Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 1)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле
Редеющие ряды
Мировое производство скреперов
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива
Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.2)
Конструкции тягово-сцепных устройств
 1
Китайские внедорожные самосвалы (ч.1)
Дракон готовится к прыжку…
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6

«Золотые ручки» всегда в цене Лаповые снегопогрузчики

Обильные снегопады в России случаются, как обычно, неожиданно и не только приносят немало сюрпризов обитателям городских дорог, но и превращаются в проблему номер один для городских властей.

И без того плотное движение замедляется, количество парковочных мест тает на глазах. Рутинная поездка отнимает массу драгоценного времени. Эта картина всем знакома. Не следует забывать и о том, что в городском снегу накапливается большое количество вредных веществ, он быстро слеживается, твердеет и приобретает характерный «грязный» цвет. Понятно, что движение транспортных средств и пешеходов нельзя ставить в зависимость от погодных условий. Для этого уборка проезжей части улиц должна быть своевременной и регулярной.

Задача усложняется тем, что приходится не просто отбрасывать снег с проезжей части на обочину или на газон (при таком складировании к концу зимы может образоваться сугроб высотой в несколько метров), а сразу загружать и вывозить его. Поэтому процесс уборки в городе (или другом населенном пункте) состоит из нескольких этапов. Сначала снег с проезжей части сдвигается в лотковую часть улицы для временного хранения. Затем из него формируется так называемый «снежный вал», который сужает проезжую часть, поэтому его необходимо быстро убрать. Сделать это можно разными способами, но без специализированной техники в достаточном количестве здесь не обойтись.

 

Из истории

Проблема возникла в 20-х годах прошлого века с развитием автомобильного движения в густонаселенных городах. После нескольких рекордных снегопадов в США (1918–1925 гг.), когда трамвайное движение полностью останавливалось, а владельцы машин были вынуждены часами освобождать их из снежного плена, городские власти стали массово закупать современную технику, так как рабочие с лопатами, которые грузили снег в телеги, обходились очень дорого и их требовались тысячи. Наряду с плугами для уборки снега с конной тягой стали применяться первые машины на гусеничном и колесном ходу. В частности, модель 42 компании Barber-Greene, которую основали два талантливых инженера из США (они же впоследствии первыми в мире разработали асфальтоукладчик), представляла собой гусеничную машину для погрузки камней, которая в зимний период могла быть пере­оборудована для погрузки снега. Для этого на нее дополнительно устанавливали специальную стрелу. Рекламный плакат тех времен гласил, что такая машина не только заменяет от 60 до 150 рабочих, но и работает в 30 раз быстрее.

В СССР первый снегопогрузчик С-1 на базе трактора ЧТЗ по­явился в 1936 г. Лаповые снегопогрузчики непрерывного действия, называемые также «золотые ручки», начали выпускать в 1946 г. на Экспериментально-механическом заводе КБ Управления благо­устройства Москвы, а в 1952 г. серийный выпуск этих снегопогрузчиков был передан на Свердловский механический завод.

 

Современные снегопогрузчики: развитие продолжается

Лаповый снегопогрузчик в наше время – это эффективная машина для быстрой уборки городских улиц. Сегодня сразу несколько российских и белорусских производителей предлагают подобную технику, которая остается очень востребованной коммунальными службами в зимний период, несмотря на широкое предложение шнекороторных и фрезерно-роторных машин. Погрузчик с лаповым питателем, двигаясь вперед, забирает из вала снег, который подается на скребковый конвейер и загружается в кузов самосвала, следующего за ним, таким образом создавая минимум помех движению транспорта. К пре­имуществам такой техники можно также отнести точность и аккуратность в работе. За сохранность асфальтового покрытия можно не беспокоиться – конструкция привода лопаты исключает какие-либо повреждения поверхности.

Отечественный лаповый снегопогрузчик КО-206 выпускается в различных вариантах уже несколько десятков лет. Текущие модификации рассчитаны на уборку слоя снега высотой 110 см при рабочей ширине 260 см. Эти машины с высокой проходимостью смонтированы на специально разработанном шасси с двумя ведущими мостами с механическим или гидравлическим приводом хода и рабочего органа. Из особенностей конструкции можно отметить расположенный под козырьком крыши дополнительный ряд фонарей для ночной работы. Максимальная транспортная скорость машины составляет 30 км/ч. По желанию заказчика можно установить каркасную или цельнометаллическую кабину.

В 2001 г. в ООО «Дормаш» начато производство принципиально новой модели снегопогрузчика – СнП-17. В настоящее время модельный ряд СнП выпускается на АРЗ «Плавский» под товарным знаком «Дормаш» (ООО «ИК ГЕОС»). Это достигается применением современной базы элементов гидравлики итальянского производства. Привод машины гидравлический, в конструкции реализовано бесступенчатое регулирование скорости хода и рабочего оборудования. При заклинивании питателя или транспортера в случае попадания посторонних предметов происходит срабатывание предохранительных клапанов, что исключает возможность механического повреждения привода. СнП-17 оснащен комфортабельной кабиной с большой площадью остекления и хорошим обзором с отопителем и вентилятором. Рулевую колонку можно отрегулировать для удобной работы. Приборы освещения находятся и на лопате погрузчика, и на кабине, что очень полезно при работе в темное время суток. Хорошая эргономика рабочего места снижает утомляемость оператора, тем самым обеспечивается безопасность работ и возрастает производительность.

