Снегоуборочные машины
Обзор российского рынка техники для уборки снега

Зима, как в известной шутке, всегда приходит неожиданно. А мать-природа любит подкидывать нам свои сюрпризы, побаловав морозным утром солнышком и насыпав к вечеру высокие сугробы. В условиях нашего климата все мы сталкиваемся с проблемой большого количества снега на тротуарах и на проезжей части. Для его уборки мы вынуждены использовать специальную технику. И тут главным помощником в очистке дорог является снегоуборочная техника, которая сметает, сгребает или откидывает снег в места его сбора.

На российском рынке снегоуборочной техники первым из машин для эффективной уборки снега на обширных площадях городских улиц числится лаповый снегопогрузчик. Такая коммунальная техника является узкоспециализированной, способной выполнять только одну операцию – механическую погрузку снега.

Первые такие машины появились еще в 1920-е гг., а с 1950-х их стали применять массово. По отзывам специалистов коммунальной службы, уборка снега с проезжей части именно лаповым способом – лучшее решение проблемы. Лаповый снегопогрузчик, в отличие от дорожных машин с отвалом и шнекороторных снегоочистителей, убирает снежные валы, в том числе и на обочинах, и при работе не сужает дорогу, а значит, уменьшает вероятность возникновения по этой причине пробок в часы пик.

Несмотря на то, что лаповый погрузчик в своей работе задействует дополнительную технику – грейдер для создания снежного вала и самосвал для вывоза снега, его использование является экономически обоснованным по сравнению с прочей погрузочной техникой, так как он способен загружать намного бóльшие объемы снега, чем фронтальные погрузчики.

Снегопогрузчик ДМ 09 («Завод дорожных машин»)

Снегопогрузчик модели ДМ 09 с лаповым питателем и скребковым транспортером производства ООО «Завод «Дорожных машин» (г. Рыбинск) – это новейшая конструкторская разработка, на сегодня не имеющая аналогов в нашей стране.

Машина с колесной формулой 4х4 и массой 7200 кг сконструирована специально для работы в условиях до –40 °С, в «начинке» только проверенные и надежные российские и импортные комплектующие. От своих многочисленных собратьев отличается расширенными возможностями, среди которых – увеличенная высота выгрузки материала, рассчитанная на кузова различных видов самосвалов, а также возможность загрузки через кабину самосвала при движении техники «след в след». Кабина снегопогрузчика нового эргономичного дизайна обеспечивает панорамный обзор.

Привод осуществляется силовым блоком, традиционно расположенным в задней части машины. Трансмиссия гидростатическая, с двумя диапазонами движения машины – рабочим и транспортным, с возможностью отключения переднего моста. Шасси снабжено рабочими тормозами, встроенными во все колеса. Использование лопаты с твердосплавной рабочей кромкой дает дополнительную уверенность в работе, а хороший доступ к гидравлическому оборудованию и широкая унификация по запасным частям с аналогичной коммунальной техникой порадуют легким сервисным обслуживанием.

Комбинированные дорожные машины

Для очистки дорог от снега и наледи следующими по популярности идут комбинированные дорожные машины (КДМ) – автомобили, имеющие богатый набор оборудования для распределения противогололедных материалов, дежурной и скоростной снегоочистки. Крепление рабочих органов на таком виде снегоуборочной техники может быть осуществлено спереди, сзади или сбоку. Традиционно техника предлагается как на базе автомобильных шасси, так и на базе самосвалов.

Среди отечественных производителей таких машин выделяется продукция ЗАО «Коминвест-АКМТ», одного из крупнейших предприятий по выпуску коммунальной и дорожной техники. Комбинированные дорожные машины компания предлагает на отечественных автомобильных шасси КамАЗ, белорусских шасси МАЗ, к заказу также доступны и установки на импортных шасси MAN, Volvo, Mersedes, Scania.

Для работы зимой особенно интересна мод. МКДУ-1 на базе автомобиля КамАЗ-65115 с распределителем Epoke Sirius AST. Оснащение для уборки снега подобрано с учетом всего необходимого. Впереди закреплен поворотный отвал CITY-3400 с шириной снегоочистки до 3,4 м, по центру – щетка ЦЩ-2500 с шириной подметания до 3 м, сзади установлено разбрасывающее оборудование EPOKE SIRIUS AST-1009 с шириной распределения противогололедных материалов до 12 м. В стандартном исполнении два бака для увлажнения на 1568 л, обеспечивающих увлажнение на диске от 7 до 30%.

Машина полностью гидрофицирована. Отбор мощности для привода гидронасоса осуществляется посредством применения специальной коробки отбора мощности без использования карданного вала, что существенно повышает надежность и к.п.д. гидропривода. Вместимость кузова пескоразбрасывателя составляет 6 м3, дозировка и ширина распределения устанавливаются в процессе работы, причем независимо от скорости движения. В результате обеспечивается точно заданное распределение противогололедных материалов на 1 м2 поверхности дороги. Рабочий механизм распределителя состоит из незагруженной конвейерной ленты, перемешивающего вала, подающего вала и резиновых баз. На ленте всегда находится одинаковое количество распределяемого материала (обычно не более 20–25 кг) благодаря синхронизации ленты и валов.

