От карьера до стройплощадки
Новое оборудование для строительного комплекса

В. Орлов
Несмотря на временные колебания в темпах развития отечественной экономики, крупные строительные проекты в стране существуют и реализуются всегда. Производители оборудования для строительного комплекса во всем мире, идя навстречу пожеланиям потребителей и подчиняясь законам конкуренции, постоянно совершенствуют выпускаемое оборудование: его производительность, экономичность и возможный коэффициент использования. В данной статье мы поговорим о новинках оборудования для строительного комплекса.

В щебеночном карьере

2014–2015 гг. отмечены очередной волной обновления дорожно-строительной техники в связи с оснащением машин двигателями более высоких экологических классов. Конечно, в модели нового поколения внедряются также и другие усовершенствования в соответствии с требованиями потребителей.

Общим качеством для всего оборудования, которое используется в щебеночных карьерах, является прочность и надежность. На погрузке щебня и прочих вспомогательных работах в карьерах часто используются экскаваторы среднего класса.

В начале 2015 г. компания Doosan объявила о выпуске очередных моделей своей линейки нового поколения гусеничных экскаваторов LC-5 – 36-тонной мод. DX340LC-5, 40-тонной DX380LC-5 и 30-тонной DX300LC-5 с двигателями экологического класса Stage IV, отличающихся боле высокой производительностью от предыдущих моделей. У новых машин емкость ковша, усилие на рукояти и механизма поворота надстройки остались такими же, как у предыдущих моделей, однако увеличились тяговое усилие механизма хода и эксплуатационные массы (на 900–1300 кг), за счет чего грузоподъемность (г/п) возросла на 1% в положении стрелы впереди и на 3–5% в боковом положении.

Машины оснащены дизельными двигателями мощностью 202–237 кВт, что на 11–27% больше, чем в предыдущих двигателях, крутящий момент также увеличился, топливная экономичность двигателей повышена в среднем на 6–10%. Имеются полнопоточный топливный фильтр и вторичный напорный фильтр с размером ячейки 3 мкм и водоотделителем. Фильтры снабжены подогревателями. Система аварийной сигнализации «вода в топ­ливе» ограничивает мощность двигателя, если машина продолжает работать после аварийного сигнала. Система предпускового подогрева двигателя включается автоматически при повороте ключа зажигания, если температура ОЖ равна –10 °C и ниже.

На экскаваторах устанавливается новая телематическая система CoreTMS, которая передает информацию о состоянии и работе машины через спутниковую либо цифровую радиосвязь. В кабине есть дисплей. Машина имеет 4 режима работы (E, S, P, P+). Двигатель автоматически выключается, если машина не работает в течение определенного времени. Помогает экономить до 5% топлива также система Doosan SPC, согласующая производительность гидронасоса и мощность двигателя. Гидросистема с закрытым центром оснащена двумя насосами, один работает постоянно на полную мощность, а второй подключается при необходимости. Оператор может переключить управление с джойстика на педали. По заказу может устанавливаться камера бокового вида в дополнение к камере заднего вида. Шарниры машины оснащены втулками большего размера с заложенной на весь срок службы смазкой.

Предлагаются опции: ходовая часть с узкой колеей, укороченные и удлиненные рукояти ковша, сочлененная стрела, разного типа башмаки гусениц и дополнительные контуры гидросистемы. При установке стрелы длиной 10 м с рукоятью 7 м вылет достигает 17,5 м.

С вывозом щебня лучше всего справятся карьерные самосвалы – мощные, надежные, высокопроходимые. Именно такими качествами обладают выпущенные в 2014 г. сочлененные самосвалы Volvo новой серии G. В линейке шесть моделей г/п от 26,5 до 43 т, транспортная скорость составляет 55 км/ч. У машин с жесткой рамой эта рама воспринимает все напряжения и нагрузки от неровностей дороги. У сочлененной рамы передняя и задняя рамы на неровностях перемещаются независимо друг от друга, существенно уменьшая скручивающие нагрузки. В противном случае под действием критических нагрузок от неровностей дороги рама может даже сломаться или грузовик опрокинется, таким образом, сочлененная рама повышает безопасность движения самосвала.

