Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники

Беглый просмотр Интернета показывает, что внятных рекомендаций по эксплуатации ходовой части гусеничных машин крайне мало. Поэтому мы снова возвращаемся к этой важной теме

Основные узлы гусеничной ходовой части, которые изнашиваются в процессе работы и нуждаются во внимании, это опорные и поддерживающие катки, направляющие и ведущие колеса, подшипники, на которых вращаются все перечисленные детали, и гусеничные ленты.

Все специалисты сходятся в том, что стоимость ходовой части составляет примерно 10–20% от стоимости всей машины, а около 50% затрат на техническое обслуживание гусеничных машин приходится на ходовую часть. Это очень много. Лучшие способы как-то сократить эти затраты – проводить техническое обслуживание вовремя и в полном объеме и правильно эксплуатировать машину.

К сожалению, не существует единых закономерностей, описывающих причины и интенсивность износа деталей гусеничной ходовой части, поскольку каждая машина работает в уникальных, отличных от других условиях. Манера и приемы работы конкретного оператора тоже имеют большое значение. Ниже мы постарались сформулировать общие рекомендации, которые были бы полезны всем владельцам гусеничной техники.

Правила эксплуатации

Чистота. Во время эксплуатации между сопряженными деталями узлов, таких как катки, траки, зубья звездочек, втулки, может попадать грязь, мелкие камни и т. п. материалы. Этот мусор не дает деталям правильно сопрягаться, увеличивает нагрузки и темп износа деталей. Засорение во многих случаях неизбежно, однако существуют мероприятия, позволяющие уменьшить отложения грязи и их последствия. Следует очищать от грязи и мыть ходовую часть как можно чаще.

Щитки. Не рекомендуется без необходимости использовать щитки, защищающие катки: за щитками скапливается грязь. Устанавливайте щитки только в случае опасности повреждения катков, для защиты от ударов.

Траки с отверстиями. Рекомендуется использовать башмаки с разгрузочными отверстиями, которые менее склонны к накоплению отложений при работе на мокром песке, глине, грязи или снегу. Однако следует помнить, что через разгрузочные отверстия в узлы ходовой части попадают частицы мусора, мелкие камни и т. п. Поэтому на грунтах других типов следует использовать траки без разгрузочных отверстий.

Узкие траки. Следует использовать самые узкие гусеничные траки, какие позволяют грунт и прочие условия работы. Чем шире гусеницы, тем сложнее машине маневрировать, особенно на слабом грунте, в грязи. При использовании неоправданно широких гусениц увеличиваются нагрузки на узлы ходовой части и соответственно их износ. Еще хуже, когда машина на широких гусеницах выезжает на твердый каменистый грунт. Все компоненты гусеничных лент испытывают огромные скручивающие нагрузки. Работая на широких гусеницах, помните – они могут существенно сократить ресурс ходовой части.

Регулярные проверки. Не забывайте ежедневно осматривать машину. Проверяйте герметичность трубопроводов и уплотнений, наличие чрезмерного износа, трещин и изгибов на деталях. Следует обращать внимание на признаки износа втулок, ведущего колеса и катков. Если на каких-то деталях появились «натертости», возможно, нарушена их центровка.

Измерения люфтов и толщины некоторых частей деталей (реборд катков, высоты грунтозацепов) позволяют определить их остаточный ресурс. Величина люфтов и износа пальцев и втулок составляет миллиметры и даже доли миллиметра, поэтому визуально ее оценить сложно, необходимо использовать для измерения точные приборы. Рекомендуется использовать для этого ультразвуковой толщиномер, который измеряет быстро и точно, а результаты можно затем переписывать в компьютер и хранить для сравнения. Следует выполнять измерения регулярно, не реже одного раза в полгода, особенно если машина работает в тяжелых условиях.

Следует регулярно проверять регулировку узлов ходовой части. Своевременная регулировка позволяет продлить ресурс узлов ходовой части.

Мало кто из владельцев гусеничной техники проводит анализы трансмиссионного масла. Тем не менее советуем регулярно выполнять анализы масла бортовых передач, чтобы вовремя выявить признаки неисправности. Если лабораторные анализы показывают высокое содержание железа или меди в масле, следует немедленно проверить состояние бортовой передачи.

Натяжение гусениц. Регулярно проверяйте натяжение гусениц, устанавливайте натяжение в зависимости от условий работы, это очень важно. Натяжение можно оценить по величине провисания гусеничной ленты. Если гусеницы натянуты недостаточно, машина будет «вилять», не сможет идти ровно по прямой, будет отклоняться от курса, заданного оператором. Износ деталей ходовой части – реборд катков, боковых направляющих выступов траков и зубьев ведущего колеса тоже возрастет вследствие боковых нагрузок.

Чрезмерное натяжение гусениц вызывает потери мощности и тягового усилия, повышенный расход топлива, увеличивает нагрузки на детали ходовой части, в результате повышается износ втулок, пальцев, катков и направляющих колес, возможен даже разрыв гусеничных лент.

Небольшое уменьшение величины провисания гусеничной ленты, с 25 до 12 мм, вызывает значительное увеличение силы натяжения: например, на одной из гусеничных машин была получена величина 13,3 кН.

