С зимой мы справимся своими силами!
Использование КДМ зимой

С наступлением зимних снегопадов очень актуальным становится вопрос выполнения сроков ликвидации «зимней скользкости». Ведь с одной стороны, имеется конкретный норматив, в который дорожные службы должны укладываться, а с другой – появление «снежно-ледяных отложений» на трассе сразу же снижает производительность коммерческого транспорта на 30–40%, а аварийность на 25–30% увеличивается. Опасность попадания в ДТП при движении по гололеду возрастает, по данным ГИБДД, в 8–10 раз, а при езде по снежному накату – в 3–4 раза.

МКДУ-1: шасси КамАЗ с навесным оборудованием ТоМеЗ – наиболее приемлемый вариант для массового использования

КДМ в центре снегоуборочных технологий

Действительно, сроки ликвидации последствий выпадения снежных осадков, закрепленные в ГОСТ Р 50597–93, установлены жесткие. Крупные, общегородского значения улицы, например, должны быть очищены от «зимней скользкости» в течение 4 ч, причем отсчет времени начинается с момента обнаружения этой самой скользкости. При снегопадах снегоочистка должна быть проведена за те же 4 ч, а началом работ является прекращение выпадения снега.

Несколько больше времени дается для наведения порядка на улицах и дорогах местного значения – до 6 ч. Но все равно и на магистралях, и небольших дорогах в спальных районах городов, не имея специальной техники сего­дня, и думать не приходится о выполнении принятых нормативов.

В Отраслевых нормах № 218.014-99, которыми должны руководствоваться федеральные и территориальные дорожные органы в вопросах зимнего содержания автодорог, определено, что, например, на обслуживание 100 км 2-полосной дороги, с шириной проезжей части до 7,5 м, относящейся к дорогам I категории или автомагистралям, необходимо иметь в распоряжении дорожных служб не менее четырех комбинированных дорожных машин (КДМ), укомплектованных различным сменным оборудованием, в первую очередь, конечно, отвалами различных типов. Рекомендуется иметь на вооружении одноотвальные плуги, боковые, средние отвалы, цилиндрические щетки. Всего же для поддержания в надлежащем состоянии 100 км дороги зимой дорожникам нужно располагать 14 ед. различного оборудования.

КДМ на базе Scania от «Коминвест-АКМТ» с распределителем реагентов Epoke Sirius AST, передним отвалом D-3600 и боковым AS SP50-3400 норвежской компании Tellefsdal AS

Необходимое число машин КДМ определяется технологией уборки снега. Рекомендуется, чтобы толщина накопления снега на проезжей части, в промежутках между проходами патрульных снегоочистителей, не превышала 5 см для дорог местного значения и 3 см – для общегосударственных, областных и краевых трасс. Такое требование не случайно: при накапливании рыхлого снега свыше 5 см существенно падает скорость транспортного потока, образуется «снежный накат», а он еще больше вредит нормальному движению по дороге.

Всесезонность – очень полезное качество

Чем меньше сезонные простои уборочной техники, тем более оптимальна стоимость ее владения и эксплуатации. Но далеко не все машины могут применяться зимой так же эффективно, как летом. Типичный пример – вакуумная уборочная техника, зимнее применение которой очень ограничено. Однако всесезонные вакуумные подметальные машины, пригодные для снегоуборки, все же существуют. ООО «ИСКУБ» – официальный представитель компании DULEVO International в РФ, поставляет подметально-вакуумные машины DULEVO c комбинированным вакуумно-механическим способом подбора, оборудованные скоростным транспортером. Рыхлый сухой или мокрый снег вместе с водой – задача вполне обычная для машин DULEVO серий 5000 Evolution и 200 Quattro. Эти машины могут не сталкивать снег в сторону, а собирать его с дорожного полотна в собственный бункер. Способность работать при любой температуре, компактные размеры, внушительная вместимость (2,5 и 5 м3, а с 2015 г. новые модели серии Revolution на 3 и 6 м3) и превосходная маневренность выгодно отличают DULEVO от прочих вакуумных машин. Техника DULEVO уберет и вывезет снег из мест, недоступных для снегопогрузчиков и справится с уборкой на тротуарах и парковках без образования валов на обочинах, уберет талую воду. Гидравлический подъемник дает возможность выгрузки бункера в самосвал или снегоплавильную установку. Кроме того, можно использовать снеговой отвал, зимнюю цилиндрическую щетку и навесной распределитель реагентов.