Для самосвалов Volvo серии G предлагается опция – полная подвеска осей. В состав подвес­ки включены датчики, измеряющие нагрузку на каждую ось. Если колесо или ось «проваливается» в выбоину на дороге, система (на основании показаний сигналов от датчиков) перераспределяет гидравлическую жидкость по амортизаторам подвески, увеличивая давление в цилиндрах более нагруженного колеса или оси, поддерживая подвеску и не давая ей «пробиться». При движении по неровной дороге с такой подвеской оператор чувствует себя комфортнее, а автомобиль может развивать более высокую скорость, т. е. производительность повышается. Подвеской управляет сложная электронная система. Такая подвеска имеет преимущества по сравнению с обычной подвеской на гидроазотных амортизаторах: 
в них при попадании загрязнения в жидкость могут выйти из строя уплотнения амортизатора, а в подвеске конструкции Volvo жидкость постоянно циркулирует через амортизатор, ее можно охлаждать и пропускать через фильтр, в результате в амортизаторы поступает охлажденная и очищенная от загрязнений жидкость. При движении по дороге с твердым покрытием хорошего качества водитель может с помощью переключателя в кабине опустить подвеску, частично слив жидкость из амортизаторов, уменьшая таким образом общую высоту транспортного средства.

Другой сильный конкурент в области сочлененных самосвалов – компания Komatsu – в 2014 г. выпустила сочлененный самосвал мод. HM300-5 класса Tier 4F/ Stage IV г/п 28 т. Машина оборудована системой Komatsu Traction Control, которая автоматически корректирует тяговое усилие при пробуксовке на скользкой поверхности: если колесные датчики определяют пробуксовку колеса, автоматически блокируется осевой дифференциал. Если пробуксовка продолжается, включаются колесные тормоза, уменьшающие тяговое усилие на колесах.

На строительном объекте

Сочлененные самосвалы эффективны для использования на «коротком плече». Но для перевозки того же крупного гранитного щебня на строительный объект за 50 км или вывоза отходов стройки – бетонного или металлического лома – нужен надежный дорожный самосвал 6х4 или 8х4. Здесь кроме характеристик шасси важны еще показатели кузова: конструкция, объем, масса, прочность и износостойкость. В гамме самосвальных установок KROMANN, которые предлагает компания «Грузавтомаркет», есть кузова Hard, изготовленные из высокопрочных износостойких шведских сталей Domex и Hardox. Задний гидравлический борт имеет верхнюю и нижнюю створки и приспособлен для крупных скальных пород. Кузова 2WHB Tipper с задней и боковой разгрузкой выполнены из этой же стали, имеют задний удлинитель пола – совок, гидравлически открывающийся боковой борт и предназначены для выполнения специальных задач на стройке. Устанавливаются такие кузова на шасси 6х4, 8х4 и на шасси прицепа. Оригинальные технические решения, высокое качество исполнения кузовов KROMANN, большой объем (от 16 до 22 м3) при малой собственной массе наряду со всеми достоинствами используемых шасси увеличивают срок службы, надежность и эффективность применения на стройке таких самосвалов и прицепов.

Самосвал с кузовом KROMANN 2WBH-Tipper

И вот строительный материал доставлен на строящийся объект. Одна из самых распространенных в строительстве машин – экскаватор. Если экскаватор должен часто перемещаться по строительной площадке, лучше использовать для этого колесную машину, скорость которой выше гусеничной, – будет экономиться время на переезды. Например, колесный экскаватор Hyundai мод. R160W-9A массой 16 700 кг, мировая премьера которого состоялась в 2015 г. Двигатель Cummins мощностью 123 кВт класса Stage IIIB/ Tier 4I, емкость ковша 0,39–0,89 м3, усилие копания – 135,2 кН, глубина копания – 6250 мм, вылет при копании – до 8900 мм, высота выгрузки – 9150 мм, скорость движения – 36,0 км/ч.

Компания сосредоточила усилия на совершенствовании гидросистемы машин, за счет чего удалось уменьшить расход топ­лива и увеличить плавность и точность движений машин. Поршневые насосы переменного объема, сенсорные органы управления. При движении рукояти к машине и стрелы вниз энергия потока гидравлической жидкости рекуперируется.

Фронтальные погрузчики – это универсальные «рабочие лошадки» стройплощадок, особенно если они снабжены набором сменного навесного оборудования. Часто можно видеть, как они на большой скорости «носятся» по подъездным дорогам, доставляя различные материалы.

В мае 2015 г. компания Hitachi Construction Machinery выпустила две новые модели фронтальных колесных погрузчиков ZW180-5A и ZW220-5A.

