Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники
Преимущества горизонтально направленного бурения
Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
 6
Поиск и устранение неисправностей гидропривода
 1
Сколько «ходят» шины?
Снижаем затраты на покрышки и продлеваем их ресурс
 4
Ходовая часть гусеничных машин
Рекомендации по техническому обслуживанию
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
 1
Золотая ручка
Обзор экскаваторов-планировщиков

Фильтры-сепараторы

Современные, работающие с высоким давлением системы впрыска топлива нуждаются в особой защите от загрязнений и воды, которые могут в той или иной мере присутствовать в дизельном топливе. Первой ступенью очистки горючего являются фильтры-сепараторы.

Каким бы качественным ни было дизельное топливо, выходящее с нефтеперерабатывающего завода, по пути к конечному потребителю оно может вобрать в себя различного рода загрязнители (пыль, абразив, смолы и т. д.) и воду. В первом случае виновниками являются недостаточно чистые цистерны, в которых осуществлялась перевозка ГСМ и емкости для хранения топлива (АЗС). Во втором случае виноваты физические процессы, а именно естественное образование конденсата в закрытых емкостях. Как известно, даже плотно закрытая топливная бочка «дышит», а значит, в нее проникает воздух извне, происходит конденсация влаги. Конденсат образуется и в топливных баках машин, особенно если уровень находящегося в них горючего ниже половины.

Согласно данным сервисных станций, имеющих специализированные участки по ремонту топ-ливной аппаратуры, именно растворенная (диспергированная) в солярке вода способна нанести непоправимый вред прецизионным парам и ввергнуть перевозчика или эксплуатирующую организацию в существенные расходы на ремонт топливной аппаратуры грузовика или специальной техники. Чтобы обезопасить машины от таких неприятностей, служба главного механика оснащает все новые машины фильтрами-сепараторами.

При выборе фильтра-сепаратора в первую очередь служба главного механика должна ориентироваться на такой важный параметр, как максимальная величина потока топлива, или, как гласят некоторые технические источники (инструкции производителей фильтров), рабочий расход топлива, который измеряется в л/час. По сути, именно данный параметр и делит все фильтры на группы и серии. Подчеркнем еще раз: при выборе фильтра главным ориентиром служит рабочий расход топлива, а не пригодность агрегата к установке на дорожную и специальную технику. Все фильтры-сепараторы универсальны, и им все равно, чью топливную аппаратуру они будут защищать – экскаватора, бульдозера, автобуса или магистрального тягача. Стоит также отметить, что сам по себе фильтр-сепаратор целиком и полностью проблему очистки топлива не решает, так как он является лишь эффективным дополнением к фильтрам тонкой очистки, которые устанавливаются в штатные корпуса (речь идет о картриджах) или представляют собой сменные агрегаты в металлических «стаканах». Отметим также, что из-за различия в конструкциях фильтров, защищающих топливную систему, и некоторых нюансах в принципах очистки топ-лива в большинстве случаев срок сменного картриджа сепаратора может втрое превосходить ресурс фильтроэлемента тонкой очистки топлива. Следовательно, данное обстоятельство должно быть отражено в периодичности проведения регламентных работ.

Каждый из производителей фильтров-сепараторов имеет свое видение того, как должен работать данный узел, и согласно этому агрегаты имеют те или иные нюансы. Одной из самых часто упоминаемых особенностей сепараторов является материал фильтровальной шторы, из которого изготавливается сменный картридж. Так, ряд производителей в борьбе за покупателя делают упор на тонкость отсева содержащихся в топливе загрязнений. При этом обещания очистить солярку от частиц размером от 5 микрон и менее не являются рекламным ходом. Понятно, что при таких параметрах фильтровальная штора просто обязана быть многослойной. Данное качество обеспечит должный уровень грязеемкости фильтра, а именно от данного параметра будет зависеть его ресурс (наработка в моточасах).

Для выделения продукции из ряда конкурентов производители фильтров часто дают своим фирменным фильтровальным материалам названия. Так, многослойный синтетический фильтровальный материал компании Cummins Filtration (бренд Fleetguard) называется StrataРore. И именно изготовленные из него фильтры обеспечивают наилучшие параметры фильтрации при весьма большом ресурсе. Причем когда мы говорим о данном материале, то речь идет не только об эффективном отсеивании собственно загрязнений, но и об отделении эмульгированной (читай – растворенной в топливе) воды.

Кстати, о содержащейся в солярке воде: представленные на рынке фильтры-сепараторы различаются между собой принципом ее отсеивания. Например, у агрегатов Separ производства Willibrord Lösing Filtertechnik (Германия) данный процесс происходит благодаря разнице плотности воды и топлива, а реализован принцип перемещением солярки по определенной формы «лабиринту» с системой для стока воды. При этом при течении жидкости поток определенным образом закручивается имеющимися в конструкции специальными лопастями, которые установлены непосредственно в корпусе фильтра. Финальная очистка дизельного топлива происходит при его прохождении через фильтровальную штору сменного фильтроэлемента. Разумеется, собственно «центрифуга» не способна обеспечить отсев загрязнений небольшого размера, и следовательно, конечный результат будет зависеть от свойств и качеств фильтровального материала.

У ряда других производителей фильтров-сепараторов, например Parker Racor и Mann+Hummel, Cummins Filt­ration (бренд Fleetguard) и Stana­dyne, реализован несколько иной принцип отсеивания загрязнения и отделения воды. Принцип этот – именно технология фильтрации, а не отстаивания. При этом инженеры решили такой важный вопрос, как достаточная грязеемкость фильтрующего элемента и стойкость фильтровальной шторы к воздействию на нее воды. Не секрет, что при замерзании жидкости наблюдается увеличение объема вещества. За примерами далеко ходить не нужно – если закрытую стеклянную бутылку, наполненную водой, оставить на морозе, то при образовании внутри емкости льда ее просто разорвет. То же самое может произойти и с фильтровальным материалом, если внутри его пор окажется вода. Дырявая штора, понятное дело, ничего отсеять не может. Так вот задача инженеров и состоит в том, чтобы обеспечить приемлемый уровень чистоты фильтрации топлива, способность материала «отбрасывать» воду и при этом не разрушаться при замерзании в материале жидкости.

Обеспечить данные свойства, используя лишь волокна целлюлозы сложно, да и не требуется, так как есть хорошо зарекомендовавшие себя комбинированные (целлюлоза + синтетика) и чисто синтетические нетканые материалы. Однако и в группе фильтров, где задача очистки топлива решается фильтрацией, есть свои особенности данного процесса. Например, у фильтров все того же бренда Fleetguard есть интересная особенность. Так, когда фильтрующий элемент имеет низкий уровень загрязнения, количество топ-лива в прозрачной колбе минимально, или иными словами, в процессе фильтрации задействована незначительная площадь фильтроэлемента. По мере засорения шторы ее активная площадь растет, а вместе с ней и уровень топлива в колбе. Как только он достигнет вершины, фильтро­элемент пора менять. Так водитель грузовика или оператор спецтехники всегда может визуально контролировать состояние фильтра и производить замену картриджа именно при загрязнении последнего. Оптимизация расходов на запасных частях сегодня очень актуальна.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Фильтры
Сергей Красовский Основные Средства 12'2015 24 декабря 2015

Комментарии (0)