Что такое КГМ?
Мусоровозы

Ну а что тут непонятного? Каждый занятый в коммунальной сфере знает, что КГМ – это крупногабаритные материалы, непременный компонент как бытовых, так и промышленных отходов, существенно усложняющий работу тех, кто осуществляет их сбор и вывоз. Впрочем, расшифровать эту аббревиатуру можно и иначе: «Куда Грузить Мусор?», например. Такая интерпретация, хоть и звучит как шутка, как нельзя лучше отражает трудности, связанные со сбором, погрузкой, предварительным складированием, транспортировкой, утилизацией всего, что по размеру больше стандартного 20-литрового пакета.

 McNeilus с кузовом 16 м[sup]3[/sup] на шасси КамАЗ-53605

С давних пор в городах принято было валить мусор в кучи рядом с домами. Время от времени кучи эти вывозили телегами куда-нибудь с глаз долой, благо дома тогда были в основном двухэтажные, мусора образовывалось меньше, да и каждый пятачок не был заставлен автомобилями ввиду их отсутствия. Сегодня, спустя столетия, если бытовой мусор нам удалось худо-бедно рассовать по пакетам, то все, что в контейнер не вмещается, как и в далеком прошлом, образует свалку.

Надеяться на то, что в наши дворы жильцы когда-нибудь перестанут вытаскивать отслужившие свой срок громоздкие товары народного потребления и стройматериалы, не приходится, ведь так называемые фирмы, выполняющие ремонт в квартирах, отходы везут в лучшем случае до площадки для сбора ТБО, а в худшем – до ближайшего лесного оврага. Старьевщики вывозят старую бытовую технику, да и то не везде, а старая мебель, равно как и упаковка от новой, и вовсе никому не нужна. Поэтому в нашем случае КГМ всегда будет означать не большой пластиковый пакет с мусором, который надо тащить вдвоем, а всевозможные доски, двери, бетон, кирпичи, сантехнику, шкафы, диваны и все такое прочее.

Там, где ремонтно-строительные работы ведутся организованно, эффективное средство для сбора и вывоза строительного мусора давно изобретено. Это сменные контейнеры для автомобилей с системой «мультилифт». Ставишь такой на стройке и собираешь в него отходы. Можно было бы подобный вариант применить и в жилых дворах, и не только «мультилифт», но и контейнеры для портальных погрузчиков. Однако практика неоднократных попыток в разных городах нашей страны организовать цивильный сбор КГМ показала, что скорее можно обезьяну научить разговаривать, чем наших граждан читать. Заваливают большие контейнеры для КГМ гниющими органическими отходами, и приходится вывозить полупустой контейнер, тогда как такой контейнер должен выво­зиться 1–2 раза в неделю, иначе – никакой рентабельности.

McNeilus с кузовом 16 м[sup]3[/sup] на шасси Scania 4х2

Вторая напасть после бескультурья связана с экономической конъюнктурой. Орудующие на свалках «металлоискатели» в поисках того, что можно сдать в «приемку», выбрасывают груженые КГМ из контейнеров, в итоге утром рабочим приходится грузить их вручную, как и там, где сбор КГМ в контейнеры не организован. Долгое время основным средством и для сбора, и для вывоза КГМ служил у нас старый самосвал «КамАЗ», да где-то и по сей день остается или заменяется на самосвал китайский. Альтернативой самосвалу всегда служил мусоровоз с боковой загрузкой, бывший в советское время основным типом машин для вывоза ТБО. КГМ в такой мусоровоз грузят, открывая задний борт, потом к нему уже обычным путем грузят ТБО из контейнеров, повредить пресс-плиту при этом невозможно.

Главный недостаток такого метода в том, что КГМ можно погрузить только один раз, на одной площадке, поэтому приходится выбирать ту, что «пожирнее», и менять график, наматывая лишние километры. Кроме того, погрузка КГМ как в самосвал, так и в мусоровоз с боковой загрузкой проводится с грубыми нарушениями правил техники безопасности. У самосвала или приподнимают кузов, или подпирают его зад­ний борт подручными брусками или досками. У мусоровоза рабочие стоят под поднятым задним бортом, как под челюстями доисторической гигантской акулы. И появившиеся теперь даже в самых отдаленных уголках мусоровозы с задней загрузкой для вывоза КГМ часто применяют по тому же принципу: поднимают большой зад­ний «хвост», выталкивающую плиту не используют для подпрессовывания, в общем, берегут технику. Да ведь и не каждый производитель мусоровозов разрешает применять свою пресс-камеру в качестве «щелкунчика» для досок толщиной пять и более сантиметров. Некоторые за такие эксперименты и вовсе могут лишить гарантии. Некоторые, но не все.

