Импорт дорожной техники в Россию в 2014 году

А. Ловков, исследовательская компания ID-Marketing

(Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета данных по странам Таможенного союза)

Рынок дорожно-строительной техники в настоящее время переживает не лучшие времена, и анализ его импортной составляющей в основном сводится к констатации фактов падения поставок. Не стал исключением и ввоз в Россию техники для дорожных работ по итогам 2014 г.

Наибольшее падение наблюдается в сегментах тандемных вибрационных катков (–28,8%), грунтовых катков (–26,6%) и асфальтоукладчиков (–25,2%). На 14% сократились поставки пневмоколесных катков. А вот на рынке дорожных фрез отмечаем прирост импортных поступлений на 18%, однако в сравнении с 2012 г. их ввоз сократился на 27%. Основные объемы импорта дорожных фрез в 2014 г. приходятся на март–июль. С августа по декабрь было ввезено всего 16 единиц данной техники, при том, что в декабре поставки и вовсе отсутствовали.

Перейдем к анализу каждого направления рассматриваемых машин и начнем с тандемных вибрационных катков. В импорте данной техники преобладают новые машины, доля которых по итогам 2014 г. составила 64,1%, при том, что год назад это значение равнялось 53%. Лидирует среди марок немецкий производитель дорожных катков компания Hamm. По сравнению с 2013 г. их импорт сократился на 21,6%, при этом доля увеличилась с 32 до 35%. Бóльшая часть тандемных катков Bomag, а именно 56,7% – подержанные, однако объемы ввоза по итогам 2014 г. позволили занять марке вторую позицию в рейтинге, несмотря на более чем 30%-ное сокращение поставок. С пятого на третье место поднялись тандемные катки Ammann, ввоз которых в сравниваемых периодах 2014 и 2013 гг. сократился на 10%. В рейтинге ведущих поставщиков тандемных катков лидируют ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис», ООО «Амман-Руссланд» и ЗАО «Атлас Копко», импортирующие исключительно новую технику.

В отличие от тандемных вибрационных катков импорт грунтовых катков на 90% состоит из новых машин. Одна из особенностей рынка – рост популярности китайской продукции на протяжении последних нескольких лет. Если в 2013 г. доля представителей Поднебесной в рейтинге стран, где были выпущены катки, составляла 32,7%, то по итогам минувшего 2014 г. их доля увеличилась до 43,5%, при том, что сокращение поставок составило всего 2,5%. Несмотря на такие показатели, в ведущей пятерке марок присутствуют только катки Shantui, расположившиеся на третьей позиции. А лидируют, как и год назад, грунтовые катки Bomag, ввоз которых по итогам 2014 г. сократился практически на 46%. На второй позиции находится компания Hamm.

А вот среди получателей в 2014 г. наблюдается смена лидера. Пусть и формально, но на одну единицу техники ООО «Амман Руссланд» опередило по объ­ему растаможенной техники ООО «Файат Бомаг Рус». ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис» сохранило за собой третью позицию, сократив импорт грунтовых катков на 11 единиц. Особо отметим ООО «Хайгер Бас Рус», компанию из структуры «РусБизнесАвто» – одного из ведущих операторов на рынке продаж грузовой автотехники, автобусов и спецтехники. Пробные партии грунтовых катков SDLG были растаможены еще в 2013 г., а уже по итогам всего 2014 г. компания смогла занять четвертую позицию.

Основным преимуществом пневмоколесных катков является возможность изменения давления воздуха в шинах, что позволяет регулировать величину их контакта с поверхностью грунта, меняя тем самым удельное давление. Несмотря на это, на сегодняшний день пневмоколесные катки не так популярны по сравнению с другими видами дорожной техники, и объемы импорта находятся на весьма скромном уровне. Основными импортируемыми марками на российском рынке пневмоколесных катков остаются Hamm и Ammann. Их совокупная доля по итогам 2014 г. достигла 63%. Более чем в 3 раза сократились поставки марки Bomag. А вот XCMG и Caterpillar, хоть и ненамного, но улучшили свои показатели импорта в 2014 г. по сравнению с 2013-м.

ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис» и ООО «Амман Руссланд» растаможили по итогам рассматриваемого периода одинаковое количество пневмоколесных катков. Однако в стоимостном рейтинге поставщик техники Hamm прочно занимает лидирующее место с показателем более чем $2,6 млн. Всего же по итогам 2014 г. 29 компаний и индивидуальных предпринимателей выступили в качестве получателей на рассматриваемом рынке, импортировав технику на $7,3 млн.

Асфальтоукладчик – одна из основных дорожных машин, которая по своей конструкции является наиболее технически сложной. Главная ее функция заключается в укладке слоев асфальтобетонного покрытия, а именно распределении и предварительном уплотнении асфальтобетонной смеси. Основу импорта асфальтоукладчиков составляет новая техника. На подержанные машины приходится 42% от общих показателей, причем львиная доля принадлежит японским производителям Hanta, Sumitomo и Mitsubishi, импортирующим в основном «бэушные» асфальтоукладчики. Первые две компании вошли в «пятерку» ведущих марок по объемам ввоза в Россию в 2014 г., расположившись на втором и четвертом месте соответственно. А возглавляет рейтинг немецкий производитель дорожно-строительной техники Vogele, входящий в структуру Wirtgen Group, практически на четверть сокративший ввоз асфальтоукладчиков по сравнению с 2013 г. На 6 единиц техники сократился импорт Volvo.

ООО «Виртген-Интернацио­наль-Сервис» с маркой Vogele уверенно лидирует по количеству ввезенных асфальтоукладчиков. Доля компании по итогам 2014 г. составила более 26%. На второе место за счет меньших темпов снижения поставок рассматриваемой техники вышло ЗАО «Вольво Восток». Дальневосточная компания ООО «Авангард», растаможившая технику азиатских производителей сразу нескольких марок: Hanta, Sumitomo, Mitsubishi и Niigata, замкнула «тройку» ведущих импортеров.

Дорожная фреза используется для удаления верхнего слоя дорожных покрытий, в том числе выбоин, неровностей и других дефектов покрытия для получения поверхности, годной для передвижения или укладки нового покрытия. После значительного сокращения поставок дорожных фрез в 2013 г., несмотря на кризисное состояние отрасли, в 2014 г. был отмечен рост показателей импорта. Подавляющее большинство фрез было ввезено ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис» под маркой Wirtgen. Отметим, что по сравнению с показателями 2013 г. в 2014-м был отмечен прирост импорта данной марки на 12 единиц техники. В оставшиеся 26% импортных поступлений попали дорожные фрезы 12 различных производителей.

 

Подводя итог, стоит отметить, что 2014 г. оказался одним из самых непростых для участников большинства отраслей экономики в целом и для рынка дорожно-строительной техники в частности. Сложная ситуация на валютной бирже на фоне нестабильной цены на нефть отрицательно сказалась на многих параметрах рынка. Среди них и сокращение финансирования крупных проектов, удорожание техники на 30–40%, ужесточившиеся условия кредитования и многое другое. Все это негативным образом отразилось на покупательской способности. В этих условиях многие специалисты прогнозируют значительное сокращение поставок по итогам 2015 г. К тому же текущая политическая обстановка пока не сулит резких изменений. Тем не менее нужно понимать, что подобные шоковые меры в экономике позволяют перераспределить рынок, выявить сильнейших и вывести конкурентную борьбу на новый уровень, что в конечном итоге положительно скажется и на покупательской способности потребителей.

РЫНОК (статистика, анализ) ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Андрей Ловков Основные Средства 05'2015 10 декабря 2015

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru