Импорт карьерной техники в Россию в 2014 году

А. Ловков, исследовательская компания ID-Marketing

(Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета данных по странам Таможенного союза)

Колебания экономической активности, которые в последнее время носят все более негативный характер, продолжают оказывать отрицательное влияние и на российскую экономику. Однако особенностью последнего кризиса является в большинстве своем политическая нестабильность в мире и разногласия основных мировых держав по целому ряду ключевых вопросов.

Колебания экономической активности, которые в последнее время носят все более негативный характер, продолжают оказывать отрицательное влияние и на российскую экономику. Однако особенностью последнего кризиса является в большинстве своем политическая нестабильность в мире и разногласия основных мировых держав по целому ряду ключевых вопросов.

Обострение политических отношений с Западом привело к введению против нашей страны санкций, касающихся как частных лиц, так и целых отраслей экономики, повлекших за собой ответные меры со стороны России. Отсюда и все вытекающие последствия – дешевеющая нефть на фоне дорожающей по отношению к рублю валюте привела к значительному росту цен на все товары иностранного происхождения. Кроме того, ужесточились условия кредитования при увеличившейся процентной ставке.

Все это не лучшим образом отразилось на рынке импортной техники, в том числе горного оборудования. Однако проблемы здесь начались еще в 2013 г., когда поставки техники начали значительно сокращаться по сравнению с 2012 г. Перейдем к рассмотрению отдельно каждого вида машин и начнем с сочлененных самосвалов. Исходя из названия, нетрудно догадаться, что основным их отличием и в то же время весомым преимуществом на бездорожье по сравнению с «привычными» всем самосвалами является наличие в их конструкции шарнирно-со­члененной рамы, которая делает грузовые машины исключительно проходимыми и маневренными на неровных местностях.

Всего в мире насчитывается около 25 компаний, которые в разные времена выпускали технику подобной конфигурации, однако основных производителей, которые формируют рынок и задают основные тенденции, не более десяти. Из них явными лидерами являются всего несколько марок, к которым отнесем Volvo, Caterpillar, Bell, Komatsu, John Deere, Terex и Doosan. По итогам 2014 г. импортные поступления самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой в Россию снизились на 15,1% по сравнению с показателями 2013 г. и на 38,5% – по сравнению с данными 2012 г.

Лидером российского импорта на протяжении многих лет является компания Volvo. По итогам 2014 г. за счет меньших темпов падения поставок (–7% к 2013 г.) производителю спецтехники из Швеции удалось довести свою долю до 61,9% (в 2013 г. доля составляла 45,2%). Наиболее популярными стали модели Volvo A35F, A40F и A30F. Несмотря на сложную обстановку в отрасли, по итогам 2014 г. под брендом Caterpillar было ввезено на 5 сочлененных самосвалов больше, чем годом ранее, что позволило компании подняться на вторую позицию в рейтинге ведущих марок. Остальные производители, а именно Bell, Komatsu, Terex, значительно ухудшили показатели ввоза на 61,7; 52,9 и 84,6% соответственно. Кроме того, согласно данным таможенной статистики, по итогам рассматриваемого периода в Россию не было ввезено ни одного самосвала с шарнирно-сочлененной рамой марки John Deere (в 2013 г. их было 19).

Карьерные самосвалы применяют на открытых разработках полезных ископаемых, и из-за габаритов их эксплуатация на дорогах общего пользования невозможна. Большинство из них доставляется до места работы по частям, и уже на месте производится их сборка. По итогам рассматриваемого периода их импорт сократился по сравнению с 2013 г. на 43,8%, а по сравнению с 2012 г. – на 71,7%. Несмотря на практически двукратное падение поставок, в лидерах по-прежнему остается марка Caterpillar. Самой востребованной моделью по итогам 2014 г. стала Caterpillar 785C. А вот компания Hitachi, напротив, ввезла сразу 13 карьерных самосвалов моделей EH3500ACII и EH1700-3, что на 10 единиц техники больше, чем годом ранее. Это позволило японскому производителю вый­ти в рейтинге на вторую позицию. На 56% сократился импорт еще одной японской марки – Komatsu. Однако стоит отметить, что на заводе в Ярославле (ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус») продолжается выпуск карьерных самосвалов, и в 2014 г. с конвейера сошло еще 19 новых машин Komatsu HD785-7.

Сильно сократился ввоз в Россию тяжелых гусеничных бульдозеров. По итогам рассматриваемого периода падение поставок составило 29,7% к 2013 г. и 71,8% к 2012 г. Основу импортной техники составляют марки Komatsu и Caterpillar, ввоз которых в 2014 г. сократился на 42,1 и 15,3% соответственно. Основными моделями в российском импорте стали Komatsu D275A-5D, Komatsu D375A-5D и Caterpillar D10T. Под маркой Liebherr в 2014 г. было ввезено на 5 гусеничных бульдозеров PR764 больше, чем годом ранее.

На 20,5% сократились поставки тяжелых погрузчиков в 2014 г. И это несмотря на то, что четыре из шести представленных марок отметились положительными показателями импорта. Среди них лидер рассматриваемого периода Volvo, поставки которого увеличились на 57,1%, также надо отметить Hitachi (прирост 113%), Doosan (прирост 100%) и John Deere (в 2013 г. поставок не было). Последняя марка, к слову сказать, поставила фронтальный погрузчик 844K-II, самый тяжелый в линейке производителя в России, презентация которой состоялась в апреле 2014 г. на производственном комплексе John Deere в г. Домодедово. А вот со знаком «минус» отметились крупнейшие участники рынка дорожно-строительной техники Komatsu (–92%) и Caterpillar (–36%).

Последним из рассматриваемых видов техники, в том числе и по объемам импорта среди рассматриваемых горных машин, являются карьерные экскаваторы, ввоз которых сократился на треть. Благодаря стабильным поставкам техники, которые находятся на уровне 2013 г., в 2014 г. лидером стала марка Hitachi. Основной импортируемой моделью был экскаватор Hitachi EX1200-6. Ровно в 2 раза сократились поставки карьерных экскаваторов Komatsu, на 36% уменьшился импорт карьерной техники Liebherr. 

Основные марки карьерной техники, импортируемой в Россию в 2014 г.
  Кол-во, шт.
Сочлененные самосвалы
Volvo 146
Caterpillar 50
Bell 23
Прочие 17
Карьерные самосвалы
Caterpillar 40
Hitachi 13
Komatsu 11
Тяжелые бульдозеры
Komatsu 77
Caterpillar 50
Liebherr 22
Тяжелые погрузчики
Volvo 22
Caterpillar 18
Hitachi 17
Прочие 5
Карьерные экскаваторы
Hitachi 24
Komatsu 16
Liebherr 7
РЫНОК (статистика, анализ) КАРЬЕРЫ/ГОРНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Андрей Ловков Основные Средства 07'2015 1 декабря 2015

Комментарии (0)