Мусоровоз с передней загрузкой McNeilus

Есть предприятия, которые не только разрешают, но более того, поощряют использование своих мусоровозов как передвижной дробилки для крупногабаритного мусора. Например, так поступают в ООО «Мега Драйв», выпускающем в нашей стране мусоровозы с оборудованием знаменитой на весь мир американской марки McNeilus, правда, не со всеми моделями, а только с серией «М2». На родине кузова этой серии прозвали «соковыжималка» но не за давление, создаваемое пресс-плитой (кого этим сейчас удивишь), а за высокую жесткость кузова, позволяющую все это давление выдерживать многократно, без потери прочности за годы интенсивной эксплуатации.

Для достижения такой прочности, конечно, важно и применять износостойкие марки сталей, и контролировать качество сварных соединений, но опять же, все это есть у любого производителя, закон ведь не запрещает конкурирующим фирмам пользоваться одними и теми же хорошими материалами и работать на совесть. А вот копировать чертежи кузова конкурента закон уже не позволяет, тем более что конструкция кузова, благодаря которой он легко терпит запредельные нагрузки при прессовании, не экспромт, родившийся в чьей-то гениальной американской голове, а результат многократных испытаний, продукт многолетнего труда большого инженерного коллектива и серьезных инвестиций в разработку.

Мусоровоз с задней загрузкой McNeilus серии М2 в США

К слову, многие компании, выпускающие сегодня мусоровозы, просто не могут позволить себе содержание серьезного конструкторского отдела и производят кузова по готовым патентам. Кузов у McNeilus с покатыми стенками, по углам расположены усилители пирамидальной формы (расширяющиеся кзади). Нижние углы со­единения каркаса дополнительно усилены наваренными косынками. Днище приемного бункера укреплено снизу ребрами жесткости. Все это обеспечивает большую крепость именно задней части кузова, где давление на его стенки самое высокое.

К тому же у McNeilus и разгрузочная плита принимает непосредственное участие в прессовании. В начале цикла она находится вблизи пресс-камеры, по мере заполнения продвигается кпереди. Таким образом, высокое давление в «хвосте» создается уже в начале погрузки, а не в конце, при полном заполнении кузова. Здесь не одна партия мусора поджимает другую, а спрессованный брикет, увеличиваясь в объеме, продвигается внутри кузова. Вот почему его высокая стойкость к нагрузкам так важна. Будь кузов недостаточно прочным, такой режим работы привел бы к поломке в кратчайший срок. Детали кузова изготавливаются из американской износостойкой стали марки AR200, боковые стенки и крыша толщиной 3,6 мм; дно и верхняя часть плиты – 4,8 мм; днище приемной камеры и нижняя часть прессующей плиты – 6,4 мм. Все это и позволяет сделать кузов максимально прочным.

Понятно, что у нас, как и на Плюке, словам не верят, но убедиться в том, что мусоровозы McNeilus «едят» абсолютно любой крупногабаритный мусор, какой только может быть обнаружен на площадке для сбора ТБО, наши коммунальщики могут своими глазами. Для демонстрации возможностей заокеанской техники в компании «Мега Драйв» выделили один свой обычный серийный автомобиль для тестовых испытаний, с кузовом объемом 16 м3, на шасси КамАЗ-53605. В тех городах, где он уже успел побывать в этом году, специалисты, занимающиеся благоустройством, повидавшие на своем веку не один лопнувший по швам кузов, поначалу скептически относились к новинке. Но после того, как проверили ее в работе собственноручно, большая часть сомнений рассеялась. Почему часть? Ну, чтобы совсем убедиться в надежности техники, надо поработать на ней интенсивно хотя бы год, тест же проводится от одного до трех дней, и главной его задачей является показать технические возможности машины.

Впрочем, и этого короткого срока достаточно, чтобы понять, что если такие трюки проделывать с некоторыми другими марками мусоровозов с задней загрузкой, то кузов потом разгружать придется вручную. Можно привести конкретные примеры подобных экспериментов, проводившихся на испытаниях. Кроме Подмосковья тестовый мусоровоз успел побывать в Санкт-Петербурге, Новгороде Великом, Твери, Владимире и даже Волгограде. Его 16-кубовый кузов вмещал до 110 евроконтейнеров объемом 1,1 м3, общей массой отходов от 9,5 до 12 т. Степень уплотнения достигала 1:7 и даже 1:8. При смешанной погрузке ТБО с КГМ степень уплотнения и масса отходов, конечно, снижались, зато «щелкунчик» так раскалывал старые поддоны, диваны, толстые доски оконных переплетов и даже крепкие деревянные двери, что многие перевозчики, испытывавшие таким способом мусоровоз с задней загрузкой впервые, не могли скрыть своего восторга, а порой и удивления.

