Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
 3
Особенности эксплуатации экскаватора-погрузчика JCB
«Воздушное колесо»
Современные конструкции шин
Гибридный троллейбус
Реальный конкурент городского автобуса
Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
 1
«Дорожники-художники»
Машины для нанесения дорожной разметки

Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники

Выполнять правила эксплуатации следует с той самой минуты, когда машина приобретена, и до того, как машина будет списана. Этот общий принцип относится к любой технике, но сегодня мы поговорим в основном о дорожно-строительном оборудовании.

В процессе эксплуатации любой машины от момента ее приобретения и до списания можно выделить восемь важнейших элементов:

  • приобретение;
  • обучение оператора;
  • обучение механиков и слесарей, обслуживающих машину;
  • регулярное техническое обслуживание машины;
  • своевременное проведение ремонта;
  • контроль затрат на расходные материалы;
  • подбор состава техники в парке;
  • удаление из парка ненужных машин.

Если уделить должное внимание всем этим моментам, можно продлить срок службы машин и добиться их максимальной экономической эффективности. Конечно, все перечисленные мероприятия стоят немалых денег, но вложения эти очень выгодны, если сравнить их со стоимостью внеплановых ремонтов неожиданных поломок и потерь от незапланированных простоев техники.

Приобретение машины

Рекомендуется сравнить предложения нескольких поставщиков, составив список параметров, которые больше интересуют в данной машине. Например, вместимость ковша, мощность двигателя, расход топлива, гарантийные условия с возможными «расширениями» и цена. Условия, предоставляемые каждым поставщиком, заносят в этот список вместе с любой другой полезной и относящейся к делу информацией, затем можно сравнить предложения.

Конечно, следует обращать внимание на надежность бренда и качество предлагаемого послепродажного обслуживания. Несомненно, немалое значение имеет и местонахождение дилера – 150 км это многовато для поездок за каждой мелочью. Даже если стоимость машины у дилера самая малая, лучше поинтересоваться – может быть, стоимость послепродажного обслуживания выше, чем у других? При постоянно растущих ценах на топливо следует очень внимательно сравнивать расходы топлива у машин. Сэкономив один раз на покупке, можно много потерять на обслуживании и топливе за годы эксплуатации машины. Если есть возможность, хорошо бы сравнить длительность интервалов техобслуживания, ожидаемые затраты на послепродажное обслуживание, стоимость эксплуатации, стоимость 1 моточаса или 1 км пробега, доступность запчастей, производительность машин и стоимость обучения механиков и слесарей.

В инструкции по эксплуатации новых машин для операторов могут не попасть какие-то недавно появившиеся новые функции. Поэтому некоторые производители или дилеры обеспечивают клиентам доступ на сайт, на котором круглосуточно можно узнать о самых последних новинках техники и получить новейшие обновления электронных программ управления. Как отмечают специалисты, наличие таких возможностей оказывает влияние на принятие клиентом решения о приобретении машины. Порой клиенты даже сами интересуются, как часто можно обновлять программы управления на веб-сайте, и в зависимости от ответа производителя принимают решение о покупке.

Многих интересует также наличие 3-летней расширенной гарантии. Владелец старается сократить эксплуатационные затраты, поэтому ориентируется на те машины, с которыми у него будет меньше забот по техобслуживанию и производительность которых самая высокая. Иногда клиенты предпочитают машины с самой высокой производительностью даже если пакет предоставляемых сервисных услуг невелик.

Обучение операторов

Обучение могут организовывать производители техники или дилеры. Оператор должен хорошо знать правила техники безопасности и приемы безопасной работы на машине. Также он должен уметь выполнять проверку машины перед началом смены и в конце, ежедневное техническое обслуживание и такие простые операции, как регулировка натяжения приводных ремней, а также знать, что означает включение той или иной аварийной лампы.

