Рынок бетонной техники в России
Анализ данных за первое полугодие 2015 г.

Темой для очередного обзора рынка стало оборудование для работы с бетоном, а именно бетонные заводы и стационарные бетононасосы производительностью свыше 30 м3/ч, и также самоходная техника, среди которой выбрали основную: автобетононасосы и автобетоносмесители.

Непростая политико-экономическая ситуация в стране и в мире полностью получила свое отражение на импортном рынке многих видов машин в первом полугодии 2015 г., в том числе и на рынке оборудования для работы с бетоном. На графике сравнительных объ-емов импорта отлично видно, как в буквальном смысле «обрушились» объемы рынка рассматриваемой техники. При этом, если сравнивать эти показатели с наиболее успешными периодами (2007–2008 гг.), то падение можно смело назвать катастрофическим. Такое уже наблюдалось в 2009 г. по большинству позиций, однако тогда «природа» таких значений была совсем другой.

Рынок бетонных заводов является достаточно перспективным в нашей стране, в частности рынок заводов, производительность которых превышает 30 м3/ч. В этой связи импортная составляющая росла на протяжении последних нескольких лет (средний темп прироста равнялся 41%), вплоть до 2014 г., когда был зафиксирован первый спад, составивший 14%. По итогам первого полугодия 2015 г. поставки сократились уже на 75%, а количество участников снизилось до 21 марки. В наиболее успешные периоды в Россию ввозили до 86 различных брендов бетонных заводов. Такое разнообразие и интерес к рынку, особенно со стороны китайских производителей, еще раз подтвердились на ежегодной выставке «СТТ-2015», где было представлено достаточное количество компаний, выпускающих подобную технику. Тем не менее бóльшую часть рынка занимают две турецкие марки – Elcon и Meka, совокупная доля которых по итогам рассматриваемого периода составила 51,8%, а доля Турции как страны-производителя достигла 60%. Крупнейшими импортерами, естественно, выступили дистрибьюторы турецких марок ООО «Элкон» и ООО «Мека».

Сравнительные объемы импорта бетонной техники в 2010-м – июне 2015 г., шт.

Падение поставок стационарных бетононасосов производительностью свыше 30 м3/ч по итогам 2014 г., как и в случае с бетонными заводами, составило 14%, однако сокращение импорта началось еще в 2013 г. В целом в импортном секторе рынка в 2012–2013 гг. наблюдалась некоторая стагнация, когда изменения объемов поставок колебались в пределах 3–6%, в то время как в 2011 г. ввоз увеличился сразу на 123,6%. В первом полугодии 2015 г. не только произо­шли перестановки среди лидирующих брендов, но и значительно сократилось их число с 25 до 9 компаний. На ведущие позиции вышли китайские марки Sany и Zoomlion. Причем Sany 40% всех стационарных насосов завезла в январе, в период наибольшей неопределенности и напряженного состояния экономики. Да и для строительного рынка январь не является достаточно активным, в том числе и по причине долгих каникул у абсолютного большинства российских компаний и сезонности рынка. Отметим, что лидер прошлых лет Putzmeister с тремя импортированными бетононасосами находится на третьей позиции.

Наиболее емким является рынок автобетоносмесителей. В самые успешные годы в Россию ввозилось и производилось порядка 6 тыс. единиц подобной техники. Сейчас же ситуация изменилась кардинальным образом. Падение показателей импорта началось уже в 2013 г. и составило 30%, в 2014 г. показатели сократились еще на 42%, а итоги полугодия и вовсе закрылись с падением в 72%. Ведущим поставщиком автобетоносмесителей в январе–июне 2015 г. выступила техника на шасси китайского производителя Shaanxi – более 60% импорта, далее идут Iveco, Hyundai, MAN и др. Производственные показатели сократились меньше (–29%), но это обусловлено в первую очередь тем, что не произошло такого сильного удорожания техники, поскольку большинство отечественных производителей предпочитает устанавливать бетоносмесительные установки на шасси российских производителей КАМАЗ и «Урал». Основными производителями по-прежнему являются «Туймазинский завод автобетоновозов» и «КОМЗ-Экспорт».

Рост импорта автобетононасосов после кризиса конца 2008 г. был стремительным, а по итогам 2011 г. их ввоз увеличился и вовсе более чем в 5 раз. Однако с 2012 г. темпы снизились, и в 2014 г. падение показателей составило 23,2%. Первое полугодие 2015 г. закрылось практически 80%-ным снижением рынка. Причем в значительной степени уменьшение импортных поставок произошло за счет падения активности южнокорейских компаний, ввоз которых в рассматриваемых периодах 2015 и 2014 гг. сократился на 88,7%. Лидирует среди основных марок Putzmeister, на 63% снизивший импорт в 2015 г.

 

В целом ситуация в секторе импортного рынка остается довольно сложной. И если апрельские события давали повод задуматься о более скором пре­одолении кризисных явлений, то начиная с июня доллар вновь начал укрепляться по отношению к рублю, что вызвало очередную волну паники, а августовские события, связанные с девальвацией юаня, еще больше запутали не только биржевых игроков, но и участников как строительного, так и многих других рынков. Все это в очередной раз подчеркивает неоднозначность и сложность текущего кризиса, который в течение 2015 г. еще преподнесет нам не один сюрприз.

компании из статьи
ID-Marketing
ID-Marketing - прогрессивная исследовательская компания, специализирующаяся на кабинетных исследованиях. Основана в 2008 году.
id-marketing.ru
компании из статьи
ID-Marketing
ID-Marketing - прогрессивная исследовательская компания, специализирующаяся на кабинетных исследованиях. Основана в 2008 году.
id-marketing.ru