Рекомендуется не ждать планового техобслуживания, а корректировать натяжение гусениц прямо на рабочем месте, как только будет замечено отклонение от нормы.

Проверяйте затяжку гаек и болтов. Ослабление крепления может стать причиной повышенного износа, поскольку нарушатся взаимное расположение и центровка деталей. Подтягивайте болты и гайки крепления предписанным крутящим моментом. Рекомендуется выполнить первую протяжку болтов и гаек через 100 моточасов работы машины и затем проверять затяжку через каждые 250 моточасов (или 1 раз в 3 месяца). Конечно, затягивать детали крепления следует динамометрическим ключом.

Незамедлительно ремонтируйте или заменяйте неисправные детали, пока небольшая неисправность не привела к большой и дорогостоящей аварии и длительному простою машины.

Избегайте пробуксовки гусениц. Их пробуксовка снижает производительность и увеличивает износ всех компонентов ходовой части машины, особенно грунтозацепов, и может даже стать причиной разрушения траков.

Если в момент внедрения ковша в грунт гусеницы погрузчика начинают проскальзывать, постарайтесь перенести нагрузку на гидропривод ковша, ослабив нагрузку на ходовую часть.

Учитывайте рельеф местности. Старайтесь, чтобы машина при работе двигалась вниз по склону, а не вверх, это существенно уменьшит износ ходовой части. Если машина работает на склоне с боковым наклоном, старайтесь менять направление движения, чтобы машина наклонялась то правым, то левым бортом. Если машина движется по гребню холма, интенсивно изнашиваются внутренние части рабочих поверхностей катков. При движении во впадине изнашиваются внешние части рабочих поверхностей. И если машина постоянно работает в таких неблагоприятных условиях, чаще проверяйте состояние указанных поверхностей деталей.

Избегайте движения задним ходом, поскольку в этом режиме при любой скорости увеличивается износ втулок траков и зубьев ведущего колеса.

Избегайте движения на высоких скоростях без крайней необходимости. Движение машины на неоправданно высокой скорости приводит к интенсивному износу звеньев гусеничной цепи, а также рабочих поверхностей катков и направляющего колеса, причем темп износа возрастает пропорционально скорости.

Повороты. Оператор гусеничной машины может относиться к типу людей с доминирующим левым или правым глазом, соответственно поворачивать машину он будет преимущественно в левую или правую сторону. По­этому и износ направляющих поверхностей гусеничных траков, реборд катков и зубьев направляющего колеса будет асимметричным, потому что основные нагрузки при повороте всегда приходятся на одну и ту же сторону указанных деталей. Уже через 2–3 тыс. моточасов разница в износе будет хорошо заметна. Чтобы избежать этого, выполняйте повороты машины в разные стороны.

Советуйтесь со специалистами. Как уже сказано выше, нет гарантированных способов продлить срок службы компонентов гусеничной ходовой части, каждый раз надо учитывать условия работы машины и многие другие факторы, чтобы выбрать тот или иной метод, поэтому лучше чаще обращаться за советами к специалистам.

Записи результатов ТО. Ведите аккуратные, подробные записи результатов техобслуживания, результатов измерений деталей, перечня выполненных работ и их стоимости. Анализ этих записей поможет вам оптимизировать затраты на обслуживание.

Инновационные конструкции

Практически у каждой крупной компании – производителя гусеничной техники разработаны инновационные конструкции компонентов ходовой части, ресурс которых, как уверяет производитель, значительно превышает срок службы деталей обычной конструкции.

В гусеничных лентах запатентованной конструкции Caterpillar SystemOne не надо периодически разворачивать соединительные пальцы и втулки траков, как это делается в машинах более старой конструкции. В SystemOne втулки поворачиваются сами при контакте с зубьями ведущего колеса. Гусеничная цепь SystemOne состоит из коробчатых секций, составленных из двух траков, обращенных внутрь, друг к другу, и соединяющихся со следующей парой, состоящей из траков, обращенных наружу (все траки совершенно одинаковые). Утверждается, что машины с ходовой частью SystemOne на практике продемонстрировали 50%-ное увеличение срока службы.

Компания Kobelco разработала конструкцию траков Sealed and Lubricated Track (SALT), ресурс которых, как утверждает компания, вдвое больше, чем траков с обычными, смазываемыми втулками. В конструкции траков SALT используются упрочненные втулки, расположенные поверх втулок обычного типа. Наружные втулки могут свободно поворачиваться относительно внутренних втулок. Благодаря такой конструкции уменьшается трение между втулками и зубьями ведущего колеса, и ресурс втулок увеличивается вдвое.

Точно так же описывается конструкция «траков с увеличенным сроком службы» компании Case – Case Extended Life Track (CELT): упрочненные втулки, расположенные поверх втулок обычного типа, могут свободно поворачиваться относительно внутренних втулок.

В траках машин John Deere используются втулки с покрытием из разработанного компанией сплава SC-2, который обладает оптимальным сочетанием твердости, прочности, износостойкости и коррозионной стойкости. У детали, обработанной сплавом SC-2, твердость поверхности на 25% превышает твердость хромового покрытия. Втулки с покрытием из SC-2 обладают высокой износостойкостью, а срок службы ходовой части увеличивается.