Маневр трейлера Scheuerle SPMT с колонной на территории Волгоградского НПЗ

Уникальные негабаритные перевозки
Полуприцепы-тяжеловозы: перевозка нестандартных крупногабаритных грузов в сложных условиях

Л. Малютин
Автомобильные полуприцепы-тяжеловозы и модульные транспортные средства созданы специально для перевозок различных тяжеловесных, негабаритных грузов – тяжелой техники, пролетных строений, промышленного оборудования, вплоть до целых зданий. Многие из транспортных проектов уникальны, если не по размерам и массе груза, то по сложности и протяженности маршрута.

Машиностроители накопили всесторонний опыт в проектировании транспортных средств и специальной оснастки для перевозки грузов, сколь бы уникальными они ни были, а перевозчики научились выполнять сложнейшие транспортные проекты в оговоренные сроки и без ущерба. Следует отметить, что российские перевозчики вы­шли на мировой профессиональный уровень и на равных конкурируют с западными коллегами, а в отдельных аспектах превосходят их.

Для выполнения уникального транспортного проекта помимо опытных исполнителей и согласованного маршрута необходимо материальное обеспечение: соответствующие массе, габаритным размерам и форме груза полуприцеп или модульное транспортное средство, оснастка, тяговые средства, специально оборудованные средства сопровождения.

Подготовка к прохождению моста на модульном прицепе Goldhofer THP/SL 21

Немецкая компания Goldhofer предлагает качественную технику из мира автомобильных полуприцепов и из мира модульных транспортных средств. Что касается бизнеса на европейском рынке и уникальных транспортных проектов там, то значительная их часть связана с ветровой энергетикой. Германия взяла курс на максимальное замещение углеводородов альтернативными источниками, и богу ветров отводится в этой программе значительное место, таким образом, перевозки ветрогенераторов приобрели массовый характер. Есть спрос  – есть и предложение. Ветрогенераторы, о которых идет речь, это колоссальные сооружения, и перевозятся они по частям, причем каждая часть представляет собой тяжеловесный негабаритный груз. Для перевозки частей башни, гондолы, генератора используют раздвижные полуприцепы-тяжеловозы, прицепы, составленные из модулей, а также самоходные модули, незаменимые в горной местности. Цилиндрические грузы укладывают на ложементы. Применяют также специальные захваты, которые фиксируют цилиндрическую часть с торцов, и она повисает между передней и задней тележками полуприцепа. Для перевозки сравнительно легких лопастей целиком Goldhofer предлагает полуприцеп с многократным телескопическим раздвижением рабочей площадки более 60 м. Для работы в стесненных условиях компания Goldhofer разработала специальный адаптер, который позволяет вращать лопасть и двигать вверх-вниз, вправо-влево. Такая подвижность нужна для прохода по узким, извилистым улочкам альпийских селений. Адаптер смонтирован на самоходном модуле с шестью осевыми линиями и силовой установкой мощностью 360 кВт. Машиной управляют два оператора – один модулем, второй лопастью, с помощью пультов дистанционного управления.

Юрий Попов, генеральный директор ООО «Маммут Рус», г. Москва: «В январе–феврале 2014 г. мы выполняли работы по выкатке c барж, перегрузке и перевозке к месту монтажа десяти адсорберов весом 225 т каждый. Длина адсорбера – 19,3 м, диаметр –5,3 м. Причал был устроен на реке Кубань, в районе станицы Варенниковская Краснодарского края, место монтажа – в 20 км на компрессорной станции «Казачья». 

Груз был доставлен по Кубани на пяти баржах по два адсорбера на каждой в зимнее время в условиях минимального уровня воды. Каждый адсорбер был уложен на два ложемента и поставлен на тумбы. Уникальность этого проекта была обусловлена выполнением работ в сжатые сроки при неблагоприятных погодных условиях. 

Для выгрузки сформировали автопоезд из 11 осевых линий несамоходных модулей Goldhofer THP/SL и двух седельно-балластных тягачей Mercedes-Benz. Модуль заезжал на баржу под адсорбер, приподнимался с помощью гидравлической подвески, забирал адсорбер и транспортировал его к месту разгрузки. Так же транспортировался второй адсорбер, баржу убирали и подгоняли следующую. 

Перевозку к месту монтажа выполняли на модульном транспортном средстве с 21 осевой линией Goldhofer THP/SL. Погрузо-разгрузочные работы выполнялись гусеничным краном с решетчатой стрелой г/п 300 т. Большое количество осевых линий было необходимо для равномерного распределения нагрузки при прохождении мостов. Всего в проекте были задействованы 42 осевые линии Goldhofer THP/SL и три седельно-балластных тягача. Учитывая сложные условия эксплуатации, массогабаритные характеристики перевозимых грузов и высокую стоимость перевозимого оборудования, мы на протяжении многих лет доверяем легендарному качеству Goldhofer».

Выгрузка адсорбера с баржи на модульном прицепе Goldhofer THP/SL 11 в условиях минимального уровня воды на реке Кубань

Илья Дьяконов, инженер проекта ALE Heavylift, г. Москва: «В июне–августе 2014 г. мы выполнили комплекс работ по выгрузке с барж и перевозке к месту монтажа на территории Волгоградского НПЗ ректификационной колонны длиной 67 м и весом 501 т и двух реакторов весом 1116 и 870 т. Перевозили от причала на Волге, специально построенного для приема негабаритных грузов, куда колонна и реакторы прибыли на баржах. Серьезная проблема состояла в том, что из-за низкого уровня воды в реке у баржи с реакторами палуба оказалась существенно ниже уровня причала, и выкатка на берег стала невозможной. Поэтому первым делом выгрузили на берег колонну с более высокой баржи. А затем, выставив баржи на реке, осуществили перегрузку реакторов с более низкой баржи на более высокую с помощью модульной самоходной платформы Sheuerle SPMT. Для выгрузки колонны на берег сформировали два самоходных транспортера из модулей Scheuerle с силовой установкой на каждом: передний транспортер 12х4 (с 12 осевыми линиями и 4 колесными парами), задний – 10х4. После закрепления груза оба транспортера были соединены информационным кабелем и настроены как единая транспортная система. Это дало возможность использовать только одного оператора с пультом дистанционного управления. Реакторы выкатывались единой транспортной системой Scheuerle SPMT 26х4. Конфигурацию транспортного средства и все сопутствующие нагрузки мы рассчитываем с помощью программного обеспечения собственной разработки, которое учитывает особенности нашего парка транспортных средств. При разработке программа была согласована с компанией Scheuerle. После выкатки с барж грузы накапливались на площадке временного хранения. В течение июля реакторы и колонну перевозили на площадку монтажа на территории Волгоградского НПЗ. Реакторы перевозили транспортером 26х4, установленным на ложементах непосредственно на платформу, а колонну укладывали на опорно-поворотные столы, установленные соответственно на два транспортера 12х4 и 10х4. Высоту места, где лежала колонна, пришлось увеличить для возможности заезда транспортера с опорно-поворотными столами. Для этого колонну приподняли гидравликой автопоезда и установили под ложементы дополнительные выкладки из «железного» дерева Азобе. Затем закатили транспортеры с установленными опорно-поворотными столами, закрепили на них колонну и так доставили к месту монтажа. Опорно-поворотные столы являются нашей собственной разработкой. Они позволяют существенно увеличить маневренность автопоезда и снизить расходы на подготовку маршрута перевозки. Длина маршрута была около 5 км, условно с тремя участками: местная асфальтированная дорога от причала по дамбе, затем по бетонной технологической дороге и последний участок по дороге общего пользования. Маршрут относительно непростой: несколько ж.-д. переездов, один из которых электрифицированный, и три 100-киловольтных линий электропередачи при въезде на территорию НПЗ, которые пришлось отключать поочередно. Два реактора и колонну перевезли в три приема с недельными интервалами, поскольку раз в неделю давали «окна» для пересечения ж.-д. переезда и ЛЭП».

В России ветрогенераторы не получили распространения, хотя есть программа по их строительству, но ясно, что таких масштабов, как в Германии, это строительство не приобретет, так как есть другие, более эффективные и предсказуемые источники энергии, и это не только углеводороды. Кроме того, сами ветрогенераторы примерно на 99% импортные. У нас в последние годы значительный размах приобрела реконструкция нефтеперерабатывающих мощностей, и перевозка нефтехимических реакторов стала чуть ли не массовой. Goldhofer располагает всесторонним выбором полуприцепов-тяжеловозов, модулей самоходных и несамоходных, опорно-поворотных столов, а также программным обеспечением для расчета конфигурации автопоезда исходя из параметров груза. Российские транспортные компании используют фирменное программное обеспечение Goldhofer. Техника Goldhofer позволяет перевезти любой негабаритный сверхтяжелый груз, и транспортные компании предпочитают решать такого рода задачи с помощью самоходных модулей. Во-первых, из них можно составить платформу или тележки под груз массой до 15 000 т. Во-вторых, тяговое усилие самоходных модулей существенно выше, чем у седельно-балластных тягачей, даже если тех запрячь цугом. В третьих, автопоезд компактнее и несравнимо лучше управляется.

Для перевозок трансформаторов и иных грузов с высокой концентрацией массы, то есть при сравнительно небольших габаритах груз обладает огромной массой, Goldhofer строит грузоподъемные балочные фермы Faktor 5 грузоподъемностью (г/п) более 500 т. Конструкция фермы такова, что масса груза распределяется на многоосные тележки. Faktor 5 состоит из двух балочных ферм – передней и задней, способных рассоединяться и раздвигаться, двух опорно-поворотных столов, гидравлической системы и системы управления гидравликой и двух самоходных модульных транспортных средств.

Немецкая компания Scheuerle у нас известна исключительно по модульным транспортным средствам, способным решать транспортные задачи с грузами весом от 40 до 16 000 т и даже более. Компания предлагает модули нескольких серий, в каждой серии по нескольку исполнений, различающихся шириной платформы, числом осевых линий, рулевым управлением и максимальной нагрузкой на осевую линию. Так, модули серии EuroCombi выпускают шириной 2430, 2500, 2550 и 2750 мм с числом осевых линий от 2 до 6 с односкатной ошиновкой. Уникальная перевозка не обязательно сверхтяжелая. Это может быть большой по размерам, но сравнительно легкий груз. Для действительно тяжелых грузов предназначены модули серии InterCombi с платформой шириной 3000 мм с нагрузкой от 36 до 45 т на осевую линию. Для решения проблемы высоты груза предназначены модули серии FlatCombi также шириной 3000 мм и высотой 980 мм. Все эти модули выпускают с различным числом осевых линий, от 2 до 6, с электронным рулевым управлением и с механическим. Кроме того, компания предлагает «половинки» модулей – шириной вдвое меньше стандартной. С их помощью решают проблему, когда ширина двух состыкованных модулей чрезмерна, например, для данных дорожных условий, но ширины одного модуля недостаточно для обеспечения устойчивости автопоезда.

Трейлер Scheuerle SPMT с реактором 870 т на  ж.-д. переезде

Для сверхтяжелых транспортных задач Scheuerle предлагает самоходные модули SPMT с платформой шириной 2430 мм и межосевым расстоянием 1400 мм. Самоходные модули также выпускают с различным числом осевых линий, а также продольно разделяемые (половинки), транспортная компания может выбрать из нескольких вариантов силовых установок.

Для решения уникальных задач, например для перевозки собранных коттеджей целиком, компания разработала раздвижные версии для всех типов модулей. В транспортном положении такой модуль укладывается в дорожный габарит, а перед загрузкой его раздвигают с помощью ножничного или телескопического механизма.

Выезд с площадки временного хранения трейлера Scheuerle. Компенсация подвеской перепада уровней дорожного покрытия

Scheuerle также предлагает грузоподъемную балочную ферму г/п до 1000 т для перевозки грузов с концентрированной массой. Компания поставила несколько таких механизмов на европейский, азиатский и американский рынки.

Компания Kässbohrer поставляет на российский рынок низкорамные полуприцепы-тяжеловозы в различных исполнениях: раздвижные и нераздвижные, с числом осей от 3 до 8. Тралы Kässbohrer сконструированы для перевозки сложных в транспортировке грузов. Тяговая способность трала составляет от 38 до 60 т. Благодаря многим устройствам креп­ления можно надежно и без- опасно перевозить различные виды грузов. Груз может быть нетяжелым, но необычным по размерам, форме, распределению масс, способу крепления на платформе и потребовать нетривиальных решений для успешной перевозки. Компания Kässbohrer предлагает различные конфигурации, предназначенные для специфических потребностей транспортировки уникальных грузов. Согласно политике компании, весь ее глобальный опыт используется для создания эффективных технологий и транспортных средств, полностью адаптированных к требованиям клиентов из разных стран с учетом спе­цифики каждого региона. Сегодня Kässbohrer предлагает второе поколение полуприцепов, разработанных специально для суровых российских условий. Для их производства используют лучшие марки стали и надежные, проверенные комплектующие. При этом Kässbohrer, располагающий собственным заводом в Тульской области, старается удерживать цены в разумных пределах. Компания «Кессборер Тула» производит широкий ассортимент полуприцепов, рассчитанных на российские условия эксплуатации. К преимуществам компании также можно отнести наличие продукции на складе, выбор модификаций и опций и послепродажное обслуживание: сервисные центры Kässbohrer организованы во всех городах-миллионниках.

Kässbohrer предлагает два типа покрытия аппарелей: 45-миллиметровый деревянный настил и металлическая сетка

У «Уралавтоприцепа» тоже есть средства для решения нетривиальных, уникальных транспортных задач: челябинский завод – это единственное российское предприятие, выпускающее 7–8-осные полуприцепы. Флагман модельного ряда 8-осный раздвижной полуприцеп ЧМЗАП-99908 г/п 100 т может перевозить конструкции длиной до 30 м. На самом деле он может возить и более длинные неделимые грузы. Двухступенчатый механизм позволяет удлинить грузовую платформу с 12 до 26 м с шагом в 1 м. Платформа делится на переднюю площадку с двумя осями и заднюю с шестью. Плавность хода обеспечивает рычажная гидробалансирная подвеска. Для автопоезда такой длины и осности маневренность приобретает особое значение. Для ЧМЗАП-99908 это не проблема – все оси с принудительным управлением. Безопасность в движении обеспечивает пневматическая двухконтурная тормозная система с EBS производства Wabco. Плавающий гусак позволяет подстраиваться под высоту ССУ.

Перевозка турбинного колеса для Бурейской ГЭС  на модульной системе ЧМЗАП

Семиосный раздвижной полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 99905-010 позволяет перево­зить длинномерные несущие грузы длиной до 30 м и массой до 80 т. Платформа удлиняется двухступенчатым телескопическим механизмом на 15 м с шагом 1 м. В сложенном состоянии длина платформы – 11,3 м, в полностью раздвинутом – 26,3 м. Полуприцеп с задним заездом, передняя площадка с гусаком выполнена без осей, все семь осей на задней площадке, из них с третьей по седьмую ось с принудительным управлением. Принудительное управление осуществляется в автоматическом режиме при повороте автопоезда либо в ручном режиме оператором с пульта дистанционного управления. Вторая ось полуприцепа фиксированная, первая самоподруливающая. Полуприцеп оснащен пневматической подвеской и двухконтурной тормозной системой с EBS-E зарубежного производства.

Специалисты в области уникальных перевозок знают, что «Тверьстроймаш» решает практически любую транспортную задачу в диапазоне г/п от 15 до 77 т.

Полуприцеп  «Тверьстроймаш 99396E-74» с раздвижной платформой

Полуприцепы серии Exten­­­d­able с раздвижной платформой отлично справляются с перевозкой больших по длине грузов. Рама изготовлена из высокопрочных сталей и, как и ходовая часть полуприцепа, устойчива к перегрузкам. Сниженная собственная масса позволяет перевозить больший вес с наименьшими затратами. Все металлические элементы полуприцепа проходят подготовку к покрас­ке – дробеструйную обработку до степени Sa 21/2. В качестве покрытия используются специально разработанные для коммерческого автомобильного транспорта эмали и грунты. Средняя часть рамы состоит из двух балок, входящих одна в другую. Длина платформы в полностью раздвинутом состоянии достигает 19 м с шагом раздвижения 500 мм.

Для негабаритных по ширине грузов предусмотрены выдвижные уширители грузовой платформы. Настил платформы разумно сочетает дерево и металл, максимально соответствуя транспортной задаче. По всей длине грузовая платформа оснащена приспособлениями для надежного крепления груза. Пневматическая подвеска европейского производства с возможностью регулировки высоты обеспечивает плавность хода и эффективное распределение нагрузок. Тормозная система последнего поколения позаботится о безопасности и вовремя сообщит о возможных неисправностях.

Для уникальных перевозок в экстремальных климатических и дорожных условиях «Тверьстроймаш» предлагает полуприцепы с раздвижной платформой и повышенной проходимостью. У них увеличенный клиренс колес, оси с барабанными тормозами в исполнении off-road, шины 235/75R17.5 с двускатной ошиновкой.

И самое главное. Каждая нестандартная перевозка имеет особенности, которые «Тверьстроймаш», как производитель с опытом, учитывает еще на этапе создания транспортного средства.

Евгений Москаленко, главный инженер цеха № 13 транспорта и механизации АО «АНПЗ ВНК», Красноярский край: «Этой весной мы перевозили по территории Ачинского НПЗ демонтированную ректификационную колонну на расстояние 5–6 км. Колонна высокая, и ее предварительно разрезали на две части по 35 м длиной и весом около 45 т каждая. Мы использовали низкорамный 8-осный трал производства «Уралавтоприцеп» г/п 100 т. В движение автопоезд приводил тягач Volvo 6х4 мощностью 500 л.с. Трал раздвижной, платформа раздвигается от 12 до 26 м, так что довольно большая часть колонны свешивалась сзади. Передняя тележка трала с двумя осями, задняя с шестью, причем все шесть осей управляемые. Управление идет как в автоматическом режиме от седельно-сцепного устройства, так и в ручном с дистанционного пульта. Это большой плюс, и благодаря маневренности мы смогли вписаться во все повороты. В целом мы очень довольны этим тралом».

Сергей Василистов, генеральный директор ООО «ГАСАР», г. Краснодар: «Если говорить о негабаритных, тяжеловесных грузах, то каждая погрузка, каждая перевозка требует индивидуального подхода. Здесь нужно учесть множество факторов: грамотно подготовить схему погрузки, учесть распределение веса и свесов таким образом, чтобы правильно шли нагрузки на оси полуприцепа, и т. д. Но есть такие задачи, которые запоминаются надолго. Одна из таких – перевозка дробильной установки из Москвы на полуостров Тамань для строительства автомобильно-подъездных путей для моста через Керченский пролив. Дробилка весила порядка 45 т и имела такие габариты, что не всякий трал мог бы ее перевезти. Сроки поджимали, и заказчик очень переживал, тем более что до нас одна компания пыталась перевезти этот груз, но в итоге отказалась. Да и мы смогли погрузить только со второго раза. Для перевозки мы использовали четырехосный низкорамный трал Kässbohrer. Благодаря оптимальной высоте платформы техника смогла встать на нее. Кроме того, пришлось закрепить особым образом въездные аппарели, здесь водитель проявил смекалку. Так что при каждой погрузке нужно думать, универсальных рецептов не существует. Ситуации бывают разные, но мы находим оптимальные решения, чтобы и заказчик был доволен, и груз доставлен вовремя, и автопарк остался в сохранности».

Андрей Гаранин, начальник отдела организации перево­зок Группы компаний «МДС», г. Екатеринбург: «В феврале текущего года мы перевозили турбину для химического производства из г. Озёрска Челябинской области в Волгоград. Высота турбины – 4,7 м, а вместе с транспортным средством – 5,3 м, диаметр турбины – 4,7 м, масса небольшая, уникальность проекта именно в высоте. Провезти более 2000 км груз высотой более 5 м задача нетривиальная. Для ее решения использовали тверской раздвижной трал с пониженной грузовой площадкой высотой 0,6 м. Трал трехосный с подруливающей задней осью. Турбина была установлена на трале на специальных ложементах заводского изготовления. Тягач – MAN 6х4, плюс три автомобиля прикрытия: два впереди, один сзади. Передний автомобиль оборудован прибором измерения высоты, так называемой «удочкой». «Удочка» выставляется на определенную высоту, и водители автомобиля прикрытия и тягача видят и понимают, когда «удочка» срабатывает. На маршруте в 2000 км препятствий в достатке – ж.-д. переезды, пересечение с линиями электропередачи, разно­уровневые дорожные развязки, пересечение с путепроводами. Не под каждым путепроводом наш автопоезд мог пройти, и маршрутом было предусмотрено прохождение развязок по «лепесткам» дорог.

На протяжении всего маршрута техника нас не подводила – ни трал, ни тягач, ни машины прикрытия. 

Таким образом, транспортники располагают полным и всеобъемлющим техническим арсеналом для решения любых транспортных задач, о чем свидетельствуют представленные примеры уникальных перевозок.

компании из статьи
ЦСТ ТрансЛифтТехника
GOLDHOFER (Германия), GREINER (Германия), ENERPAC Heavy Lifting Technology BV (Нидерланды), TTS SYNCROLIFT (Норвегия).
www.cst-tlt.ru
TII Group
Производитель тяжелогрузных автотранспортных средств
www.tii-group.com
компании по теме статьи
компании из статьи
ЦСТ ТрансЛифтТехника
GOLDHOFER (Германия), GREINER (Германия), ENERPAC Heavy Lifting Technology BV (Нидерланды), TTS SYNCROLIFT (Норвегия).
www.cst-tlt.ru
TII Group
Производитель тяжелогрузных автотранспортных средств
www.tii-group.com
компании по теме статьи