Машина уплотняющая (компактор) МоАЗ-4050 на полигоне ТБО «Новая Милеевка»

Техника БЕЛАЗ для свалок и полигонов ТБО

Технологии, которыми располагает современная цивилизация, позволяют переработать и утилизировать фактически все отходы, возникающие в результате жизнедеятельности человека. Однако никому еще не удалось объединить эти технологии в одно современное высокорентабельное производство, поэтому основным способом утилизации отходов до сих пор является их захоронение на специальных полигонах и санитарных свалках для твердых бытовых отходов (далее – ТБО). Сегодня для этих целей используют различные виды транспортной, землеройно-засыпной, уплотняющей и дробильной техники.

Рассматривая проблему переработки и складирования ТБО, и в частности работу уплотняющих машин на полигонах, можно сделать вывод, что сегодня в данном сегменте рынка часто применяются еще старые технологии, имеющие ряд недостатков. Например, свезенные на полигон отходы перемещаются и разравниваются бульдозерами. При таком методе ТБО практически не уплотняются. Давление, оказываемое гусеницами на поверхность грунта, небольшое, в результате из-за недостаточного уплотнения образуется мягкая воздушная подушка, которая подвержена самовозгоранию, особенно в летний период. Кроме того, данный метод перемещения и разравнивания ТБО бульдозерами приводит к разрастанию свалок. Но ТБО нужно не только разровнять и переместить в разные стороны, но и разрушить, по возможности измельчить, уплотнить, а также пересыпать грунтом.

Бульдозерное оборудование – увеличенный отвал корытообразной формы с решеткой в верхней части – позволяет перемещать за один проход до 3,5 м3 ТБО. Отвал смонтирован на толкающей раме, шарнирно закрепленной на первой секции погрузчика. Грязезащитные кожухи служат для защиты вращающихся частей и элементов гидравлического оборудования базовой машины

Прогрессивный современный опыт утилизации отходов предлагает использование специализированных уплотняющих машин, которые называются компакторами. Уплотняющие машины (компакторы – от англ. compact – «уплотняю») позволяют не только разравнивать ТБО, но, используя свои технические возможности, а именно высокое давление на грунт за счет намного меньшего пятна контакта с опорной поверхностью, в отличие от бульдозера, эффективно его уплотнять. Наиболее известными производителями подобного оборудования являются ведущие мировые компании, специализирующиеся на изготовлении коммунальной и строительной техники, такие как Bomag (Германия), Fadroma (Польша), Novostroj (Словакия).

Компакторы представляют собой самоходные колесные машины. Конструктивно компакторы являются промежуточным типом между катками (виброкатками), фронтальными погрузчиками и автобульдозерами (бульдозеры на пневмоходу). Чаще всего в качестве базового шасси используют многофункцио­нальные колесные автобульдозеры и фронтальные погрузчики с шарнирно-сочлененной рамой и приводом на все колеса. Трансмиссия используется только гидромеханическая, позволяющая плавно наращивать скорость даже при максимальной нагрузке. В качестве рабочего органа на компакторах используют бульдозерные отвалы.

 

Как рабочий орган компактора можно рассматривать и сам движитель – металлические вальцы, снабженные шипами пирамидальной формы со смещенными рядами. При движении уплотняющей машины металлические вальцы с шипами (рубильные пластины или крестообразные кулачки) разрушают (измельчают) и уплотняют ТБО или грунт, а отвал в опущенном положении смещает и разравнивает отходы и грунт. При этом решетка в верхней части отвала не ухудшает обзорность, а множество шипов с увеличенной площадью контакта позволяет равномерно уплотнять мусор или грунт. Два задних металлических вальца также могут быть оснащены шипами или протектором, который позволяет уплотнять и выравнивать ТБО и грунт, не создавая рыхлой колеи. На большинстве выпускаемых моделей устанавливают чистящее устройство (кронштейн с регулируемыми ножами) для очистки колес от налипания почвы и застрявших твердых отходов.

Крестообразные кулачки также чередуются по своему расположению и благодаря своей конфигурации позволяют измельчать ТБО. Степень уплотнения компактором рыхлого грунта или ТБО составляет 35–50% (уплотнение 700–950 кг/м3).

Учитывая растущие с каждым годом потребности в подобного рода технике, в 2014 г. филиалом ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» был изготовлен компактор МоАЗ-4050. Сегодня машина прошла предварительные заводские испытания и была направлена в эксплуатирующую организацию для прохождения приемочных испытаний. МоАЗ-4050 разработан на базе серийно выпускаемого фронтального погрузчика МоАЗ-40483 и автобульдозера МоАЗ-40486, что позволило сократить время на подготовку производства и освоение выпуска техники. Испытания под постоянным контролем разработчика проводятся на полигоне ТБО «Новая Милеевка» (Могилёвский район, Республика Беларусь). За время прохождения приемочных испытаний машина зарекомендовала себя с наилучшей стороны, показав достаточно высокий уровень надежности и долговечности узлов и систем, работа машины не вызвала каких-либо нареканий, так как оказалась удобной в работе и обслуживании. Ранее для уплотнения и профилирования грунта и мусора на данном полигоне использовались гусеничные бульдозеры. После ввода в эксплуатацию уплотняющей машины МоАЗ-4050 потребители отметили ее явные преимущества, а также увеличение производительности труда и отличное качество уплотнения мусора при низких затратах на техобслуживание и профилактику оборудования по сравнению со старыми технологиями.

(таблица)

Одно из основных преимуществ конструкции компактора заключается в том, что его корпус защищен специальными кожухами, предохраняющими внутренние детали от засорения и повреждений. В нижней части корпуса расположен щит, также выполняющий защитную функцию. Высокое качество уплотнения мусора достигается за счет большой силы тяги и оптимального давления колес на обрабатываемую поверхность. Передние и задние уплотнительные колеса снабжены шипами. Регулируемые скребки предотвращают загрязнение колес. Уплотняющий каток может использоваться в дорожном строительстве.

Во время производственного процесса оператор находится в просторной кабине с регулируемым эргономичным сиденьем, на оптимальном расстоянии от которого располагается приборная панель. Управление отвалом осуществляется с помощью ручного рычага. Удобный доступ к основным рабочим органам и двигателю машины позволяет осуществлять необходимые ремонтные работы и замену неисправных деталей самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. Пользователю не требуется проводить частое техобслуживание и профилактику оборудования, так как все детали изготовлены из прочных износоустойчивых материалов и имеют длительный срок службы.