Мал золотник...
Российский рынок мини-погрузчиков

Мини-погрузчики – колесные с бортовым поворотом и гусеничные стали непременным атрибутом строительной площадки. Строители в полной мере прочувствовали их многофункциональность, компактность, маневренность, и поставщики этой техники не могут пожаловаться на спрос. Российский рынок растет со скоростью 20% в год, при этом 35...40% рынка приходится всего на одну модель – МКСМ-800 Курганмашзавода. Вторая тенденция рынка – растет доля импортной техники. Строители стали разборчивы и могут себе позволить иномарку. Картина рынка год от года меняется: появляются новые действующие лица, кто-то внезапно исчезает, но лидеры вполне определились. О них и пойдет речь.

Изготовитель боевых машин пехоты ОАО "Курганмашзавод" активно работает и сегодня выпускает МКСМ в двух модификациях – МКСМ-800Н и МКСМ-1000Н, различающихся грузоподъемностью – 800 и 1000 кг, а также эксплуатационной массой – 2800 и 3100 кг. По остальным характеристикам модели идентичны. Разница в цене составляет около 34 тыс. руб. (по состоянию на ноябрь 2007 г.). В предложении Курганмашзавода фигурирует один двигатель – немецкий Hatz 3M41. Это трехцилиндровый дизель с воздушным охлаждением мощностью 38,9 кВт при 2300 мин-1. Двигатель Hatz отличается значительным ресурсом до первого капремонта – 18 тыс. машино-ч, а воздушное охлаждение не требует радиатора и охлаждающей жидкости, что снижает эксплуатационные расходы и облегчает доступ в моторный отсек. Кроме того, предусмотрена автоматическая защита двигателя от нарушений условий эксплуатации (остановка при обрыве ремня или падения давления в системе смазки). Для эксплуатации в холодном климате погрузчик оборудуют предпусковым подогревателем, обеспечивающим уверенный запуск даже при –40 °С. Насколько известно, с поставками более привлекательного по цене чешского двигателя Zetor возникли проблемы, и его пришлось удалить из предложения.

МКСМ со снегоочистителем
МКСМ с траншейным экскаватором

К достоинствам МКСМ следует отнести компактные размеры, в особенности это касается модификации 1000Н, джойстиковое управление и шлейф навесного оборудования, в том числе гидрофицированного. Для улучшения проходимости завод предлагает металлические гусеничные ленты. Основное нарекание традиционно – на невысокую надежность гидропривода, но из небольшого числа отечественных мини-погрузчиков МКСМ остается лучшим выбором.

Патриарх мирового компактного машиностроения Bobcat заслуженно занимает половину сегмента импортных погрузчиков, предлагая самый широкий модельный ряд погрузчиков с бортовым поворотом, с комбинированным поворотом и на гусеничном ходу и самый широкий шлейф навесного оборудования (только сам Bobcat выпускает более 60 видов навесок). С помощью механизма быстрой смены навесного оборудования Bob-Tach, изобретенного в 1970 г., оператор легко меняет один агрегат на другой, успевая за смену выполнить множество задач. Гидрофицированный механизм Bob-Tach упрощает его работу – оператор может реже покидать кабину. Механизм перекоса Tilt-Tach еще более расширяет возможности погрузчика. К этому надо добавить простоту и логичность управления и легкость его освоения. В перечне опций есть полиуретановые гусеницы.

Bobcat S175 с вертикальным подъемом стрелы

К фамильным чертам погрузчиков Bobcat можно отнести поперечное расположение двигателя, привод насосного агрегата клиноременной передачей, цепные бортовые передачи и два варианта конструкции стрелы: с радиальным и вертикальным подъемом, у каждой из которых есть свои достоинства. Треугольная схема рычагов, использованная еще на первом "самоходном погрузчике", простая и эффективная. При подъеме груз описывает дугу, чем обеспечивается больший, чем у схемы с вертикальным подъемом, вылет на средней высоте. Более сложная параллелограммная схема рычагов при той же грузоподъемности предлагает больший вылет на максимальной высоте, что удобней при загрузке грузовика с высокими бортами. Кроме того, грузоподъемность машины остается постоянной независимо от высоты подъема груза.

Линейка колесных погрузчиков Bobcat состоит из 11 базовых моделей грузоподъемностью (г/п) от 329 до 1362 кг. Большинство моделей выпускает завод в северной Дакоте, начавший работу этим летом новый завод в Чехии освоил производство "младших моделей" S100 и S130, в скором будущем к ним добавятся S175, S185, S150 и S160.

Bobcat S150 с радиальным подъемом стрелы

В 2001 г. компания предложила рынку новую концепцию – погрузчик с комбинированным поворотом, представленный сегодня моделью А300. Новинка развила главное достоинство погрузчика – маневренность, добавив плавный, комфортабельный поворот всеми или только передними колесами, не наносящий ущерба шинам и опорной поверхности.

Не оставлен без внимания и новый, развивающийся сегмент гусеничных погрузчиков, в который компания вошла в 1999 г. с моделью Т200. В последующие годы линейку расширили до четырех моделей г/п 642...1461 кг. Гусеничный движитель характерной треугольной формы с приподнятой звездочкой и резиновой гусеницей обеспечивает высокую проходимость и тяговое усилие на слабых грунтах и низкое давление на опорную поверхность.