В колесных погрузчиках нового поколения сочетаются превосходная топливная эффективность и улучшенная управляемость благодаря системе активного управления двигателем (Active Engine Control System). Датчики, расположенные в определенных узлах, отслеживают движение машины и контролируют работу двигателя, уменьшая потери энергии и экономя топливо. Установлена новая 5-ступенчатая автоматическая трансмиссия, которая автоматически выбирает оптимальную передачу в соответствие с нагрузкой, что позволяет поддерживать низкий уровень расхода топлива. Оператор имеет возможность выбора из двух режимов работы в соответствии с поставленными задачами: Power и Standard.

Кабина погрузчика комфортабельна и функциональна. Двухуровневый кондиционер с автоматическим управлением позволяет одновременно работать в двух разных режимах. Герметичность кабины не позволяет пыли проникать внутрь. Просторная кабина с широким ветровым окном и задним окном без стоек обеспечивает полный обзор участка. Различные регулировки сиденья и руля, радиоприемник с АПЧ позволяют оператору работать в наиболее комфортных условиях.

Многие элементы конструкции фронтального колесного погрузчика значительно упрощают проведение технического обслуживания. А проверенная система поддержки техники Hitachi и широкая дилерская сеть помогают технике работать на уровне максимальной производительности в течение многих лет.

Фронтальный колесный погрузчик Hitachi ZW220-5A

В строительстве не бывает двух абсолютно одинаковых работ. Поэтому наиболее востребованным и экономически выгодным строительным оборудованием является то, которое лучше всего способно адаптироваться к изменяющимся условиям работы и неизменно выполнять ее с наивысшими показателями. Универсальность и рентабельность – взаимосвязанные характеристики для строительных машин. Девятая серия фронтальных погрузчиков Hyundai давно известна именно этими характеристиками. В 2013–2014 гг. машины этой серии модернизировались. Например, если на вашем строительном объекте объемы работ не так велики, можно использовать новейший (2015 г.) погрузчик мод. HL740-9A. Машина укомплектована двигателем Cummins экологического класса Tier 4i мощностью 115 кВт. Благодаря электронному управлению оператор может задавать режим работы двигателя (стандартный, мощностный, экономичный), длительность переключения передач и функцию выключения сцепления в зависимости от условий работы и собственного стиля управления. Трансмиссия автоматическая, с четырьмя режимами переключения, передачи переключаются очень плавно. По сравнению с моделью предыдущего поколения Hyundai HL740-9A оснащен более мощным двигателем, ковшом большей емкости (2,3 м3) и с большей величиной вырывного усилия (110 кН), машина движется быстрее и работает с большей производительностью.

Кабина просторная, с широким полем обзора; установлен цветной жидкокристаллический дисплей. Регулируются наклон и вылет рулевой колонки, положение подлокотников. Может быть установлена телематическая система. Оператор может настроить работу органов управления в зависимости от собственных предпочтений и условий работы, настроить высоту подъема стрелы и конечное положение ковша. Бортовая система взвешивания помогает контролировать нагрузку. Вентилятор системы охлаждения реверсивный.

Предлагается ряд опций: сменное навесное оборудование, конфигурации оборудования кабины и электрооборудования, параллельная траектория подъема ковша и т. д. Может быть увеличена высота разгрузки и вылет.

Все чаще на стройплощадках всего мира применяют телескопические погрузчики. Возможно, эта техника еще не до конца оценена нашими строителями, однако постепенно популярность ее растет.

В начале 2015 г. компания Bobcat (входит в Doosan Group) объявила о выпуске новых компактных телескопических погрузчиков мод. TL358 и TL358+, предназначенных для строительства. Обе машины оснащаются двигателем Deutz мощностью 74,4 кВт класса Stage IIIB либо Perkins мощностью 74,5 кВт Stage IIIA. У двигателя имеется «экономичный» режим работы ECO. Трансмиссия полностью автоматическая гидростатическая с функцией «ползущей скорости» Turtle, изменение скорости плавное до 40 км/ч, г/п мод. TL358 – 2,6 т, а TL358+ – 3,0  т, высота подъема у обеих моделей – 5,8 м, максимальный вылет – 3,1 м. Есть три режима рулевого управления. Гидросистема с регулированием производительности в зависимости от нагрузки управляется одним джойстиком. Мод. TL358 и TL358+ – компактные машины благодаря узкой раме шириной 2,1 м и длиной 4,5 м, радиус поворота всего 3,77 м. Рама очень прочная, сварная, из балок коробчатого сечения. Оголовок стрелы, выполненной из высокопрочной стали, усилен и рассчитан на работу с тяжелыми грузами. Снизу машина целиком закрыта металлическим экраном.