Для управления рабочим оборудованием используются электрические тумблеры и джойстик, скорость движения регулируется с помощью педали аналогично автомобилю с автоматической коробкой передач. Отличительной особенностью снегопогрузчика СнП-17 является возможность обеспечения загрузки самосвала любого типа через кабину, при этом отпадает необходимость движения самосвала зад­ним ходом и дополнительного маневрирования с выездом на полосу встречного движения, при котором ограничивается уличное движение и создаются опасные ситуации на дороге. Таким образом, общая эффективность уборочных работ становится выше, а сами работы проще. Производительность уборки снега СнП-17 составляет до 330 м3/ч, что позволяет заполнять кузов самосвала в течение нескольких минут. Конечно, на практике такие результаты не всегда достижимы из-за разных размеров снежного вала. Ключевые характеристики: ширина убираемой полосы – 2640 мм, высота погрузки – до 4200 мм, вылет транспортера – 5600 мм. Транспортная скорость – до 30 км/ч.

Типоразмерный ряд снегопогрузчиков АРЗ «Плавский» также представлен машиной СнП-20 с поворотным транспортером для погрузки снега как через кабину самосвала, в том числе большегрузного, так и на обочину.

У белорусского снегопогрузчика АМКОДОР А-37 также оба моста ведущие с дифференциалом повышенного трения и автоматической блокировкой. Особенность данной машины в том, что мосты конструктивно различаются. Передний мост обычный, балочный, а задний – балансирный, управляемый, портального типа с повышенным дорожным просветом. Движение погрузчика обеспечивается передачей крутящего момента гидромотора через карданную передачу на мосты. Транспортная скорость машины составляет 18 км/ч. Поворот происходит с помощью гидросистемы рулевого управления. Рабочий орган (лопата) включает две лапы и два коническо-цилиндрических редуктора, соединенных между собой карданным валом. Привод лап обеспечивается от гидромотора, установленного на левом редукторе. На панели приборов размещены указатели уровня топлива, напряжения, температуры охлаждающей жидкости дизеля с аварийной лампой сигнализации температуры, указатель давления масла в дизеле с аварийной лампой сигнализации давления масла и указатель давления воздуха в тормозах. В нижней части панели расположены контрольные лампы, сигнализирующие об основных параметрах работы дизеля, тормозной системы и вспомогательного оборудования. Подъем и опускание транспортера обеспечивают два гидроцилиндра, установленных в передней части рамы. Управление работой погрузчика осуществляется с помощью шести рычагов и педалей тормоза и газа.

Снегопогрузчик ТКМ-237-02 (продукция завода «Тверькоммаш») по устройству и характеристикам подобен продукции холдинга «АМКОДОР». Его транспортная скорость составляет 19,5 км/ч. Производительность обеих машин составляет до 300 т/ч.

ООО «Завод «Дорожных машин» (г. Рыбинск) начал выпуск техники для погрузки снега относительно недавно, но погрузчик ДМ09 быстро смог занять свою нишу и стать популярным среди потребителей. Только в Москве их насчитывается уже не один десяток. Очевидно, что при проектировании данной машины был учтен предшествующий опыт изготовителей подобной техники. ДМ09 сразу был разработан с полным гидростатическим приводом, большим вылетом стрелы и с равновеликими колесами большого диаметра для обеспечения лучшей проходимости. При этом упор делали не на скрупулезное копирование аналогов, а на собственную разработку, которую вели в системе 3D-проектирования. В результате получилась современная, сбалансированная машина с высокими рабочими характеристиками и, что немаловажно, конкурентная по цене.

Из особенностей снегопогрузчика можно отметить усиленную жесткую раму с подрессоренным передним мостом, лопату с рабочей кромкой из твердого сплава, просторную кабину с панорамным обзором и системой видеонаблюдения для контроля зоны погрузки (опция). Лопату можно поднимать отдельно от транспортера, эта функция полезна для пре­одоления препятствий на дороге, например выступающих канализационных люков в процессе погрузки снега. Органы управления включают две педали переднего и заднего хода, клавиши подъема и опускания лопаты и транспортера, рычаг управления ходом лап и скребков. Максимальная транспортная скорость ДМ09 составляет 30 км/ч, ширина захвата – 2640 мм. Погрузчик рассчитан на загрузку самосвала с максимальной высотой до 4 м при вылете транспортера 5200 мм.

 

На уборку, вывоз с городских улиц и последующую утилизацию снега в России ежегодно тратятся десятки миллионов бюджетных рублей. Конечно, погода непредсказуема и не каждый год оборачивается снежными завалами. Однако несмотря на прогнозы городские коммунальные службы должны иметь в своем парке снегоуборочную технику в достаточном количестве и поддерживать ее в состоянии «боевой готовности». Не будем забывать, что для одних снежная зима это повод хорошо провести время, а для других – тяжелый труд без выходных и праздников, причем в основном ночной. Для его облегчения и требуются производительные, комфортабельные снегопогрузчики – необходимый атрибут современного городского пейзажа. Надо сказать, что лаповый снегопогрузчик со всеми своими достоинствами и недостатками прижился в России, хотя на Западе такую машину найти уже довольно трудно. Но, как известно, спрос рождает предложение, и если такая техника востребована нашими специалистами по уборке улиц, значит, она будет и дальше совершенствоваться и развиваться.

ТЕХНИКА (обзоры) ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СЕРВИС
Роман Третьяков Основные Средства 11'2014 14 января 2016

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru