Новые тренды в конструкциях асфальтоукладчиков

В. Шляховой
Асфальтоукладчики – это машины, которые создаются для работы в течение многих лет. Поэтому кардинальные изменения в их конструкции (и на рынке) происходят нечасто, и все «прогрессивные» особенности и усовершенствования, о которых мы будем говорить в данной статье, известны уже не первый год. Тем не менее стоит еще раз посмотреть их в комплексе, так как в конструкциях машин разных брендов присутствуют разные наборы «прогрессивных особенностей».

Усовершенствования в конструкциях асфальтоукладчиков

Все производители вводят усовершенствования в конструкции асфальтоукладчиков с целью повышения качества укладки асфальта (в частности, повышения ровности поверхности и устранения соединительных швов) и снижения стоимости эксплуатации машины.

Совершенствование управления работой машины. Важным техническим усовершенствованием в асфальтоукладчиках является использование шины CAN, которая связывает электронные системы управления машины между собой без помощи центрального компьютера. В процессе укладки асфальта системы управления машины обмениваются данными через шину CAN и согласовывают свои действия в режиме онлайн.

В электронные системы управления современных асфальтоукладчиков вводится функция самодиагностики машины, которая помогает выявлять потенциальные неисправности прежде, чем они могут привести к остановке работы на объекте или к серьезному и дорогому ремонту машины. Вводятся также функции автоматического управления, позволяющие машине точно воспроизводить повторяющиеся операции, что упрощает работу оператора и способствует получению однородного высококачественного дорожного покрытия. Совершенствуется управление рабочими органами: появилась функция «остановки и сохранения положения», которая предотвращает опускание плиты и бруса во время остановок машины, и встроенная система контроля продольного и поперечного уклона укладываемого покрытия.

Весьма полезна имеющаяся в некоторых машинах функция автоматического регулирования радиуса поворота укладчика, эта операция является одним из наиболее сложных аспектов работы асфальтоукладчика.

Благодаря использованию в некоторых машинах единого джойстика рулевого управления повышается ровность поверхности и качество соединительных швов. В конструкцию гусеничных укладчиков внедряются системы, которые помогают оператору поддерживать прямолинейное движение машины. В колесных укладчиках теперь используетсяпропорциональный усилитель рулевого управления, который обеспечивает более точное управление машиной, а также помогает использовать блокировочное устройство дифференциала и таким образом увеличить тяговое усилие на колесах при движении по слабому основанию дорожного полотна. К тому же он помогает поддерживать строго прямолинейное движение при многорядной схеме укладки асфальта.

В системы управления ряда современных асфальтоукладчиков вводятся 3D (трехмерные) системы нивелирования. По сравнению с традиционными методами нивелирования «по ниткам» и двухмерного нивелирования новые системы позволяют существенно экономить время и увеличивают производительность труда. С 3D-системой работать легче и проще. Экономится также и асфальт – он укладывается с точностью до миллиметра, и в больших проектах экономия может составить сотни тысяч рублей. Виртуальные линии 3D-навигации не могут искривиться под действием физических факторов (традиционные вешки могут сдвинуться, например, если их заденет машина или рабочий), цифровая карта местности очень точна. Точность современных систем достигает 5 мм.

Устранение соединительных швов в материале. В конструкциях некоторых асфальтоукладчиков используется наружное расположение привода шнеков, благодаря которому из конструкции исключается редуктор с цепной передачей в середине машины. Тем самым исключается соединительный шов по центральной осевой линии укладываемого покрытия, так как не нужно реверсировать вращение шнеков, чтобы подавать материал под центральный редуктор.

Возможность более точно и независимо друг от друга регулировать движение шнеков и конвейеров позволяет подавать более однородный материал под рабочие органы асфальтоукладчика. В некоторых моделях продольные шнеки в бункере укладчика перемешивают материал перед тем, как он будет уплотняться рабочими органами, в результате материал становится гомогенным и существенно уменьшается возможность возникновения швов в местах соединения асфальта с разной температурой или плотностью.