В России сегодня имеется много предприятий, производящих КДМ. Среди наиболее заметных можно назвать Кемеровский опытный ремонтно-механический завод (КОРМЗ), известный своей серией машин ДМК, а также навесными отвалами, щетками и роторным снегоочистителем СП-010. Арзамасский «Коммаш» с десятком моделей выпускаемых КДМ серии КО и навесным оборудованием к машинам собственного производства входит в число лидеров отрасли. К их числу можно отнести и «Кургандормаш», предлагающий нашим коммунальщикам 15 моделей комбинированных машин серии МД, рассчитанных на круглогодичную эксплуатацию. Смоленский СААЗ, создавший на шасси ЗИЛ комбинированные машины серий МДК и СДК, комплектует их разработанными с конструкторами СААЗ распределителями для жидких и твердых реагентов, а также различными видами отвалов. Ряжский авторемонтный завод собирает около 20 моделей комбинированных машин серии МКДС, в которых используются шасси КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ, «АМУР». Среди предлагаемых российским покупателям машин имеются 4 модели, укомплектованные крюковыми подъемниками и работающие со сменными кузовами. Молодое предприятие из Челябинской обл. «УралСпецТранс» также освоило выпуск большого перечня машин для содержания дорог – это КДМ серии ВМКД, а также уже заслужившие популярность дорожных служб и коммунальщиков машины МД-651, -551, МД-651. На заводе создана оригинальная машина ТГМ-3А-01 на базе Урал-43203, предназначенная для удаления гололеда с помощью теплового воздействия на лед.

Рост потребности у дорожных служб в КДМ давно спрогнозировали в московской компании «Коминвест-АКМТ». Сегодня это предприятие, пожалуй, одно из наиболее прогрессивных в отрасли: «Коминвест-АКМТ» предлагает очень большой выбор комбинированных машин, комплектуемых навесными агрегатами и надстройками, созданными отечественными предприятиями, а также ведущими машиностроителями Дании, Норвегии, Финляндии, причем модельный ряд постоянно обновляется, модернизируется. В качестве производственной базы предприятие использует в основном мощности Тосненского Мехзавода (ТоМеЗ), с 2011 г. принадлежащего «Коминвест-АКМТ». Сейчас ТоМеЗ может предложить практически любой аналог импортного оборудования, находящегося в линейке «Коминвест-АКМТ». Вся продукция ОАО «ТоМеЗ» имеет сертификат ISO 9001:2008.

Многофункциональная машина КО-848 от «АрзамасКоммаша» эффективна при скоростной и патрульной уборке снега, распределяет ПГМ, удаляет даже спрессованный снег и наледь

В ЗАО «Коминвест-АКМТ», учитывая реальную экономическую ситуацию, в которой далеко не всем предприятиям по карману импортное оборудование, в качестве бюджетного варианта были разработаны модели КДМ, базирующиеся на отечественных шасси КамАЗ-65115, КамАЗ-43605, различных модификациях шасси МАЗ, ЗиЛ. Навесные агрегаты, устанавливаемые на шасси КДМ, изготавливаются в цехах ОАО «ТоМеЗ».

Навесные орудия ТоМеЗ по эксплуатационным качествам практически не уступают зарубежным аналогам, но значительно дешевле их. Это относится и к отвалам различных типов, распределителям и щеточному оборудованию. Клиентам «Коминвест-АКМТ» также предлагаются готовые комплекты навесных инструментов для борьбы со снегом, которые без проблем устанавливаются на те грузовые машины, которыми располагает покупатель.

В числе предлагаемых КДМ – машины мод. МКДУ-1, -2, -3, -4, -6, -7, -10, МДК-4380, -5337, причем модельный ряд увеличивается. Модели различаются маркой шасси, видами и типами установленного навесного оборудования, производительностью. Так, к категории наиболее эффективных машин для зимнего содержания дорог относится КДМ «Сокол». Особенностью конструкции «Сокола», в котором использовано шасси КамАЗ-65115 г/п до 16 т, является возможность применения сменных надстроек: кузовов, цистерн, контейнеров. Для съема/ установки сменного кузова на ТоМеЗ разработали специальный крюковой подъмник типа мультилифт МГК-10.