Оператор обязан хорошо знать, как обслуживается машина, ведь его можно назвать «первой линией обороны» машины от поломок. Если с машиной что-то случится, ему необходимо уметь быстро разобраться и доложить руководству, если производительность машины уменьшится, что может быть вызвано, например, неисправностями в гидросистеме. Неисправность может быть простой, как, например, обрыв ремня вентилятора, но если ее не устранить вовремя, может произойти перегрев агрегатов, и тогда жди большой аварии машины, а вместо стоимости нового ремня придется оплачивать крупный ремонт и простой. Такой может быть цена пренебрежения обучением оператора. Подготовленный оператор может самостоятельно проверять уровень рабочих жидкостей, промывать воздушные фильтры, и это положительно сказывается на расходе топлива, должен знать, что означает код неисправности, чтобы не обращаться по каждому пустяку к механику.

Обучение специалистов по обслуживанию техники TAKEUCHI

Одна из наиболее часто встречающихся проблем – настройка режимов электронного управления машины. Многие производители делают электронные системы управления такими сложными и с таким количеством возможных вариантов, что операторы не могут разобраться в этом. Они просто садятся в кабину и включают машину, не заботясь о том, чтобы настроить режим «ползучего хода», высокой мощности и т. п. Трудно заставить их выполнять сложные настройки системы управления каждый раз при изменении режима работы. Эти режимы, системы и функции управления значительно повышают производительность и экономичность машин, но операторы не будут самостоятельно разбираться, как ими пользоваться, пока не пройдут специального обучения. И даже после этого руководитель должен постоянно контролировать, производят ли операторы нужные настройки, побуждать их читать инструкцию по эксплуатации и полнее использовать возможности сложной и дорогой современной техники.

Обучение механиков и слесарей

Даже подробнейшая инструкция не позволит полностью избежать трудностей при эксплуатации и обслуживании машины: механики и слесари должны пройти специальное обучение. Это могут быть курсы, длящиеся несколько дней, и последующее ознакомление с новинками в технике – несколько часов в месяц или квартал. Обучение обычно проводят специалисты производителя техники или дилера.

Механики, обслуживающие современные дорожно-строительные машины, должны уметь пользоваться компьютером: просматривать данные о работе машины, выполнять компьютерную диагностику, загружать и обновлять электронные программы. Всему этому механиков должны обучить на специальных курсах.

Иногда делают так: в случае сложного ремонта машину отправляют в специализированный центр и договариваются, чтобы один из механиков компании также участвовал в ремонте с целью обучения. За это приходится платить, но затраты затем оправдываются.

Регулярное техобслуживание

Чем аккуратнее соблюдаются сроки регулярного технического обслуживания, тем дольше и надежнее работает машина. Регулярное техобслуживание – единственный способ продлить ресурс машины. Некоторые производители ставят на машины наклейки с указанием срока следующего ТО. Чтобы уменьшить стоимость и объем техобслуживания, следует содержать машину в чистоте. Большое значение имеют смазочные работы, регулярная замена смазочных масел и фильтров.

Своевременное выполнение ремонтов

Решение о начале ремонта машины принимается в зависимости от многих факторов: результатов статистического анализа поломок по всему парку машин; результатов анализа рабочих жидкостей – а это один из основных инструментов диагностики; результатов тщательной дефектовки деталей после разборки агрегата или машины; выявления причин неисправностей.

Регулярная мойка и очистка машины позволяет не только защитить ее от коррозии, но и проверять исправность деталей и работу механизмов, что в итоге сокращает затраты на ремонт.

Анализ рабочих жидкостей машины позволяет выявлять неисправности на начальной стадии, когда это еще не привело к серьезным последствиям. Анализ рабочих жидкостей должен быть важнейшей частью программы техобслуживания машины. Его результаты подскажут, когда пора менять агрегат или же списывать всю машину. Анализы следует выполнять регулярно, при каждой замене жидкости и для каждого компонента. Особенно эффективен анализ для машин больших типоразмеров, у которых детали крупные и дорогие. На основании результатов анализа также проводят очистку масла на внешней очистной установке («искусственная почка»).