Мусоровоз с передней загрузкой McNeilus

Никто не говорит, что это все способен выполнять только мусоровоз марки McNeilus, но скажите, какую еще марку у нас в стране можно вот так взять и испытать в реальных условиях на собственной рабочей территории? Здесь же тест-драйв может заказать любой отечественный перевозчик, обратившийся предварительно в компанию «Мега Драйв». Машина передается по договору аренды за символическую плату с водителем, или клиент может поставить на проверку автомобиля своих специалистов после короткого инструктажа на месте. Тяжелое двухосное шасси КамАЗ популярно в коммунальной сфере, но в ООО «Мега Драйв» доступны мусоровозы и на аналогичных импортных шасси: Scania, Volvo, Ford Cargo с кузовом объемом 16 м3. Для трехосных шасси МАЗ, КамАЗ предусмотрена установка кузова объемом 19 м3, а на импортные «трехосники» – до 22 м3. Вариантами дополнительного оснащения являются портальный погрузчик и кран-манипулятор на крыше кузова.

Впрочем, чтобы перевезти КГМ, не обязательно их крошить. Значительную часть крупногабаритных материалов можно грузить целиком в другой тип мусоровозов – фронтлоудеры. Мусоровозы с передней загрузкой по устройству схожи с боковыми, но более крупные. Полезный объем кузова у них составляет от 25 до 32 м3 для 3- и 4-осных шасси. Размеры загрузочного бункера тоже впечатляющие: например, у фронтлоудеров McNeilus серий Pacific и Atlantic он превышает 9 м3. Этого с запасом хватает для разгрузки типичного для фронтлоудеров большого контейнера объемом 7 м3. В такой бак что не влезет? Разве что только очень длинные доски... Европоддоны туда по крайней мере входят целиком. Грузоподъемность манипулятора – 4 т, этого достаточно и для ТБО, и для КГМ, не будут же все 7 м3загружать бетонным боем.

Ну, если крупногабаритные материалы из жилых дворов непредсказуемы по составу, то отходы производственных и коммерческих предприятий, наоборот, и в вывозе промышленного мусора фронтлоудеры в мире занимают первое место, поскольку они для этого являются самым выгодным транспортным средством. Мы же в этом смысле отстаем. Отечественных разработок мусоровозов с передней загрузкой никогда не существовало, западные компании последнее время как-то неактивно предлагали их нашим коммунальщикам. Кто-то сам разово привозил такие машины для себя из-за рубежа небольшими партиями, устанавливая кузова с оборудованием на европейские шасси, как поступили, например, на предприятии «Спецтранс» из Санкт-Петербурга.

McNeilus с кузовом 16 м[sup]3[/sup] на шасси Scania 4х2

Четырехлетний опыт эксплуатации фронтлоудеров из США показал двукратный рост производительности по сравнению с мусоровозами с задней и боковой загрузкой, применявшимися ранее. Кроме большого кузова это достигается и за счет короткого цикла погрузки: 23 секунды на подъем, разгрузку, постановку на место, 3 минуты занимает полный цикл с маневрированием. Один такой мусоровоз собирает до 120 м3 ТБО и КГМ из 7-кубовых контейнеров, вывозя в месяц 10 тыс. м3 отходов. Экономическая выгода применения фронтлоудеров стимулировала расширить число специальных контейнеров для них до 1 тыс. штук. Стоит ли добавлять, в каких комфортных условиях работает водитель-оператор, не контактируя с мусором и не выходя из кабины. К тому же он работает в одно лицо, это вам не бригада из двух-трех, а то и четырех человек, обслуживающих мусоровоз с задней загрузкой.

Мусоровоз с передней загрузкой McNeilus
McNeilus с кузовом 19 м[sup]3[/sup] на шасси МАЗ-6312

В общем, у фронтлоудеров в нашей стране есть хорошие перспективы, а у коммунальных предприятий в ближайшее время расширится выбор доступной техники. В компании «Мега Драйв» не намерены останавливаться на производстве мусоровозов с задней загрузкой и в ближайшее время собираются освоить установку оборудования McNeilus с передней загрузкой на отечественные и европейские «трехосники».

Фронтлоудеры McNeilus характеризует крепкий кузов из износостойкой стали марок AR200 и AR400 и надежная гидравлика. Прессующая плита одновременно является и выталкивающей, она аналогична той, что применяется на моделях с задней загрузкой, толщиной 4,8 мм с мощным телескопическим цилиндром ее привода. Простое управление джойстиком из кабины с контролем разгрузки через камеру приемного бункера. Будем надеяться, что эти замечательные машины займут свою достойную нишу в нашей коммунальной сфере.