Инновационные фрезы

Как известно, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин и прочих повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. Восстановление покрытия – ответственная и важная задача. Одним из способов выровнять поверхность является фрезерование, которое входит в обязательные перечни работ и по содержанию, и по ремонту дорог.

Фрезерование дорожного покрытия имеет пре­имущества по сравнению с простой укладкой дополнительного слоя, при которой часто возникает необходимость подъема обочин и расположенных на них коммунальных объектов. Кроме того, новый слой поверх старого увеличивает собственный вес мостов и эстакад. Структура старых слоев по своему гранулометрическому составу может не соответствовать характеристикам современных материалов. Полотно, полученное методом повторной укладки после фрезерования, значительно превосходит по качеству вариант с простой укладкой на старую дорожную одежду дополнительного поверхностного слоя. После фрезы остается рифленая поверхность, обеспечивающая надежное сцепление с новым материалом. Современные фрезы также позволяют осуществлять строгий контроль подъ­ема и уклона, дорога может быть выровнена в продольном и поперечном направлении.

Дорожная фреза BOMAG BM 2000

В сегменте дорожных фрез на мировом рынке дорожных машин конкурирует между собой целый ряд компаний: BOMAG, Caterpillar, Atlas Copco Dynapac, Wirtgen и Roadtec. До недавнего времени список дополняла Volvo CE, но там объявили о прекращении разработки и производства данного вида техники в конце 2014 г. В последние годы несколько китайских производителей также приступили к выпуску дорожных фрез, правда, их продукция продается в основном на внутреннем рынке КНР.

Холодная фреза Wirtgen W 50Ri

Безусловным лидером в данном секторе остается Wirtgen, хотя в последнее время компания BOMAG начала активно расширять свою долю в данном сегменте. Так, например, недавно были представлены фрезы BOMAG с шириной барабана 500 мм, а затем и 1–1,3 м. Последняя новинка компании, полностью разработанная и изготовленная на заводе в г. Боппард (Германия), 36-тонная машина BM 2000/75 с шириной фрезерования 2 м (может быть увеличена до 2,2 м) приводится в действие дизелем мощностью 750 л.с. Эта фреза подходит для работы на автомагистралях, а также на взлетно-посадочных полосах аэропортов, где требуется учитывать некоторые особенности: плотный график движения воздушных судов требует высокой производительности, а условия эксплуатации не допускают запыленности. Гусеничная модель BM 2000/75 предлагается с фирменным барабаном Powerdrum, стандартным барабаном или с барабаном для чистового фрезерования на выбор в зависимости от вида работ. Скорость вращения барабана может регулироваться для повышения качества фрезерования в зависимости от типа установленного барабана. Большая глубина фрезерования обеспечивается при низкой скорости вращения барабана, а чистовое фрезерование тонкого слоя происходит при высоких оборотах.

Как заявляет компания, максимальная эффективность при снятии старого покрытия обеспечивается за счет конструкции барабана, расположения держателей и резцов, а также специально спроектированной системы замены резцов BMS 15. Требующие замены резцы извлекаются путем легкого постукивания по тыльной части. Встроенная система поглощения пыли, не требующая обслуживания, минимизирует загрязнение окружающей среды. Из особенностей также можно отметить удлиненные гусеницы, улучшающие ходовые качества, комфортабельное кресло оператора и виброизолированную рабочую платформу. Машина проста в обслуживании, имеет хороший доступ к основным сервисным точкам. Конвейер для удобства транспортировки складывается с помощью гидроцилиндров.

Компактная колесная фреза BM 500/15 подойдет не только для снятия старого покрытия, но и для ямочного ремонта, фрезерования швов, работ вблизи люков и бордюрных камней. Для фрезы BM 500/15 на выбор имеются фрезерные барабаны шириной 300, 400 и 500 мм с различным расположением резцов. Короб барабана фрезы BM 500/15 сконструирован так, чтобы замена барабана в условиях рабочей площадки не составляла труда. Гидролинии и кабели проходят над шарниром двери короба, поэтому доступ к барабану при ее открытии обеспечивается легко. Направляющие на редукторе помогают быстро установить фрезерный барабан в правильное положение.