Гусеничный погрузчик Bobcat T300 Кабина Bobcat с джойстиковым управлением

В июле этого года компания Bobcat перешла во владение Doosan Infracore, и к моменту выхода журнала в печать фотографии, скорее всего, устареют. Маленький логотип "Ingersoll Rand" на борту погрузчика должен сменить такой же маленький "Doosan".

За последние два года компания New Holland стремительно и несколько неожиданно вырвалась на вторую позицию среди зарубежных поставщиков. Продажи ее пока вдвое отстают от Bobcat. Модельный ряд погрузчиков New Holland весьма интересен и представлен семью колесными моделями – LS140, LS150, LS160, LS170, L175, LS 180.B и LS185.В и двумя гусеничными – C175 и C185 г/п 600...1135 кг. Погрузчик L175 – самая последняя, представленная на BAUMA 2007 модель.

Гусеничный New Holland C185

От многочисленных клонов Bobcat погрузчики New Holland отличаются конструкцией рабочего оборудования. Оригинальный параллелограммный механизм подъема стрелы с вертикальной траекторией движения ковша позволяет даже самым маленьким погрузчикам LS140, LS150 грузить самосвал с высокими бортами. При полной загрузке ковша погрузчик сохраняет надежную устойчивость на всем цикле подъема груза. Жесткость стрелы обеспечена поперечными балками спереди и сзади. Это решение потребовало сделать моторный отсек с продольно расположенным двигателем низким и вытянутым, что в свою очередь позволило увеличить площадь заднего окна в кабине и улучшить обзор назад. Это тоже отличает New Holland от погрузчиков традиционной конструкции, как правило, с отвратительным обзором назад.

Гидравлический механизм быстрой смены New Holland
Схема рабочего оборудования New Holland

Образцы навесного оборудования

О длинном заднем свесе не стоит забывать при въезде и съезде с пандуса. Стрела оснащена механизмом быстрой смены, по заказу монтируют механизм с гидравлическими замками, и оператор может менять негидрофицированную навеску, не выходя из кабины. Вход в кабину традиционно спереди. Гидроцилиндры подъема-опускания ковша несколько ограничивают дверной проем. В дверь стандартной кабины вставлено плоское фигурное стекло. Для всех погрузчиков, кроме LS140, в качестве опции предусмотрена кабина Deluxe повышенной комфортности с кондиционированием. В ее дверь вставлено большее по площади гнутое стекло. Для погрузчиков разработан шлейф навесного рабочего оборудования, в том числе сложные гидрофицированные агрегаты – экскаваторы, различные фрезы, траншшекопатели, смесители и др.

Кабина New Holland
Колесный погрузчик New Holland LS150

В спину New Holland дышит словацкая фирма Way Industry с семейством колесных погрузчиков Locust. Locust – молодая марка, образованная в 2000 г. на базе завода в словацкой Крупине, где выпускали погрузчики UNC. В 2000 г. начат выпуск L752 г/п 750 кг, в 2002 г. – самой крупной модели L1203 г/п 1200 кг, в 2004-м – моделей L853 г/п 850 кг и L903 г/п 900 кг, в 2006 г. – моделей L453 г/п 450 кг, L753 г/п 750 кг и L1203 Telspeed г/п 1200 кг. Для ряда моделей разработали модификацию Speed+ с увеличенной вдвое транспортной скоростью.

Конструкторы и дизайнеры сумели ликвидировать некоторые недостатки, традиционно присущие компактным машинам. Отмечу короткий задний свес, выполненный под большим углом, что особенно полезно при съезде с пандуса, и очень удобный вход и саму кабину. Высокая, практически на всю высоту кабины дверь, большая площадь пола с низеньким туннелем, отсутствие рычагов делают посадку в кресло простым делом, а не акробатическим этюдом. Полностью застекленная дверь предоставляет не только удобный вход, но и хороший обзор ковша. Штатные сферические зеркала заднего вида дополняют заднее окно. Система вентиляции создает в кабине избыточное давление, препятствующее проникновению пыли. Дуга безопасности – дополнительное оборудование, а стандартное – это ремень безопасности и встроенный в кресло датчик, блокирующий органы управления, когда оператор покидает рабочее место. По мнению инженеров Way Industry, дуга не только неудобна, но и травмоопасна.

«Старшая» модель Locust L1203

Гидроцилиндры запрокидывания ковша не внизу, как обычно, а сверху, опираются на балки стрелы, РВД проложены внутри. Такое решение не только позволяет использовать более мощные гидроцилиндры, но и способствует сохранности штоков.

Для всех моделей использован дизель Yanmar, за исключением L453 – его оснащают двигателем Kubota. Двигатель расположен продольно и агрегатирован с насосом Bosch Rexroth. Бортовые передачи – многоступенчатые зубчатые. Сервоуправление с джойстиками входит в базовую комплектацию. Погрузчики Locust сопровождает развитый шлейф сменного рабочего оборудования – это примерно полтора десятка наименований, предусмотрены и гусеничные ленты.

