Рынок башенных кранов в России

Ни одна современная стройка по возведению высотных зданий не обходится без башенных кранов. Башенный кран является необходимым и важным помощником при строительстве.

Несмотря на внешнюю незамысловатость, существует много видов башенных кранов, различающихся по назначению, возможности перемещения, типу ходового устройства. В этой связи и формирование спроса происходит на основе целого ряда характеристик, из которых наиболее важными являются технологии строительства, климатические условия, законодательная база, а также материал, из которого возводится здание. «Сейчас жилищное строительство в России ведется в основном из кирпича. По данным Росстата, в 2013 г. доля кирпичных домов в общем объеме ввода составила 89%. При этом для крупных городов-миллионников наиболее характерно монолитно-каркасное домостроение, доля которого составляет не менее половины объема», – сообщает директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Е. Ржавская.

Во времена СССР выпуск башенных кранов находился на запредельно высоком для современного рынка уровне, когда ежегодные объемы производства превышали 4 тыс. машин в год. Обвал в отрасли произошел в начале 1990-х гг. вместе с распадом СССР. А к концу тех самых 90-х отрасль краностроения практически находилась на пороге выживания. И это не пустые слова – на протяжении 1997–2000 гг. объемы выпуска башенных кранов были на уровне 30 ед. в год, и только с 2002 г. начался более активный рост, который был остановлен»кризисом 2008 г. В конце «нулевых» годов объемы выпуска башенных кранов упали в 13 раз. Новый виток подъема отрасли приходится уже на наши дни, однако современный этап развития рынка башенных кранов сопровождается большой активностью иностранных компаний, которые с каждым годом занимают на российском рынке все большую долю. Если говорить об абсолютных цифрах, то доля выпуска отечественных кранов в общем объеме рынка (импорт + производство) сократилась до 25%. На графике 1 видно, как темпы роста импорта башенных кранов значительно превосходят аналогичные показатели производства. Переходя к оперативным данным первого полугодия 2014 г., отметим незначительный рост показателей ввоза относительно аналогичного периода 2013 г., который составил 3%. В отношении выпуска стоит отметить более значимый рост в 30%.

 

Производство

В разное время на просторах нашей страны насчитывалось до 12 производителей башенных кранов. Однако тяжелые времена 1990-х гг. оставили свой след и значительно сократили это количество. По итогам первого полугодия 2014 г., в России выпуском башенных кранов занималось всего три предприятия. Все три – это многолетние лидеры отечественного краностроения. На первой позиции находится Нязепетровский завод. Отметим, что рост показателей отрасли обязан именно этому заводу, который по итогам рассматриваемого периода увеличил выпуск своей продукции сразу на 60%. ОАО «Ржевский краностроительный завод» значительно уступает лидеру по объемам, однако и под данной маркой за первое полугодие 2014 г. было выпущено на 33% техники больше, чем годом ранее. И только ивановское предприятие «Строммашина» на треть сократило выпуск башенных кранов. 

Импорт

Импортная составляющая рынка, как уже отмечалось ранее, является более динамично развивающимся направлением, поэтому рассмотрим его детальнее. По итогам первого полугодия 2014 г., наибольшее количество башенных кранов было импортировано под маркой Potain. При этом объемы поставок в сравниваемых периодах 2014 и 2013 гг. сократились на 11,8%. Занять лидирующее место французской компании позволила в том числе и довольно низкая активность прошлогоднего лидера – компании Liebherr, поставки которой сократились ровно в 3 раза, что сохранило за ней место в лидирующей группе на четвертой позиции.

Неплохо обстоят дела у компании Terex, импорт башенных кранов которой в январе–июне 2014 г. увеличился практически вдвое. По словам А. Лохина, директора по продажам, эксперта по механизации объектов промышленности и энергетики ООО «НТЦ ГРПМ», официального дилера Terex, такой успех в первую очередь обусловлен реализацией поставок на крупные промышленные проекты, среди которых «Ямал», «Арселор Миттал», строительство аэропортов в Самаре, Н. Новгороде и др.