Фрезерный барабан компании BOMAG обладает инновационной геометрией. Оптимальное расположение резцов способствует однородному, виброустойчивому фрезерованию. К тому же толстостенный фрезерный барабан BOMAG в отличие от продукции конкурентов ведет себя как маховик и создает намного меньше вибраций. Это увеличивает общий срок службы дорожной фрезы. Особая форма резцов на кромке барабана создает по краям полосы ровный срез с минимальными сколами. Благодаря этому отпадает необходимость в дополнительных работах. Две массивные направляющие предохраняют от повреждений при столкновении с небольшими препятствиями. Кроме того, на массивных полозьях из твердого сплава находится хорошо видимый указатель края фрезерования, помогающий оператору при точном подводе.
Дорожная фреза Caterpillar

Сфрезерованный материал захватывается и транспортируется поворотным ленточным конвейером с регулируемой скоростью ленты. Рабочее место оператора оборудовано панелью с цифровым индикатором, который показывает глубину фрезерования. Справа и слева под индикатором находятся кнопки калибровки. С помощью двух рычагов оператор может осуществлять пропорциональное регулирование глубины фрезерования. Регулирование распыления воды производится двумя тумблерами. С помощью левого тумблера включается автоматический режим подачи воды только во время фактического фрезерования. Второй тумблер позволяет задавать количество распыляемой воды. Помимо прочего можно задать предельную нагрузку или задействовать антипробуксовочную систему. В ассортимент продукции компании входят также машины с шириной фрезерования 600, 1200 и 1300 мм.

Чтобы сохранять сильные позиции на рынке, Wirtgen продолжает расширять линейку своей продукции, особенно в сегменте компактных машин. В результате сегодня под этой маркой предлагаются небольшие фрезы, а также новые барабаны и системы нивелирования для них. Основное внимание уделяется улучшению характеристик и облегчению управления.

Суперкомпактная и маневренная новинка – фреза W 35Ri с шириной фрезерования 350 мм. Габариты новой машины тоже небольшие. Она может проходить сквозь дверной проем и имеет ширину всего 1 м. Фреза может управляться как с рабочей платформы (с помощью рулевого колеса или рукоятки на многофункциональном подлокотнике), так и дистанционно с помощью пульта. Ключевые особенности новинки – это передовая система управления с интегрированной системой нивелирования, которая работает по тому же принципу, что заложен и в более крупных моделях. В качестве датчиков используются лазерные, 3D или ультразвуковые сенсоры. Цветной дисплей четко отображает данные даже на ярком солнце. Специальный фильтр, установленный на дизельном двигателе Deutz мощностью 45 кВт, позволяет использовать фрезу даже внутри помещений. Машина массой 4,55 т может фрезеровать на глубину до 110 мм при ширине полосы 350 мм (стандартный вариант) или 500 мм (опция).

Фреза Wirtgen W210i

Среди других новинок: W 50Ri and W 60Ri в классе машин с рабочей шириной 500 мм, метровая W 100CFi, W 120CFi в классе 1,2 м и W 130CFi в классе 1,3 м. Колесная машина W 50Ri с глубиной фрезерования 210 мм отличается экономичностью и производительностью. Ее масса составляет 7,1 т, мощность двигателя – 105 кВт. Целый ряд функций был автоматизирован, оператору стало легче управлять рабочим процессом, при этом точность операций увеличилась. Важный инструмент – новая встроенная система Level Pro Plus. Другая инновация – новая конструкция фрезерного барабана с увеличенным на 75% сроком эксплуатации.