Модель L1203 Telspeed выделяется из всей массы мини-погрузчиков. В ней совмещены достоинства телескопирования и бортового поворота. Максимальная г/п машины – 1200 кг, на полном вылете – 560 кг. Гидроцилиндры выдвижения спрятаны в стреле, управление выведено на джойстики. Изначально предусмотрены дополнительные магистрали для подключения гидрофицированного навесного оборудования, они уложены вместе с трубопроводами запрокидывания ковша поверх стрелы и при выдвижении скользят по направляющей. Возросший расход гидросистемы обеспечивает более мощный двигатель. Время выдвижения телескопической секции – 4 с, складывания – 2,5 с.

Locust L1203 Telspeed с телескопической стрелой

Недавно вновь появившаяся на российском рынке фирма Case быстро наверстывает упущенное. Линейка колесных погрузчиков включает шесть моделей г/п 681...1134 кг. На BAUMA 2007 Case представила свой первый гусеничный погрузчик Case 440CT г/п 1361 кг. Ожидаем появления следующей гусеничной модели Case 450CT.

Гусеничный Case 440CT Кабина Case 440CT

Мини-погрузчики Case в отличие от, скажем, экскаваторов-погрузчиков конструктивно значительно отличаются от New Holland, и развитие событий не обещает унификации. Внешне Case гораздо ближе к родоначальнику погрузчиков с бортовым поворотом Bobcat, они скомпонованы по тем же принципам, исключение – двигатель расположен продольно. Как и у Bobcat, одна часть моделей – Case 410 (г/п 681 кг), Case 420 (г/п 794 кг), Case 430 (г/п 908 кг) и Case 440 (г/п 998 кг) оснащена стрелой с радиальной траекторией подъема такой же конструкции. Модели Case 435 (г/п 1090 кг), Case 445 (г/п 1134 кг) поставляют со стрелой с вертикальной траекторией, по принципу действия аналогичной стреле Bobcat. Бортовые передачи также цепные. В отличие от стандартных рычагов и педалей Bobcat трансмиссией и рабочим оборудованием на погрузчиках Case управляют двумя удлиненными джойстиками, связь с исполнительными механизмами гидравлическая. Система управления следующего поколения с многофункциональными джойстиками входит в базовую комплектацию новой модели 440СТ и перспективной 450СТ, а также в расширенную комплектацию Case 430. В список опций включены такие интересные системы, как самовыравнивания ковша и стабилизации стрелы. Разводка для гидравлического рабочего оборудования и гидравлический механизм быстрой смены – опция. Разработана гамма рабочего оборудования, а также адаптеров для навески агрегатов других производителей – гидромолотов, фрез и т. п.

Колесный погрузчик Case 445

Фирма Doosan серьезно заявила о себе только в этом году. Дилеры начали предлагать эти машины в качестве дополнения к основным линейкам экскаваторов и фронтальных погрузчиков и, по-видимомму, их предложение нашло отклик у потребителей. Компактная техника – не сильная сторона Doosan Infracore, и линейка колесных мини-погрузчиков включает всего пять моделей г/п 658...1134 кг, причем "старшая" модель 470 Plus появилась совсем недавно, на BAUMA 2007 ее не было. Модели 430 Plus (г/п 658 кг) и 450 Plus (г/п 935 кг) поставляют со стрелой с радиальным подъемом, модели 440 Plus (г/п 895 кг), 460 Plus (г/п 1020 кг) и 470 Plus (г/п 1134 кг) – со стрелой с вертикальным подъемом. В базовой комплектации управление рычажно-педальное с механическими связями, в расширенной комплектации – джойстиками с электрогидравлическими связями. Двигатели – четырехцилиндровые дизели Cummins.

Колесный погрузчик Doosan 460 Plus

Японские погрузчики ТСМ начали поставлять в Россию раньше, чем Doosan, но по продажам они отстают, хотя поставщик утверждает, что в Японии они занимают 55% рынка. Текущая линейка погрузчиков серии SSL включает восемь моделей г/п 270...840 кг. Конструкторы ТСМ Corporation исповедуют подход: чем железней, тем надежней. Конструкция погрузчиков максимально простая, "классической" компоновки, рабочее оборудование с радиальной траекторией подъема, управление рычагами и педалями – с механическими связями с исполнительными механизмами.

Колесный погрузчик TCM SSL 707 Кабина TCM SSL 707

Двигатель Kubota расположен продольно, к картеру маховика присоединен насосный агрегат. Гидромоторы хода расположены асимметрично относительно друг друга в середине несущей рамы погрузчика. От них маслопогружными цепными передачами приводятся колеса.

Структура рынка формируется под влиянием дефицита техники, вызванного строительным бумом в Европе и у нас в стране. Соответственно условия диктует продавец, что демонстрирует успешное начало продаж погрузчиков New Holland и Doosan сразу, как только дилеры начали их ввозить. Дефицит техники стремятся заполнить китайские производители. Пока они погоды не делают, но избыток производственных мощностей и мощная поддержка китайского машиностроения со стороны государства не оставляют надежд на сохранение спокойной обстановки.