Компактно - комфортно
Небольшие размеры машин и комфорт оператора вполне совместимы 

В связи с тем, что в последние десятилетия люди становятся крупнее, а также ввиду общего подъема уровня жизни и требований к качеству условий труда, на рынке возник спрос на более просторные и комфортабельные кабины для компактной дорожно-строительной техники. 

Работники старших возрастов (а они, как правило, самые опытные и квалифицированные), многие из которых страдают от болезней суставов, плохого зрения, лишнего веса и других нарушений здоровья, наиболее категорично отказываются работать в тесных, вызывающих клаустрофобию кабинах дорожно-строительных машин. А молодые рабочие вообще считают само собой разумеющимся, что машины должны быть комфортабельными и оснащены такими «удобствами», как разъемы для подключения портативных гаджетов и других электронных приборов.

Инженеры – разработчики оборудования проводят большую работу, стремясь удовлетворить требования потребителей. Создать комфортные условия в кабине всегда было нелегкой задачей для всех производителей, и в настоящее время это одна из первоочередных целей. Комфортные условия в кабине – именно та сфера, в которой производители имеют возможность приобрести преимущества перед конкурентами.

 

Размер кабины

Казалось бы, компактное оборудование должно быть как можно меньше, и тенденция к увеличению внутреннего объема кабин выглядит нелогичной. Тем не менее по причинам, описанным выше, размеры кабин увеличиваются в большинстве линеек компактного оборудования. Например, кабина в компактных колесных погрузчиках Case серии F увеличилась, несмотря на то, что габаритная длина машин стала меньше по сравнению с предыдущими моделями.

У погрузчиков Case с бортовым поворотом и компактных гусеничных погрузчиков рычаги стрелы были раздвинуты в стороны насколько возможно, чтобы между ними поместилась ставшая шире кабина, но при этом габаритная ширина машины не увеличилась. Разработана также конструкция со смещенной вперед кабиной, благодаря чему увеличился общий объем кабины и улучшилась обзорность ковша и сменного навесного оборудования в нижнем положении. Также объем кабин погрузчиков Case был увеличен за счет смещения кабины вниз в раму.

Как утверждается, у новых мини-погрузчиков JCB внутренний объем кабины на 46% больше, чем в среднем у конкурентов. У мини-погрузчиков Bobcat серии М кабины имеют до 20% больший внутренний объем, чем кабины погрузчиков других марок. Также проще входить и выходить из кабины благодаря большему проему двери, расположенной спереди. Увеличена площадь проема входной двери и у новых компактных погрузчиков на сочлененной раме Liebherr мод. L506 и L508.

Еще один показательный пример – компактные телескопические погрузчики JLG. При проектировании машин компания обращает большое внимание на отзывы и пожелания операторов: насколько просто входить и выходить из кабины, как далеко может осмотреть оператор рабочую зону вокруг погрузчика не вытягивая шею.

В новинках этого года от John Deere, погрузчиках с бортовым поворотом 318Е и 326Е на шесть дюймов по сравнению с предыдущими моделями увеличено пространство над головой (без увеличения габаритной высоты кабины). Кроме того, в кабине 326Е реализована новая конструкция пола, обеспечивающая на 33% больше места для ног и повышенное удобство при работе и входе/ выходе из кабины.

Компания Caterpillar также придает комфорту в кабине первоочередное значение. Ее модульная конструкция кабины Cab-One обеспечивает более надежное уплотнение, поскольку в конструкции нет отдельных деталей – днища кабины или углубления для ног, стыки которых нужно уплотнять.

 

Отопление, вентиляция, кондиционирование

Условия работы оператора в кабинах погрузчиков с бортовым поворотом в последние 10–15 лет улучшаются стремительными темпами. Но и запросы потребителей за этот период выросли многократно. Качество работы кондиционеров в кабинах постоянно улучшается – совершенствуется схема воздушных потоков, появляются дополнительные вентиляционные сопла на новых местах, увеличиваются мощность и производительность установок.

Bobcat увеличила производительность систем отопления и вентиляции своих машин, чтобы иметь запас на случай работы при экстремальных температурах. У погрузчиков с бортовым поворотом Caterpillar серии D система вентиляции создает воздушный поток на 20% больший, чем у моделей предыдущего поколения. При разработке кабины этих погрузчиков и ее климатической системы основное внимание было уделено обеспечению избыточного давления в кабине, которое теперь почти вдвое больше, чем у предыдущих моделей.

