта бульдозеров до 2 раз по сравнению с 2015 г., а в среднесрочной перспективе через 3–5 лет вый­ти на утраченные позиции (доля 70% в сегменте бульдозеров 10-го класса тяги), тем более, что угроза закрытия тракторного производства отодвинулась.

Komatsu D37EX-22Caterpillar D8R

В прежние годы орловский «Дормаш» выпускал некоторое количество бульдозеров на импортной агрегатной базе и мог бы тоже стать бенефициаром антидемпинговых мер, но есть основания считать, что завод не выйдет из кризиса.

Теперь о западных лидерах: Caterpillar, Komatsu, Liebherr, John Deere. «Либхерр-Русланд» рапортует о сравнительно успешных итогах. По состоянию на конец октября в Россию поставили 18 бульдозеров Liebherr. Поровну – девять бульдозеров PR 734 массой от 18 до 25 т, с отвалом до 5,56 м3 и девять бульдозеров PR 764 массой от 44 до 52,7 т, с отвалом до 13,6 м3. Модель PR 734 покупают в строительной отрасли, PR 764 – в горнодобывающей. С начала года до конца октября в эксплуатацию ввели 34 бульдозера, включая прошлогодние поставки: 12 бульдозеров PR 734, 18 бульдозеров PR 764, остальное распределяется между моделями PR 724, PR 744 и PR 754.

Аналогичные или несколько большие объемы можно предположить у Caterpillar, Komatsu и John Deere, данными о которых мы не располагаем, таким образом, премиум-класс в 2015 г. можно оценить в сотню-полторы машин. Для международных компаний это не фатально, так как они собирают портфель заказов на нескольких рынках, диверсифицируя таким образом риски и поддерживая производство на уровне безубыточности.

Перенесемся из маленького уютного премиум-мирка в когда-то большой мир китайских бульдозеров и предпринятых против них антидемпинговых мер. Решением Евразийской экономической комиссии № 148 от 10 ноября 2015 г. введена антидемпинговая пошлина на гусеничные бульдозеры мощностью до 250 л.с. с неповоротным и поворотным отвалом в размере:

  • 9,65% от таможенной стоимости на бульдозеры производства Xuanhua Construction Machinery Co., Ltd (бренды Shehwa и HBXG);
  • 11,31% на бульдозеры Shantui Construction Machinery Co., Ltd (бренд Shantui);
  • 13,8% на бульдозеры Shanxi Zoomlion Heavy Industry (бренд Zoomlion);
  • 44,65% на все прочие.
  • Срок действия антидемпинговой меры – 5 лет, начиная с 10 декабря 2015 г.

Казалось бы Shehwa, HDXG, Shantui и Zoomlion пострадали в минимальной степени, однако их продажи упали еще до антидемпингового разбирательства. По нашим данным, в 2015 г. продажи новых китайских бульдозеров приблизились к нулю, ограничиваясь редкими штучными сделками. С октября 2015 г. потенциальные покупатели из строительного и горнодобывающего сектора перестали интересоваться ценами, что говорит об отсутствии у них средств. Дилеры HBXG и Shehwa в течение года распродали остатки 2014 г. и новых бульдозеров не завозили. Дилеры Shantui не распродали еще остатков 2014 г. У дилеров остальных брендов ситуация аналогичная.

Zoomlion ZD220-3Liebherr PR 734 L Litronic

Дилеры китайской техники не планируют в 2016 г. поставок бульдозеров мощностью до 250 л.с. Основная проблема – это не антидемпинговые меры, а сжатие спроса, спад в строительной и горнодобывающей отраслях и в целом в экономике. Если вдруг спрос начнет расти, то найдется и выход из-под пресса. Импортеры в отличие от отечественных заводов оценивают перспективы без оптимизма и улучшения ситуации в 2016 г. не прогнозируют.

РЫНОК (статистика, анализ) СТРОИТЕЛЬСТВО Бульдозер
Леонид Малютин Основные Средства 01'2016 26 января 2016

Комментарии (0)