Еще одним важным качеством новых TL358 и TL358+ является их универсальность. Имеется быстродействующая система присоединения гидравлических навесных орудий FCS. Кабина может устанавливаться в двух положениях: в «низком» (в результате габаритная высота машины составляет всего 2,1 м) или в «высоком» (в таком случае значительно улучшается обзор для оператора). В комфортабельной кабине установлен цифровой дисплей. Электронная система управления построена на шине CAN. Оператор может регулировать скорость движений стрелы (подъем, телескопирование, наклон). Имеются функции быстрой настройки режимов работы. В качестве опций предлагается система FNR с возможностью переключения управления движением вперед/ назад с джойстика на рычаг на рулевом колесе, а также система подвес­ки стрелы, уменьшающая рассыпание груза из ковша, реверсивный вентилятор системы охлаждения.

Экскаваторы-погрузчики – одни из самых универсальных машин для строительного комплекса и коммунальной сферы.

Amkodor_auto_jpg.jpg

В декабре 2014 г. компания «АМКОДОР» презентовала опытный образец своего нового экскаватора-погрузчика АМКОДОР 743 массой 8900 кг. Машина оснащена двигателем Д-245 мощностью 90 кВт. Трансмиссия гидромеханическая, обеспечивает машине рабочую скорость 8 км/ч и транспортную до 30 км/ч. Минимальный радиус поворота в транспортном положении по переднему колесу составляет не более 6,5 м. Тормозные механизмы многодисковые маслопогруженные в колесных редукторах заднего моста. Кинематика стрелы погрузчика модернизирована, за счет чего высота выгрузки, как заявляется, «достаточна для выгрузки материалов на середину кузова самосвала». Погрузочное оборудование также может комплектоваться помимо основного челюстным ковшом и другими сменными рабочими органами. Экскаваторное оборудование может смещаться относительно оси копания, что расширяет рабочую зону и повышает возможности машины, увеличен вылет ковша экскаватора от оси колеса до 8 м, увеличена глубина копания до 5,1 м, угол поворота стрелы составляет 240°. С помощью быстродействующего механизма на экскаваторной стреле можно устанавливать грейферные ковши и захваты, гидромолот, гидробур и др.

Отходы, появляющиеся при разрушении зданий и сооружений, – ценный материал для производства вторичного щебня.

Не отстали от иностранных «коллег» и российские производители – в июне 2015 г. на выставке «СТТ-2015» компания «ЧЕТРА-Промышленные машины» впервые представила новую разработку своих инженеров – экскаватор-погрузчик ЧЕТРА ЭПК для строительных и коммунальных работ в городе. Новинка представляет собой многофункциональную машину эксплуатационной массой 8 т, которая совмещает в себе возможности погрузочной и землеройной техники и агрегатируется с различным навесным оборудованием. Двигатель экскаватора-погрузчика ЧЕТРА – Perkins 1104D-E44T мощностью 101,5 л.с. Такая мощность в сочетании с полноприводной трансмиссией, имеющей 4  передачи переднего хода и 4 передачи заднего хода, и производительной гидравлической системой позволяют сократить время выполнения работ, повысить топливную экономичность и упростить работу оператора. Радиус разворота по наружному колесу ЧЕТРА ЭПК составляет 4,45 м, максимальная высота разгрузки достигает 3510 мм, г/п равна 3500 кг, а максимальная глубина копания – 4430 мм. Такие габариты позволяют ЧЕТРА ЭПК эффективно работать даже в условиях ограниченного пространства.

Гидравлическая система ЧЕТРА ЭПК оснащена сдвоенным шестеренчатым насосом, обеспечивающим максимальную производительность в 187 л/мин. Между тем точное, плавное, легкое управление погрузочным и экскаваторным оборудованием ЧЕТ-РА ЭПК обеспечивает электрогидравлическая система управления гидравликой с помощью джойстиков.

Кабина оператора ЧЕТРА ЭПК комфортна для оператора: имеет заднее откидывающееся окно и оснащена климатической установкой с режимом автоматического поддержания параметров микроклимата. Вместе с тем экскаватор-погрузчик оснащен автономным дизельным отопителем мощностью 5 кВт, позволяющим прогреть двигатель и гидравлику перед началом работы в холодное время года.