Ряд новых моделей укладчиков оснащаются инфракрасными измерителями температуры дорожного покрытия, которые позволяют эффективно справляться с проблемой возникновения швов между полосами материала из-за разницы температур материала. Приборы, показывающие «картинку» температур на поверхности асфальта, дают возможность дорожникам сразу же видеть, где возникают продольные или поперечные швы из-за разницы температур укладываемого материала при подаче материала из следующего самосвала. Подобные приборы позволяют дорожникам своевременно корректировать работу и исправлять возможные будущие дефекты асфальтового покрытия. Например, строители могут изменить температуру заказываемой смеси, чтобы при укладке она соответствовала техническим условиям. Если прибор показывает разницу температур, недопустимую по техническим условиям, обычно производится отбор пробы уложенного материала для проверки его плотности после уплотнения плитой. Если выявляется, что уплотнение недостаточное, очень важно оперативно вы­явить и устранить причину. Строителям рекомендуется в этом случае проверить технологию производства на заводе, процесс загрузки самосвалов и процесс перевозки смеси до асфальто­укладчика.

На моделях укладчиков некоторых производителей шнеки могут подниматься и опускаться с помощью гидропривода. Таким образом, упрощается загрузка и разгрузка бункера, а также обеспечивается равномерность подачи материала и устраняется возможность формирования разделительных швов между полосами укладываемого материала. Положение шнеков контролируется стандартными ультразвуковыми датчиками электронно-акустической системы регулирования количества смеси перед шнеками. Шнеки вращаются независимо друг от друга, благодаря чему подача материала на каждую сторону может быть отрегулирована более точно.

На некоторых укладчиках используется система подъема задней рамы, которая дает возможность точно выставить бункер для разгрузки самосвала. Трехточечная система подвески изолирует раму от трансмиссии и позволяет машине увеличивать клиренс – «проплывать» над любыми неровностями при движении по основанию дорожного полотна, а также регулировать высоту положения шнека для того, чтобы подача материала к рабочим органам была равномерной и за счет этого поверхность укладываемого материала получалась более ровной и без соединительных швов.

Электроподогрев выглаживающей плиты помогает увеличить срок ее службы, поскольку поддерживает равномерный нагрев по всему объему плиты. Кроме того, благодаря использованию электроподогрева плит и усовершенствования их конструкции удалось улучшить качество укладки асфальта (ровность поверхности) укладчиками меньших типоразмеров. В прошлом только строители магистралей заботились о высокой гладкости асфальтовых покрытий. Дорожники, которые укладывали дороги второстепенного значения (и использовали укладчики малых типоразмеров), смотрели лишь, чтобы вода с поверхности стекала в правильном направлении и внешний вид дороги был эстетичным. Особого внимания гладкости покрытия не уделялось. Однако в последнее время заказчики дорог стали более требовательными.

Двигатели высоких экологических классов. Современные асфальтоукладчики оснащаются усовершенствованными двигателями высоких экологических классов, за счет применения которых уменьшается уровень вредных выбросов, шума и значительно улучшается топливная экономичность машин. Топливная экономичность, как составляющая производственных затрат, теперь стала очень заботить дорожников, тогда как раньше их больше волновало, чтобы топлива хватило на всю рабочую смену и не нужно было останавливать работу для дозаправки машины.

Автоматическая система натяжения гусениц. Некоторые модели асфальтоукладчиков с резиновыми гусеницами оснащают автоматической системой натяжения гусениц, которая поддерживает правильное натяжение при движении передним и задним ходом, увеличивая таким образом срок их службы.

Увеличивается количество вариантов и опций. Производители асфальтоукладчиков расширяют разнообразие предложений, различных конструктивных особенностей и количество опций. Важное значение имеет универсальность, особенно для асфальтоукладчиков малого размерного класса (массой менее 8,5 т). Дорожникам хочется, чтобы с помощью этих машин можно было выполнять много видов работ – от ямочного ремонта и асфальтирования проходов между домами до укладки покрытий на дорогах. Соответственно ширина укладки должна меняться от 300–500 до 3350 мм. Для того чтобы сделать нужную ширину укладки, на укладчики устанавливаются шиберные заслонки, закрывающие часть длины подающих шнеков, или удлинители рабочего оборудования, которые позволяют увеличить ширину укладки до 3000 мм и более. Машина также может быть оснащена шиберной заслонкой подающего конвейера, которая позволяет укладывать материал только с одной стороны асфальтоукладчика.

компании по теме статьи
компании по теме статьи