Избыточное внутреннее давление – еще одно из преимуществ герметичной кабины. Оно помогает поддерживать в кабине комфортную температуру, в то же время не позволяя попадать снаружи частицам грязи и пыли. Один из многочисленных примеров – герметизированная с избыточным давлением кабина новых колесных и гусеничных мини-погрузчиков JCB, оснащенная салонным фильтром воздуха, 3-скоростным отопителем и кондиционером с функциями антиобледенения и антизапотевания стекол.

В погрузчиках John Deere серии E расположение отверстий в кабине продумано с целью оттаивания переднего стекла и боковых стекол в зимних условиях. В системе вентиляции и кондиционирования имеются восемь вентиляционных отверстий, которые направляют на 50% больше воздуха и на 30% больше тепла для защиты от запотевания стекол и поддержания комфорта в кабине в течении всего года.

К тому же изоляция и избыточное давление в кабине помогают уменьшить уровень шума внутри. При покупке клиенты интересуются уровнем шума в кабине, и его значение влияет на принятие решения о покупке. По условиям некоторых тендеров требуется указывать значения уровня шума в кабине в децибелах. Однако будьте внимательны: значения уровня шума в кабинах машин разных марок не всегда можно сравнивать. Уровень шума может измеряться по разным методикам: иногда – при двигателе, работающем на холостом ходу, а иногда – на полной мощности.

Сиденье оператора

Оператору приходится сидеть в кабине по 6–8 и больше часов в день. Конечно, сиденье должно быть очень удобным. Сиденья на пневмоподвеске становятся все более популярны, но и конструкции сидений, обычно входящих в стандартную комплектацию, значительно усовершенствовались. У современных компактных дорожно-строительных машин в стандартную комплектацию теперь входят сиденья с регулируемой жесткостью подвески в зависимости от веса оператора. Многие сиденья имеют высокую спинку. Они более удобны, и в некоторых можно даже полулежать.

Возможность отрегулировать подвеску и установить удобную для оператора посадку является решающим преимуществом сиденья дорожно-строительной машины. Например, в компактных машинах Terex сиденья на механической подвеске всегда предлагаются как альтернатива подвескам других типов, а в некоторых компактных машинах входят в стандартную комплектацию. Bobcat предлагает клиентам сиденья «суперлюкс» для экскаваторов Е63 и Е85 – на подвеске, с поясничным подпором и возможностью регулировки под любого оператора. Регулируемые подлокотники и откидывающиеся педали позволяют операторам, особенно высоким и крупным, вполне удобно расположиться в кабине.

Caterpillar предлагает для мини-погрузчиков и мини-экскаваторов серии D сиденья различных типов: с высокой спинкой, подогревом, на пневмоподвеске и с встроенными в подлокотники джойстиками управления. Сиденье имеет дополнительные удобства: регулируемые откидывающуюся спинку и поясничный подпор. Все сиденья на пневмоподвеске имеют независимые регулировки положения дуги безопасности и джойстиков, позволяющие сделать сиденье удобным для любого оператора и любого вида работ. У новых мини-погрузчиков JCB в стандартной комплектации сиденье с механической подвеской с регулируемой жесткостью, а пневмоподвеска, обогрев и регулируемые подлокотники предлагаются как опции.

 

Органы управления

В строительные компании приходит новое поколение операторов дорожно-строительных машин, в связи с этим в машинах появляются различные новые варианты органов управления. Многие производители переходят от управления педалями на джойстики, потому что, как считают специалисты, не­опытному оператору проще научиться управлять джойстиками, особенно если у оператора проблемы с ногами и он не может быстро и с силой нажимать на педали, зато очень легко, не прилагая усилий, сможет управлять погрузчиком с помощью джойстиков. К концу долгого рабочего дня оператор не будет таким уставшим, как после работы на компактной машине с управлением традиционного типа.

Bobcat предлагает для своих погрузчиков с бортовым поворотом и компактных гусеничных погрузчиков органы управления различных типов: традиционные (рычаги и педали), Advanced Control System (усовершенствованное управление рычагами и педалями), Selectable Joystick Controls (управление джойстиками) и традиционные органы управления с усилителем Power Assist для некоторых моделей.

В погрузчике John Deere 844K-II можно выбирать: управление джойстиком или двумя гидравлическими рычагами. Селектор FNR джойстика позволяет легко задавать направление и переключать передачи. Обе системы управления включают инновационную функцию Quick-Shift для переключения передач нажатием кнопки, по одной передаче за раз.