Уже давно закрепилась в лидерах импортных поставок башенных кранов в Россию марка Donjian. Что и говорить, в 2010 г. китайский производитель даже был лидером, опередив всех крупнейших игроков отрасли. По итогам рассматриваемого периода, Donjian уверенно входит в тройку лидеров, при этом незначительно (на 3 единицы) сократив свои объемы поставок по сравнению с первым полугодием 2013 г. Хотелось бы отметить занимательный факт, что кроме проектирования, производства, монтажа и обслуживания строительной техники, металлоконструкций Харбинская группа компаний «Дунцзянь» имеет в своих активах Усадьбу «Волга», которая находится в 10 км от производственной базы корпорации (пригород г. Харбин), главная идея которой – русская культура.

Значительно увеличила поставки башенных кранов в первом полугодии 2014 г. испанская компания Sáez. По сравнению с 2013 г. ввоз увеличился в 5,5 раза. Все ближе подбираются к лидерам несколько представителей Поднебесной, среди них марки Zoomlion, Yongmao и Dahan.

Судя по рейтингу стран, где была выпущена техника, впоследствии импортированная в Россию, китайская продукция все больше пользуется спросом у отечественного потребителя. Как и по многим другим направлениям, рынок башенных кранов изобилует производителями из Поднебесной. В рассматриваемом периоде в нашу страну ввозилось оборудование сразу более 20 китайских производителей. Кроме того, один из шести заводов французской компании Potain S.A.S. находится в Китае, и там было собрано 37 башенных кранов, которые были растаможены в России в первом полугодии 2014 г. Из особенностей марочной структуры по странам отметим, что в первом полугодии 2014 г. в Россию были ввезены башенные краны Potain, произведенные на пяти ее заводах.

Несмотря на падение поставок техники марки Potain, лидирующая позиция по-прежнему принадлежит ООО «Манитовок Крэйн Груп СНГ» – официальному дилеру Potain, Grove, National Crane, поставщику грузоподъемной техники, кранов.

Объемы поставок башенных кранов марки Terex увеличились почти в 2 раза в сравниваемых периодах 2014 и 2013 гг., а прирост импортных поступлений их официального дилера ООО «НТЦ ГРПМ» составил 218%! Кроме уже упомянутой марки компания импортировала несколько кранов датской компании Kroll.

Особо отметим ООО «Итирус». В июне 2014 г. компании был присвоен статус официального эксклюзивного дилера башенных кранов Zoomlion в России. И несмотря на то, что текущий год стал для нее дебютным на рынке башенных кранов, уже по итогам первого полугодия 2014 г. специалистами ООО «Итирус» в Россию было ввезено 15 башенных кранов Zoomlion, что позволило войти в тройку крупнейших импортеров данного вида техники.

Рынок башенных кранов в России имеет тенденцию к росту, что подтверждают не только цифры импортных поступлений самой техники, но и данные по общей площади введенных зданий, которые в том числе зависят и от количества задействованной на стройках техники. По оценке Росстата, в первом полугодии 2014 г. наблюдалось увеличение данного показателя сразу на 27%.

Однако на спрос влияют и сторонние факторы, в том числе последние события на мировой арене, связанные с ситуацией на юго-востоке Украины. Вот мнение менеджера по продажам ООО «Манитовок Крэйн Груп СНГ» С. Незнамова: «Еще одним фактором, оказавшим влияние на динамику продаж импортной техники, явилось снижение курса рубля по отношению к доллару США и евро в 2014 г. Особенно это повлияло на сегмент кранов премиум-класса, которые предлагаются по ценам в евро, поскольку их стоимость в абсолютном выражении увеличилась в большей степени, чем на краны, предлагаемые в долларах США. Кроме того, снижение покупательской способности эксплуатирующих организаций по причине падения курса рубля вынудило некоторую их часть сделать выбор в пользу отечественной техники».

В свою очередь А. Лохин, директор по продажам ООО «НТЦ ГРПМ», отмечает перспективность российского рынка для «башенных кранов высокого качества европейской сборки» при достаточно высоком уровне их спроса. «Быстрое устаревание отечественных кранов КБ и, как следствие, небезопасная эксплуатация этих машин ускоряют процесс перехода компаний на импортную, качественную технику, – продолжает А. Лохин. – Башенный кран – это центральный и главный механизм строительства. Консервативная машина, влияющая на безопасность, надежность и скорость работы. Ее невозможно чем-то заменить». По словам А. Лохина, стабильный рост продаж башенных кранов продолжится и в 2014–2015 гг.

РЫНОК (статистика, анализ) Башенный кран
Андрей Ловков Основные Средства 11'2014 11 января 2016

Комментарии (0)