МКДУ-1 («Коминвест-АКТМ»)

Из новинок в гамме комбинированных дорожных машин можно выделить свежую мод. ЭД300К производства ООО «Меркатор-Сервис СТ».

Главное отличие от конкурентов – наличие двухтопливной системы питания. Машина, выполненная на базе усовершенствованного шасси КамАЗ-53605-3954-L4, с силовой установкой Сummins может работать как в режиме «газ плюс дизельное топливо», так и только на дизельном топливе. Четыре газовых баллона общим объемом 492 л горизонтально установлены за кабиной водителя. Степень замещения газом дизельного топ­лива при эксплуатации машины в городских условиях – от 35%, а в условиях работы на региональных дорогах и трассах – от 45%.

На машине установлено современное проверенное оборудование компании «Италгаз Инжиниринг», где используются технологии итальянско-канадской компании Westport с возможностью калибровки под реальные условия эксплуатации. Машина выгодно отличается экономичностью и экологичностью. В зависимости от конкретных условий эксплуатации экономия может составлять от 20 до 50%. Получаемый эффект в данном случае – это разница между затратами на условные 100 км пробега при работе на чисто дизельном топливе и затратами в режиме газодизельного питания. Отрадно, что произведенное переоборудование не сказалось на мощности двигателя. Более того, к.п.д. двигателя с системой газодизельного питания выше, чем к.п.д. базового двигателя Сummins примерно на 3–5%. Это объясняется тем, что улучшается смесеобразование во всасывающем тракте, то есть достигается большая степень гомогенности топливной смеси. Замеры показывают, что выбросы вредных веществ, производимые в процессе эксплуатации машины, значительно ниже показателей класса Еuro 4.

В стандартном исполнении в зимнем комплекте устанавливаются надежный и простой в эксплуатации передний отвал TN34 с системой гидрокопирования, центральная щетка повышенной производительности ОМП-253 и современный автоматический распределитель реагентов UH-3000D с увлажнением, цепным транспортером и специальным рыхлителем для дополнительного измельчения противогололедных материалов.

КДМ от «Меркатор»КДМ от «Меркатор»

Комбинированные дорожные машины могут быть оснащены большим количеством навесного оборудования, вариантов тут множество.

Так, ООО «ПОЛИМИКС» (г. Смоленск) предлагает целую гамму высококачественного оборудования для содержания дорог. В ее арсенале более 90 комплектаций дорожных машин. Распределители противогололедных материалов этого производителя подают смесь скребковым транспортером с двумя пластинчатыми легкоразборными цепями, такая цепь не боится ржавчины, не требует смазки и ухода, сохраняет подвижность при любых условиях, а при ремонте можно просто заменить любое звено или часть цепи. Разбрасывающий диск диаметром 670 мм с профильными лопатками из конструкционной стали толщиной 4 мм может вращаться с частотой до 800 об/мин. Предлагаемые поворотные отвалы с резиновым ножом обеспечивают отслеживание продольного и поперечного профиля дороги и качественную очистку, а резиновый нож огибает люки на дороге. Поднятие и опускание отвала осуществляется гидроцилиндром, который имеет встроенный гидрозамок для предотвращения падения отвала при нарушении герметичности гидросистемы. Имеется бесступенчатая регулировка рабочего угла отвала влево и вправо до 30°. В стандартном исполнении отвал имеет в своем составе снежный плуг, изготовленный из стального листа толщиной 4 мм.

КДМ от «ПОЛИМИКС»КДМ от «ПОЛИМИКС» на шасси МАЗ

Предприятие также выпускает комбинированный поворотный отвал с резиновым и стальным ножами. Резиновый нож эффективен для очистки дорожного полотна от свежевыпавшего снега, а стальной хорош для удаления наката, «не пасует» перед «лежачими полицейскими» и на перекрестках дорог. Управление осуществляется с электрического пульта из кабины водителя с использованием электроуправляемого гидрораспределителя. Крыло отвала изготовлено из стального листа толщиной 4 мм, подкреплено сзади продольными и поперечными ребрами; рама крепления – из труб 80х40х4 и 60х60х3,5 мм. Отвал может быть как самосъемный, так и не самосъемный.

