Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.1)
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.1)
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Гидравлика «в возрасте»
Сложности ремонта
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 2)
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
Силу «Богатыря» – в мирных целях
МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»

Рынок бетонной техники в России
Анализ данных за первое полугодие 2015 г.

Темой для очередного обзора рынка стало оборудование для работы с бетоном, а именно бетонные заводы и стационарные бетононасосы производительностью свыше 30 м3/ч, и также самоходная техника, среди которой выбрали основную: автобетононасосы и автобетоносмесители.

Непростая политико-экономическая ситуация в стране и в мире полностью получила свое отражение на импортном рынке многих видов машин в первом полугодии 2015 г., в том числе и на рынке оборудования для работы с бетоном. На графике сравнительных объ-емов импорта отлично видно, как в буквальном смысле «обрушились» объемы рынка рассматриваемой техники. При этом, если сравнивать эти показатели с наиболее успешными периодами (2007–2008 гг.), то падение можно смело назвать катастрофическим. Такое уже наблюдалось в 2009 г. по большинству позиций, однако тогда «природа» таких значений была совсем другой.

Рынок бетонных заводов является достаточно перспективным в нашей стране, в частности рынок заводов, производительность которых превышает 30 м3/ч. В этой связи импортная составляющая росла на протяжении последних нескольких лет (средний темп прироста равнялся 41%), вплоть до 2014 г., когда был зафиксирован первый спад, составивший 14%. По итогам первого полугодия 2015 г. поставки сократились уже на 75%, а количество участников снизилось до 21 марки. В наиболее успешные периоды в Россию ввозили до 86 различных брендов бетонных заводов. Такое разнообразие и интерес к рынку, особенно со стороны китайских производителей, еще раз подтвердились на ежегодной выставке «СТТ-2015», где было представлено достаточное количество компаний, выпускающих подобную технику. Тем не менее бóльшую часть рынка занимают две турецкие марки – Elcon и Meka, совокупная доля которых по итогам рассматриваемого периода составила 51,8%, а доля Турции как страны-производителя достигла 60%. Крупнейшими импортерами, естественно, выступили дистрибьюторы турецких марок ООО «Элкон» и ООО «Мека».

Сравнительные объемы импорта бетонной техники в 2010-м – июне 2015 г., шт.

Падение поставок стационарных бетононасосов производительностью свыше 30 м3/ч по итогам 2014 г., как и в случае с бетонными заводами, составило 14%, однако сокращение импорта началось еще в 2013 г. В целом в импортном секторе рынка в 2012–2013 гг. наблюдалась некоторая стагнация, когда изменения объемов поставок колебались в пределах 3–6%, в то время как в 2011 г. ввоз увеличился сразу на 123,6%. В первом полугодии 2015 г. не только произо­шли перестановки среди лидирующих брендов, но и значительно сократилось их число с 25 до 9 компаний. На ведущие позиции вышли китайские марки Sany и Zoomlion. Причем Sany 40% всех стационарных насосов завезла в январе, в период наибольшей неопределенности и напряженного состояния экономики. Да и для строительного рынка январь не является достаточно активным, в том числе и по причине долгих каникул у абсолютного большинства российских компаний и сезонности рынка. Отметим, что лидер прошлых лет Putzmeister с тремя импортированными бетононасосами находится на третьей позиции.

Наиболее емким является рынок автобетоносмесителей. В самые успешные годы в Россию ввозилось и производилось порядка 6 тыс. единиц подобной техники. Сейчас же ситуация изменилась кардинальным образом. Падение показателей импорта началось уже в 2013 г. и составило 30%, в 2014 г. показатели сократились еще на 42%, а итоги полугодия и вовсе закрылись с падением в 72%. Ведущим поставщиком автобетоносмесителей в январе–июне 2015 г. выступила техника на шасси китайского производителя Shaanxi – более 60% импорта, далее идут Iveco, Hyundai, MAN и др. Производственные показатели сократились меньше (–29%), но это обусловлено в первую очередь тем, что не произошло такого сильного удорожания техники, поскольку большинство отечественных производителей предпочитает устанавливать бетоносмесительные установки на шасси российских производителей КАМАЗ и «Урал». Основными производителями по-прежнему являются «Туймазинский завод автобетоновозов» и «КОМЗ-Экспорт».

Рост импорта автобетононасосов после кризиса конца 2008 г. был стремительным, а по итогам 2011 г. их ввоз увеличился и вовсе более чем в 5 раз. Однако с 2012 г. темпы снизились, и в 2014 г. падение показателей составило 23,2%. Первое полугодие 2015 г. закрылось практически 80%-ным снижением рынка. Причем в значительной степени уменьшение импортных поставок произошло за счет падения активности южнокорейских компаний, ввоз которых в рассматриваемых периодах 2015 и 2014 гг. сократился на 88,7%. Лидирует среди основных марок Putzmeister, на 63% снизивший импорт в 2015 г.

 

В целом ситуация в секторе импортного рынка остается довольно сложной. И если апрельские события давали повод задуматься о более скором пре­одолении кризисных явлений, то начиная с июня доллар вновь начал укрепляться по отношению к рублю, что вызвало очередную волну паники, а августовские события, связанные с девальвацией юаня, еще больше запутали не только биржевых игроков, но и участников как строительного, так и многих других рынков. Все это в очередной раз подчеркивает неоднозначность и сложность текущего кризиса, который в течение 2015 г. еще преподнесет нам не один сюрприз.

РЫНОК (статистика, анализ)
Андрей Ловков Основные Средства 10'2015 16 ноября 2015

Комментарии (0)