Модели с передней выгрузкой и поворотным на 60° в обе стороны конвейером (скорость поворота можно выбрать) W 100CFi, W 120CFi и W 130CFi спроектированы для универсального применения и имеют высокую производительность. Так, по заявлению компании производительность W 100CFi была увеличена на 15%. Силовая установка включает экономичный дизельный двигатель мощностью 261 кВт. Узкое шасси машины способствует лучшему обзору. Для этой же цели служит функция гидравлического смещения платформы оператора в сторону на 200 мм, что обеспечивает лучший обзор барабана и передней правой гусеницы. Между тем состояние левой кромки барабана и процесс выгрузки материала контролируются с помощью системы видеонаблюдения. Оптимальное качество фрезерования достигается, как и на младших моделях, за счет системы нивелирования Level Pro Plus. Заданная глубина фрезерования отслеживается с помощью датчиков, расположенных на гидроцилиндрах, которые установлены на боковых плитах.

Дорожная фреза Dynapac PL1000T

Оператор видит все важные рабочие параметры на цветном дисплее, встроенном в многофункциональный подлокотник. На подлокотнике расположены четыре кнопки, которые могут быть дополнительно запрограммированы на выполнение любой из 15 дополнительных функций. Маневренность в труднодоступных местах улучшается за счет поворотной правой задней гусеницы. Wirtgen W210 оснащена инновационной «Системой комфорта оператора» (OCS), которая обеспечивает удобное и простое управление. Существенным элементом OCS является гидравлически сдвигаемая и поворачиваемая кабина, которая быстро и эффективно перемещает водителя в оптимальное с точки зрения обзора положение. Камеры видео-наблюдения и климат-контроль дополняют перечень опций.

Atlas Copco (Dynapac) производит три модели компактных фрез с рабочей шириной от 0,35 до 1 м. Правое заднее колесо у них складывается, обеспечивая возможность работы вдоль стен и бордюров. Операторы также отметят простой и удобный интерфейс, легкость в обслуживании и низкую шумность. Быстросъемный конвейер и электронная система нивелирования предлагаются в качестве опции. Квадратные опоры шасси могут поворачиваться под углом 45° и придают конструкции повышенную прочность, а запатентованная конструкция передней оси в виде параллелограмма снижает износ шин и способствует лучшему сцеплению на уклонах. Компания предлагает две системы держателей резцов. PL2000 – это мощная и высокопроизводительная дорожная фреза массой 33 500 кг с четырьмя приводными гусеничными тележками, системой фронтальной выгрузки и режущим барабаном с механическим ременным приводом. Дорожная фреза Dynapac PL2000 предназначена для полного снятия и профилирования асфальтовых и бетонных покрытий при проведении крупномасштабных ремонтных работ.

Новая гусеничная фреза Caterpillar PM 102 оснащена гидростатичес-ким приводом, в котором гидравлический поток обеспечивается аксиально-поршневым насосом с переменной производительностью. Приводные двигатели с двумя фиксированными величинами рабочего объ­ема на каждой гусенице обеспечивают сбалансированное тяговое усилие. Для максимальной производительности система с электронным управлением обеспечивает соответствие скорости хода и нагрузки на двигатель. Подача равных потоков гидравлического масла к каждому из приводных двигателей увеличивает тяговое усилие в тяжелых условиях резания. Управление системой контроля сцепления с грунтом осуществляется с консоли оператора. Надежный и простой привод ротора состоит из трапециевидных шкивов, ремня и сухого сцепления с гидравлической муфтой. Гидравлическая автоматическая система натяжения не дает ремню ротора проскальзывать и сокращает объем технического обслуживания. Резцы устанавливаются в патентованные долговечные трехсекционные быстроразъемные держатели и имеют трехрядную конфигурацию для максимального усилия отрыва.