К сожалению, пока не все владельцы техники и механики понимают важность анализа рабочих жидкостей, потому что не знают, как интерпретировать его результаты. Например, высокое содержание хрома в пробе может означать повышенный износ шарикового подшипника. Бессмысленно делать анализ масла, если персонал не обучен и не знает, как расшифровать его результаты.

Расходные материалы

Постоянный контроль потребления, поступления и затрат на расходные материалы позволит сэкономить на этой статье. И не забывайте: если вы регулярно закупаете, например, фильтры на 300 тыс. руб., есть повод поговорить с поставщиком о скидке.

Расходные материалы могут храниться на складе запчастей в ремонтной мастерской, некоторые могут доставляться непосредственно от фирм-поставщиков, а если проект достаточно большой (много машин работает на одном месте), то наиболее востребованные могут храниться непосредственно на строительном объекте: например, шины и фильтры. Некоторые руководители предпочитают ничего не хранить на рабочих площадках, чтобы сократить объем и номенклатуру складских запасов. Необходимо тщательно просчитать экономическую целесообразность того или иного способа организации снабжения запчастями и расходными материалами.

Подбор машин в парке по производительности

Состав машинного парка должен быть таким, чтобы выполнялся весь необходимый объем работ, но в то же время машины не простаивали и коэффициент их использования был высоким. Общая производительность предприятия зависит от того, насколько правильно подобраны машины в парке, а также от размеров строительных объектов, числа в штате механиков, слесарей и специалистов, занимающихся снабжением запчастями. Некоторые руководители советуют: если две машины недогружены работой – избавьтесь от них и замените одной несколько большего типоразмера.

ТО крана Liebherr

Удаление из парка ненужных машин

Не спешите избавляться от машин, ставших ненужными. Вы сможете их продать лишь дешево, а на следующий год получите подряд на большой объем работ и будете покупать такие же машины в несколько раз дороже. Может, лучше затратить сравнительно небольшие деньги на ремонт и консервацию своих временно ненужных машин?

Перед тем как решить, от каких машин избавляться, надо проанализировать среднюю стоимость эксплуатации за 1 моточас, трудозатрат на обслуживание каждой машины, расход топлива и т. д. От машин, затраты на которые явно превышают средний уровень, лучше избавиться.

Сложнее всего для руководителя парка техники подсчитать остаточную стоимость машин. Этот показатель зависит от качества техобслуживания, которое получала машина. Примерную остаточную стоимость машины можно определить по ценам на вторичном рынке, аукционах. Зная, сколько запрашивают за машину в объявлениях, вы не продешевите. Нельзя забывать и о том, что от величины остаточной стоимости машины зависит размер страховых платежей. Если вы не будете своевременно пересчитывать уменьшающуюся со временем остаточную стоимость машин, значит, вы будете переплачивать страховой компании.

Обслуживание техники TAKEUCHI

Сабина Гадаева, руководитель департамента маркетинга и рекламы ООО «Джи Трэйдинг Рус» (дилер компании Takeuchi):

«Наша компания занимается не только продажей, но имеет многочисленный парк арендных машин. Именно оператор и его профессиональные навыки являются залогом успешной эксплуатации машин. Именно он и есть гарант хорошего технического состояния машины и виновник в случае поломки. Не секрет, что японская техника очень надежна, и 99% неисправностей возникает из-за неправильной эксплуатации, а 1% или меньше приходится на заводской брак.

Как правило, производители не занимаются обучением операторов. Они считают достаточным предоставление руководства по эксплуатации. У большинства производителей такие руководства для оператора написаны подробно, как учебник. Обучение операторов дилерами или производителями должно сводиться к подробному наглядному ознакомлению с особенностями конкретной модели машины. Так подробно, как описывается в статье, операторов должны обучать профессиональные учебные заведения! Работодатель принимает на работу уже подготовленных квалифицированных операторов, которых не надо обучать азам профессии: устранять простейшие неисправности, содержать технику в чистоте, грамотно доложить о неисправностях машины – все это их профессиональная обязанность. Остальные более сложные работы – это дело механиков.