Приборы в машинах – еще одна быстро прогрессирующая отрасль. Одно из направлений развития – упрощение использования и снятия показаний. Простые в использовании и управлении приборы предпочтительны, нужно, чтобы все необходимые для работы показания оператор мог получить максимально просто, считают специалисты. Компания Case усовершенствовала органы управления своих погрузчиков с бортовым поворотом и компактных гусеничных погрузчиков, введя новое меню настроек EZ EH (параметров электрогидравлического оборудования), которое позволяет задать 9 разных настроек скорости и параметров управления, которые могут корректироваться прямо во время работы. Это позволяет оператору настраивать параметры управления по своему выбору, как удобнее, и таким образом повышает производительность труда.

Монитор управления Advanced Displey на машинах Caterpillar способен «запомнить» до 50 личных кодов доступа операторов и соответственно воспроизвести до 50 настроек управления, введенных этими операторами. В новых компактных погрузчиках Volvo L20F и L25F есть джойстик, с помощью которого можно управлять подъемом/ опусканием, «плавающим режимом» и наклоном ковша, передним/ зад­ним направлением движения и блокировкой дифференциала.

Самой малой моделью линейки телескопических погрузчиков JLG является мод. G5-18A, которая отличается сравнительно большой кабиной, сиденьем на подвеске и со встроенным в подлокотник единственным джойстиком, с помощью которого можно управлять подъемом, телескопированием и наклоном вил. Другими опциями, которые повышают комфортность условий труда оператора, являются регулировка наклона рулевой колонки, кондиционер и подготовка для установки магнитолы (готовая магнитола не устанавливается, чтобы дать возможность оператору выбрать магнитолу по своему вкусу).

Многие ведущие производители оснащают компактную технику функцией «пуска без ключа», после ввода оператором секретного кода. Например, такая функция имеется в мини-погрузчиках John Deere. Это удобно и предотвращает несанкционированное использование машины.

Обзор рабочей зоны

Одной из основных характеристик комфортности условий работы для оператора является широкий и беспрепятственный обзор пространства вокруг машины. Многие производители недавно усовершенствовали конструкции своих компактных машин, расширив поле обзора оператора. В большинстве случаев закрытая кабина не мешает обзору. Производителям удается встроить широкие окна в защитные конструкции ROPS так, что стойки и перекладины не перекрывают поле зрения оператора.

Так, у компактных погрузчиков Liebherr изменены конструкция и форма рычагов стрелы. Чтобы увеличить поле обзора оператора и тем самым безопасность окружающих машину людей, рычаги сближаются к кабине (стрела имеет «конусную» форму). Также увеличена площадь остекления кабины. Кабина погрузчиков Bobcat смещена вперед, чтобы оператор был ближе к рабочей зоне и лучше ее видел. К тому же увеличилась площадь остекления. В гусеничных мини-погрузчиках Kubota с места оператора обеспечен обзор на 360°. Он видит зону позади машины, тогда как в некоторых других машинах оператор может увидеть, что находится позади, только когда подъедет к объекту почти вплотную.

Традиционная конструкция погрузчика с бортовым поворотом ограничивает обзор для оператора, и, чтобы исправить этот недостаток, форма рычагов стрелы мини-погрузчиков Caterpillar серии D была усовершенствована для расширения поле зрения оператора. Также в стандартную комплектацию включена камера заднего вида, передающая изображение на дисплей в кабине. У новых мини-погрузчиков New Holland серии 200 через боковые окна кабины открывается отличный обзор гусениц или колес, площадь заднего окна кабины больше, чем у моделей предыдущего поколения, вместе со стрелой новой конструкции Super Boom обеспечивается беспрепятственный обзор зоны позади погрузчика, а большое окно в крыше позволяет наблюдать за поднятым на полную высоту ковшом.

Некоторые производители, как, например John Deere, используют в мини-погрузчиках передние стекла кабины изогнутой формы для улучшения обзора.

 

В конечном счете то, насколько успешны усилия создателей техники, будет оцениваться потребителем интуитивно. Чем удобнее чувствует себя оператор в кабине, тем меньше он устает и выше его производительность. То, насколько удобно и комфортно чувствует себя оператор на рабочем месте, зависит от множества различных переменных факторов. В конструкциях большинства новых моделей компактных погрузчиков, которые появляются в последние годы, отражаются описанные выше тенденции. Чем больше функций, устройств и систем из тех, что востребованы потребителями, вы можете предложить, не делая кабину слишком тесной или не ухудшая производительности машины, тем больше преимуществ будет иметь машина на рынке.