Импортные мусоровозы на шасси КамАЗ

Л. Малютин
Шасси КамАЗ всегда составляли основу парка мусоровозов, их использовали и продолжают использовать все отечественные производители мусоровозов, а также многие, точнее, почти все установщики зарубежных кузовов на шасси. Но был узкий круг установщиков, использовавших только шасси европейских и японских марок. Их премиум-продукт отличается высокими техническими и эстетическими качествами, а также ценой, чувствительность к которой только растет.

При всех своих достоинствах – доступности по цене, физической доступности, распространенности и ремонтопригодности шасси КамАЗ обладают и рядом недостатков, вызывающих особое недовольство именно у производителей мусоровозов. Изначально автомобиль КамАЗ создавался как база для бортового автомобиля, кузова КУНГ, седельного тягача, самосвала, цистерны, и никаких проблем с этими надстройками не возникало. Под мусоровозы и другие коммунальные машины тогда шли шасси ЗИЛ и ГАЗ. Со временем это положение менялось, а конвейеры завода «КАМАЗ» нет.

Мусоровоз Farid T1 на шасси КамАЗ-53229

Недостатки шасси КамАЗ для строителя мусоровоза, особенно мусоровоза с задней загрузкой, заключаются в длинном заднем свесе, рессорной подвеске и выступающей кулисе КП. В результате кузов смещен назад, нарушена развесовка, и в загруженном состоянии «зад» мусоровоза перевешивает, а «перед» задирается, что не способствует устойчивости и управляемости автомобиля на дороге. По технологическим причинам большой «КАМАЗ» интересует только массовый продукт, он не идет на уступки кузовостроителям и ставит в серию только многотиражные шасси. Малотиражным строителям мусоровозов, а также бензовозов приходится самим переделывать серийные шасси: обрезать задний свес, переносить топливный бак, глушитель, АКБ, запасное колесо. Но дочерние компании и партнеры «КАМАЗа» –«НЕФАЗ», ТЗА, «РИАТ» предлагают своего рода сертфицированный тюнинг – переделанные под требования сегментов шасси, предусматривающие переделку рам, установку двигателей Cummins, пневматической подвески.

Мусоровоз McNeilus вместимостью 19 м[sup]3[/sup]

В сентябре компания «РГ-Техно», хорошо известная как установщик немецких кузовов премиум-класса Zoeller на не менее премиальные европейские шасси, представила общественности новый продукт: мусоровозы Zoeller на шасси КамАЗ. Проект реализован совместно с Туймазинским заводом автобетоновозов, дочерним предприятием ПАО «КАМАЗ». В результате сотрудничества конструкторских групп Zoeller Tech и «КАМАЗ» в конструкцию серийных шасси был внесен ряд изменений, результатом которых стал уникально короткий для машин такого типа свес оборудования – от 2290 мм (у автомобиля 6х6) до 2470 мм (у автомобиля 6х4). Благодаря этому уменьшился радиус поворота до 8 м у двух- осных автомобилей и до 8,6 м у трехосных, а также существенно повысились маневренность и управляемость. Новая линейка включает мусоровозы с задней загрузкой с кузовом вместимостью 13 м3 на шасси КамАЗ-53605 4х2, 18,7 м3 на шасси КамАЗ-65115 6х4 и 19,6 м3 на шасси КамАЗ-65115 6х6. Мусоровозы оснащены универсальным подъемным устройством для обслуживания евроконтейнеров вместимостью 120–1100 л и российских стальных контейнеров вместимостью 0,8 м3. Полноприводная модель, предназначенная для полигонной эксплуатации, также снабжена портальным подъемником для выгрузки 8-кубовых бункеров. Двухосный мусоровоз был представлен на стенде ПАО «КАМАЗ» на выставке «КомТранс-2015».

Мусоровозы Kaoussis серии CRV-2000 на шасси КамАЗ-43255

Монтаж европейских кузовов на серийные челнинские шасси практикуют многие установщики. Так, московская компания «Коминвест-АКМТ» уже достаточно давно монтирует итальянские кузова Farid серии Т1 вместимостью 16, 17, 19, 23, 25 и 27 м3 на двух-, трех- и четырехосные серийные шасси КамАЗ. Мусоровозы имеют все достоинства и недостатки этих решений.

Не так давно компания «Мега Драйв» начала работу с американскими мусоровозами фирмы McNeilus. Освоили монтаж 13-, 16- и 19-кубовых кузовов с задней загрузкой на серийные шасси КамАЗ-43253, -53605 и -65115. Особенность производства «Мега Драйв» в том, что из США поступает в сборе приемный бункер с обвязкой, остальное – в деталях. McNeilus использует и американские сорта сталей. Их на «Мега Драйв» сваривают, окрашивают и монтируют на шасси. Шасси соответствующим образом под готавливаются.

Компания ISP Group предлагает испанский бренд Ros Roca. Это кузова современной конструкции, качественного исполнения с использованием шведских сталей. Кузов с задней загрузкой вместимостью 15,6 м3 монтируют на 2-осное шасси КамАЗ-43153.

Компания «Меркатор» продвигает греческие мусоровозы Kaoussis – своременные, качественные кузова, сваренные с использованием шведских сотов стали, но по относительно конкурентным ценам. Компания освоила монтаж кузовов серии CRV-2000 вместимостью от 8 до 17 м3 с задней загрузкой на 2-осные шасси КамАЗ.

Компания «Экомтех» предлагает итальянский бренд Mazzocchia, в том числе и на шасси КамАЗ – все потребительские сегменты должны быть охвачены. Компания монтирует кузова вместимостью 8, 10 и 12 м3 с задней загрузкой на 2-осные шасси КамАЗ-43523, вместимостью 15 м3 на 2-осное шасси КамАЗ-53605.

Девятикубовый мусоровоз CMZL-9G (Китай) на газобаллонном шасси КамАЗ-4308 4х2

Практически все зарубежные шасси с задней загрузкой. Несколько лет назад, накануне 2008 г., был прецедент поставки мусоровозов с боковой загрузкой, но тот проект по понятным причинам продолжения не имел. Сегодня боковая загрузка используется, причем довольно широко, в регионах, а регионы – это, за некоторым исключением, полностью отечественные шасси. Что касается российских производителей мусоровозов, то для них шасси КамАЗ родное, и они предлагают полную линейку решений: и с задней загрузкой, и с боковой загрузкой. Здесь выбор по конструкциям, по комплектации очень широк.

 

В заключение отметим, что в результате плодотворного сотрудничества российских и европейских специалистов премиум-бренд Zoeller сделал большой шаг в сторону снижения инвестиционной нагрузки для региональных экологических операторов, а российский рынок коммунальной техники получил шасси бюджетного класса, адаптированные для производства мусоросборочной техники с высокой эффективностью.

Мусоровоз Ros Roca вместимостью 15,6 м[sup]3[/sup]

Следующий этап в развитии сегмента мусоровозов – это их газификация, то есть перевод на газомоторное топливо. Моделей таких мусоровозов создано уже достаточно, осталось решить проблемы с инфраструктурой. Как известно, сегодня в стране работают около 250 заправок газомоторным топливом, а чтобы активизировать процесс перехода на газовые «рельсы», сделать его массовым, таких заправок должно стать минимум 1000. Работа в этом направлении ведется ООО «Газпром газомоторное топливо», дочерней компанией ПАО «Газпром».