Пригодится зимой и скоростной отвал, который копирует продольный и поперечный профили дороги и отбрасывает снег на расстояние 10–20 м. Навеска и съем отвала производятся с помощью гидросистемы машины без применения посторонней грузоподъемной техники. Средняя дорожная щетка от ООО «ПОЛИМИКС» предназначена для очистки дорожного полотна от снега, слякоти и грязи. Щетка набирается из быстросъемных дисков с полипропиленовым ворсом. Привод щетки осуществляется гидромотором, расположенным непосредственно на щетке, что обеспечивает высокий ресурс. В наличии и гидравлическая защита привода от перегрузки, для сохранения работоспособности после наезда на препятствие даже при полном затормаживании щетки. Исключено попадание мусора и агрессивных материалов на силовые агрегаты автомобиля. Оборудование ООО «ПОЛИМИКС» предназначено для монтажа на автомобильные шасси и самосвалы КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ, «Урал», тракторы и погрузчики.

Отвалы и шнекороторы

Для тех, кто предпочитает европейское качество навески, тоже есть из чего выбрать.

Инжиниринговая компания ISP Group с 2007 г. предлагает линейку надежных снегоуборочных отвалов производства DOBROWOLSKI. Польский производитель более 40 лет выпускает линейку снегоуборочных отвалов, являясь одним из лидеров в своей отрасли. Снегоуборочные отвалы этой марки отлично подходят для эффективной зимней очистки автомагистралей и скоростных дорог от снега, слякоти и льда.

Отвал типа PDS, изготовленный из стали повышенной стойкости, – это сегментный тяжелый автомагистральный снегоочиститель с электрогидравлическим приводом. Состоит из трех, четырех или пяти сегментов, которые приспосабливаются к неровностям дороги и поднимаются после наезда снегоочистителя на преграду. Ширина очистки составляет от 2 до 3,4 м. Комбинированные стально-резиновые или резиновые лемехи обладают высокой прочностью.

Снегоуборочный отвал типа ТМ2 – это средний дорожный снегоуборочный отвал с электрогидравлическим приводом и отвалом из пластика. Изготавливается в нескольких вариантах: без колес и отклоняемого лемеха; с отклоняемым лемехом; с отклоняемым лемехом и отклоняемым отвалом. Ширина очистки от снега у этой модели – от 2,7 до 3,2 м. Гидравлическая система защищена от перегрузки переливным клапаном. Распределитель выполняет функции поднятия, опускания, «плавания» и поворота плуга. Мотор питается от аккумулятора автомобиля, также предусмотрен привод от гидравлики самого шасси. Отвалы DOBROWOLSKI серийно оснащены габаритными огнями. Все управление осуществляется из кабины. Плужное оборудование отличается повышенной стойкостью к истиранию и малым коэффициентом трения. Компания ISP Group предлагает отвалы, а также установку их на шасси отечественных и зарубежных производителей.

Снегоуборочный отвал PDS DOBROWOLSKI (ISP Group)Снегоуборочный отвал TM2 DOBROWOLSKI (ISP Group)

С уборкой от снега парковок, складских площадей, промышленных территорий, строительных объектов отлично справляются шнекороторные снегоуборщики. Популярность их очевидна: имея в парке спецтехники мини-погрузчик или экскаватор-погрузчик, фронтальный или телескопический погрузчик, любой из них можно оснастить шнекороторным оборудованием, что позволит на небольшой скорости и при минимальных нагрузках на машину-носитель убирать территории. При этом экономия налицо, ведь график работы можно составить так: утро и вечер – уборка снега, а день – выполнение стандартных работ.

Шнекоротор Impulse SR1850 («Традиция-К»)

Такое оборудование поставляет ООО Компания «Традиция-К»: предлагаемые шнекороторы Impulse – отечественное оборудование, выполненное из российских и европейских компонентов. Навесной снегоуборщик Impulse SR1850 изготовлен из качественных износостойких материалов, что гарантирует долгосрочную эксплуатацию оборудования. Простая и надежная конструкция обеспечивает бесперебойное периодическое использование оборудования на несложных работах по уборке от снега локальных дорог, тротуаров и территорий. Мощная конструкция ротора, частые витки, разбивающие компактный и порою мокрый снег без застревания его в сопле снегомета, надежный гидравлический привод исключают механический износ деталей, который может привести к поломке. Компактные размеры шнекоротора также позволяют использовать его в условиях стесненного пространства, например в дачных и коттеджных поселках. Маневренность мини-техники в сочетании с возможностью регулировки поворота и угла набора короба снегоуборщика Impulse SR1850 позволяют организовать выброс снега под нужным углом и на необходимое расстояние.

Шнекоротор в работе
 

С началом зимнего сезона самое время задуматься о приобретении снегоуборочной техники, которая поможет быстро и качественно очистить дороги от снега. Разновидностей снегоуборочной техники на самом деле множество. При выборе же конкретной машины прежде всего следует учитывать особенности ее планируемой эксплуатации, которые в тех или иных случаях могут быть разными. Все зависит от объемов площади для уборки. Так, для уборки городских улиц оптимальный инструмент – лаповый снегопогрузчик, для автомобильных трасс – комбинированная дорожная машина, а для парковок и территорий – шнекоротор. Но с выбором техники для уборки снега не стоит затягивать, ведь в отличие от Канарских островов снег в наших городах идет каждую зиму.