 «Коминвест-АКМТ»

Сегодня еще импорт задает ориентиры

И все-таки, несмотря на успехи российской индустрии в производстве снегоуборочной техники, для очистки больших площадей в кратчайшие сроки, для использования дорогостоящих, буквально «напичканных» электроникой надстроек специалисты «Коминвест-АКМТ» рекомендуют приобретать КДМ на базе более надежных импортных шасси компаний MAN, Volvo, Scania. В сочетании с брендовыми тягачами навесное оборудование европейских марок приносит оптимальный эффект, и доказывать их преимущества перед российским оборудованием не имеет смысла. Их главный недостаток, как отмечают в «Коминвест-АКМТ», тормозящий заполнение нашего рынка уже сегодня, – высокая цена, значительно превышающая стоимость аналогичных КДМ с российской «начинкой». Однако сдерживание натиска импорта – это и шанс для наших производителей поднять на нужный уровень качество своих машин.

Плодом многолетнего сотрудничества «Коминвест-АКМТ» с иностранными производителями стала интеграция передовых европейских технологий в российскую технику.

Примером предлагаемой «Коминвест-АКМТ» дорогой, но тем не менее не застаивающейся на складе предприятия продукции класса «премиум» является КДМ на базе импортного самосвала с колесной формулой 6x4. В качестве надстройки в машине используется распределитель Epoke Sirius AST SE3800. В бункер распределителя для твердых материалов помещается 9 м3 ПГМ, а в двух баках для увлажнения может находиться 3 м3 жидкости. Высокую цену оборудования датской компании Epoke во многом определяет использование электроники. Электронные системы контролируют заданную прямо из кабины водителем-оператором норму расхода реагентов до грамма, и такой экономный подход сохраняет немалые средства дорожным службам. Плотность распределения регулируется очень тщательно и в широком диапазоне. Соль может разбрасываться с плотностью 5–40 г/м2, а песок – от 30 до 240 г/м2. Все имеющиеся в Epoke Sirius емкости оснащаются датчиками опорожнения, действует эффективная электронная система, согласовывающая плотность распределения реагентов со скоростью движения автомобиля. Впечатляет и возможность регулирования зоны обработки – ширина полосы может составлять от 2 до 12 м. Кроме того, водитель может смещать обрабатываемую полосу, располагая ее асимметрично относительно оси движения машины.

КДМ от КОРМЗ ДМК-40 с передним поворотным отвалом марки ОПАГ-2

Распределители Epoke впервые появились на российском рынке в 2008 г., и с тех пор объемы реализации продукции этой торговой марки только растут. Оценив перспективность отечественного рынка, а также ознакомившись с возможностями ТоМеЗ, датский производитель принял решение о сборке с 2012 г. распределителей Epoke на тосненском предприятии и за прошедшие годы об этом не пожалел.

Для «полного счастья» специалисты «Коминвест-АКМТ» в качестве опции комплектуют КДМ скоростными и боковыми отвалами норвежской компании Tellefsdal AS. Отвалы отличаются простотой установки, легко монтируются не только на грузовое шасси, но и на погрузчики. Ювелирно рассчитанная форма и размеры отвалов позволяют с их помощью качественно очищать трассы со скоростью до 90 км/ч, причем конструкция отвалов Tellefsdal обеспечивает уборку снега, выдерживая практически идеально профиль очищаемой поверхности.

Альтернативой комбинированным дорожным машинам может стать навесная снегоуборочная техника «Ростсельмаш», которая агрегатируется с популярными в России тракторами мощностью от 60 до 120 л.с.

Снегоуборочные шнекороторные машины Snegir 1300-2700 навешиваются позади трактора с помощью трехточечной навески. Модель Snegir 2100 также может комплектоваться передним ВОМ, что позволяет повысить эффективность работы тракториста, которому не приходится оглядываться назад. Принцип работы шнекороторных снегоуборщиков основан на разбрасывании снега, при этом угол и направление выброса регулируются относительно оси снегометателя. «Ростсельмаш» выпускает 6 моделей снегоочистителей Snegir, различных по ширине (1,3–2,7 м) и высоте (63–104 см) захвата. В 2015 г. компания планирует усовершенствовать Snegir 2700 за счет дополнительной опции – удлиненного снегоотбрасывателя высотой до 3 м. Таким образом, машина сможет загружать снег непосредственно в грузовые машины.

Благодаря небольшим габаритам для расчистки проезжей части и для уборки от снега тротуаров в населенных пунктах может использоваться навесной снегоуборочный коммунальный плужный отвал ОКС 2500, который агрегатируется с трактором с помощью передней навески. Ширина захвата снежной массы при работе отвала составляет 2,5 м, угол поворота плуга – 35°. Обе машины – ОКС 2500 и Snegir 1500-2700 – можно использовать одновременно. При этом устройства транспортируются в навешенном состоянии приподнятыми над землей.