Конусная посадка обеспечивает надежное крепление в основании держателя. Быстрое и легкое извлечение резца обеспечивается системой извлечения резцов из быстроразъемных конических держателей. Для смазки подборочного транспортера и удаления пыли используется стандартная оросительная система высокого давления. Форсунки распыления воды могут быть с легкостью сняты для осмотра и замены без использования инструментов. Передний погрузочный конвейер имеет функцию регулирования скорости ленты и переключатель реверса. Скорость погрузочной ленты плавно регулируется, что обеспечивает оптимальную производительность для равномерной загрузки самосвала.

Дорожная фреза от компании XCMG

Большой дисплей, хорошо видимый даже в прямых солнечных лучах, отображает рабочие параметры машины и позволяет проводить диагностику двигателя. Дисплей является единственным интерфейсом для сервисной диагностики и калибровки. Зад-нюю правую стойку можно поворачивать вовнутрь в пределах ширины реза машины, что позволяет использовать агрегат для операций срезания заподлицо. Когда задняя правая стойка развернута вовнутрь, машина может выполнять срезание вблизи стен, ограждений и других вертикальных препятствий. Система поворота задней стойки автоматическая, управление ею осуществляется с рабочего места оператора. При позиционировании правой задней стойки в пределах ширины реза машины оператору даже не нужно вставать с сиденья. Электронный блок управления контролирует состояние систем машины, а также проводит самодиагностику и выдает результаты оператору или обслуживающему персоналу. Доступна версия PM 102 на колесах.

Компания Roadtec входит в состав корпорации Astec Industries – мирового лидера в области асфальтовых технологий. Roadtec предлагает гусеничные фрезы в трехгусеничном и четырехгусеничном вариантах с двигателями Caterpillar или Cummins мощностью от 325 до 950 л.с. Трехгусеничная конструкция более маневренная и легкая, тогда как машина на четырех гусеницах обеспечивает большее тяговое усилие и проходимость. Гусеницы оснащены полиуретановыми съемными башмаками. Особенность барабанов, устанавливаемых на фрезы Roadtec, заключается в расположении режущих зубьев, которое позволяет передавать бóльшую часть кинетической энергии вращающегося барабана на покрытие через один зуб, а не через два. Большая разрушающая сила, приложенная в одной точке, позволяет существенно увеличить скорость фрезерования. Угол наклона резцов относительно поперечной оси барабана составляет 70°, что регламентировано возможностью вращения головки резца для равномерного износа контактирующей поверхности.

Фрезы RX-300e и RX-600ex могут снабжаться специальным кожухом для быстрой смены барабанов. Особенность гусеничных фрез Roadtec – возможность фрезерования дорожного покрытия в двух направлениях: при движении вперед и назад. Для этого передний и задний отвалы барабана гидравлически поднимаются в зависимости от направления движения. От направления фрезерования также зависит гранулометрический состав материала. При движении назад фреза может работать в режиме холодного ресайклера и обеспечивать подачу отфрезерованного покрытия, перемешанного с битумной эмульсией и цементом, по конвейеру сразу в бункер укладчика. Вместе с фрезами Roadtec используется собственная система нивелирования SmoothMill на базе датчиков и контроллеров производства компании MOBA.

Новая фреза китайской компании XCMG XM1003S нацелена на метровый сегмент. Глубина фрезерования новой машины составляет 300 мм, три диапазона рабочего хода обеспечиваются с помощью системы пропорционального гидростатического привода. Рабочие параметры отображаются на жидкокристаллическом дисплее. 

Дорожная фреза Roadtec RX-700e
 

На рынке дорожных фрез представлено не так много компаний-производителей, но несмотря на это достаточно широкий ассортимент позволяет выбрать подходящую модель для выполнения любых задач. Основное внимание изготовители уделяют рабочему органу фрезы – барабану с резцами и системе крепления резцов. Большинство современных фрез оборудуется легкозаменяемыми барабанами, чтобы подрядчик имел возможность использовать разные варианты, отличающиеся по ширине или по расстоянию между линиями фрезерования, не покидая рабочей площадки. Перед приобретением фрезы необходимо проверить доступность резцов на складе поставщика.