Жизнь за барьерным ограждением

Ухоженные обочины на автотрассах не только приятны глазу и эстетичны, но в первую очередь безопасны. В сформировавшейся технологии организации автомобильной магистрали во все времена одним из ключевых факторов было озеленение полосы отвода.

Передвигаясь по российским трассам, мы зачастую вынуждены за окном автомобиля наблюдать обезображенные участки земли, заросшие (именно заросшие!) неструктурированными сорными травами, с распластанными под солнцем лопухами и шарами одуванчиков. Эстетичности – ноль.

Безусловно, в последние годы новейшей истории мы видим более ответственный подход к проведению озеленительных работ на трассах. В первую очередь этому способствует формирование реально достойного предложения по технике для выполнения таких работ.

Как посеешь, так и укрепишь

Засев трав в качестве укрепления откосов – это одна из основных технологий наряду с укреплением полимерными материалами либо металлическими сетками, в том числе комбинированием полимерных и металлических сеток с нанесением по ним мульчи с посевным материалом с применением для этого гидросеялок.

По сути, гидросеялка представляет собой емкость, в которой с помощью гидравлического или механического воздействия производится смешивание гидропосевной смеси, распределяемой в дальнейшем через брандспойт струей, достигающей 70 м!

На сегодняшний день 80% рынка гидросеялок в России разделяют три производителя из США – FINN, TurboTurf и BOWIE. Принципиальное различие заключается в емкости: компания TurboTurf в отличие от своих коллег-конкурентов оборудует свои гидросеялки баками не из стали, а из прочных линейных полимеров LLDPE. Основная причина использования пластика вместо стали – возможность агрегатировать гидросеялки на самые малотоннажные автомобили и даже транспортировать вручную.

Компоненты представлены как российскими (целлюлозная и древесная мульча, посевной материал), так и западными (гидрогель, минеральные удобрения) производителями.

Гидросеялка рубль бережет!

Отмечается, что при технологии гидропосева всхожесть и равномерность всходов достигает 94–97%. При этом экономичность налицо: в сравнении с рулонным газоном, где себестоимость за 1 м2 рулонного газона достигает в среднем 120–160 руб. по Московской области, стоимость гидропосевных компонентов на тот же метр варьируется от 13 до 20 руб.

Далее, бригада рабочих за укладку каждого метра рулонного газона возьмет 50–90 руб., а гидросеялка с единственным уязвимым местом – баком, и то выполненным из нержавейки (в случае с FINN) или в принципе из не совместимого с коррозией пластика (как у TurboTurf), может служить десятки лет, амортизировавшись еще в первые два сезона.

Коси, коса, пока роса

Есть старая русская поговорка, в которой говорится, что косить лучше рано утром, пока нет солнцепека. Кроме летней жары, в которую работоспособность падает, на крутых склонах для «косарей с триммерами» есть и другая опасность – поскользнуться на той же росе. Выкосить нужно много, а леска постоянно рвется, на дозаправку надо часто возвращаться либо таскать канистру за собой. Сегодня уже не только на московских трассах, но и в регионах можно видеть косарей-роботов – приземистые беспилотные косилки, работающие на пульте дистанционного управления. Эта ниша российского рынка плотно закрепилась за Старым Светом: Дания со своими Lynex, Италия с iCUT, Великобритания с Robo Green, Германия с Nico и другие, осваивающие просторы российских обочин.

Главное достоинство роботов, которого нет у других агрегатов, – их способность работать на склонах крутизной до 75°, как заявляет датский Lynex, при давлении на грунт не более 0,05 кг/cм2, при том, что давление на грунт, оказываемое среднестатистическим рабочим, составляет 0,38–0,51 кг/cм2. Это весомый показатель при работе на переувлажненных участках. Как показывает практика, производительность косилок-роботов на примере Lynex SX1000 достигает 5–7 тыс. м2 в час! Сколько нужно для этого рабочих с бензокосами? Современные косилки-роботы позволяют не только косить траву, но и убирать снег, пахать землю, очищать асфальтовое покрытие, а итальянский первенец FERRI – iCut4 со своим двигателем в 49 л.с. от Isuzu может и измельчать кустарник на корню с диаметром стволов до 10 см.

Механизмов создано немало, технологии продвигаются вперед, и хочется надеяться, что они будут применяться на благо процветания дорожной инфраструктуры страны.