Все-таки узкоспециальное надежнее

Спор о том, какое оборудование, универсальное или узкоспециальное, лучше приобретать для уборки снега и гололеда, беспредметен, если не оговорены задачи, которые должна решить покупка оборудования и условия его эксплуатации. А вот если «клиент» решил, что новая машина ему нужна, чтобы на долгие годы получить в свой парк высокопроизводительную уборочную технику, для которой проблемой не является ни долгий период непрерывной работы, ни огромные объемы переработки снега, то тут однозначно нужна техника специальная.

Синтетические щетки производят окончательную очистку дорожного полотна от снега

О надежности лаповых снегопогрузчиков можно судить по тому факту, что они начали массово использоваться в советском коммунальном хозяйстве с 1950-х гг., но и сегодня еще можно встретить машины, выпущенные десятки лет назад. Правда, таких «старожилов» с каждым годом все меньше – несмотря на их техническую исправность, машины эти устаревают морально, недостаточно производительны по нынешним меркам, «хромает» их проходимость.

В то же время в городах, как правило, нет возможности отбрасывать снег, собранный с проезжей части, далеко на обочину, как это делают фрезерно-роторные машины. К городским магистралям примыкают, как правило, пешеходные улицы, и забрасывать их снегом совсем ни к чему. Но даже в тех местах, где имеются пустыри, собирать большие массы загрязненного снега запрещают экологические нормы. И тогда в технологии снегоуборки возникает необходимость в снегопогрузчиках. Машина загружает валы собранного вдоль городских дорог снега на самосвалы, а те уже доставляют снег в пункты окончательной утилизации.

Завод «Дорожных машин»

Но старые машины, дошедшие до нас с советских времен, сегодня есть чем заменить. Новейшей конструкторской разработкой Завода «Дорожных машин» из Рыбинска стала модель снегопогрузчика ДМ09 с гидравлическим приводом и лаповым питателем. По сравнению с техникой прежних лет у модели Завода «Дорожных машин» была значительно увеличена проходимость за счет использования колесной формулы 4x4, мощного, 100-киловаттного двигателя и односкатной ошиновки. Сыграло свою роль и то, что были использованы шины большого диаметра с протектором повышенной проходимости. Снегопогрузчики 1950–70-х гг. были ориентированы на работу с КамАЗами с низким задним бортом, и это позволяло обходиться коротким и низким транспортером. У ДМ09 высота выгрузки увеличена до 4,4 м, это дает возможность использовать в паре с погрузчиком любой грузовой транспорт и даже загружать грузовик через кабину, что исключает необходимость двигаться зад­ним ходом. Изменились и условия работы оператора  – сегодня это теплая кабина с эргономичным дизайном, из которой открывается панорамный вид на рабочую зону за счет большой площади остекления. Разработка Завода «Дорожных машин» имеет современный внешний вид, а в конструкции много примечательных решений: привод рабочих органов осуществляется высокомоментными героторными гидромоторами без редукторов, а наблюдать за погрузкой оператору помогает одна или даже две видеокамеры, передающие картинку на монитор в кабине (опция). Из других особенностей снегопогрузчика можно отметить усиленную жесткую раму с подрессоренным передним мостом, твердосплавную накладку лопаты. Лопату можно поднимать отдельно от транспортера, эта функция полезна для пре­одоления препятствий на дороге, например выступающих канализационных люков в процессе погрузки снега. Органы управления включают две педали переднего и зад­него хода, клавиши подъема и опускания лопаты и транспортера, рычаг управления ходом лап и скребков. Максимальная транспортная скорость ДМ09 составляет 30 км/ч, ширина захвата – 2640 мм. Вылет транспортера – 5200 мм.

Завод «Дорожных машин»

Московская компания ООО «Дормаш» выпускает похожие, но несколько более производительные модели. Мод. СнП-17 внешне очень походит на ДМ09, производительность ее также достигает 330 м3/ч, но особенностью машины является использование в конструктивно-технологической схеме машины гидропривода для рабочего хода и исполнительных механизмов итальянского производства. Управление рабочим оборудованием осуществляется с помощью электрогидравлического пульта, в котором имеется гидравлический манипулятор-джойстик.