Универсальность ЧЕТРА ЭПК обеспечивает и конструкция экскаваторного оборудования: оно может быть оснащено гидромолотом, различными захватами, гидробуром и другим навесным оборудованием. Кроме того, экскаваторное оборудование машины имеет смещаемую ось копания (величина смещения – 1,25 м) с гидравлическим приводом. А у навесного оборудования есть ряд опциональных решений, включающих и челюстной ковш (4-в-1), и телескопическую стрелу.

В 2014 г. ассортимент итальянской компании Indeco обогатился моделями крупногабаритных гидроножниц инновационной конструкции ISS 30/50 и ISS 35/60, предназначенных для работ в области разрушения зданий, а также утилизации строительных отходов и металлолома. Новые модели отличаются от предыдущих увеличенной надежностью, сокращением времени резки и общей стоимости эксплуатации. Инструмент может устанавливаться на экскаваторы в двух вариантах: непосредственно на стрелу и вместо ковша. Ножницы могут поворачиваться на 360°. Компоненты ножниц выполнены из стали Hardox. Челюсти ножниц имеют уникальную геометрию и увеличенную мощность, оснащены четырьмя взаимозаменяемыми реверсивными ножами, двухпрофильными перфорирующими лезвиями.

В гидросистеме имеется клапан регенерации энергии, который ускоряет движения челюстей без нагрузки. В конструкции предусмотрены шарниры, предотвращающие скручивание челюстей, гидроцилиндр повышенной мощности с уплотнениями с увеличенным ресурсом, способными выдержать давление до 690 бар.

Технические характеристики гидроножниц Indeco
Параметр ISS 30/50 ISS 35/60
Масса экскаватора-носителя, т 30–50 35–60
Масса ножниц (без монтажного кронштейна), кг 5400 6950
Максимальное рабочее давление, бар 400 400
Расход в гидроконтуре, л/мин 240–400 300–550
Усилие смыкания челюстей, на кромке ножей, т 170 210
Класс по усилию смыкания челюстей, т 1300 1400
Раскрытие челюстей, мм 810 890

 Энергообеспечение строительного и производственного оборудования в местах, где отсутствует электросеть, – чрезвычайно важная проблема.

В конце 2014 г. компания Cummins Power Generation объявила о выпуске новой серии дизель-генераторов QSK95, самых мощных в ее производственной линейке на сегодняшний день – до 3,5 МВт при 60 Гц и до 3,75 МВА при 50 Гц. Как утверждается, у этих установок самое высокое количество киловатт мощности на единицу занимаемой площади в своем классе, по сравнению с агрегатами предыдущего поколения «удельная плотность мощности» увеличилась на 20%. Установки серии QSK95 рассчитаны на надежную и безотказную работу в самых тяжелых условиях в качестве источников энергии для горнодобывающей, нефтегазовой отраслей, строительных объектов, а также для таких важных предприятий и учреждений, как больницы, водонасосные станции и т. д.

По желанию клиентов установки комплектуются двигателями экологических классов Tier III или Tier IV. В конструкции двигателей используется инновационная система впрыска топ­лива. Установки способны развить номинальную мощность и принять нагрузку от всех потребителей своей сети в течение менее 10 сек. Они занимают меньше места, чем агрегаты предыдущего поколения.

Объем необходимого установкам техобслуживания уменьшен, длительность межсервисных интервалов увеличена, интервалы замены масляного и воздушного фильтров – 1000 моточасов, имеются датчики состояния топливного и воздушного фильтров, гарантированный ресурс работы до капремонта – 25 000 моточасов, все это делает установки идеальными для использования в качестве основного источника энергии. Благодаря указанным выше конструктивным особенностям по сравнению с агрегатами предыдущего поколения уменьшилась относительная стоимость владения новыми установками, затраты на ее размещение и на топливо.

В январе 2015 г. компания JCB объявила о выпуске новой серии более производительных и экономичных дизель-генераторов серии QS мощностью от 20 до 220 кВ.А, предназначенных для широкого использования в сельском хозяйстве, строительстве и других сферах. Среди усовершенствований, внедренных в конструкцию агрегатов новой серии, – трехступенчатая фильтрация топлива и цельная конструкция крыши, надежно защищающая агрегат от осадков. Генераторы поставляет известная специализированная компания Mecc Alte. Надежные двигатели JCB – также гарантия безотказной и долговременной работы агрегатов. Их топливная экономичность на 7–8% выше, чем у агрегатов предыдущего поколения и агрегатов конкурирующих марок. По заказу устанавливается система предпускового подогрева двигателя.

СТРОИТЕЛЬСТВО
Виталий Орлов Основные Средства 10'2015 12 ноября 2015

Комментарии (0)