В нашей компании кандидат на должность оператора «под роспись» знакомится с руководством по данной модели, а механик рассказывает ему об особенностях машин TAKEUCHI. К счастью, эта техника одна из наиболее простых в эксплуатации. После оператор выполняет тест, который проводит главный механик. Он же решает, допускать ли оператора к работе».

Инструктаж механиков по работе с машинами Liebherr в компании «Транснефть»

ООО «Либхерр-Русланд»:

«Все строительные машины Liebherr, официально продаваемые на территории РФ, снабжены актуальным руководством по эксплуатации на русском языке. При последующих изменениях в конструкции машины клиент обеспечивается дополнительной информацией.

Проведение обновления программного обеспечения машины персоналом клиента не предусматривается. Данные работы выполняются только авторизованным сервисным персоналом. Такова всеобщая мировая тенденция. Это связано как со сложностью самой машины, так и с тем, что для ее настройки, как правило, необходимы специальное оборудование, программы и специнструмент.

Термин «обучение операторов, механиков» на территории РФ мы не употребляем, так как для обучения персонала сторонних организаций согласно законодательству РФ необходима лицензия. При вводе машин в эксплуатацию наши специалисты проводят инструктаж и практические занятия с операторами машин (подразумевается, что все они имеют соответствующие права) и механиками. Техническому персоналу заказчика по запросу предоставляется возможность пройти курс обучения в учебных центрах при заводах – изготовителях машин или организовать практические занятия на месте.

Каждая машина комплектуется сервисной книжкой, где делают отметки о проведенном ТО. На кабину наклеивают стикер из сервисной книжки о сроке проведения следующего ТО. Объем и периодичность ТО, распределение объема работ между оператором и авторизованным сервисным персоналом регламентируются.

По запросу клиента предоставляются услуги по регулярному проведению анализа технических жидкостей с расшифровкой результата и рекомендациями.

Все расходные материалы для проведения ТО скомпонованы в сервисные пакеты, имеющие один номер для заказа, что удобно для клиента».

В обучающем центре Deutz (г. Тверь)

ООО «Моторверк» (Москва):

«Наша компания специализируется на сервисном обслуживании двигателей Deutz (Германия).

Одну из ключевых ролей в эксплуатации техники играет сервис двигателя машины. Поэтому главное правило грамотной эксплуатации спецтехники – наличие квалифицированных технических специалистов по обслуживанию двигателей.

По нашему опыту мы знаем, что для качественного обслуживания и ремонта двигателей техническим специалистам всегда требуется не только базовая подготовка, но и обучение по работе с двигателями конкретной марки, а также наличие официального сертификата на их обслуживание. К тому же по условиям гарантии на большинство двигателей их должны обслуживать только сертифицированные специалисты.

Для широко распространенных на рынке РФ марок двигателей, таких как Deutz, необходимо создание в регионах РФ ресурса квалифицированных технических работников, так как силами только сервисных центров наладить правильную эксплуатацию и обслуживание такого большого количества двигателей на местах сложно. Поэтому в 2008 г. ООО «Моторверк» и Deutz AG на базе сервисного центра в Твери создали единственный в России обучающий центр Deutz. Основной функцией центра является обучение специалистов сервис-центров и эксплуатирующих организаций правильной эксплуатации, диагностике, сервисному обслуживанию и ремонту двигателей Deutz. Материальная база центра включает компьютерное диагностическое оборудование, фонд двигателей для практических занятий и стенды с работающими двигателями. Обучение проводят специалисты производителя.

Наличие в России такого центра позволяет уже в среднесрочной перспективе рассчитывать на значительный рост квалификации технического персонала на всей территории РФ, что приведет к снижению расходов компаний, техника которых оснащена двигателями Deutz».

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СЕРВИС
Станислав Протасов Основные Средства 09'2010 30 декабря 2015

Комментарии (0)