Одной из недавних разработок предприятия стала модернизация мод. СнП-17. В новой модели СнП-18 транспортер получил дополнение в виде поворотной части, удлиняющей основной транспортер. За счет этого у оператора появилась возможность направлять сгребаемый снег на обочину, где это возможно, намного более удобным стал процесс загрузки самосвалов. В модернизированной модели кабина стала 2-местной, что позволяет там находиться при необходимости и подсобному рабочему.

«ТверьКомМаш»

Но модель СнП-20, которую инженеры московского «Дормаша» создавали с немецкими партнерами, выделяется своей производительностью среди аналогов, она способна через кабину самосвала загружать до 600 м3 снега в час, причем мощность двигателя главного привода не увеличилась и составляет 100 кВт, как и в двух других моделях. В СнП-20 вместе с российскими деталями и узлами используются агрегаты итальянских компаний. Погрузчик отличается тем, что скребковый транспортер, использовавшийся в первых погрузчиках и дошедший до нашего времени, заменен на высокоскоростной ленточный транспортер. С новым транспортером кузовное пространство самосвалов заполняется быстрее и более равномерно.

Снегопогрузчик ТКМ-237-02 («ТверьКомМаш»)

В снегопогрузчиках Амкодор А-37 и очень похожих на них снегопогрузчиках завода «ТверьКомМаш» ТКМ-237-02 используются гидрообъемная трансмиссия и полный привод. Особенностью этих моделей является то, что задние управляемые колеса погрузчиков меньше по размерам, чем передние, и это значительно прибавляет конструкции маневренности. В машинах применен проверенный годами, хотя и не самый производительный, лаповый питатель. Но и ОАО «АМКОДОР», и завод «ТверьКомМаш» уже создали модернизированные модели А-37-01 и ТКМ-237-01. В этих снегопогрузчиках применен уже шнековый питатель. Шнековый механизм позволяет снегопогрузчику самостоятельно разбивать слежавшийся снег, а вот с ледяными глыбами намного проще справляется лаповый питатель.

 Шнековый питатель в машине АМКОДОР А-37-01 хорошо разбивает слежавшийся снег, улучшает проходимость всей машины

Спасет из снежного плена

Чистить дороги от снега нужно везде, в том числе и в условиях снежной целины, там, где снегоуборочные машины на колесном ходу просто не пройдут. Для этих целей Волгоградская Тракторная Компания выпускает самоходный снегоочиститель на базе трактора ДТ-75 под индексом ДЭ-220В, который позволяет производить расчистку проезжей части дорог, прокладку дорог по снежной целине, удаление заносов и валов от других видов снегоуборочной техники, отбрасывая снег в сторону от направления движения. Модель была разработана еще в прошлом веке, но за прошедшие полтора десятка лет производства не только не потеряла своей актуальности, но была доведена специалистами ВТК до совершенства.

Эта машина легко прокладывает коридор по снежной целине шириной в 2,5 м, даже если высота слоя тяжелого, слежавшегося снега доходит до 1,3 м. За час работы, двигаясь со скоростью до 5 км/ч, машина способна отбросить на расстояние до 15 м до 400 т снега.

К собранным на ТоМеЗ надстройкам Epoke в датской компании претензий не возникает

В целях повышения без­опасности производимых работ, а также во избежание повреждения зданий, сооружений расстояние выброса снега может быть уменьшено за счет установки на кожух легко монтируемой насадки, которой комплектуется снегоочиститель ДЭ-220В.

Учитывая то, что эксплуатация ДЭ-220В происходит в основном в регионах с низкими температурами, на снегоочиститель предлагается установка предпускового жидкостного подогревателя типа ПЖБ-200 или импортного аналога. ПЖП облегчает холодный пуск дизеля за счет предварительного прогрева масла и охлаждающей жидкости, а также позволяет использовать его для автономного обогрева кабины при заглушенном двигателе трактора.

МДК 5337-00 (ЗАО «СААЗ») с распределителями твердых и жидких ПГМ

ДЭ-220В давно и успешно помогает геологам, нефтяникам, военным, жителям отдаленных поселков – это снегоочиститель, для которого нет недоступных территорий.

 

Имея столь развитую производственную базу по выпуску техники для борьбы со снегом, как сегодня в России, мы должны были бы вообще забыть о существовании «снежной» проблемы на дорогах, но для этого не хватает совсем малого – повысить качественные показатели наших машин. Из описанных примеров видно, что это вполне реально. А как получится на самом деле – покажет время.

ДЭ-220В
ТЕХНИКА (обзоры) ПРАКТИКА И СОВЕТЫ ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Николай Протасов Основные Средства 02'2015 7 декабря 2015

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru