1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ
 1
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 2)
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт
Самая популярная землеройная машина
Обзор экскаваторов-погрузчиков
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 2)
Воздухоочистители
Аккумуляторы «залежались»
Спад на рынке АКБ
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
Седлать тягачи! (ч.2)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)

Достойная замена
Краткий обзор рынка запчасных частей для спецтехники

Рано или поздно любой оператор, механик или владелец сталкивается с необходимостью приобрести запасные части для восстановления работоспособности своей машины.

Как известно, реальная жизнь автомобиля начинается в тот момент, когда его колеса встают на дорогу, а спецтехника начинает свой жизненный цикл, как только ковш (или другой рабочий орган) впервые касается земли. Только тогда можно понять, на что действительно способна машина, и оценить ее достоинства и недостатки. С увеличением наработки подходит время проведения периодического ТО, а также начинает возрастать вероятность отказа. Существуют различные подходы к организации обслуживания техники, позволяющие обеспечить ее рабочее состояние. Кто-то доверяет только официальным дилерам, другие, чтобы сэкономить, обращаются в независимые сервисные компании, а некоторые по старинке стараются максимум работ выполнить своими руками.

Всем известно, что перед приобретением дорогостоящего оборудования необходимо выяснить доступность запасных частей на складах поставщиков на территории России, иначе, даже сэкономив при покупке машины, можно впоследствии столкнуться с непреодолимыми проблемами при выходе ее из строя. Если нужной детали в нашей стране не нашлось, придется либо ждать до нескольких месяцев, когда у того или иного поставщика состоится плановая поставка, или воспользоваться услугами экспресс-почты. Срочная доставка из-за рубежа – дорогое удовольствие. Стоимость перевозки в этом случае может в несколько раз превышать цену самой запчасти. Кроме того, таможенное оформление и сертификация, которая может потребоваться, добавят хлопот и существенно увеличат сроки доставки.

Надо сказать, что с развитием Интернета процесс поиска запасных частей существенно упростился. Возможность заказа в режиме онлайн позволяет сделать это в любое время не только из офиса, но и, например, в дороге или прямо на рабочей площадке. Доступ к электронному каталогу 24 часа в сутки 7 дней в неделю значительно сэкономит время и нервы. Кроме того, дополнительная информационная поддержка продукции через Интернет, которую обычно предоставляют производители или их официальные дилеры, открывает доступ к инструкциям по эксплуатации и техническому обслуживанию, схемам сборки и разборки, рекомендациям по поиску и устранению неисправностей, тестированию и регулировке. Например, интернет-магазин Atlas Copco позволяет найти нужные запасные части, ознакомиться с ценами, проверить наличие на складах как в стране, где находится заказчик, так и за рубежом. Отсюда можно управлять счетами и отчетностью, отслеживать статус заказа, напечатать упаковочный лист. Ответы на часто возникающие вопросы опубликованы в разделе FAQ. Электронные каталоги Parts and More содержат информацию об основных оригинальных частях Wirtgen Group для более 20 типов машин в четко структурированном виде, а также дополнительные сведения о качестве компонентов, пакетах для техобслуживания и полезные данные о прикладных технологиях. Каталог Parts and More на DVD-диске включает 1300 страниц и доступен на восьми языках, включая русский. Описание сопровождается графиками и фотографиями с подробными пояснениями. Большое внимание уделяется основным характеристикам износа, воздействию поврежденных компонентов друг на друга и профессиональному обслуживанию. Обновление каталогов осуществляется ежегодно.

Обеспечение запчастями

Важную роль в обеспечении запасными частями играет наличие и доступность складов. По заявлению компании JCB, запчасти с центрального склада, расположенного в Стаффордшире, в 95% случаев удается доставить в любую точку мира в течение 24 часов. Особое внимание при пополнении дилерских складов уделяется расходным материалам (масла, фильтры, детали двигателей и детали, подлежащие гарантийной замене) и быстро изнашивающимся деталям (шины, гусеницы, зубья).

Компания «Ферронордик Машины» (официальный дилер Volvo), для того чтобы соответствовать высоким требованиям клиентов, не только пользуется преимуществами региональных складов Volvo в России, Швеции и Бельгии, но и создает собственные склады запасных частей в регионах присутствия с использованием системы Manufacturer Managed Inventory, которая позволяет в автоматическом режиме следить за пополнением складов и обеспечивает наличие всех необходимых расходных материалов и запчастей для спецтехники, соответствующих парку техники Volvo каждого региона. Это позволяет поддерживать высокий уровень обслуживания и доставлять запчасти клиентам точно в срок. В местах концентрации техники Volvo – в карьерах, на строительстве участков дорог – предлагается создание локальных складов запчастей с наиболее востребованными позициями.

Выбор места дислокации основного офиса компании «Белра Импекс» был сделан не случайно. Эта компания была специально создана в Бельгии с целью поставки запчастей в Россию и сопредельные государства. Уровень качества запчастей, которые предлагает «Белра», соответствует европейским стандартам. Бельгия находится в центре наиболее густонаселенной и промышленно развитой части Европы, поэтому большинство глобальных игроков держат свои европейские склады именно здесь. Из Бельгии производится дальнейшее распределение запчастей как по Европе, так и за ее пределы. Присутствие компании «Белра» в Бельгии открывает дополнительные возможности для сокращения лишних расходов на транспортировку и складирование, что позволяет поставлять заказчикам продукцию по конкурентоспособным ценам. Ассортимент компании включает весь спектр оригинальных и неоригинальных запчастей для техники Caterpillar, Komatsu, Cummins, Detroit Diesel, Allison Transmissions, Atlas Copco, фильтров для любой строительной техники, запчасти на ходовую часть Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Liebherr, Volvo CE от известных корейских и итальянских фирм c гарантированно высоким качеством и лучшим соотношением цена/ качество. Для удобства российских потребителей в Туле открыто российское подразделение компании, таким образом, есть возможность доставки запчастей из Бельгии в Россию с таможенным оформлением. Сроки доставки для срочных заказов составляют несколько дней.

Отечественные и белорусские производители находятся в более выигрышном положении, так как большинство комплектующих, используемых в их производстве, имеет российское или белорусское происхождение, и как следствие, проблемы, по крайней мере с основными расходными материалами, возникают редко. Тем не менее такие компании, как«АМКОДОР-Центр» (официальный дистрибьютор холдинга «АМКОДОР»), стремятся обеспечить свои склады полным спектром оригинальных запасных частей. В разделе «запасные части» на сайте компании можно воспользоваться для заказа каталогом, охватывающим 18 моделей техники, в котором представлены схематические изображения, каталожные номера и наименования всех деталей.

На «Заводе «Дорожных машин» (г. Рыбинск) также хорошо понимают важность обеспечения послепродажного сервиса собственной продукции. На складе предприятия всегда можно найти в наличии специализированные узлы для дорожно-строительной техники, такие как насосы для систем орошения, планетарные редукторы и шестерни, рукава РВД, гидромоторы, гидроцилиндры, аксиально-поршневые насосы, радиаторы и резинометаллические амортизаторы для вальцов.

Компания «Кранэкс» (г. Иваново) разработала недавно новую программу снабжения потребителей запасными частями и дополнительным оборудованием к экскаваторам собственного производства, обеспечивающую снижение затрат на приобретение запчастей и сокращение потерь от простоя техники. Новый программный продукт, который разрабатывался в течение последних двух лет, содержит данные как о запасных частях, так и о конечных потребителях экскаваторов. Участники программы получают доступ к системе скидок, а «Кранэкс», основываясь на предварительных заявках, заблаговременно формирует производственный план и управляет складскими запасами комплектующих в пределах 12-месячного срока. Надо отметить, что участие в программе не накладывает на заказчика никаких финансовых обязательств.

Для удобства заказа запасных частей компания ОАО «ЧЕТРА – Промышленные машины» (г. Чебоксары) создала электронные каталоги деталей и сборочных единиц техники ЧЕТРА в формате 3D, доступ к которым возможен после регистрации на сайте. Данные в каталогах периодически обновляются. Поиск производится по наименованию, обозначению или номенклатурному номеру детали.

Занимая лидирующие позиции на рынке ковшей для экскаваторов, ивановская компания «Профессионал» предлагает также полный ассортимент высококачественных узлов и механизмов ходовой части для экскаваторов и бульдозеров ведущих мировых брендов. На продукцию дается гарантия, а срок отгрузки составляет обычно 1–2 дня. В ближайшее время планируется открытие интернет-магазина компании.

Запчасти новые, б/у, восстановленные

Приобретение новых запасных частей у официального дилера или у производителя техники – наиболее разумный путь, но на рынке имеются и другие возможности. Бывшие в эксплуатации запасные части значительно дешевле, хотя установить их реальную ценность довольно сложно и не существует способа точно узнать, сколько еще прослужит та или иная запчасть «с историей». Это зависит от того, где работала и насколько хорошо обслуживалась техника, с которой была снята эта запчасть. Однако потенциальная вероятность потерять больше, если случится незапланированный простой, делает использование подобных частей очень рискованным.

Другая категория – частично восстановленные узлы. При восстановлении узлов обычно заменяют только компоненты, вышедшие из строя. Такая методика не позволяет выявить или устранить причину неисправности, так как остальные детали обычно не тестируются и их ресурс также остается под вопросом.

Полным восстановлением деталей и узлов занимаются в основном сами производители. При этом узел разбирается на отдельные компоненты, проводится их полная очистка и проверка, восстановление заводской маркировки и сборка в строгом соответствии со стандартами производителя оригинального оборудования (OEM). На такие узлы распространяется гарантия в том же объеме, что и на новые, а иногда даже, чтобы избежать возможных сомнений в качестве, производитель дает на них более широкую гарантию. Восстановленные узлы используются как обменный фонд для скорейшего возобновления работы, что позволяет избегать длительных простоев, например, при отказе трансмиссии.

Компания JCB предлагает широкий спектр высококачественных трансмиссий, прошедших полный восстановительный ремонт, от 4-скоростной механической КП до 6-скоростной автоматической КП с переключением под нагрузкой. Все трансмиссии изготовлены согласно последним спецификациям, включающим новейшие изменения в конструкции. Демонтаж, восстановление и тестирование выполняются квалифицированными инженерами JCB в оборудованных мастерских. Уплотнения и прокладки, блокирующие пластины, подшипники первичного и вторичного валов, масляные фильтры и все детали, не соответствующие новейшим спецификациям, заменяются деталями от производителя оригинального оборудования.

Приобретая комплектующие, восстановленные в рамках программы Volvo Reman (сокращение от слова «remanufactured»), можно быть уверенным, что замена пройдет быстро и новая деталь гарантированно подойдет к машине. Старая деталь отправляется на предприятие Volvo Reman. Если она отвечает стандартам качества Volvo, она проходит восстановление и специализированные испытания и возвращается в программу Volvo Reman в качестве восстановленного компонента. Восстановление производится на предприятиях в Швеции, Индии и США.

Запчасти из КНР

Отдельную нишу на рынке занимают запчасти для техники производства КНР. Ввоз китайской техники в Россию в период с 2006 по 2011 гг. производился в значительных объемах множеством разрозненных поставщиков и не сопровождался формированием складских запасов запасных частей, так как это требовало существенных вложений и не входило в планы поставщиков, которые в большинстве своем не задумывались о послепродажном обслуживании техники. Охлаждение российского рынка, которое произошло в течение последнего года, резко снизило интерес китайских производителей к деятельности в России. Как следствие создание полноценных централизованных складов запчастей для обеспечения дилеров скорее всего опять будет отложено. Оригинальные каталоги, которые прилагаются к машинам из Поднебесной, издаются на китайском языке и далеко не всегда позволяют корректно разместить заказ на запчасти даже при наличии перевода. Срок доставки из Китая дольше, а стоимость выше, чем из Европы, инженерный состав на заводах редко владеет английским языком, а комплектующие часто меняются или поставляются без оригинальных обозначений. Сложности может вызвать и идентификация необходимой детали в случае, когда маркировка не читается или указанный номер отсутствует в перечнях поставщиков. В КНР сильно развита производственная ко­операция, поэтому иногда реальное происхождение детали установить сложно: внутренние взаимоотношения производителей не афишируются. Неудивительно, что основные поставщики запчастей из КНР сосредоточены в приграничном городе Благовещенске. Симбиоз российских и китайских специалистов по обе стороны Амура дает наилучший результат с точки зрения эффективности поиска, оперативности выполнения заказов и снижения затрат на логистику.

 

В секторе продаж запасных частей для строительной техники успешно развиваются компании, которые предлагают наиболее широкую номенклатуру в самые сжатые сроки. Эти два фактора играют ключевую роль, потому что длительный простой техники в ожидании запасных частей приводит к существенным убыткам. И механики, и владельцы, скорее всего, обратятся в ту компанию, где доступен весь перечень, и не будут заказывать множество деталей у разных продавцов. Большой плюс, если услуги по организации доставки поставщик берет на себя. Уровень репутации производителя техники и его дилеров напрямую зависит от эффективности работы сервиса по обеспечению запасными частями. Подразумевается, что заказчик в момент обращения знает каталожный номер необходимой запасной части. Бывают ситуации, когда номер детали неизвестен или вообще отсутствует в каталогах. В таком случае специалисту, осуществляющему прием заказов, придется самостоятельно определять номер детали по описанию или фотографии. Если техника, для которой необходимы запчасти, в силу своего возраста снята с производства, задача усложняется еще больше. Обработка подобных заявок обычно занимает длительное время и требует высокой квалификации от специалистов, которые должны уверенно работать с каталогами и знать всю номенклатуру, не ограничиваясь самыми ходовыми позициями, а также их применяемость, иначе ошибок не избежать.

РЫНОК (статистика, анализ)
Роман Третьяков Основные Средства 09'2015 12 ноября 2015

Комментарии (0)